Работа "Методическая разработка литературного спектакля "Я познакомился с тобой, война"". Автор: Курникова Светлана Викторовна педагог дополнительного образования Хижняк Наталья Николаевна педагог дополнительного образования

Автор:
Курникова Светлана Викторовна педагог дополнительного образования Хижняк Наталья Николаевна педагог дополнительного образования
Название работы:
Методическая разработка литературного спектакля "Я познакомился с тобой, война"
Номинация:
Методические разработки педагогов
Описание:
Методическая разработка рекомендована педагогам дополнительного образования и руководителям детских и студенческих театральных коллективов.
Работа:

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский промышленно - экономический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

литературного спектакля

«Я познакомился с тобой, война»

по повести Б. Окуджавы «Будь здоров, школяр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработали:

Курникова Светлана Викторовна

педагог дополнительного образования,

Хижняк Наталья Николаевна

педагог дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск

2021

 

Пояснительная записка

 

Методическая разработка рассчитана для педагогов дополнительного образования, руководителей детских и студенческих театральных коллективов.

Действие спектакля происходит в 1942 году в северной группе войск Закавказского фронта. Главными героями являются молодые ребята призывного возраста, вчерашние школьники, не соприкоснувшиеся с ужасами войны. На протяжении спектакля герои взрослеют, совершают подвиги и становятся настоящими патриотами Отечества.

Спектакль объединяет в театральном коллективе подростков 16-18 лет. По возрасту им очень близки главные герои, их изначальная наивность и романтизм, отчего существование в предлагаемых обстоятельствах становится более легким и интересным.

Образом спектакля является старый фотоальбом, где каждая страница отражает определенный этап существования на войне главного героя. В качестве страниц альбома используются стенды (ширмы на колесах), с креплениями для быстрой смены картин.

За основу инсценировки спектакля взята автобиографическая повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр». А также его стихи и песни.

 

Актуальность

В современном мире подвиги героев ВОВ, исторические факты, к сожалению, забываются и обесцениваются молодым поколением. Молодые люди все больше погружены в социальные сети и в пространство виртуального общения. Простые человеческие ценности, такие, как дружба, взаимопомощь, забота, сила духа, уважение и преданность отходят на второй план. Главные герои спектакля обладают более гуманными качествами и ценностями, что является настоящим примером поведения, отношения между людьми и человеческого достоинства.

 

Цель и задачи

Цель – приобщение молодого поколения к высоким человеческим ценностям, героизму, долгу, самоотверженности и уважения к подвигам людей, защищавших страну в годы ВОВ.

 

Задачи:

Воспитательная - привить чувство патриотизма, любви к Родине, желание встать на защиту Отчизны.

Образовательная – познакомить с историческими фактами времен ВОВ.

Развивающая – научить ценить человеческую дружбу, уважение, взаимопомощь, милосердие.

 

 

 

 

Инсценировка литературного спектакля

«Я познакомился с тобой, война»

по повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр», его стихам и песням

 

Реквизит: (стенд с надписью «Фотоальбом», стулья, скамейки на заднике транспарант и военная карта)

 

Картина первая «Прощание»

На сцене пустой стенд – ширма.

Звучит «Рио-рита»

Фотограф собирает всех на общую фотографию.

Звучит щелчок фотоаппарата, раздается голос Левитана.

Фотограф одевает фуражку командира и строем уводит парней.

Звучит песня «Мы уходили молча на войну»

 

Картина вторая «Вокзал»

Стенд «Вокзал»

Герой 1: Когда я уходил на фронт оркестр не играл. Была осень. Шел дождь. И мы с Сережкой Гореловым стояли на трамвайной остановке. На нас были вещевые мешки. А в кармане лежал пакет из военкомата, и в нем – наши направления в отдельный минометный дивизион.

Герой 2: Сами доедете, - сказал нам начальник второй части, не маленькие. Мы и поехали. Никто нас не провожал. Нам было по 18.

Герой 1: На Казанском вокзале было страшно тесно. И мы сели на пол. Мы с Сережкой играли в солдат, и нам нравилась игра. Нет, оркестры не играли нам на прощание. Только на возвышении стоял рояль, к нему подсел какой-то хмельной морячок и заиграл старинный вальс. И все замолчали и стали слушать. И я слушал.

Герой 2: Даже дети, которые плакали, вдруг перестали плакать. В зале было душно, но никто не шумел, все слушали музыку, это была особенная музыка. Вальс все звучал и звучал…

Звучит вальс «Нежность» (на сцене появляются пары)

Герой 1: Морячок играл старинный вальс, и я был счастлив, что сижу на полу вокзала, что рядом мой вещмешок, что я солдат, что завтра, может быть мне дадут оружие.

