Теоретико-методологические основы совершенствования тактических умений и навыков применения боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел РФ. Автор: Мешев Ислам Хасанбиевич. Работа №268190
Мешев Ислам Хаснбиевич,
заместитель начальника кафедры физической подготовки,
кандидат педагогических наук, майор полиции
Северо-Кавказский институт
повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России
e-mail: amv_1978@mail.ru, 8-928-691-95-41
Теоретико-методологические основы совершенствования тактических умений и навыков применения боевых приемов борьбы сотрудниками органов внутренних дел РФ
Служба в правоохранительных органах характеризуется постоянным ожиданием нападения со стороны злоумышленников. В результате слушатели должны обучиться умениям и навыкам осознания возникающей угрозы, правильно оценивать экстремальные ситуации и совершению адекватных действий складывающейся оперативной обстановке. Достижению сказанного способствует не только накопленный практический опыт и возможности нервной системы к преобразованию возникающих в случае опасности импульсов в разумные решения, необходимые для достижения эффективного результата, но и необходимость сочетать свои действия с требованиями закона.
Наряду с указанным не менее важным элементом обучения выступает правовая подготовка к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Отсюда, детерминируется необходимость прохождения слушателями правовой подготовки к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, овладения техникой и тактикой рукопашного боя, а также периодического прохождения проверки профессиональной пригодности по указанным направлениям.
Правовой компонент подготовки слушателей к тактическим основам применения боевых приемов борьбы в процессе профессиональной деятельности содержит:
- знания нормативно-правовых основ применения силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства;
- формирование профессионально-значимых качеств;
- непосредственное пресечение физического сопротивления со стороны правонарушителя и самозащиты без применения оружия;
- умения корректировать свое поведение, брать ответственность за свои действия.
Анализ статистических показателей, связанных с гибелью и ранениями слушателей при выполнении служебных обязанностей, свидетельствует о том, что для многих из них применение боевых приемов борьбы в экстремальных ситуациях вызывает некоторые сложности, в результате чего они не готовы демонстрировать умения действовать в соответствии со сложившейся обстановкой, требующей быстрого и правильного решения.
Целью обучения тактическим основам применения боевых приемов борьбы является формирование у слушателей навыков применения боевого единоборства для пресечения физического сопротивления со стороны злоумышленников и самозащиты без применения оружия, силовой защиты законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, в том числе и в экстремальных обстоятельствах. Вместе с тем, необходимо освоенных тактические основы довести до автоматизма, когда они выполняются с максимальной скоростью на фоне сильного утомления.
Обучение тактическим основам применения боевых приемов борьбы осуществляется на занятиях по физической подготовке в виде учебно-тренировочного процесса, организованного в коллективной форме – в составе учебной группы.
Процесс освоения тактики боевого приема борьбы необходимо начинать с разучивания техники – способа, приема его выполнения. После этого отрабатываются и совершенствуются (тренируются) способы его применения в условиях и обстоятельствах служебной деятельности слушателей. При этом, следует принимать во внимание такие обстоятельства, как, во-первых, факторы и условия правомерного применения силы, и во-вторых, фактор физического (силового) противодействия со стороны правонарушителей (рис. 1).
Рис. 1. Принципиальная последовательность освоения боевых приемов борьбы
Относительно процесса обучения боевым приемам борьбы следует отметить, что здесь предпочтение отдается общепедагогическим и специфическим методам. Под методом следует понимать наиболее оптимальный и рациональный способ построения учебно-тренировочного занятия в ходе, которого достигается наибольшая результативность при взаимодействии занимающихся и преподавателей. В данном случае речь идет о способах применения физических упражнений. Методы обучения способствуют целесообразной организации занятия в соответствии с задачами обучения, спортивной тренировки, физической рекреации и реабилитации сотрудников.
Использование общепедагогических методов направлено на применение в учебно-тренировочном процессе словесных и наглядных средств обучения в зависимости от содержания учебного материала, дидактических целей, уровня подготовленности занимающихся, их мотивированности, имеющегося материально-технического обеспечения. К словесным методам относятся рассказывания, беседы, объяснения, разборы, обсуждения, инструктажи, команды. С их помощью преподаватель управляет учебно-тренировочным процессом занимающихся ставя задачи перед ними, подавая команды, объясняя технические и тактические особенности приемов, указывая на ошибки, оценивая результаты освоения учебного материала. К наглядным методам относятся непосредственные показы боевых приемов борьбы преподавателем и опосредованные показы, в т.ч. демонстрация мультимедийных материалов, схем, муляжей, учебных фильмов и т.д. Непосредственный показ сопровождается словесным объяснением и способствует созданию у занимающихся правильного представления о технике выполнения приема. При наглядной демонстрации приема следует показывать его выполнение сначала в быстром темпе, затем в медленном, останавливаясь и поясняя его ключевые фазы, а также объясняя характерные ошибки, допускаемые при его разучивании.
