учитель русского языка и литературы. Автор: Дударева Ирина Владимировна. Работа №273744
План - конспект урока русского языка
Тема: Предложения с обращениями и вводными словами.
Основная цель занятия: продолжить знакомство с орфограммами и пунктограммами русского языка, входящими в раздел синтаксиса.
Задачи занятия:
1. Образовательная: закрепить навыки употребления вводных слов и обращений в речи и правильную постановку знаков препинания при них на письме.
2. Воспитательная: соблюдать уважительное отношение к оппонентам;
3. Развивающая: развивать навык грамотно вести дискуссию.
Ход урока
Этап урока
Цели и задачи этапа
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Способ достижения(виды заданий и упражнений
Организационный
Настроить учащихся на работу, выяснить тему урока, используя предложенное задание
Проявлять интерес к изучению темы через решение учебной задачи; развивать потребности общения с другими людьми.
Регулятивные: поставить для себя цель: чему нужно научиться на уроке
Познавательные:
в сотрудничестве с "соседом", находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Коммуникативные:
Научиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Работая в паре, исправить ошибки на фотографии, которая расположена на доске:"Ребята для того чтобы хорошо усвоить тему урока вам необходимо внимательно слушать учителя и конечно друг друга" (учащиеся вставляют знаки препинания при обращении "Ребята" и вводном слове "конечно" и формулируют тему урока)
Опрос учащихся по заданному материалу
Выявить уровень усвоения темы предыдущего урока через опросник самодиагностики работы с партнером
Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих знаний
Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Учащиеся заполняют опросник самодиагностики, затем объясняет партнеру свой выбор, ошибку исправляют другим цветом, чтобы учитель мог выяснить кому нужна помощь. (опросник в Приложении №1)
Изучение нового учебного материала
Закреплять умения ставить знаки препинания при обращении и вводных словах. узнать, что обращения в тексте может выделяться и "!"
Желать приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: определять цель учебной деятельности и самостоятельно искать средства ее осуществления
Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Объяснительный диктант. Учитель обращает внимание обучающихся на иллюстрацию реки Волги.
"- Друзья, распахните свое воображение. Представьте, что я стою на одном берегу великой русской реки Волги, а моя бабушка - на другом. Широка Волга в этом месте, наверное километр. Я кричу бабушке, чтобы она плыла ко мне. Мой крик достигает бабушки за три секунды, и она плывет. Чере пятнадцать минут она у меня. Вам ясно?
- Не верю.
- Кто еще сомневается? Фомы Неверующие! докажем им все это опытным путем. Ассистенты, вперед!" (По Э. Успенскому"
(учащиеся по цепочке читают предложения и объясняют расстановку знаков препинания при обращении и вводных словах. Учитель обращает внимание, что после обращения может стоять "!". учащиеся находят это предложение("Фомы Неверующие!") и подчеркивают его.
Закрепление учебного материала
Учиться составлять высказывания с использованием обращений и вводных слов, выделять их соответствующими знаками препинания.
Уметь участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию
Регулятивные: учиться четко ставить цели при работе, объяснять свой выбор;
Познавательные: учится находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
Лабораторная работа (мини-проект)
Описание: проект рассчитан на 15 минут.
1. Подготовка проекта
Учитель объединяет класс в две группы: тех, кто верит, что бабушка приплывет, и тех, кто не верит. Отводится 10 минут, чтобы составить речь (письменно) с использованием обращений и вводных слов к другой команде с доказательством своей правоты. (учащимся дается памятка по работе над проектом Приложение №2). В каждой команде следует выбрать капитана, писаря и оратора.
Во время работы заполнятся "Лист работы над проектом" Приложение №3
На доске "Кладовая подсказок"Приложение №4.
2. Презентация результата (2,5 мин)
Задание на дом
Учится применять на практике полученные знания об обращении и вводных словах
Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
Регулятивные: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.
Познавательные: уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в письменной форме.
Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания
Написать письмо соседу по парте, используя 5 вводных слов и три обращения. отдать его на следующий урок по назначению для проверки.
Материальное оснащение: приложения 1-4, фотография с надписью, иллюстрация реки Волги.
Дата проведения занятия: 10.11. 2015 год
Приложение №1
Опросник самодиагностики работы с партнером
Имя __________________________________
Партнер ______________________________
Сначала работай индивидуально!
Объясни партнеру свой выбор способа решения. Слушай внимательно, когда он будет объяснять тебе свое решение. Если ты обнаружишь ошибку, исправь ее!
Если ты что-то исправляешь в своих ответах, используй для этого карандаш другого цвета, чтобы учитель смог определить, кому из вас, возможно, нужна помощь!
При каждом ответе отметь, правильным или ложным ты считаешь данное утверждение. Обоснуй!
Утверждение
Верно
Неверно
Обоснование
1. Обращение - это слово(или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью
2. Если имя существительное собственное, то это обращение
3. Обращение произносится с особой - звательной интонацией.
4. Обращения выделяются запятыми
5. В предложении "Ушки, ушки, что вы делали? Слово ушки является обращением
6. Слова "извините, простите, пожалуйста, наверное" являются вводными
7. В предложении:"Коля, иди скорее!" скорее вводное слово
Приложение №2
Памятка для учащихся по работе над проектом
1. Помните, что взяли на себя определенную ответственность за себя и за товарищей!
2. Учитесь четко ставить цели при работе, объяснять свой выбор, сравнивать полученное с требуемым.
3. Получай удовольствие от общения друг с другом в процессе работы над проектом.
4. Проявляйте в работе максимум творчества, самостоятельности, лучшие качества своей личности.
5. Обсуждайте проблемы с участниками группы.
6. Не бойтесь спорить - в спорах рождается истина.
7. Помните, что ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проект.
8. Красиво оформите собранный вами материал.
Приложение №3
Ф.И члена команды
Должность
Самооценка работы
Оценка капитаном
Оценка учителем
Капитан
Писарь
Оратор
(оценивание производится по 5-ти бальной системе)
Лист работы над проектом
Приложение №4
"Кладовая подсказок"
Друзья! Уважаемые коллеги! Ребята!
Вероятно, несомненно, конечно, бесспорно, по нашему мнению, во-первых, во-вторых, разумеется, итак.