Герой 2:Вот мы с тобой и солдаты.

Щелчок фотоаппарата.

 

Картина третья «Солдаты»

Стенд «Передовая»

Герой 1:Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей - шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык? Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно? Крик командира - беги, исполняй, падай, ползи, засыпай на ходу. Шуршание мины - зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, всем телом, не испытывая при этом страха, не задумываясь. Гибнут друзья – рой могилу, сыпь землю, машинально стреляй в небо три раза… (уходит)

Появляется девушка, которая исполняет песню «До свиданья, мальчики»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат
До свидания, мальчики!
Мальчики, Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки,
Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.

Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад
До свидания, девочки! Девочки!
Постарайтесь вернуться назад.

 

Герой 1: Я несу командиру полка очень ответственный пакет. Ночь. Песчаные холмы похожи один на другой. А я второй день на передовой. А за невыполнение задания – расстрел. А мне восемнадцать лет. Второй раз я плачу сейчас здесь, в Моздокской степи. Ну почему именно меня послали с пакетом? Вот Коля Гринченко – такой сильный, ловкий парень. Он бы уже давно добрался. Сидел бы сейчас в теплой землянке штаба полка. Пил бы чай из кружки, подмигивал бы связисткам и улыбался. (уходит)

 

Появляется командир и читает стихотворение «Сто раз закат краснел»

Сто раз закат краснел, рассвет синел,
сто раз я клял тебя,
песок моздокский,
пока ты жег насквозь мою шинель
и блиндажа жевал сухие доски.

А я жевал такие сухари!
Они хрустели на зубах,
хрустели
А мы шинели рваные расстелем —
и ну жевать.
Такие сухари!

Их десять лет сушили,
не соврать,
да ты еще их выбелил, песочек
А мы, бывало,
их в воде размочим —
и ну жевать,
и крошек не собрать.

Сыпь пощедрей, товарищ старшина!
(Пируем — и солдаты и начальство…)
А пули?
Пули были. Били часто.
Да что о них рассказывать —
война…

Герой 1 появляется с пакетом, передает его командиру.

Щелчок фотоаппарата, командир уходит.

 

Картина четвертая «Связистка»

Герой 1 поет а капелла песню «Примета», после каждого припева появляются все герои спектакля в военной форме и маршируют.

 

Если ворон в вышине,
дело, стало быть, к войне.

Чтобы не было войны,
надо ворона убить.
надо ружья зарядить.

А как станем заряжать,
всем захочется стрелять.
Ну а как стрельба пойдет,
ну а как стрельба пойдет, пуля дырочку найдет.

Ей не жалко никого,
ей попасть бы хоть в кого,
хоть в чужого, хоть в свово.. хоть в чужого, хоть в свово..
Во, и боле ничего.

Во, и боле ничего.
Во, и боле никого.
Кроме ворона того:
стрельнуть некому в него.

Во, и боле ничего.

 

Если ворон в вышине,
дело, стало быть, к войне.

Чтобы не было войны,
надо ворона убить.
надо ружья зарядить.

(расходятся)

 

Герой 2: А ты красивый

Герой 1:Я бреюсь перед осколочком зеркала. Брить нечего. В землянке холоднее, чем на дворе. Руки красные, нос красный. Кровь красная. Пока брился, весь изрезался. Разве я красивый? Уши врозь, нос картошкой… Для чего я бреюсь, вот уже три дня на передовой и ни одного выстрела, ни одного немца, ни одного раненого. Вчера под вечер у входа в нашу землянку остановилась та самая красивая связистка.

 

Появляется связистка и меняет изображение стенда «Передовая» на «аппарат связи»

 

Связистка: Привет. Как жизнь?

Герой 1: Идет.

Связистка: А что это ты такой хмурый? Не кормили, что ли?

Герой 1: Тебе, что делать нечего?

Связистка: А ты совсем еще малявка, да?

Герой 1: Что это значит, малявка.

Связистка: Это рыбка такая, которая только из икры.

Герой 1: Я в землянку. (уходит, связистка смеется ему вслед и становится у стенда)

 

Герой 2: Приходила Нинка? – спросил потом Сашка

Герой 1: Да, а ты ее знаешь?

Илья: Я всех знаю. (Подходит к стенду и пронзительно смотрит на связистку)

Герой 1: (мечтательно) Придет Нинка или не придет? Я скажу ей: «Привет, малявка. А потом? Потом будет вечер».

