«Образ «вечной Сонечки» в современной литературе». Автор: Желтоухова Анастасия. Работа №261784
Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7
г. Ртищево Саратовской области»
Тема проекта:
«Образ «вечной Сонечки» в современной литературе»
Автор: Желтоухова Анастасия,
10 класс
Руководитель: Родина Ольга Алексеевна,
учитель литературы
Ртищево, 2021 год
Содержание: Стр.
Введение ……………………………………………….…………….……… .3
I. Одноименные образы в произведениях русской литературы ..6
I.1. Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского………………….…………………………..………………. ….6
I.2.Образ Сони в рассказе «Соня» Т.Н. Толстой………………………….. ..10
I.3.Образ Сонечки в повести «Сонечка» Л.Е. Улицкой……………..…. …13
II. Сравнительная характеристика главных героинь рассматриваемых произведений……..………………………………… ….16
Заключение ………………………………….……………………….….……20
Литература…………………………………….…………………….………...21
ВВЕДЕНИЕ
Женские образы всегда занимали в русской литературе необычайно важное место. Таинство души человеческой передавалось русскими писателями не только через несколько отстраненный женский взгляд, но и через женское сердце. "Бедная Лиза" Карамзина впервые показала, что "и крестьянки любить умеют". Не надо думать, что люди низшего сословия были исключительно женского пола, однако честь быть уравненной с дворянами в правах на чувство выпало именно на долю Лизы. "Татьяны милый идеал" в нетленном романе "Евгений Онегин", пожалуй, волнует А.С. Пушкина не меньше, чем судьба главного героя. Независимость характера Т. Лариной, её близость к простому народу, духовная чистота отвечали представлениям А.С. Пушкина о национальном характере.
К женским образам обращались все писатели XIX века. Тургеневские барышни определяют целый комплекс характерных черт, присущих девушкам его идеала. Романы Л.Н. Толстого вдохнули жизнь в образы женщин, может быть, и не безгрешных, но от этого не менее привлекательных. Сонечка Мармеладова, сверкнувшая ярким лучом в кромешной тьме безысходности в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", на долгое время определила приоритеты в духовной сфере.
Почему же именно Соня, Сонечка, Софья?
Имя «Софья» имеет древнегреческое происхождение и означает мудрость. Соня – нежная, добрая. В отношениях с незнакомыми людьми стеснительна и не отличается излишней доверчивостью, в то же время она способна проявить сочувствие к слабому и беззащитному существу и оказать посильную помощь человеку, попавшему в затруднительное положение.
В мировой истории немало женщин с этим именем:
СОФИЯ Римская (ум. ок. 137), христианская святая, мать мучениц Веры, Надежды и Любови Римских, пострадавших в гонение императора Адриана. Память в Православной церкви 17 (30) сентября, в Католической 30 сентября.
Софья Алексеевна Романова (17 (27) сентября 1657, Москва — 3 (14) июля 1704, там же) — русская царевна, правительница России (1682-1689) при двух царях — ее малолетних братьях Иване V и Петре I, дочь царя Алексея Михайловича от брака с М.И. Милославской По общему мнению, Софья была человек большого, выдающегося «великого ума и самых нежных проницательств, больше мужска ума исполненная дева» — как выразился о ней один из ее врагов.
Софья Витовтовна (1371, Литва — 15 июня 1453, Москва), московская великая княгиня, супруга (в 1390-1425) московского великого князя Василия I, дочь литовского великого князя Витовта.
Традиционно в русской литературе все героини, наделенные этим именем, считаются носителями мудрости (это их основная характеристика). Это добрые, «кроткие» женщины, способные помочь и выслушать, смиренно несущие свой крест, но верящие в конечную победу добра. Однако «религиозная» составляющая в образах женщин с именем София в полной мере раскрывается только с появлением работ «возвращенных» философов: В. Соловьева – «Оправдание добра» (1897), П. Флоренского «Имена» (1914) и др. Наблюдения ученых о преображающей силе божественной любви не могут не вбирать в себя сегодняшняя культура и современная проза, в которой – целый ряд произведений, в названия которых вынесено имя София. Тем более что имя героини, вынесенное в заглавие произведений, выполняет роль «интертекстуального» сигнала, выводящего читателя на классические произведения: Софья из «Недоросля» Д.И. Фонвизина (1782) и «Горя от ума» (1822 – 1824) А.С. Грибоедова, Соня из «Преступления и наказания» (1866) Ф.М. Достоевского, Соня из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого, Соня из пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня», Сонечка Голлидэй из повести М.И.Цветаевой «Повесть о Сонечке».
