"Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей с ТНР". Автор: Хромова Наталья Евгеньевна. Работа №285072
Использование речедвигательных игр и упражнений в развитии
звуко – слоговой структуры слова у детей с ТНР
Из опыта учителя –логопеда МБДОУ № 73 Хромовой Н.Е.
(выступление на педагогической гостиной для учителей – логопедов)
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна наиболее важных и трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи, т.к. нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции ССС в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и фонематической дислексии.
Данная работа провидится мной с детьми , имеющими диагноз ОНР 1 уровня реч. развития (12 человек) и ОНР 1-2 уровень речевого развития (2 человека)
Методики по развитию слоговой структуры слова
Наиболее известные авторы и методики развития и коррекции слоговой структуры слова Агранович З.Е., Бабина Г.В., Большакова С.Е., Курдвановская Н.В., Ткаченко Т.А., Четвертушкин Н.С. , А.К.Маркова
Типы слоговой структуры слова
А.К. Маркова выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:
1.Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети)
2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина)
3. Односложные слова (дом, мак)
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель)
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка)
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан)
7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки)
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник)
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка)
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова ( стол, шкаф)
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт)
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка)
14.Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино
В соответствии с этой классификацией выстраивается и коррекционая работа с детьми
Типы нарушений слоговой структуры слова
1.Элизии – усечение слогового контура слова.
2. Персеверация(упорствую)- инертное застревание на произнесении какого-либо слога в слове. Наличие персеверации первого слога свидетельствует:
- о тяжести моторной алалии; - о трудностях переключения;
3. Антиципация – уподобление одного слога другому.
4. Итерация – добавление лишней слогообразующей гласной, где имеется стечение согласных.
5. Перестановка слогов в слове –нарушение линейной слоговой программы.
6. Контаминация (Конта – от слова контакт – соединение; минация – номинация- наименование.) – Соединение частей двух слов.
Причины нарушения слоговой структуры слова
недостаточное развитие фонематического восприятия и слуха (как причина перестановки и добавления слогов);
недостаточность артикуляционных возможностей и как следствие - сокращение числа слогов и стечения согласных, уподобление слогов друг другу;
сниженный уровень развития оптико-пространственной организации;
неспособность к серийно-последовательной обработке информации;
сниженная мотивационная деятельность;
Цель и задачи данной работы
Цель: нормированное воспроизведение детьми с ОНР слов простой и сложной слоговой структуры, их полноценная звуконаполняемость
Задачи:
формирование пространственных представлений у детей с ОНР;
развитие ритмической способности через игровые приемы и упражнения;
обучение детей правильному произношению слов различной слоговой структуры;
возникновение и поддержание мотивационной деятельности у дошкольников.
Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться чисто коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка.
Она должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическими формами, развитием интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания).
Замечено, что при систематизированной работе и подключении в коррекционно- развивающий процесс речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов наблюдается положительная динамика развития слоговой структуры слова, что сразу же отражается в диагностических результатах состояния слоговой структуры слова у детей с ТНР
Этапы коррекционной работы
Подготовительный:
работа проводится на невербальном и вербальном материале;
Цель данного этапа — подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка
Коррекционный:
работа ведется на вербальном материале; Цель этого этапа — непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов на уровне гласных звуков, слогов, слов, предложения и текста
На каждом этапе этой работы я стараюсь задействовать все анализаторы, дать опору на движение или музыкальный ритм и ввести этапы работы в систему общеразвивающих занятий. Как дополнение к традиционным опробованным методикам мы разработали игры и упражнения на звуко – слоговых дорожках, графомоторных досках и на песке.
Речедвигательные игры и упражнения, по мнению А.М.Шахнаровича, А.Р Лурия, А.Л.Леонтьева, развивают координационно – регулирующую функцию речи и движения, все виды моторики, дыхательную систему.
Речедвигательные упражнения – система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимической мускулатуры.
Подготовительный этап работы
Работа на невербальном материале предполагает использование игр и упражнений на развитие концентрации слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых звуков. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
Упражнения на развитие динамического праксиса рук (кинезиологические упражнения).
Вербальный материал: игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственных представлений как начало, середина, конец, перед, за, после, первый, последний. Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?
Коррекционный этап работы
На уровне гласных звуков:
произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;
произнеси звук столько раз, сколько раз я хлопнула в ладоши;
произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (с опорой на наглядность и без нее — на слух);
На уровне слогов:
Работа проводится с разными типами слогов:
с общим согласным (ба – бо – бу – бы);
с общим гласным (ка – та – ма – ва);
обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
слоги со стечением.
