История и краеведение. Автор: Ломоносова Наталья. Работа №285083
Министерства образования и науки РК
Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения РК «Калмыцкий государственный колледж нефти и газа»
с. Малые Дербеты
«Международный конкурс по воспитанию гражданственности и патриотизма "Я - патриот!"»
Тема: «История и краеведение».
»
Выполнила: Ломоносова Наталья
Курс II,
Специальность «Автомеханик».
Руководитель: Немгирова
Валентина Тарасовна,
преподаватель общественных
дисциплин
с. Малые Дербеты 2021 г.
Оглавление:
1.Введение.
2. Краеведение как средство формирования гражданственности у учащихся.
3. Георгиевские кавалеры:
- Потомки древних князей
- Трагедия века.
4. Герои земляки в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.
- Клим Лиджиевич Дорджиев – ветеран Великой Отечественной войны.
- Узница концлагеря Лариса Васильевна Бородина.
- Широклаг
5. Заключение.
6. Литература.
Введение
Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение.
Занятие краеведением сближает историю страны с историей области, города, семьи. Знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше осмыслить события, происходившие в стране, понять их истинный смысл, воспитывает чувство гордости как за всю страну, так и за конкретный уголок, где живет учащийся, способствует развитию творческих, поисково-исследовательских способностей.
Сегодня именно благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, колледжей, формированию у них готовности жить и трудиться в родном селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности,- гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Таким образом, развитие краеведения является важным направлением современного образования, т. к. основной его функцией является воспитание гражданственности и патриотических чувств у молодого поколения. Историческое краеведение становится приоритетным направлением работы образовательных учреждений как неотъемлемая часть творческого развития свободной личности с активной гражданской позицией.
Цель моей работы – как можно полнее раскрыть события 19-20 веков. Это драматические страницы истории, в которых принимали участие наши земляки. При работе я знакомлюсь с навыками исследовательской деятельности, учусь анализировать, обобщать и делать выводы.
Краеведение как средство формирования гражданственности
у учащихся.
Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований.
Историческое краеведение, также решает и актуальную во все времена задачу: сохранения культурного и духовного наследия родного края, учит любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться процесс воспитания гражданственности учащихся.
Изучение малой родины играет важную роль. Край - это не только географическое образование. Это то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого округа - горожанами, односельчанами. Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края, потребность в "нравственной осёдлости"не возникают сами по себе, а воспитываются. И здесь курс краеведения обладает уникальной возможностью объединить население края, и прежде всего молодых людей, на общечеловеческой и гуманистической основе с помощью собранных краеведческих ресурсов и средств.
Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально – политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции» когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.
Краеведение создает условия для работ исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников.
Одна из проблем, связанных с изучением в училище прошлого родного края, в истории Отечества и мира в целом, - разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений и структур. Её следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учётом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей, разделяемых людьми того времени.
На уроках отечественной истории основное внимание обычно уделяется раскрытию истории родного края в определенный период прошлого.
В XIX- XX веке калмыки сражались в Отечественную войну1812 г, участвовали в русско-японской, в первой мировой войне. В гражданской войне, когда брат сражался с братом, а отец с сыном, наши предки сражались как за «красную», так и за «белую» сторону. И с той, и с другой стороны было совершено много подвигов.
До 1917 года в России ежегодно 26 ноября отмечался день Георгиевских кавалеров, удостоенных военного ордена Святого Георгия. Эта высокочтимая награда, учрежденная императрицей Екатериной 2, украшала грудь воинов, отличившихся в сражениях с врагами Отечества. Среди них были и наши земляки.
Потомки древних князей – Серджаб Тюмень.
Он принадлежал к знатному княжескому роду хошеутов, чьи далекие предки служили в гвардии Чингис-хана и охраняли его, « потрясателя Вселенной».