Тема исследования: «Образ «вечной Сонечки» в современной литературе» (на примере романа М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание», рассказа Т. Толстой «Соня» и повесть Л. Улицкой «Сонечка»).
Причина выбора данной темы: Читая произведения школьного курса литературы, я обратила внимание, что и в классической литературе, и в русской литературе XX века многие авторы называют героинь своих произведений именем Соня. И меня заинтересовало, случайно ли совершенно разные писатели, разных эпох и исторических периодов делают это или нет?
Актуальность: В настоящее время много говорят о том, что творчество писательниц Т. Толстой и Л. Улицкой является одним из ярких, самобытных в современной литературе, поэтому считаю необходимым познакомиться с художественным миром этих писательниц.
Целью исследования является выявление общих и противоположных тенденций в создании образов героинь повести Л. Улицкой, рассказа Т. Толстой и романа Ф.М Достоевского.
Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:
Прочитать
анализируемые
мной произведения.
Составить характеристики каждой литературной героини
.
В
ыявить способы создания образов-характеров
Проследить трансформацию мотива «вечной Сонечки»
5. Систематизировать исследуемый материал
Объектом исследования выступают повесть Л. Улицкой «Сонечка», рассказ Т.Н. Толстой «Соня» и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Предмет исследования – образы героинь как специфические объекты и их эволюции в творчестве писателей разного времени.
Методы исследования:
Метод сплошной выборки;
Метод контекстуального анализа;
Метод статистической обработки.
Новизна исследования состоит в анализе мотива «вечной Сонечки» на основе сравнения классической русской литературы с современными произведениями XX века.
Практическая значимость работы: материалы и результаты исследования могут быть использованы при разработке элективных курсов по современной русской прозе, спецкурсов по русской литературе конца 19 – начало 21 века на школьных факультативах.
I. Одноименные образы в произведениях русской литературы
I.1. Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
В литературе XIX века появляются герои, похожие друг на друга. Это литературные «типы» («маленький» человек, «лишний» человек) или «двойники» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «двойники» Раскольникова).
Это герои одного периода или одного автора, но есть и «сквозные» персонажи, встречающиеся в произведениях писателей разных эпох, но имеющие сходство не только внутреннее и внешнее, но и похожие судьбы.
Именно таким является образ «вечной Сонечки», который мы встречаем впервые в литературе XIX века в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Я прочитала произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», провела исследование и поняла, что некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони Мармеладовой. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.
Образ Сонечки Мармеладовой занимает важное место в композиции романа, помогает раскрыть его идею. Девушка также оказывает огромное влияние на всю судьбу главного героя – Родиона Раскольникова, помогает ему понять заблуждения, и, в конце концов, нравственно очиститься.
Ее имя Достоевский выбрал не случайно. Имя София пришло к нам из греческого языка и означает «мудрость», «разумность». М.С. Альтман сделал особый вывод о внутреннем смысле ее имени: «И если имя София вообще, означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софии - смиренномудрие». В романе чаще употребляется как Соня, Сонечка, что подчеркивает ее детскость. Но Раскольников, в самом начале романа называя ее Софьей Семеновной, как бы призывает ее недетскую мудрость, хоть и, не понимая ее до конца.
Что же касается фамилии, то судить о ней следует на основе совокупного образа всей семьи Мармеладовых, их трагичной жизни.
Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.
Соня Мармеладова — необразованная, простая девушка. Ее речь проста, сбивчива, она не знает «ученых» слов. Читает только Евангелие. Соня очень робкая, в ее речи много пауз: Я... я... зашла на одну минуту, простите, что вас обеспокоила, — заговорила она, запинаясь. — Я от Катерины Ивановны, а ей послать было некого... А Катерина Ивановна приказала вас очень просить быть завтра на отпевании, утром... за обедней... на Митрофаниевском, а потом у нас... у ней... откушать... Честь ей сделать... Она велела просить». «Откушать», «честь сделать», «простите, что обеспокоила», — обилие таких слов означает, что Соня — несчастное «бессловесное» существо. Часто она упоминает Бога в разговорных оборотах: «Бог этого не попустит!», охает или ахает, восклицает: «Ох, нет, нет, нет!», «Ох, уж не знаю!», «Ах, что вы, что вы!».