В числе наглядных методов преподавателями также часто используется метод направленной помощи, когда они руководят элементами двигательного действия занимающихся в целях правильного выполнения приема в его целостном варианте. Это позволяет вовремя выявить технические ошибки при исполнении приема и устранить их.
Использование специфических методов направлено на применение в учебно-тренировочном процессе частично регламентированных и строго регламентированных упражнений.
Метод частично регламентированных упражнений включает в себя игровой и соревновательный методы. Применение игрового метода сопровождается сюжетом и целями игры, также здесь реализуется возможность комплексного применения различных двигательных действий и физической силы, необходимых сотрудникам для успешного решения задач службы. Соревновательный метод, в свою очередь, направлен на организацию тренировочных воздействий на основе соревновательной деятельности, как в облегченных, так и усложненных, условиях. Данный метод стимулирует у занимающихся интерес к активизации деятельности, т.к. формирует у них установку на победу или достижение высокого результата. С помощью соревновательного метода у занимающихся совершенствуются физические и волевые качества, тактико-технические умения, а также способности их рационально использовать в экстремальных условиях.
Метод строго регламентированного упражнения включает в себя целостный, расчлененный и сопряженный методы.
Целостный метод, который также называют еще целостно-конструктивным, состоит в разучивании двигательного действия целиком без его дробления на отдельные части. Использование данного метода целесообразно для разучивания относительно несложных упражнений.
Расчлененный или расчленено-конструктивный метод применяется при разучивании сложно-координационных упражнений, которые вызывают сложности при их разучивании целиком. Данный метод позволяет разучивать двигательное действие по фазам движения.
Метод сопряженного воздействия состоит в тренировке разученных приемов и действий в усложняющихся условиях. Здесь в тренировочном процессе применяют различные утяжелители на руках и ногах, гантели, резиновые жгуты, тренажеры и т.д. Вместе с тем, следует помнить, что отягощения должны подбираться таким образом, чтобы при выполнении упражнения или приема не искажалась структура движения.
В отношении структуры учебно-тренировочного занятия следует отметить три части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть занятия посвящается разминке, которой уделяется 10-15 минут и в ходе которой выполняются упражнения на разогрев мышц, суставов и связок и подготовку функциональных систем организма к нагрузкам. Это ходьба, бег на месте, прыжки, выпрыгивания, строевые упражнения, кувырки, упражнения на гибкость, гимнастические упражнения, подводящие упражнения и т.п. По мере повышения уровня физической подготовленности сотрудников время, отведенное на разминку, уменьшается.
Основная часть занятия направлена на обучение боевым приемам борьбы. Продолжительность основной части составляет обычно 70-80 минут. Здесь изучаются новые и отрабатываются ранее изученные приемы. В рамках основной части занятия предусматривается: освоение слушателями теоретической части раздела «Боевые приемы борьбы», отработка приемов в типовых и экстремальных ситуациях; формирование и совершенствование у слушателей тактических основ и двигательных навыков; развитие физических и психических качеств, необходимых для рукопашного боя; тренировка приобретённых навыков в усложнённой обстановке. Здесь в учебно-тренировочном процессе используется комплексная тренировка боёв по заранее обусловленным преподавателем (инструктором) правилам.
В конце основной части занятия выделяется время для самостоятельной отработки разученных приемов.
Перед тем как слушатели начнут отрабатывать тактические основы приема, преподаватель (инструктор) должен продемонстрировать выполнение приёма с разбивкой его на составные части, объясняя и акцентируя внимание слушателей на отдельных, требующих особого внимания движениях.
Например: Показываю под счёт с объяснением: Захват руки – РАЗ, Расслабляющий – ДВА, «Название приема, либо, движение (действие) из приёма» - ТРИ, Загиб руки за спину Сопровождение – ЧЕТЫРЕ, в конце команда «Руку в сторону ладонью к верху», либо «Руку за голову ладонью к верху».
