Программа дополнительного образования по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста "Знайка" . Автор: Ольга Валерьевна Новицкая. Работа №286565
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
в средней группе общеразвивающей направленности
КРУЖОК «ЗНАЙКА»
на 2019-2020 учебный год
Автор программы:
Новицкая О.В.
воспитатель
с.Перегрёбное
2019
Содержание
1
Пояснительная записка
3
Цель и задачи программы
Принципы реализации Программы
Принципы организации кружка
5
Ожидаемые результаты
6
Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика)
Методическое обеспечение программы.
7
Учебно-тематический план
8
Календарно-перспективное планирование
10
2
Работа с родителями
19
3
Список литературы
19
Приложение1.
Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика).
Образовательная область «Познавательное развитие»
20
Список детей
22
Журнал посещаемости
1. Информационная карта программы.
Полное название программы: Программа дополнительного образования по познавательному развитию математических способностей «Знайка».
Автор программы: Новицкая Ольга Валерьевна, воспитатель.
Территория: Муниципальное образование Октябрьский района, ХМАО – Югры.
Название проводящей организации: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький
цветочек».
Адрес организации: 628109,улица Лесная, 36, с. Перегребное, Октябрьский
район, Тюменская область ХМАО – Югра.
Телефон, факс: 8(34678)38-637, 38-747
Цель программы: активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста, посредством развивающих математических игр.
Форма: фронтальная, подгрупповая.
Направленность программы: Практико-информационная
Срок реализации программы: 3 года.
Место проведения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек»
Официальный язык программы: русский.
Нормативно-правовое обеспечение.
Основа для разработки рабочей программы по дополнительному образованию развитию элементарных математических представлений регламентируется:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённого приказом Министерство образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13)
Конвенция о правах ребёнка.
Программа дошкольного образования МБДОУ «ДСОВ «Аленький цветочек » с. Образовательная
Перегребное на 2019-2020
учебный год;
Лицензия на осуществление образовательной деятельности №1467 от 24.03.2014
Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек»
Положение о рабочих программах дополнительного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» от 29.08.2013 № 369-од
Положение об организации дополнительного образования по дополнительным образовательным программам дошкольного образования (кружков) в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» 29.08.2013 №369-од
Положение о системе оценки индивидуального развития воспитанников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек» от 27.10.2014 №519-од
.
Примерная образовательная программой дошкольного образования «Детство» под редакцией кандидата педагогических наук, профессора Т.И. Бабаевой, доктора педагогических наук, профессора А.Г. Гогоберидзе, кандидата педагогических наук, доцента О.В. Солнцевой.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Знайка» имеет социально – педагогическую направленность. Данная направленность способствует реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, начиная с дошкольного возраста.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
В основе разработки данной программы кружка лежит использование методик логико – математического развития, представляющая собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием игровых технологий блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, блоки «Дары Фребела». Главными составляющими компонентами игровой технологии интеллектуально-творческого развития являются: активный, осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату.
Преимуществом в выборе данной игровой технологии и методик явилось следующее:
- возможность использования этих игр для детей разного возраста;
- наличие у развивающих игр замысла, правила. Возможность дополнить игр определенным сказочным сюжетом – который порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам;
- вариативность игровых заданий и упражнений, т. е. возможность усложнения их с
учетом индивидуальных особенностей развития детей.
- творческий потенциал каждой игры.
Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счёту. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел - эти неизменные атрибуты монографического метода, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности. Ребенок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Палочки Кюизенера – создал бельгийский математик, является и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовки к школе. Он позволяет «через руки» ребенка формировать отношения «длиннее – короче», «между»; понятие числовой последовательности, состава числа; освоить сенсорные эталоны.
Логические блоки Золтана Дьенеша (бельгийский математик и психолог). Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером. Основная цель использования логических блоков – научить ребенка решать логические задачи, классифицируя геометрические фигуры по свойствам (цвету, размеру, форме). Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.
«Дары Фребеля» ( Фридрих Фребель) - дидактический материал, направленный на развитие различных образовательных отраслей. В данной программе будут использованы «дары», позволяющие формировать у воспитанников представление о геометрических телах, формах; представление о целом и части; развивают пространственное и наглядно- образное мышление.
Занимательность этих дидактических материалов маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с цветными палочками Кюизенера, с блоками Дьенеша и «Дарам Фребеля» у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания. А «Чудо-обучайка» Е. Бортниковой, в доступной детям, младшего дошкольного возраста, форме облегчает усвоение и запоминание отличительных признаков геометрических фигур, опираясь на занимательные стихи и увлекательные задания.
Цель:
создание условий для расширения знаний в области элементарных математических представлений, формирование системного логического мышления, сохранение и развитие стремления детей к познанию.
1.3. Задачи программы:
- формирование базисных математических представлений;
- ознакомление с основными геометрическими понятиями;
-формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладение навыками моделирование;
-развитие у детей мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение) ;
-развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение) ;
-развитие мелкой моторики рук и глазомера;
-развитие творческих способностей и фантазии, способности к конструированию.