В начале романа Соня Мармеладова уже живет отдельно от остальной семьи. Она снимает комнату в "доме на канаве" в квартире № 9, которая принадлежит портному Капернаумову. Под канавой имеется в виду "Екатерининский канал"
«Живет же на квартире у портного Капернаумова, квартиру у них снимает, а Капернаумов хром и косноязычен, и всё многочисленнейшее семейство его тоже косноязычное. И жена его тоже косноязычная… В одной комнате помещаются, а Соня свою имеет особую, с перегородкой... Гм, да… Люди беднейшие и косноязычные...»
Комната Сони Мармеладовой похожа, скорее, на сарай и выглядит несколько уродливо. В комнате имеется очень мало мебели. Из мебели у Сони имеется кровать, стол, стул, а также два плетеных стула и комод. На стенах в жилище наклеены старые желтоватые обои. Обстановка в комнате кажется очень бедной: «...Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма не правильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».
Как и все девушки с малолетства приученная к труду она пыталась честно заработать, занимаясь шитьем, но за это платили такие копейки, что разве только хватило бы денег на одну воду и то без хлеба. Вот и пришлось бедной девочке идти на грех. При этом Соня никого не обвиняет в своей судьбе, она молча переносит все обиды. Даже деньги девушка отдает все семье: «…много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?.. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши!…»
О профессии Сонечки Мармеладовой в тексте романа не говорится прямо. Однако читатель догадывается о профессии Сони Мармеладовой по некоторым фразам в тексте. Вот как обозначается род деятельности Сонечки в романе: "дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить" (Мармеладов) "по желтому билету живетс". Как известно, желтый билет в середине XIX века был у девушек "непристойной профессии". Соня пошла по "желтому билету" из-за того, что ее семье нужны были деньги. Из-за того, что она переступила нравственные законы, она стесняется находиться рядом с приличными женщинами – с матерью и сестрой Раскольникова; Соня не может даже сесть в их присутствии, боясь, что это их оскорбит.
В то время как Раскольников отбывает наказание, Соня зарабатывает себе на жизнь шитьем. Вскоре она становится уважаемой в городе модисткой (портнихой): «Про себя Соня уведомляла, что ей удалось приобресть в городе даже некоторые знакомства и покровительства; что она занимается шитьем, и так как в городе почти нет модистки, то стала во многих домах даже необходимою; не упоминала только, что чрез нее и Раскольников получил покровительство начальства, что ему облегчаемы были работы, и прочее».
Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.
Люди, окружающие девушку, понимают её тяжёлое положение и не осуждают Соню. В некоторой степени, её поступки благородны и заслуживают уважения, ведь Мармеладова не тратит заработанные деньги на себя, а отдает их своим близким и безвозмездно помогает другим людям. На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь.
Главный поступок в ее жизни ‒ эта жертва Сони Мармеладовой ради счастья близких, и эта жертва ‒ ее жизнь и честь. Она принесла себя в жертву, работая на улице страшной, стыдной работой, чтобы прокормить отца, мачеху и ее детей. Соня испытывает стыд, муки совести, унижения ради близких. В этом ‒ высшее проявление христианской жертвенности.
Соня призывает к Богу, к совести и Раскольникова, желая спасти его душу от терзаний, которые он испытывал после убийства. Соня стала его ангелом‒хранителем, благодаря которому он обрел покой.
Достоевский упоминает о ее некрасивой внешности и лице, но делает акцент на глазах. Глаза Сони при оживлении делали лицо добродушнее и милее. Ей было 18 лет, автор часто называет Соню “худенькое и маленькое создание”.
Подводя итоги, хочу сказать, что в нынешнем мире очень мало по-настоящему добрых людей, поэтому люди, подобные Соне, представляют собой огромную ценность и делают наше общество немного «светлее». Каждый должен равняться на таких людей как она, потому что если подобных людей не станет, то наш мир перестанет существовать, превратится в скопление бездушных и злобных существ.
Образ Сони Мармеладовой помогает в большей степени понять характер самого автора произведения. Именно через эту героиню Федор Михайлович передал свои взгляды на то, каким должен быть истинный христианин, и что для него значит человечность. Жизненная позиция девушки, ее всепрощение и вера в справедливость также соответствует позиции Достоевского.
