Как научить школьников решать задачи. Автор: Олеся Александровна Грабарь. Работа №264266
Грабарь Олеся Александровна
МБОУ «Гимназия №166 г. Новоалтайска»
Как научить школьников решать задачи?
Анализируя результаты ВПР, ОГЭ и ЭГЕ по математике, можно сделать вывод о том, что учащиеся выполняют стандартные, базовые задачи, но не умеют или не берутся выполнять задачи с измененными условиями или формулировкой вопроса, а значит, не умеют анализировать, устанавливать зависимость величин, строить модели. Напрашивается вопрос: как учить школьников решать задачи?
Сложившийся подход к обучению решению задач имеет следующую схему:
Учитель сообщает способ решения задачи, и ученики, используя данный алгоритм, начинают решать данную задачу и подобные ей. То есть, зная тип задачи, используют алгоритмические способы решения.
С точки зрения деятельностного подхода схема принимает вид:
Дети видят задачу, анализируют, устанавливают зависимость, строят модели (схемы, рисунки, таблицы) и ищут способы решения под руководством учителя или самостоятельно.
Некоторые ребята активно включаются в процесс, а некоторые начинают говорить, что они не умеют решать такие задачи, не знают способов решения.
«Чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включать их в специально организованную деятельность, сделать хозяевами этой деятельности. Одним из способов включения учащихся в активную деятельность в процессе решения задач является моделирование»
(В.И. Кузнецов)
Моделирование предполагает активное и целенаправленное использование учебных моделей.
Учебные модели – это те модели, которые используются для получения новых знаний, способов действий, решения задач.
Модель является упрощенной картиной реального мира, его отображением. Она обладает некоторыми свойствами реальности, но не всеми. Поэтому, верно составленная модель – залог правильного решения задачи.
Особенности учебных моделей (В.В. Давыдов, А.У. Варданян)
- учебные модели имеют знаковый и образный характер;
- учебные модели оперативны;
- учебные модели эвристичны.
Это значит, что модели содержат стрелки, квадратики, черточки и т.д., которые указывают на способ решения задачи. Они помогают получать новые знания.
Учить детей строить модели к задачам нужно начинать с начальной школы, а можно и в более старших классах.
В начальной школе мы сначала встречаемся с разностным, а затем и с кратным сравнениями. Данные типы заданий можно решать с помощью схем и чертежей:
При составлении моделей нужно помнить, что величины должны быть однородными.
Когда учащиеся научатся создавать модель задачи, то им не составит труда найти ответ, даже если условие или формулировка вопроса будут изменены. А значит, они научились анализировать и устанавливать зависимость между объектами и величинами.