Щелчок фотоаппарата

Появляется комбат.

Командир: Хватит, живо на батарею.

(все уходят)

Картина пятая «Передовая»

Стенд «Миномет»

Герой 1: За спиной у меня автомат, на боку – две гранаты, с другого бока – противогаз. Очень воинственный вид. Кто я? Я боец, минометчик. У нас полковые минометы. Я подтаскиваю ящики с минами из укрытия. Какой я все-таки сильный. И ничего не боюсь.

Герой 2: Я скатываюсь с холма, бегу, а навстречу мне плывет «виллис», в нем сидит генерал. Генерал Багров. Я не знаю, что мне делать: пробежать или пройти строевым, приложив ладонь к козырьку…

 

На сцене появляются генерал и лейтенант, читают стихотворение «Дерзость или разговор перед боем»

— Господин лейтенант, что это вы хмуры?
Аль не по сердцу вам ваше ремесло?

— Господин генерал, вспомнились амуры —
не скажу, чтобы мне с ними не везло.

— Господин лейтенант, нынче не до шашней:
скоро бой предстоит, а вы все про баб!

— Господин генерал, перед рукопашной
золотые деньки вспомянуть хотя б.

— Господин лейтенант, не к добру все это!
Мы ведь здесь для того, чтобы побеждать…

— Господин генерал, будет нам победа,
да придется ли мне с вами пировать?

— На полях, лейтенант, кровию политых,
расцветет, лейтенант, славы торжество…

— Господин генерал, слава для убитых,
а живому нужней женщина его.

— Черт возьми, лейтенант, да что это с вами!
Где же воинский долг, ненависть к врагу?!

— Господин генерал, посудите сами:
я и рад бы приврать, да вот не могу…

Ну гляди, лейтенант, каяться придется!
Пускай счеты с тобой трибунал сведет…

— Видно, так, генерал: чужой промахнется,
а уж свой в своего всегда попадет.

Щелчок фотоаппарата

 

Картина шестая «Машина»

 

Стенд с изображением машины.

Герой 1: Мы отправляемся на базу армии за минометами. Устраиваемся в кузове старенькой нашей полуторки. И машина едет. Мы с Сашкой улыбаемся и подмигиваем друг другу.

Герой 2 : Вдруг наша полуторка останавливается. Какой-то одинокий маленький солдатик стоит и смотрит в нашу сторону. Мы с Сашкой соскакиваем на дорогу. Солдатик бежит к нам и размахивает руками. Очень уж маленький этот солдатик, я смеюсь и вижу, что это девчонка. Она в шинели. Аккуратно затянута ремнем, а на плечах погоны старшины.

Старшина: Подвезите ребята. Целый час торчу. Все машины к фронту, а обратно ни одной. А мне так надо, - говорит она и проводит по горлу.

(помогают ей взобраться в кузов)

А вы откуда, мальчики?

Герой 2: С передовой.

Старшина: Меня зовут Маша, я старшина медицинской службы.

Герой 1: (с усмешкой) Маша, не доела кашу!

Старшина: (обидевшись) Я, между прочим, в классе всех мальчиков била!

Герой 2: Давайте лучше споем!

Исполняют песня «Маркитанка»

Отшумели песни нашего полка,
Отзвенели звонкие копыта.
Пулями пробито днище котелка,
Маркитантка юная убита.

Нас осталось мало: мы да наша боль.
Нас немного, и врагов немного.
Живы мы покуда, фронтовая голь,
А погибнем — райская дорога.

Руки на затворе, голова в тоске,
А душа уже взлетела вроде.
Для чего мы пишем кровью на песке?
Наши письма не нужны природе.

Спите себе, братцы, — все придет опять:
Новые родятся командиры,
Новые солдаты будут получать
Вечные казенные квартиры.

Спите себе, братцы, — все начнется вновь,
Все должно в природе повториться.

И слова, и пули, и любовь, и кровь…
Времени не будет помириться.

Щелчок фотоаппарата на фоне машины

 

Картина седьмая «Бой»

 

Стенд с изображением миномета.

Герой 2:Грохот, крики, едкий запах выстрелов. Все смешалось. Побоище, дым коромыслом. С новых позиций мы ведем огонь по врагу. Три наших миномета рявкают куда-то через холмы

 

Герой 1: Десять шагов вперед, десять - назад. Сколько времени прошло? Счастливые часов не наблюдают. В спину ударяет взрывной волной. Я не могу устоять, я падаю. ААА-ААА - кричит кто-то!!.. Это я сам кричу. Я вижу спины товарищей. Они ведут стрельбу. Они меня не видят. Все у меня цело, ничего не болит. Чего я раскричался? Вот если бы прямое попадание… но это невозможно. Почему именно в меня? Я ведь пригожусь для жизни.