«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» - символ самопожертвования во имя ближнего, бесконечно ненасытного страдания и искренней христианской любви. Соня - “вечная”, ибо любовь, вера, красота вечны на нашей грешной земле.
I.2.Образ Сони в рассказе «Соня» Т.Н. Толстой.
Очень важную роль в произведении «Соня» Т.Н. Толстой играет образ Сони, раскрывает его главную идею. Соня – главная героиня произведения - не отличалась ни большим умом, ни красотой.
Внешность Сони была даже отталкивающей: «Ну, вообразите себе: голова как у лошади Пржевальского, под челюстью огромный висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма, и рукава слишком длинные. Грудь впалая, ноги такие толстые – будто от другого человеческого комплекта, и косолапые ступни». Главные черты Сони – бескорыстие, готовность к самопожертвованию: у Сони наивная, детская душа. Образ Сони Мармеладовой прекрасно проецируется на героиню Т.Н. Толстой. Соню, чистую, искреннюю девушку, называют «дурой». Соня была бескорыстным человеком. Люди это знали и пользовались ею. Уезжая в отпуск, уходя в театр, детей оставляли с Соней, зная, что, вернувшись, они найдут все в отличном состоянии. Она действительно умела шить, хотя сама одевалась не очень красиво. По доброте душевной Соня никому не отказывала. Соня прекрасно готовила, и это служило поводом для шуток ее знакомых. «А я вот просто в восторге от ваших бараньих мозгов!» - говорила Ада, а Соня поправляла: «Это телячьи».
Характеризуя Соню, Толстая использует множество метафор. Самая яркая из них – «кристалл Сониной глупости засверкал иными гранями». Соня часто ставила людей в неловкое положение. «Я вас видела в филармонии с какой-то красивой дамой: интересно, кто это?» - спрашивала Соня у мужчины в присутствии его жены. С одной стороны, все это характеризует ее как наивного, непрактичного человека. Но Соня не понимает, что допускает оплошность, потому что она сама никого не обманывает, никому не изменяет и не попадает в такие ситуации.
Я считаю, что для большего раскрытия личности Сони, для открытия читателю чистой и светлой души героини, автор открывает ещё один женский образ – Аду. Ада, которой не раз доставалось от такой Сониной простоты, решила отомстить глупой девушке. Вместе со своими приятелями она придумала для Сони кавалера, назвали его Николай. По легенде мужчина был без ума от Сони, но не мог с ней встречаться, поскольку был женат, а еще имел троих детей. Авторы затеи считали Соню настолько глупой, что даже адрес для Николая придумали. Это был дом отца Ады. Они знали, что Соне не хватит смелости туда пойти и разбить чью-либо семью.
Все это началось перед войной. Вымышленный Николай присылал Соне письма со стихами, полными любви и обожания. Та отвечала не менее пылкими письмами, она искреннее полюбила мужчину, которого никогда не видела. Соня клялась непременно отдать за Николая свою жизнь или пойти за ним, если надо на край света. Она даже отправила ему свою брошку в виде голубка, которую всегда носила. Сначала эта переписка забавляла Аду и ее друзей, но со временем надоела, ведь "забава" растянулась на годы. К тому же началась война.
Ада и Соня были заблокированы в Ленинграде, они не успели выехать. Отец Ады умер, и она решила написать письмо Соне и положить конец отношениям, подробно рассказав, что Николай ненавидит Соню. Но та не получила письмо и продолжала верить в существование возлюбленного. Однажды Соня, собрав все свои скудные припасы, решила все же увидеть Николая. По указанному адресу она нашла страшного умирающего человека. Наивная Соня и подумать не могла, что это не ее Николай. Девушка напоила, как она думала, мужчину томатным соком и отправилась за водой. Соня попала под бомбежку и не вернулась. Она так никогда и не узнала правду. Аде удалось спастись. Ведь это она лежала в доме своего отца и одновременно вымышленном доме Николая под грудой одеял и одежды. Умирая от голода, она думала, что за ней придет похоронная команда. А то приходила Соня.
Ее непривлекательная внешность изначально как бы оправдывает веселый розыгрыш приятелей, решивших подшутить над чувствами «глупой» женщины. Однако автор тут же оговаривается: «По прошествии некоторого времени кристалл Сониной глупости засверкал иными гранями, восхитительными в своей непредсказуемости». Что же произошло? Почему изменилось мнение о человеке, не успевавшем «перестроиться» во времени?