Сам же Серджаб Тюмень стал первым из калмыков Георгиевским кавалером. На долгом ратном пути от Пружан до Парижа и Фонтенбло, где располагалась резиденция Наполеона, он заслужил в Отечественную войну 1812 года пять боевых наград, в их числе орден Святого Владимира с бантом (им удостаивали немногих) и, как сказано выше, Святого Георгия 4 степени.
Джамба тайши Тундутов
Первым калмыцким полком в Отечественной войне 1812 года командовал Джамба тайши Тундутов
Его воины участвовали во многих сражениях. Но одной из самых ярких страниц истории мужества и храбрости калмыцкого народа является штурм крепости Модлин на реке Висла в 1813 году. За это сражение Джамба Тундутов был удостоен «Высочайшей грамоты» с вручением золотой сабли с надписью « За храбрость».
Сысоев Василий Алексеевич – казак станицы Грушевской
Атаман Войска Донского. 1826 – 1928 г.г. – командующий Черноморского (Кубанского) войска. Участник польских кампаний 1792 и 1794, был при взятии Праги (предместье Варшавы), за отличие произведён в сотники (6.3.1792) и есаулы (18.11.1794). В 1808-11, командуя неск. казачьими полками, находился на театре воен. действий с Турцией, ранен сабельным ударом в голову и пикой в руку, награждён чином подполковника, за отличие при Базарджике 14.6.1810 удостоен чина полковника, за особенную храбрость. В кампании 1812 г., за свои отличия был отмечен несколькими орденами и в том числе Св. Георгия 4-й и 3-й степеней, дослужился до звания « генерал-лейтенанта» .
Герой русско-японской войны – Бадьма Шаргинов
Георгиевский кавалер Бадьма Шаргинов вошел в число героев донцов, особо отличившихся в русско-японскую войну 1904-1905г.г.
17 октября 1904 года вступила в свой первый бой с японцами в районе Мукдена 4-я Донская дивизия генерал-лейтенанта М.Н.Телешова. Ее провожал на фронт сам Николай 2. Монаршья милость произвела особое впечатление на калмыков воспитанных в верноподданническом духе.
На полях сражений в Маньчжурии казаки из калмыков 4-й Донской дивизии показали верность присяге и Отечеству. Многие из них были награждены орденами, а Бадьма Шаргинов из станицы Платовской (Ики-Бурульской) удостоился двух Георгиевских крестов и медали.
Герой первой мировой войны. Василий Петрович Жолобов. Предки Жолобова поселились в калмыцкой степи в 19 веке. Подружились, побратались с ее коренными жителями – калмыками. Василий Петрович Жолобов, Георгиевский кавалер, герой первой мировой войны. Герой, преданный забвению после революции.
Трагедия века
В гражданскую войну 1917-1920 гг., оцениваемую ныне как великая русская народная трагедия 20 века, были вовлечены и калмыки, оказавшиеся в эпицентре событий. Небольшой по численности народ. Выставил на поля сражений, 6 кавалерийских полков (4 – в белой армии и 2 – в красной). Все они проявили высокую боеспособность, основанную на чувстве локтя, традициях предков, уходящих в далекое прошлое.
Полковники Белой армии.
Это было не просто высшее офицерское звание: согласно законодательству Российской империи конца 19 – начала 20 века, только достигнув этого чина, военнослужащие недворянского происхождения становились потомственными дворянами.
Это Тепкин Гаврил Эрдниевич - казак станции Денисовской
По окончании реального училища поступил в Новочеркасское казачье училище; осенью 1914 г. из портупей-юнкеров произведен в чин хорунжего с откомандированием в один из полков Действующей армии. Во время Первой мировой войны награжден многими орденами, в том числе орденом св. Георгия 4-й ст., Золотым оружием, орденом св. Владимира 4-й ст. После Октябрьского переворота участвовал в Степном походе, а во время борьбы за Дон командовал 80-м Джунгарским калмыцким полком. В 1920 г. Тепкин Гавриил умер в Крыму от тифа.