На втором этапе – уровне слогов, работу по устранению нарушений слоговой структуры совмещаю с этапом автоматизации и дифференциации отрабатываемых звуков: составление слогов из предложенных звуков «Кто больше?», нанизывание колец, бусин с одновременным произнесением цепочки слогов; сосчитать, сколько слогов произнес логопед; наращивание\уменьшение слогов «Скажи на один слог больше\меньше, чем я»; запоминание и повторение цепочки слогов.
На начальном этапе наиболее важным и эффективным направлением по формированию слоговой структуры слова, особенно при моторной алалии, является развитие произвольных действий, совмещенных с речью.
Один из вариантов игр на песочном планшете с четкой речевой задачей – отработка обратных слогов (видео)
Усвоенный материал закрепляется на общеразвивающих и музыкальных занятиях, в процесс включены все специалисты, работающие с детьми.
Соединение речевого материала с задачами музыкального занятия (видео)
Наращивание слога с опорой на движение (видео)
Коррекционная работа на уровне слов:
На данном этапе можно использовать следующие виды игр:
отхлопывание слов по слогам;
слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след;
слоговые домики (Количество слогов соответствует количеству этажей в доме);
знакомство детей с «короткими» и «длинными» словами;
Слоговая рыбалка.
Подбор картинок на слова из 3-4-5 слогов возможен в форме игры «Попади мячом в картинку на ковре», а задания из серии «Составь, измени, добавь слоги и слова» удобно отрабатывать с помощью кубиков Чаплыгина с вращающимися буквами и слогами(фото).
Одна из самых популярных серий игр - «Разрежь и собери картинку в соответствии с количеством слогов в слове», «Поймай удочкой части слова, собери слово» входит в систему З.Агранович логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей (фото).
Популярная и всеми любимая технология «ЛОГИКО малыш» предлагает серию заданий «Поймай слог», «Поймай звук», которые помогают усвоить закрепить понимание структуры слова (фото).
Целая серия игр на усвоение слов сложной слоговой структуры, слов со стечением согласных разработана на основе игры «Твистер», где каждый кружок может соответствовать отдельному звуку, слогу, слову. Цветная вариативность, возможность выложить на ковре любую схему слога, слова или предложения дают широкие возможности для фантазии и ребенка и педагога. (видео)
Усложнение задания, его многозадачность (слушать музыкальный ритм, четко соотносить слог и шаг, отбивать слоговой ритм с помощью музыкального инструмента) не только закрепляют речевой навык, но и позволяют развивать психические процессы – внимание, саморегуляцию, самоконтроль (видео)
Доски, помогающие развивать графомоторные навыки, очень удобно использовать и как основу для закрепления слоговой структуры слова и навыка словобразования (видео)
Речевой материал для закрепления коррекционных задач может стать основой занятия на развитие речедвигательного взаимодействия и психоречевых процессов (видео)
Использование компьютерных технологий в коррекционно-педагогическом процессе позволяет рационально сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.
Профилактика дисграфии –овладение звуко – буквенным анализом и синтезом ( видео)
Развивающая предметно – пространственная среда
Помимо технологии Логико Малыш , альбома З.Агронович, кубиков Чаплыгина, активно использую лэпбуки на автоматизацию звуков с учетом этапов развития слоговой структуры слова, Рабочую тетрадь и видеоальбом Юлии Новоселовой, электронную викторину «Родная речь», звуко – слоговые дорожки, доски для развития графомоторных навыков, ИКТ – технологии. На все виды слоговой структуры слова (по А.К.Марковой) нами было разработано интерактивное пособие, которое можно использовать как в индивидуальной работе, так на подгрупповых занятиях из 6-8 человек. (фото)
Перспектива развития данной темы в рамках коррекционного процесса
1. Дальнейшая разработка речедвигательных игр и упражнений на песочном планшете, слоговых дорожках, полях «Твистер»;
2. Более широкое использование ИКТ в коррекционной работе;
3. Включение родителей и детей в создание игр и игрового оборудования
Литература
Агранович
З.Е. Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у детей.
– СПб.: Детство – Пресс, 2001
Бабина Г.В.,
Сафонкина
Н.Ю. Слоговая структура
:
обследование и формирование у детей с недоразвитием речи
Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2015
Дедюкина
Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: Айрис – Пресс, 2006
Крупенчук
О.И. Комплексная методика коррекции слоговой структуры слова – СПб
.:
Издательский дом «Литера»,2014
Лынская
М.В.Формирование
речевой деятельности у неговорящих детей с использованием нетрадиционных технологий. – М.: Парадигма, 2012
Четвертушина
Н.С. Слоговая структура слова:
система коррекционных упражнений у детей 5-7 лет. – М.: 2018