Татьяна Никитична показала героиню в довоенное время и в период блокады Ленинграда. Изначально Соня была жертвой насмешек, а затем становится жертвой войны. Желание помочь привело героиню к смерти. Это ещё раз указывает на чистоту и непорочность её души и сердца, ведь смог бы человек, имеющий жизненный опыт и живущий с корыстью в сердце поступить так же? Смог бы в столь сложной и страшной ситуации отдать последнее на благо мало знакомого человека? Думаю, что нет. Многие люди настолько зациклены на себе, что даже в обычной бытовой жизни пожалели бы и самый завалявшийся старый сухарь, не говоря уже про военное время. А Соня, жертвуя собственной жизнью, отдает последние запасы еды человеку, которого она знает только по переписке, которого она практически не знает и который, по сути, вообще не существует.
После прочтения этого произведения я задалась вопросом: «Что произошло бы, если бы Соня узнала, что Николай никогда не существовал? Изменило бы это ее решение?»
Думаю, что нет. Одинокой героине для счастья оказалось нужно совсем немного – любить и быть любимой, это то, чего у Ады было слишком много, но так и не сделало ее счастливой. А Соня была переполнена счастьем от писем Николая, с которым она даже не могла встречаться. Вот почему можно говорить о Сониной мудрости, опирающейся на бесконечную веру в человеческую честность, порядочность, доброту и любовь. Красота физическая кратковременна и проходит, а перед красотой души – время бессильно.
Толстая рассказала нам о судьбе еще одной Сонечки, готовой протянуть руку каждому, кто в этом нуждается.
I.3.Образ Сонечки в повести «Сонечка»
Л. Е. Улицкой
В повести Л. Улицкой «Сонечка» главная героиня предстает перед читателями девушкой, обладающей всеми душевными качествами идеальной русской женщины. Ее образ воплощает черты: смирение, доброту, милосердие, любовь. Мы привыкли видеть главной героиней харизматичную красавицу, умницу, которая знает, что хочет от жизни, обладает сильным женским чутьем. Соня же не такая. Она с детства погружена в свой собственный мир, в мир книг и воображаемых героев. Такой типаж чаще всего называют «синим чулком», внешне она неприметная серая мышь. Этот образ имеет автобиографические черты. Сама писательница с детских лет была погружена в книги, самостоятельно открывала для себя писателей, читала их, заучивала наиболее интересные моменты. Она спокойно цитировала рассказы О. Генри, обожала Б. Пастернака.
В повести Л. Улицкой Сонечка - порядочная барышня из не очень богатой, но благополучной семьи. Ее нельзя назвать инфернальной, поскольку таковой является сильная и своенравная женщина, поступающая против правил. Эта девушка очень скучна в общении, она любит читать и весьма приземленная, она рано вышла замуж и перестала поступать по собственным желаниям, её мысли подвластны её мужу Роберту Викторовичу. Сонечка - образ любящей жены и матери, жертвующей собой ради близких людей, но судьбу её нельзя назвать несчастной, как судьбу Сони Мармеладовой.
Героиня Л. Улицкой тоже носит имя Соня. Но оно содержит уменьшительно-ласкательный суффикс -ечк - Сонечка. Писатель с любовью относится к своей героине. Одновременно с этим мы можем предположить, что такое имя для героини не случайно. С начала произведения автор знакомит нас с маленькой девочкой по имени Сонечка. На протяжении всей повести имя не меняется, оно не осложняется фамилией, отчеством, в отличие, например, от мужа Сонечки, Роберта Викторовича. Это может быть показателем ее детскости. Сонечка осталась такой же доброй и мягкой, не озлобилась, когда от нее ушел муж. Мы видим, что Л. Улицкая точно подобрала имя для своей героини, оно отражает внутренний мир Сонечки.
Героине Л. Улицкой выпало пережить нелюбовь дочери, а вскоре и мужа, но, несмотря на это, она осталась доброй, умной, барышней. Она человек простой и, как у каждого, у неё есть свои недостатки. Соня - женщина безрассудная и легкомысленная, она хочет быть похожа на барышень из её романов. У неё совершенно нет чувства достоинства. В ней нет загадочности, таинственности, которые должны быть присущи женщине, она же, наоборот, как белый лист, - вся видна и открыта. Она могла остаться работать в библиотеке и встретить другого, более ей подходящего мужчину, но нет, почему же женщина так безрассудно бросается в порывы чувств, совершенно не осознавая, что это не настоящее и совсем не то, что ей нужно в жизни?