Полковник Батыр Мангатов - Атаман Денисовской ( Богшракинской) станицы
Мангатов прославился уже в начале 1 мировой войны и был награжден Георгиевским оружием, о храбром офицере писали в журналах. В 1917 году, с началом Гражданской войны , он создал тайную контрреволюционную организацию. С группой заговорщиков выехал навстречу белогвардейцам, но попал в засаду красных партизан и пропал без вести.
Полковник Азман Батырев Атаман Граббевской ( Цевднякинской) станицы
Полковник Батырев во время 1 мировой войны попал в окружении и по приказу вышестоящего командира был вынужден сдаться. До начало Гражданской войны он находился в плену.
Полковник Абуша Алексеев- Казак Граббевской (Цевднякинской) станицы Абуша Алексеев поступил в Новочеркасское казачье училище в 1915 г.
В 1917 году занимался политической деятельностью, заочно избран атаманом родной станицы. В 1918 г. привел две сотни добровольцев в Белую армию и сделал карьеру от хорунжего до войскового старшины. Звание полковника ему присвоили уже в эмиграции за активную деятельность по трудоустройству казаков. Умер в Германии в 1948 г.
Полковник Данзан Тундутов - Штаб-ротмистр лейб-гвардии и адъютант Ген. Штаба.
В 1917 г., он добился принятия всех калмыков в казачество, а затем перевода в астраханское казачество. Позже Тундутов стал астраханским атаманом. В 1918 г., он был одним из крупнейших руководителей Белого движения на Юге России, встречался с кайзером Вильгельмом и имел поддержку от него, но потерпел поражение от Деникина и уехал за границу. В 1922г., вернулся, был принят на службу в РККА. В 1923 г., был арестован и приговорен к расстрелу.
Лавр Георгиевич Корнилов
Это человек стоявший у истоков создания «белой гвардии».
Участник русско-японской войны, был военным атташе в Китае. Командовал дивизией во время первой мировой войны. Георгиевский кавалер. В 1917г., стал главнокомандующим Петроградским военным округом, командовал 6-й армией и войсками Юго-западного фронта. С 1917 г., был назначен Верховным главнокомандующим русской армией. Возглавил на Дону формирование Добровольческой армии. Был убит при штурме Екатеринодара (Краснодара).
Тем, кто пережил войну, пришлось скитаться на чужбине; тех, кто рискнул вернуться, ждала ЧК. Тем не менее, это наша история, которую следуют помнить и которой, стоит гордиться.
Не посрамили честь и воинскую доблесть предков их потомки калмыки в годы Великой Отечественной войны в 1941 – 1945 годах. На всех фронтах Великой Отечественной войны от Балтийского до Черного морей, героически сражались с врагом десятки тысяч сынов и дочерей степной Республики Калмыкии.
За мужество и храбрость, проявленные на полях сражений 23 человека – уроженца Калмыкии удостоились высокого звания Героя Советского Союза. И по числу Героев занимают одно из первых мест среди народов России в процентном отношении к численности населения. При этом надо помнить, что награждались калмыки в основном в 1941 – 1943 годах, когда награды давали скупо, а после незаконной депортации калмыков в Сибирь в декабре 1943 года, калмыков вообще перестали награждать этой высшей наградой СССР.
В нашем селе нет практически ни одной семьи, которую бы обошла стороной Великая Отечественная война: в каждой семье кто-то потерял отца, мать, сестер и братьев. И очень больно осознавать то, что ценой их жизни мы сейчас живем. Те, кого сегодня нет с нами, глубоко осознавали общий смысл борьбы за счастье, осознавали свою личную ответственность за судьбу страны, сознательно шли на подвиг во имя справедливости и добра. Жизнь и борьба во имя Родины неразделимы для них, героизм – не минутная вспышка, а норма поведения, мировоззрение. Таких людей нельзя победить.
На сегодняшний день в нашем районе не осталось ветеранов Великой Отечественной войны. Но в моей памяти навсегда остались ветераны – это Никитенко Василь Данилович, Дорджиев Клим Лиджиевич, узница концлагеря Лариса Васльевна Бородина.