В процессе занятия преподаватель должен интересоваться у слушателей всё ли всем ясно и понятно и при необходимости продемонстрировать приём повторно, объясняя и разъясняя основные моменты. Вместе с тем, задача преподавателя состоит в принятии действенных мер по предупреждению травматизма у слушателей во время тренировки.
Основное внимание при отработке учебных вопросов необходимо уделять технической стороне выполнения боевых приемов без применения в полном объеме физической силы. В целях формирования и оценки целостной готовности слушателей к действиям, связанным с применением физической силы и специальных средств, нормативными документами предписано выполнение в ходе занятий по физической подготовке заданий, моделирующих ситуации преследования и пресечение сопротивления правонарушителя в различных условиях.
Основу тактической подготовки слушателей составляет овладение наиболее рациональной системой движений и наиболее совершенной техникой основных ударов и защит. Оценкой уровня тактической подготовленности слушателей выступает степень освоения системы двигательных действий, характерных для данного вида единоборства и обеспечивающих результативность тренировки. Отсюда, чем лучше будет подготовлен в техническом и тактическом аспектах слушатель, тем в большей степени он демонстрирует готовность к противоборству с преступником в процессе пресечения противоправных деяний.
В каждом конкретном случае обучение индивидуально. Преподаватель должен действовать по обстоятельствам исходя из места проведения учебного занятия, количества человек и характера демонстрирующих приёмов.
Затем на занятиях происходит отработка изучаемого приема. В процессе разучивания новых приемов у слушателей формируются новые двигательные навыки.
В процессе учебно-тренировочных занятий процесс отработки приема лучше строить посредством тесного взаимодействия с партнером, которое состоит не только в преодолении сопротивления партнера, а обязательно включает в себя действия маневрирующего характера до принятия решения по применению мер физического воздействия.
Для совершенствования тактических основ применения боевых приемов борьбы главным средством обучения выступает повторное выполнение приемов, связки приемов, комбинации по задуманному плану. Например, использование одного из разученных вариантов контратаки в ответ на предусмотренную ситуацию и отработка ее не менее 5-10 тыс. раз для устойчивой «мышечной памяти», позволяющей надежно провести защиту в критический момент.
Качественное овладение приемом происходит в процессе его тренировки в усложненной обстановке. Достигается это «путем:
- изменения начальных и заключительных положений;
- выполнения приема на точность;
- увеличения количества повторений, скорости и дистанции передвижений;
- применения внезапно изменяющихся условий (действий по внезапным сигналам, командам, в зависимости от поведения противника и т.п.);
- выполнения приема в комплексе с ранее изученными приемами на фоне значительной физической и психической нагрузки как на специально подготовленных местах, так и на различной местности;
- выполнения некоторых приемов в условиях ограниченной подвижности (в узких местах и проходах, на уменьшенной площади опоры, на высоте и т.п.), слабой видимости и в средствах индивидуальной защиты;
- включения в тренировку соревновательного метода».
Заключительная часть занятия составляет 10-15 минут и направлена на снижение интенсивности тренировки. «Заминка» обычно происходит с помощью медленного бега, дыхательных упражнений и т.д. Также в заключительной части занятия подводятся итоги тренировки и анализ допущенных ошибок при выполнении приемов, выставляются оценки и отмечаются лучшие сотрудники.
Занятия по обучению боевым приемам борьбы могут проводиться на борцовском ковре (татами), в яме с опилками, накрытой брезентом, на ровной площадке и в помещении без мебели и других предметов представляющих опасность получения травм. Учебно-тренировочный процесс целесообразнее организовывать в залах и на площадках с естественным покрытием – деревянный или бетонный пол, песок, трава и т.д. Вместе с тем, определенную часть занятий следует посвятить действиям в ограниченных стеснённых условиях. Что касается организации тренировки в залах со специальным мягким покрытием, то здесь рекомендуется осваивать основы техники самостраховки.
Для совершенствования тактических основ применения боевых приемов борьбы целесообразно применять дополнительные формы занятий, которые в значительной степени способствуют повышению уровня владения боевыми приемами борьбы.
В процессе совершенствования тактических основ применения боевых приемов борьбы могут применяться интегрированные формы обучения, направленные не на установление норматива времени и свободного выбора места проведения, а на обеспечение системной целостности составляющих профессионально-прикладной подготовки (оперативно-служебной, тактико-специальной, огневой, физической). Вместе с тем, интегрированное обучение обеспечивает и одновременное освоение приемов боевой борьбы параллельно с развитием основных физических качеств до уровня нормативных требований.