Ответ закрыт глубоко в её сердце - она всегда была девушкой обычной, и из мужчин на неё особого внимания никто не обращал. Хотя в тексте об этом не упоминается, но можно предположить, ведь при первой встрече с Робертом в ней нет четкой линии поведения. Роберт Викторович полюбил её такой, какой она была. Он видел в ней безропотного «человечка», который всю жизнь будет с ним. Предложив ей выйти за него замуж, она, не раздумывая, согласилась, при этом совершенно его не зная. Именно с этого момента в произведении Сонечка забывает о том, что она женщина, что в ней должно быть уважение к себе. На протяжении всей жизни она прощала мужу, а потом и дочери, все обиды, оскорбления, неуважение и даже смогла простить мужу измену, хотя тот позорным образом умер в постели с Ясечкой. Даже после этого Соня по-прежнему любит и уважает Роберта Викторовича, её поведение можно назвать благородным, она женщина, которая умеет прощать и не держать ни на кого зла, женщина, которая умеет делать добро бескорыстно, всегда поступает невероятно благородно. Но в этой женщине нет никакого уважения к себе. Это её единственный недостаток, но он самый ужасный для любой женщины. Женщина, в которой нет гордости, чести, любви к себе, уважения к себе - это женщина, которая совершенно себя не ценит. Она не в праве называться настоящей женщиной, ведь не зря про сильных женщин пишут романы, они входят в историю, они меняют судьбы других людей, они помогают перерождаться; при всех своих замечательных качествах и поступках они могут быть хитры, властолюбивы, эгоистичны, грубы и жестоки. В основном так оно и есть, истинная женщина, никогда не будет простой и домашней всю жизнь, она не сможет выполнять обыденную домашнюю работу постоянно. Женщина должна быть интересной она должна украшать мир, она должна быть горда, любима постоянно.
Нельзя сказать, что в образе героини наблюдаются эти качества, как раз она проста и несчастна в жизни. Её поступки глупы и не обдуманны. Образ инфернальной женщины ей совершенно не подходит. Скорее она спокойная, миролюбивая, всепрощающая барышня, но весьма благородная. Она после такого жестокого обмана мужа его прощает и совершенно не держит на него зла, Ясечку она берет к себе на попечительство (у неё нет никого, кроме Сони). Сонечка невероятно добра, но она не интересна и оттого, как только она чуть-чуть состарилась и потеряла некоторую часть своей красоты, именно некоторую, потому что женщина красива в любом возрасте, она теряет только облик молодого лица и тела. Для Роберта Викторовича этого было достаточно, чтобы уже предать её и предать так бесстыдно и позорно, унизительно и низко. Соне безумно больно оттого, что уже в зрелом возрасте она понимает, что её муж, которому она посвятила всю свою жизнь, никогда по-настоящему её не любил, возможно, он и не знает, что такое любовь, за всю свою жизнь он не смог почувствовать этого прекрасного чувства. Какое-то время Роберт любил свою жену, но он любил её так, как игрушку, которая всегда при нем. Муж Сонечки всегда знал, что она никуда от него не денется, никогда не бросит и не скажет что-то против. Не зря говорят, что любовь «жестока», что от любви страдают. Соне не пришлось страдать, но пришлось испытать чувство огорчения и боли из-за любви.
Символично и то, что Соня возвращается в конце своей жизни к тому, с чего началась её жизнь, - к чтению. Краткое озарение семейной жизни стало для нее счастливым подарком. Это тот тип «лишних людей», которым не удается найти себя, свой путь в этом мире в силу вечного поиска идеала, смысла этой жизни. Она снова погружается в мир книг, уходит от окружающей реальности в «сладкие глубины, в темные аллеи, в вешние воды» Л. Улицкая настаивает на том, что даже материнская любовь не должна быть настолько всепоглощающей, чтобы женщина забывала о себе, превращалась в добровольную рабу, ей необходимо сохранять в себе живую душу.