Герой 2: Помогите мне. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил. Помогите мне. У меня мама есть. Что будет с ней? А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? Я еще не успел от этого отвыкнуть. Я еще нигде толком не побывал.

Герой 1: Я, например, еще не был на Валдае. Я все пройду. До самого конца. Я буду стрелять по фашистам, как снайпер, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать, мучиться…

(резкий звук взрыва, далее все стихает, герои ползут друг к другу)

Герой 2: Я многому уже научился.

Герой 1: Как - будто я не голоден.

Герой 2: Как- будто мне не холодно.

Герой 1: Как - будто мне никого не жалко.

Герой 2: Только спать, спать, спать…

(падают спать, остальные герои присоединяются к ним)

 

Звучит стихотворение «Первый день на передовой»

 

Волнения не выдавая,
оглядываюсь, не расспрашивая.
Так вот она — передовая!
В ней ничего нет страшного.

Трава не выжжена, лесок не хмур,
и до поры объявляется перекур.
Звенят комары. Звенят, звенят: возле меня.
Летят, летят — крови моей хотят.

Отбиваюсь в изнеможении
и вдруг попадаю в сон:
дым сражения, окружение,
гибнет, гибнет мой батальон.

А пули звенят возле меня.
Летят, летят — крови моей хотят.

Кричу, обессилев, через хрипоту: «Пропадаю!»
И к ногам осины, весь в поту, припадаю.

Жить хочется! Жить хочется!
Когда же это кончится?.не немного лет…
гибнуть толку нет…

я ночных дозоров не выстоял…
я еще ни разу не выстрелил

И в сопревшую листву зарываюсь
и просыпаюсь…

Я, к стволу осины прислонившись, сижу,
я в глаза товарищам гляжу-гляжу:
а что, если кто-нибудь в том сне побывал?

А что, если видели, как я воевал?

Герои просыпаются и каждый произносит последнюю строчку: А что если видели, как я воевал?

 

Щелчок фотоаппарата

 

Картина восьмая «Ранение»

Стенд «Блиндаж»

Повариха: Война –войной, а обед по расписанию! Кушайте, мои хорошие! (раздает котелки с кашей)

Все едят ложками, Герой 1 палочкой.

Герой 2: А что у тебя с ладонями?

Герой 1:Это от минных ящиков.

Герой 2: Будем делать перевязку. Сестра!

(медсестра перевязывает руки бинтом)

Герой 2: А я тут ложки видел немецкие, новенькие. Валяются. Надо бы тебе принести. (встает и ищет ложки). Вот целая связка, они мытые, фрицы чистоту любят. Выбирай любую (протягивает).

Герой 1: Потерял я ложку, как дурак. Обыкновенная такая ложка, с зазубринами, почерневшая. Очень важный инструмент. Есть нечем. Суп пью прямо из котелка. Я дощечку приспособил, щепочку. Сколько я без ложки прожил? (берет ложки и возвращает) Я не могу ими есть. Я не знаю, почему…

Раздается звук самолета.

Над нами летает немецкий корректировщик, и изредка постреливает в нас. Герой 2 размахивается и игриво швыряет ложку в Героя 1.

Герой 1: Больно, говорю я, что ты ложки раскидываешь?

Герой 2: Я не в тебя.

Герой 1: Что- то нога не выпрямляется. Мне страшно. Левое бедро в крови, а в белой кальсоне маленькая черная дырочка, голова кружится и тошнит немного.

Герой 2: Это ложкой, да! Что же это такое? Жилу задело, ты прислонись, полежи. Хорошо, что не в голову.

Герой 1: Меня кладут на плащ- палатку.

(герои перекладывают его на плащ – палатку)

Как-то все уже неинтересно, я лежу, холода не чувствую. Мне суют в карман какие-то бумаги.

Герой 2: Это документы, в медсамбате сдашь. Прощай, ехать недолго, увидимся.

Герой 1: Конечно, увидимся.

Щелчок фотоаппарата

 

Картина девятая «Медсамбат»

Стенд «Медсамбат»

Герой 1: Я просыпаюсь, меня тормошит сестра в белом халате.

Медсестра: Давай документы, милый, нужно в санитарный поезд оформлять. В тыл повезут.

(герой достает документы, из кармана случайно выпадает деревянная ложка)

Ложку-то не потеряй! Спи, Чего губы-то дрожат. Теперь уже не страшно.