В качестве интегрированных форм обучения выступают соревнования по служебно-прикладным видам спорта, спортивные и медико-восстановительные мероприятия, учебные сборы, тактические учения.
Применение соревновательного метода направлено, прежде всего, на совершенствование профессионально-важных физических качеств, специальной (силовой, скоростной и координационной) выносливости, повышение уровня владения боевыми приемами борьбы. Особенность соревновательного метода заключается в построении процесса обучения путем создания условий соперничества, в которых происходит полная психофизиологическая мобилизация соревнующихся. При этом организация соревнований происходит, как в усложненных условиях (например, кросс на сильно пересеченной местности, проведение комплекса схваток или поединков в рукопашном бою, единоборство с противником другой весовой категории и др.), так и облегченных (сокращение дистанции забегов, уменьшение продолжительности боев и схваток в единоборствах и т.п.).
При совершенствовании тактических основ применения боевых приемов борьбы основными задачами тренировки слушателей выступают:
- обучение технике приемов и тактике ведения боевой схватки с правонарушителем;
- развитие быстроты в действиях, ловкости и силы, специальной выносливости;
- воспитание смелости и решительности, находчивости, уверенности в собственных силах;
- воспитание способности применять усвоенные навыки и знания при ведении рукопашной схватки в различных условиях.
Таким образом, отметим, что в процессе совершенствования тактических основ применения боевых приемов борьбы слушатели должны демонстрировать готовность к полному овладению всем техническим арсеналом боевых приемов борьбы. И главным моментом здесь является предостережение слушателей от преждевременного и чрезмерного увлечения отдельными элементами боевых приемов борьбы. При этом, на занятиях по физической подготовке слушателям необходимо постоянно отрабатывать навыки силового задержания правонарушителя, как с применением физической силы, так и с использованием специальных средств. Все это необходимо, прежде всего, в целях обеспечения не только личной безопасности, сохранив при этом жизнь и здоровье сотрудника, но и эффективного применения физической силы и боевых приемов борьбы. Непреложным правилом здесь является минимизация ущерба здоровью самого правонарушителя при его задержании.
Список использованных источников.
Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Режим доступа
https://base.garant.ru/12182530/
(дата обращения 30.04.2021).
Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
Афов
А.Х. С
Совершенствование навыков боевых приемов борьбы в процессе физической подготовки в вузах МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 3A. С. 31-37.
Баркалов
С.Н. К вопросу о применении физической силы сотрудниками полиции // Наука-2020. 2017. № 2 (13). С. 210-215.
Броев
А.Х. Актуальные вопросы применения технико-тактических действий при обучении боевым приемам борьбы сотрудников органов внутренних дел // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 3. С. 120-122.
Доттуев
Т.И. Концепция обучения боевым приёмам борьбы сотрудников ОВД России // Культура физическая и здоровье. 2019. № 2 (70). С. 142-143.
Канукоев
А.М. Боевые приёмы борьбы как наиболее важный раздел физической подготовки сотрудников ОВД // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 20. № 3 (20). С. 104-108.
Кодзоков
А.Х. Применение технико-тактических действий при обучении боевым приемам борьбы. Методика обучения технико-тактическому действию
// В
сборнике: Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 69-73.
Мешев
И.Х. Теоретические основы обучения боевым приемам борьбы сотрудников МВД России // В сборнике: Физическое воспитание и
спорт: актуальные вопросы теории и практики сборник научных трудов участников Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 119-127.
Мешев
И.Х. Тактико-технические основы применения боевых приемов борьбы слушателями образовательных организации МВД России // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 175-177.
Настуев
Э.Б. Организационно-методические аспекты учебно-тренировочных занятий по боевым приемам борьбы // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 4-1. С. 301-306.
Хажироков
В.А. Психолого-педагогические аспекты подготовки к боевым приёмам борьбы и ведению рукопашного боя на занятиях по физической подготовке // В сборнике: Культура физическая и здоровье современной молодежи Материалы II Международной научно-практической конференции. Редколлегия: Е.В. Богачева [и др.]. Под редакцией А.И.
Бугакова
, С.А.
Бортниковой
. 2019. С. 140-145.
Ярославский
М.А. Цели и средства функциональной тренировки // В сборнике: Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 299-304.