У Клима Лиджиевича Дорджиева был длинный и трудный путь к Победе. В 1940 году он успел закончить семь классов. В августе 1941г. Клим Лиджиевич в свои неполные восемнадцать лет попросился в добровольцы на фронт. Его определили в учебный полк воздушно десантных войск, который располагался в городе Энгельсе. Занятия шли по десять часов в день, так военная обстановка требовала ускоренного прохождения учебной программы. Практические занятия тоже были сжаты до предела: успели прыгнуть с парашютом два раза – и в действующую армию. Через некоторое время, после обучения, был направлен в город Рамеск, в 9-ю воздушно-десантную армию, 4-ю воздушно-десантную бригаду. В составе этой бригады Клим Лиджиевич и воевал до конца войны. Бригада была в резерве Ставки Верховного Главнокомандующего, ее выбрасывали с воздуха, когда нужно было сделать прорыв на каком-нибуть участке фронта.
Клим Лиджиевич вспоминает, как бригаду выбросили в лесах Белоруссии в 1943 году. Там вместе с партизанами они помогали регулярным частям прорвать фронт. Операция прошла удачно, и десантники вернулись опять в г. Рамеск.
Последний бой, бригада, в которой служил Клим Лиджиевич, провела при взятии Праги, 8 мая 1945 года, а через день фашистская Германия капитулировала.
После Победы Клим Лиджиевич охранял пленных, потом служил в авиатехническом полку, и в 1947году демобилизовался. Он имеет награды: медаль «За отвагу», «За взятие Вены». Но самая дорогая реликвия для него - это Благодарственная грамота командующего войсками, первого Украинского фронта маршала Советского Союза И.Конева, где перечисляются все города, в освобождении которых он участвовал.
Мы спросили у него, почему он воевал до конца войны, тогда как многие воины калмыцкой национальности в 1944-1945 годах были отозваны, из действующей армии и отправлены в Широколаг?
Клим Лиджиевич ответил: «Как вы знаете, я служил под Москвой в резерве Ставки Верховного Главнокомандующего. Вторая задача, которую мы выполняли, это охрана Сталина.И как вы должны понимать, это были люди проверенные, в анкете которого не должно быть ни одного пятнышка. Если бы, меня отозвали из полка, то весь полк полностью подлежит расформированию. Поэтому, чтобы этого не произошло, командир полка переписал мою национальность в анкете на казаха».
В паспорте Ларисы Васильевны Бородиной записано, что родилась она в Германии, в 1944г. г. Вальтрок, в концлагере. Из воспоминаний Ларисы Васильевны: «Мой отец сержант Красной Армии Василий Емельянов и мама Нелли Савельевна встретились в концлагере. Я родилась под взрывы бомб. Женщина, находившаяся рядом с мамой, спрятала меня в корзине для земли. Порядки в лагере царили жуткие, детей фашисты, как правило, или убивали, или куда - то увозили. Вечером женщина – немка, работавшая в лагере, услышала детский плач, забрала меня к себе домой. Потом, она попросила лагерное начальство дать разрешение, на то чтобы, мама поработала некоторое время у нее дома. Трудно сказать, что ее побудило к этим действием, материнский инстинкт или она преследовала какие-то особые цели, но как бы, ни было, моя мама всегда с благодарностью вспоминала ее. Через некоторое время маму перевели опять в лагерь. В лагере меня опекали «всем миром». Чтобы спрятать меня от надзирателей, в шкафу заключенные оборудовали тайник – полку с двойным дном. Но нашлись люди, которые вольно или невольно выдали общую тайну. За мамой стали следить, и специально оставили в лагере. В это время начался налет американских самолетов, мама выхватила меня из тайника и бросилась в окно. Охранники пустились в погоню и тут же угодили под разорвавшуюся бомбу. А мама, прилагая невероятные усилия, добралась до леса. Через несколько дней вырвался и отец. К сожалению, этот побег не дал окончательной свободы. Их схватили. За побег маму посадили в карцер. Снаружи под дверь клали меня. Это была жестокая пытка для мамы. После этого мама решается на очередной побег. Другого пути, чтобы спасти меня, просто не было. Я до сих пор удивляюсь, как моя хрупкая, истощенная мама мытарствовала по болотам. Питалась кореньями, ягодами, травой. Как можно выжить в таких условиях, и не просто выжить, но и сберечь ребенка. И она выдержала все это…».
