Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

МКДОУ Д/С № 401. Автор: МКДОУ Д/С № 401 ☼. Работа №268207

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Конкурс профессионального мастерства
Описание:
В статье рассказывается о том, что дидактические игры способствуют сенсорному развитию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
Работа:

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения

посредством дидактических игр

 

 

учитель – дефектолог Пивоварова М.Н.

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. В связи с недоразвитием зрительного восприятия дошкольникам с нарушением зрения бывает очень сложно познать форму, величину, цвет предметов; познакомиться с их пространственным расположением (определить степень приближенности и удаленности).

Нарушенные зрительные функции снижают способность глаза узнавать предметы и изображения; вызывают трудности цветоразличения; снижают способности видеть двумя глазами одновременно, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке. У детей с нарушением зрения система сенсорных эталонов и перцептивных действий затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. В результате, у детей недостаточно развита мелкая моторика и зрительно – двигательная координация, наблюдаются отклонения в темпе и ритме действий, Часто дети испытывают неуверенность при выполнении даже простых заданий.

Дошкольное детство – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью, этап интенсивного развития личности, психических процессов (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия и др.). Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. В игре ребенок удовлетворяет потребность участвовать в жизни взрослых, желание быть на них похожим, овладевает накопленным опытом, готовится к жизни в школе. Особое значение в развитии дошкольников, в том числе и с нарушением зрения, принадлежит дидактическим играм, как одному из наиболее доступному, интересному и эффективному средству обучения детей.

Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

Для ребенка с патологией зрения очень важно самому познавать мир, делать свои открытия. Поэтому для полноценного их развития решающее значение имеет организация активной самостоятельной деятельности, способствующей обогащению представлений ребенка об окружающем мире.

Поэтому задачи сенсорного развития входят в систему коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога (тифлопедагога).

Одним из эффективных средств сенсорного развития являются дидактические игры и упражнения, которые действенно влияют на формирование различительных способностей сенсорных органов к выделению различных признаков. Дидактические игры любимы детьми дошкольного возраста из-за наличия в них игрового действия, которое увлекает и занимает детей, стимулирует их активность, вызывает у них чувство удовлетворения и удовольствия, формирует познавательный интерес. Благодаря занимательности игровых действий дидактические игры могут активно способствовать овладению знаниями, умениями и навыками, так как в увлекательной форме усиливаются потенциальные познавательные возможности ребенка с нарушением зрения.

Большое количество игр относится к развитию зрительного восприятия, так как в жизни человека зрительный анализатор является ведущим, а для адекватного взаимодействия со средой люди чаще всего используют визуальные признаки: форма, цвет, величина и пространственное расположение.
При выпадении одной из сенсорных функций начинает формироваться процесс компенсации за счет активизации деятельности сохранных анализаторов.

Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Работа в данном направлении поможет учителям-дефектологам, воспитателям и родителям:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив;

- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы,

произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей.

Дидактическая игра помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×