Герой 1: В барак вносят новых раненых. Одного кладут рядом со мной… Он смотрит на меня.

Раненый: Из минометной?

Герой 1: Да, знаешь наших? Колю, Сашку, комбата?

Раненый: Всех знаю, и Сашку и Колю. Всех. Подчистую. Один я остался.

Герой 1:И комбата??

Раненый (кричит): Всех говорю, Всех! Всех…

Герой 1: Врешь ты все!

Медсестра: Ты его не слушай, он не в себе, контуженый. (уводит)

Герой 1:И мне хочется плакать и не потому, что он сказал вдруг такое.. А потому, что можно плакать и не от горя. Плачь, плачь. У тебя неопасная рана, школяр. Тебе еще многое пройти нужно. Ты еще поживешь, дружок…

 

Герой 3 читает отрывок стихотворения «Я ухожу от пули»

Я ухожу от пули,
делаю отчаянный рывок.
Я снова живой
на выжженном теле Крыма.
И вырастают
вместо крыльев тревог
за моей человечьей спиной
надежды крылья.

Ребята, когда нас выплеснет
из окопа четкий приказ,
не растопчите
этих цветов в наступленье!
пусть синими их глазами
глядит и глядит на нас
идущее за нами поколенье.

(снимает шинель и вешает ее на край стенда, уходит)

 

Картина десятая «Шинель»

 

Герой 1: Кто там был у первого миномета? Никого вспомнить не могу. Никого. Вот так начисто всех.

(переворачивает стенд на изображение солдата с орденами, встает около него)

Щелчок фотоаппарата

 

Что ждет нас впереди? Где будет наша новая позиция? А у меня перед глазами – черные пятна на снегу, воронка и фигура в шинели.

 

Звучит песня в исполнении Булата Окуджавы «Бери шинель иди домой»

А мы с тобой, брат, из пехоты,
А летом лучше, чем зимой.
С войной покончили мы счеты,
С войной покончили мы счеты,
С войной покончили мы счеты, -
Бери шинель, пошли домой!

(увозит стенд со сцены)

Война нас гнула и косила,
Пришел конец и ей самой.
Четыре года мать без сына,
Четыре года мать без сына,
Четыре года мать без сына, -
Бери шинель, пошли домой!
(Все участники спектакля выходят и садятся на край сцены, поют песню)
К золе и к пеплу наших улиц
Опять, опять, товарищ мой,
Скворцы пропавшие вернулись,
Скворцы пропавшие вернулись,
Скворцы пропавшие вернулись, -
Бери шинель, пошли домой!

А ты с закрытыми очами
Спишь под фанерною звездой.
Вставай, вставай, однополчанин,
Вставай, вставай, однополчанин,
Вставай, вставай, однополчанин, -
Бери шинель пошли домой!

Что я скажу твоим домашним,
Как встану я перед вдовой?
Неужто клясться днем вчерашним,
Неужто клясться днем вчерашним,
Неужто клясться днем вчерашним, -
Бери шинель пошли домой!

Мы все – войны шальные дети,
И генерал, и рядовой.
Опять весна на белом свете,
Опять весна на белом свете,
Опять весна на белом свете, -
Бери шинель, пошли домой!

 

 

Музыкальное оформление

 

Б. Окуджава: «Маркитанка», «Примета», «Бери шинель», «Ах, война», «Надежды маленький оркестрик», «По смоленской дороге», «А мы с тобой, брат, из пехоты».

«Рио-рита» Э.Сантеухини, «Утомленное солнце» Л.Утесов, «Мы уходили молча на войну» (автор неизвестен), Вальс (автор неизвестен).

Звуковые шумы.

Костюмы

Военная форма времен ВОВ, платья, платок, ленты.

 

Декорации и Реквизит

Две катающиеся тканевые ширмы (стенды) с креплениями; фотокамера на штативе; картины сцен (вокзал, передовая, аппарат связи, машина, миномет, блиндаж, медсанчасть, портрет солдата с орденами 1945 года); карта закавказского фронта; транспарант «Все, как один, на защиту Отечества; сетка камуфлированная; 4 стула; котелки; ложки; фляжки; бинт; плащ – палатка;

Техническое оснащение

Генератор сценического дыма, ноутбук, микшерский пульт, колонки, микрофон, сценический свет.

 

Список использованной литературы

1. Булат Окуджава «Будь здоров, школяр». Повесть. Самокат, 2015 г.

2. Стихи Б. Окуджавы: «Дерзость, или разговор перед боем», «Сто раз закат краснел», «Первый день на передовой», «Я ухожу от пули». www//culture.ru