70 лет прошло с тех пор. Годы берут свое. Многое уже забылось. Но тот чудовищный эшелон, в котором везли на чужбину Нелли Савельевну и ее сверстников, страдания, испытанные в концентрационных лагерях, память по-прежнему хранит цепко.
Это своеобразный памятник мужеству людей, непокоренных фашизмом. Памятник высшей человеческой сути – любить, чтобы жить, жить, чтобы любить.
Что мы сегодняшнее поколение знаем о Широклаге, о трагических событиях 1944-1945 годах, когда из действующей армии стали отзывать воинов калмыцкой национальности.
Вслед за упразднением Калмыцкой АССР, высылкой калмыцкого населения в северные и восточные регионы страны, в марте –апреле 1944 года, последовал отзыв со всех действующих фронтов воинов – калмыков. Рядовой и сержантский состав был отправлен на Северный Урал, в Пермскую область, на строительство новой гидроэлектростанции. Офицерский состав был направлен в распоряжение Новосибирского военного округа, где они принимали участие в формировании и обучении новых воинских частей. Воины - калмыки, в большинстве своем были по профессии животноводами, жителями степи, где климат теплее и не такая длинная зима. И вот они на суровом северном Урале, где лютуют морозы, долгая зима, все завалено снегом, кругом леса и горы. А летом топь и болота, ходить только по деревянному настилу. Совершенно незнакомая тяжелая работа, кирками и ломами долбили камни и мерзлую землю. Все это надо нагружать на тачки и по деревянному настилу из последних сил тянуть наверх в отвал. При тюремной норме питания это было очень изнурительно. Люди быстро обессиливали, истощались. Врачи у многих устанавливали диагноз: дистрофия второй и третьей степени, туберкулез легких. Началась массовая гибель людей.
Бывшая зенитчица Екатерина Лиджиевна Тачаева рассказала: Однажды она спросила у О.Б.Бембеева, за которого впоследствии вышла замуж, «мы, санитарки, ежеквартально относили в морг много трупов. Куда же они исчезали?» Он ответил: - «Вырыты два огромных котлована. Похоронная команда сбрасывает трупы из морга туда. Один котлован уже до половины наполнен трупами. Когда наполнится, его закроют землей, а трупы будут сбрасывать в другой котлован».
Наш односельчанин, Бамбышев Церен Хуцаевич, ветеран войны, чудом уцелевший после Широклага. В 1941 году воевал под Харьковом, Отступление. Был тяжело ранен на Матвеевом кургане близ Ростова. С 1943 по 1944 годы был узником Широклага, где сполна испытал унижения и невзгоды.
«Двум смертям не бывать» - писал о пережитых годах Церен Хуцаевич. «Несмотря на пережитое, трагическое, я оптимист, радуюсь тому, что жив, здоров, что растут у меня внуки. Дай бог им и их сверстникам здоровья, счастья и созидательного труда», - так говорил ветеран войны и узник Широклага Церен Хуцаевич Бамбышев (из газеты «Степная новь»).
Недавно мне показали старую пожелтевшую фотографию. Снимок сделан в 1940 году. На этой фотографии, как мы выяснили Эренценов Хонгр Бадмаевич (сидит)- уроженец села Малые Дербеты, с хотона «Эренценовка». Участник советско-финской войны, погиб под Курском. Рядом стоит Нидеев Басанг Ончаевич 1914 г.р., уроженец Ики Бухуса, Малодербетовского района, который в 1944 году был отозван из действующей армии и направлен на строительство Широковской ГЭС, узник Широклага. Вернувшись домой после Широклага он всю свою жизнь прожил в Ики-Бухусе и умер в 1985 году.
