учитель русского языка и литературы. Автор: Ирина Павловна Белова. Работа №268192
Белова Ирина Павловна, учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов»
г. Всеволожска Ленинградской области
Программа воспитания «Путь к вершине».
ФОРМИРОВАНИЕ И СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА -ЭТО КАК ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНЕ.
Развитие коллектива идёт по ступеням
5 ступень –«Горящий факел»-9 класс
4 ступень- «Алый парус»-8 класс
3 ступень –«Мерцающий маяк»-7 класс
2 ступень –«Мягкая глина»-6 класс
1 ступень –«Песчаная россыпь» -5 класс
1)У самого подножия станция «Песчаная россыпь» (5 класс).Сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит ветерок и отнесёт часть песка в сторону…и нет россыпи. Так бывает и в группах людей. Главная задача -сплочение коллектива.
2) На этапе «Мягкая глина»( 6 кл.) задачи другие. Известно, что мягкая глина – материал, который легко поддаётся воздействию, и из него хорошо лепить различные изделия. В руках опытного мастера (классного руководителя) глина превращается в прекрасный кувшин.
3)Станция «Мерцающий маяк» (7 класс)…В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно! Так держать! Но маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь! Я готов помочь!»
4) «Алый парус» (8 кл.)..Алый парус – символ устремлённости вперёд, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действует принцип «один -за всех, все -за одного».
5) «Горящий факел» (9 кл.) – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.
ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ «ПУТЬ К ВЕРШИНЕ».
Цель воспитательной работы – социализация личности школьника, подготовка его к самостоятельной жизни.
Суть социализации -введение ребёнка в мир современных общественных отношений, адаптация к жизни в современном обществе, формирование основных социальных навыков, без которых у выпускника школы не получится стать полноценным членом общества.
-2-
Модель выпускника нашей школы.
Выпускник -это личность, способная строить жизнь, достойную человека, личность развивающаяся и самосовершенствующаяся.
Задачи программы:
1)Формирование гуманных отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение и усвоение этих ценностей.
2)Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию.
3)От воспитания любви к своему дому, своей улице к родному краю, к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу своей Родины.
4)Развитие интеллектуальных и познавательных способностей личности.
5)Воспитание умения видеть красоту в окружающем мире.
6)Развитие творческих способностей личности.
7) Формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей.
Таким образом, программа «Путь к вершине» способствует всестороннему развитию личности уч-ся. Истинно воспитанным человеком можно считать того, у кого выработаны устойчивые привычки поведения, отвечающие основным принципам этикета и требованиям нравственной культуры, это Патриот и Гражданин современного общества.
Как организовать работу?
1)Поставь цель, определи, что требуется сделать.
2)Подумай, какими путями цель лучше достигнуть.
3)Разбей всю работу на части.
4)Составь план выполнения действий.
5)Посоветуйся с опытными людьми.
6)Установи, как должна идти работа.
7)Подбери помощников, исполнителей.
8)Распредели обязанности.
9)Объясни, что требуется сделать.
10)Согласуй работу с другими организаторами и исполнителями.
11)Контролируй ход работы, вноси, если потребуется, изменения.
12)Учитывай: кто и как работает.
13) Подведи итоги, проанализируй проделанную работу.
1 этап -5 класс –«Песчаная россыпь»
Формирование коллектива, воспитание взаимопомощи, взаимопонимания, построение доброжелательных отношений со сверстниками и учителями. Сформировать твёрдый и авторитетный центр. Создавать атмосферу радости и удовлетворения. Проводить работу по ЗОЖ.
-3-
Мероприятия этого года рассчитаны на обеспечение преемственности между начальной и средней школой, обеспечивает взаимосвязь прошлого и настоящего, способствует нормальной адаптации уч-ся, созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Учимся: строить доброжелательные отношения с уч-ся и учителями, выполнять домашнее задание, свои поручения, учиться, общаться, жить в коллективе; воспитание общей культуры.
Психологические исследования : социометрия, «Определение уровня познавательного интереса» по Т.Н.Шамовой, диагностика акмеологической позиции личности по Полетаевой Н.М., «Изучение воспитанности школьника» по Капустину Н.Л.
2 этап -6 класс – «Мягкая глина»
Сплочение классного коллектива, воспитание сознательной дисциплины, сотрудничества, чувства ответственности за порученное дело, стимулирование инициативы и самостоятельности, избегать конфликтных ситуация, продолжить работу по ЗОЖ.
Мероприятия этого года рассчитаны на дальнейшее сплочение детского коллектива, на воспитание сознательной дисциплины, доброжелательности и сотрудничества, воспитание чувства ответственности за свою учёбу и за порученное дело, стимулирование инициативы и самостоятельности, умение избегать конфликтных ситуаций, работа по ЗОЖ.
Учимся: взаимопониманию, взаимопомощи, воспитание толерантности, формирование активной жизненной позиции, учимся общаться и жить в коллективе, работа по ПДД и ЗОЖ.
Совместно с психологом занятия по программе «Формирование коммуникативной компетентности и развитие толерантности у подростков» (автор Лабутина И.С.)
Весь год участвовать в соревнованиях классов, свободных от курения.
3 этап -7 класс – «Мерцающий маяк»
Воспитание инициативности, товарищеской взаимопомощи, желания быть успешным и полезным людям. Дальнейшее формирование навыков культуры общения, воспитание воли, умения быть устойчивым, работа по ЗОЖ.
Учимся: инициативности и активности, товарищеской взаимопомощи, доброжелательному отношению к людям, формируем навыки культурного общения, воспитание воли, формирование адекватной самооценки и развиваем уверенность в себе, навыки здорового образа жизни.
Совместно с родителями-медработниками и фельдшером школы весь год ведём курс «Здоровый образ жизни».
-4-
4 этап -8 класс – «Алый парус»
Воспитание целеустремлённости, неуспокоенности, дружеской верности, чувство гордости за свой класс и свою школу, понимание себя и своих способностей и возможностей, дружеское участие и заинтересованность делами друг друга в сочетании с принципиальностью и взаимной требовательностью, умение решать сложные и конфликтные ситуации, воспитание воли , работа по ЗОЖ.
Учимся: дружеской верности, целеустремлённости, понимать себя и других людей, заинтересованность делами друг друга в сочетании с принципиальностью и взаимной требовательностью, работа по ЗОЖ.
Психологические исследования: занятия с психологом по программе «Путь во взрослую жизнь» (автор Пешковская В.Р. и др.) -весь год.
5 этап -9 класс – «Горящий факел»
Воспитание активной жизненной позиции, корректировка уровня нравственной культуры, помощь в самоопределении и выборе профессии, подготовка к выбору пути дальнейшего образования, бескорыстная помощь друг другу и людям, работа по ЗОЖ.
Учимся: бескорыстная помощь друзьям и др. людям; корректировка уровня нравственной культуры, воспитание активной жизненной позиции, развитие творческих качеств и познавательной активности, умение мыслить и планировать свою деятельность и жизнь, оценивать результаты, рефлексия, работа по ЗОЖ.
Психолог занимался с уч-ся по программе «Личный рост и профессиональное самоопределение старшеклассников» (авторы Новожилова Т.М., Тарахтий В.В.)