Проанализировав образ Сонечки, я убедилась в том, что Л. Улицкая рисует тип современной женщины, с богатым внутренним миром, но зачастую слепой в любви; обнаруживающей непреодолимую тягу к домашнему очагу, семье. Во всем она идет на крайность: будь то чтение или же семейная жизнь, что ведёт к непоправимым последствиям. Нельзя жить от крайности до крайности, иначе можно перегореть и вовсе потерять смысл жизни. Трагический финал повести «Сонечка» свидетельствует о том, что нужно стремиться не к какой-то фантомной мечте под названием счастье, а наслаждаться жизнью, чувствовать и проживать каждый её момент, понимать, что этот миг больше никогда не повторится.
II. Сравнительная характеристика главных героинь трёх рассматриваемых произведений.
Ф. М. Достоевский
Т. Н. Толстая
Л. Е. Улицкая
Федор Михайлович Достоевский родился в 1821 году в Москве. Первоначальное образование получил в частных московских пансионах. В 1838 году он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, которое и закончил в 1843 году со званием военного инженера.
Всю жизнь он посвятил раскрытию главной темы своих исканий – темы Человека. Он открыл много неизведанного, показал человека во всевозможных столкновениях с жизнью.
Толстая Татьяна Никитична родилась в 1951 году в Ленинграде, внучка знаменитого советского писателя А. Н. Толстого и поэтессы Н. В. Крандиевской-Толстой, дед по материнской линии – переводчик и поэт М. Л. Лозинский.
Окончила филологический факультет ленинградского государственного университета, преподавала в американском университете.
Улицкая Людмила Евгеньевна родилась в 1943 году в селе Давлеканово Башкирской АССР, по профессии биолог и генетик.
Порвав с научной работой, была завлитом в Камерном еврейском театре, затем закончила курсы мультипликационной режиссуры, занималась литературными переводами, писала сценарии программ для телевидения, создала 15 пьес для кукольных театров.
«Преступление и наказание»
«Соня»
«Сонечка»
Внешность
«…худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами»
«Ну, вообразите себе: голова как у лошади Пржевальского, под челюстью огромный висячий бант блузки торчит из твердых створок костюма, и рукава слишком длинные. Грудь впалая, ноги такие толстые – будто от другого человеческого комплекта, и косолапые ступни».
«Нос ее был действительно грушевидно-расплывчатым, а сама Сонечка, долговязая, широкоплечая, с сухими ногами и отсиделым тощим задом…»
«Толстая усатая старуха…»
Деятельность
«И заходит к нам Сонечка теперь более в сумерки и Катерину Ивановну облегчает и средства посильные доставляет».
«Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила…»
«Соня хорошо готовила. Торты накручивала великолепные…Так что это всегда поручалась ей.»
«Сонина незаменимость на кухне в предпраздничной суете, и швейные достоинства, и ее готовность погулять с чужими детьми и даже посторожить их сон…»
«Чисто мыла она тарелки и кастрюли, со страстным старанием готовила еду, кипятила баки с бельем, подсинивала и крахмалила»
«Во имя великой цели Соня работала на двух работах, строчила ночами на машинке и втайне от мужа копила деньги».
«В начале пятидесятых Сониными огромными трудами и хлопотами семья полуобменяла-полуприкупила жилье, и въехали они в целую четверть двухэтажного деревянного дома…»
Взаимоотношения с окружающими
«Он (Раскольников) смотрел на Соню и чувствовал, как много на нем было ее любви…»
«– Теперь-то! О, что теперь делать!.. Вместе, вместе! – повторяла она как бы в забытьи и вновь обнимала его (Раскольникова). В каторгу с тобой вместе пойду!»
«Но ведь нельзя же быть эгоистами и пользоваться Соней в одиночку: другим она тоже могла быть нужна»
«Соня клялась непременно отдать за Николая свою жизнь или пойти за ним, если надо на край света»
«…но Сонечка благоговейно грелась перед огнем этого всемирного разговора и все твердила про себя: «Господи, господи, за что же мне все это…»
Внутренний мир
«Какое-то ненасытимое сострадание, если так можно выразиться, изобразилось вдруг во всех чертах лица ее»
«Чуткий инструмент Сонина душа…»
«Впрочем, надо думать, что она романтична и по-своему возвышена»
«Наподобие касания к философскому камню, ночные беседы с женой оказывались волшебным механизмом очищения прошлого».
Сонечка Мармеладова, наделена даром бесконечного сострадания к людям, во имя любви к ним готова перенести любые трудности и даже унижение. Ради спасения близких Соня избирает путь насилия над собою. Следуя за Раскольниковым, она разделяет его судьбу, помогает нести тяжелый крест.