Прошло много десятилетий, но Широклаг не сотрется из памяти его узников. Многих уже нет в живых, но память о них не будет забыта.
Память о самом сокровенном для каждого человека становится своеобразной связью между поколениями. Ведь память о прошлом является для каждого народа источником гордости и жизнестойкости.
Заключение
На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема патриотического воспитания молодёжи остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине. Гражданское воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора привития священного чувства любви к Родине. У подростков должно выработаться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: её роль в этом плане невозможно переоценить.
На мой взгляд, в воспитательной работе с подрастающим поколением, помимо обращения к героическому прошлому, культуре, истории нашего государства, целесообразно всегда использовать стремление к активной деятельности. Патриотическое воспитание должно основываться главным образом на систематической работе и пропаганде патриотизма во всех видах учебной и внеурочной деятельности. В обращении к каждой проблеме надо найти повод сказать о любви к своему Отечеству.
Использование краеведческого материала в общеобразовательных учреждениях значительно повысит умственный потенциал учащихся в гуманитарном направлении и расширит кругозор о родном крае.
Краеведение, бесспорно, является очень важным фактором в развитии и воспитании гражданственности личности подрастающего поколения. Его потенциал в современном образовании ещё до конца не раскрылся. Однако то, что краеведческая работа основывается не на абстрактных и отвлечённых фактах социальной и культурной жизни, а на близком, понятном, доступном материале, к которому можно прикоснуться. Ощутить свою личную сопричастность с "большой" и "малой" историей родной земли, делает краеведение очень доступным, сердечно-эмоциональным и образно-индивидуальным фактором формирования духовной, социально зрелой и гармонично развитой личности.
Список использованной литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2011.
Историческое краеведение./ Под ред. Г.Н. Матюшина. – П., 1987
Письмо А. М. Горького к краеведу И. Алексееву // Советское краеведение. — 1936. — № 8.
Дорохов В.Г. Краеведение: курс лекций / Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2013. – 152с.
Шмырёва Н.А. Патриотическое воспитание: теоретические аспекты: учебное пособие/ авт.-сост. Н.А. Шмырёва, О.С. Кононенко, З.В. Крецан; Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2012. – 124с.
Кетова Л.М. Аксиологические проблемы образования: сборник статей/ М.Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 95 с.
Деев А.Л. Краеведение как средство формирования гражданственности школьников // Фундаментальные исследования. 2005. №4.
Образование. Педагогика. Методика преподавания. Сборник студенческих работ/ отв.редактор, док.соц. наук, проф. Ушамирская Г.Ф. – М.: Студенческая наука, 2012. -2174 с. – («Вузовская наука в помощь студенту»)
Методика историко-краеведческой работы в школе. — м., 1982.
Книга памяти ссылки калмыцкого народа. Широкострой. Широклаг».
Макаренко А. С.
Соч. — М., 1958. — Т. V. — С. 75.
Крупская Н. К.
Пед. соч. в 6-ти т. — М., 1980. — Т. 6. — С. 350.
Строев К.Ф. Краеведение. – М., 1974.
14.Барков А.С. О научном краеведении. - М.: Просвещение.- 1961.
15. А.Н. Басхаев, Р.Б.Дякиева. Ойрат – калмыки в XII – XIXвв. Элиста. Калмыцкое книжное издательство. 2007 г.
16. А.И.Моисеев., Моисеева Н.И. История и культура калмыцкого народа
Элиста. Калмыцкое книжное издательство. 2006 г.
Краеведение: Пособие для учителя / А.В. Даринский, Л.Н. Кривоносова, В.А. Круглова, В.К. Луканенкова; под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987
http://referat.znate.ru/text/index-42229.html
https://www.kazedu.kz/referat/128542
http://nsportal.ru/krasnikov-sergei-vasilevich