В девушке чувствуется готовность подчиниться, но за кажущейся слабостью, за кротостью таится сила воли, характер, способный принять и поддержать грешника, увидеть его страдания. На это могла пойти только она, «вечная Сонечка», девушка с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям.
В позоре и унижении, в условиях, казалось бы, исключающих всякую моральную чистоту, Соня сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу
«Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» – символ самопожертвования и бесконечного страдания.
«Ясно одно - Соня была дура. Это ее качество никто никогда не отрицал…»
Так начинается знакомство с главной героиней одноименного рассказа Т. Толстой. Ее непривлекательная внешность изначально как бы оправдывает веселый розыгрыш приятелей, решивших подшутить над чувствами «глупой» женщины. Однако автор тут же оговаривается: «По прошествии некоторого времени кристалл Сониной глупости засверкал иными гранями, восхитительными в своей непредсказуемости».
Что же произошло? Почему изменилось мнение о человеке, не успевавшем «перестроиться» во времени?
Татьяна Никитична показала героиню в довоенное время и в период блокады Ленинграда. Изначально Соня была жертвой насмешек, а затем становится жертвой войны.
Желание помочь привело героиню к смерти.
Толстая рассказала нам о судьбе еще одной Сонечки, готовой протянуть руку каждому, кто в этом нуждается.
Дожив до своих двадцати семи лет, героиня романа Сонечка почти не сталкивалась с реалиями внешнего мира, потому что героиня «читала почти без перерыва». Границы между вымышленными и реальным мирами в ее сознании настолько стерлись, что девушка куда больше переживала за книжных героев, нежели за судьбу родственников и знакомых.
Но вот Соня встретила Роберта Викторовича, которому суждено было стать ее мужем. Сорокасемилетний художник распознает в гадком утёнке, каким представлялась Сонечка окружающим, прекрасного лебедя…
Ей ни на минуту не приходило в голову печалиться о своей участи, «ревновать о высшем». Соня день ото дня радовалась успехам дочери и мужа.
Любовь как способность к самопожертвованию становится непременной чертой образа «вечной Сонечки».
Вывод:
Сравнив трёх героинь, я выяснила:
о
ни
являются
нежными, добрыми и терпеливыми;
о
ни всегда
готовы к самопожертвованию;
о
ни обладают огромным духовным б
огатством и внутренней красотой;
ж
изн
енный путь каждой очень печален;
Сонечка
Л.
Улицкой и Соня
Т.
Толстой, в отличие от Сони
Ф.
Достоевского были
более
счастливым
и
, даже несмотря на не располагающие к счастью жизненные обстоятельства
.
Заключение:
В процессе работы над этим проектом я пришла к выводу, что писательницы XX столетия в своих произведениях использовали один и тот же «сквозной» образ Сони, который впервые появился в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского, дополняя его некоторыми деталями и несколько видоизменяя. И Ф.М. Достоевский, и Л. Улицкая, и Т. Толстая почувствовали, что взгляд на мир глазами женщины близок к пониманию внутренних духовных основ его устройства. Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в Бога. Образ «вечной Сонечки» прекрасен и правдив. Героини смиренны, кротки, но готовы испепелять себя ради любимых людей, поддерживая их в трудную минуту. Преодолевая немыслимые тяготы, они несут добро в мир. Их жертвенность не может быть напрасной. Без таких людей в этом мире жить просто невозможно, они, уберегая души людей, дают возможность отстраниться от «грязи» и «холода». Эти образы вселяют надежду, что красота, вера и любовь останутся нескончаемыми на этой планете.
Литература:
Достоевский Д.М./ Преступление и наказание: Роман в шести частях с эпилогом. – М.:
Худож
. Лит
.,
1983.
Толстая Т./
Река
Оккервиль
. Рассказы
.
М
.: Подкова,
Эксмо
-Пресс, 2002
Улицкая Л./
Сонечка
. А
вторский сборник
.
М.:
Эксмо
, 2003
.
Шаповалова
О.А.
«Преступление и наказание»
Ф.М. Достоевского
. По страницам литературной классики. Саратов: Лицей, 2005г.
litmir
.
me
›
br
/?
b
=70913&
p
=1
litra.ru
›
composition
/get/
coid
/00850921434116242137
nsportal.ru
›
sites…tatyana_tolstaya._sonya.pdf
studbooks.net
›
…
literatura
/
obraz_soni
…
sonechka