- воспитание интереса к интеллектуальным играм;
- формирование стремления доводить начатое дело до конца.
Новизна данной программы
:
методика
развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить
со
сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. Поэтому, целесообразно использовать на занятиях по математике дидактические игры с использованием палочек
Кюизенера
, блоков
Дьенеша
, «Дары
Фребеля
»
. Актуальность
Актуальность данной рабочей программы дополнительного образования заключается в том, что процессе ее реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, у детей формируются математические представления о числе, цифре, составе числа, видах счёта, приёмах сложения и вычитания и т. д. Они свободно могут соотнести число с определённым цветом или цвет с числом. Всё это возможно реализовать благодаря использованию на занятия нестандартных методик: с помощью цветных палочек Х.Кюизенера. Это великолепный материал, являющийся необыкновенным средством познания логики и математики в дошкольном возрасте; использование дидактического материала - логические блоки Дьенеша, который способствует ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений, дети осваивают способы решения логических задач на разбиение по свойствам. У детей вырабатывается умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два, три или четыре свойства.
Актуальность программы обусловлена ещё и тем, что занятия кружка «Знайка» формируют, а в дальнейшем укрепляют у детей интерес к математике, улучшают физическое развитие (физкультминутки, пальчиковые упражнения) и эмоциональное состояние детей; способствуют формированию интереса к логике и информатике.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей.
Интеграция образовательных областей
«Социально-коммуникативное развитие»
Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Развитие самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции.
Развитие социального и эмоционального интеллекта.
Формирование позитивных установок к труду и творчеству.
«Познавательное развитие»
Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора; формирование математических представлений.
«Речевое развитие»
Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества.
Физическое развитие
Развитие мелкой моторики. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
3. Условия реализации программы
Столы ставятся полукругом для того чтобы дети видели друг друга, что способствует общению воспитанников между собой и с педагогом. Так же в группе создан центр «Математики», где в свободном доступе находятся: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики «Сложи узор», счётные палочки и другие математические игры. Дети в свободной деятельности могут заняться любимыми играми.
Принципы организации работы.
Принцип системности и взаимосвязи
. Работа проводится систематически, постепенно наращивается информация в каждой из последующих возрастных групп, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения.
Принцип адресного подхода.
Предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при организации образовательного процесса, учет индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек и т.д. Взрослые выстраивают линию взаимодействия с ребенком, двигаясь, прежде всего, от ребенка.
Принцип интеграции.
Содержание тематических блоков может естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
Принцип возрастной адекватности дошкольного образования
. Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Принцип развития
предполагает приспособить ребенка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребенка
со
взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику.
Принцип преемственности взаимодействия
с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
3.1. Средства реализации программы.
Для игровых занятий:
палочки
Кюизенера
,
блоки
Дьенеша
;
«Дары
Фрёбеля
»
схемы для накладывания палочек
при
составлений трудных иллюстраций
;
схемы для составления изобр
ажения с помощью блоков
Дьенеша
.
модули «Дары
Фрёбеля
».
3.2. Наглядные пособия.
Наглядный материал:
Схемы к
палочкам
К
юизнера
,
блокам
Дьенеша
;
«Дары
Фрёбеля
»
для восприят
ия цвета, формы и развития руки.
Игрушки, атрибуты для
математических
игр
, карандаши,
использование карточек с заданиями, для закрепления изученного материала, развитие мелкой моторики рук, формирования навыка правильно держать
карандаш;
картотека пальчиковых игр,
пооперационные карты,
мультимедийные презентации
Практический материал:
- консультации; сообщения;
- рекомендации для родителей;
- упражнения и дидактические игры.
3.3. Наличие технических средств обучения.
Для реализации программы имеется материально – техническое оснащение
процесса.
Перечень основных технических средств обучения:
Ноутбук, мультимеди
йная установка: экран, проектор.
Телевизор, DVD.
Музыкальный центр
.
М
агнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном
носителе;
CD – DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала,
математических заданий, сказок, стихов.
С
D
–
DVD
-
диски с записями интерактивных игр
(
«Весёлые моторы», «математика для малышей с домовёнком
Бу
».
- альбом «Дидактические игры и упражнения по развитию математических способностей и логического мышления» (нетрадиционные формы работы)
- гимнастика для глаз;
3.4.Формы организации работы с детьми
Программа дополнительного образования «Знайка» рассчитана на 3 года обучения для воспитанников всех возрастных групп. Предполагает подгрупповые формы организации работы – для освоения новой темы и групповые – для закрепления материала.
Возраст детей
3 - 4 года
4 – 5 лет
5 – 6 лет
6 – 7 лет
Форма ОД
Подгрупповое, групповое
Подгрупповое, групповое
Групповое, подгрупповое
Групповое, подгрупповое
Продолжительность ОД
15 минут
20 минут
25 минут
30минут
Продолжительность курса
Сентябрь - май
Сентябрь - май
Сентябрь- май
Сентябрь - май
Количество ОД в месяц
2
2
2
2
Количество ОД в год
18
18
18
18
Ожидаемые результаты
В ходе работы кружка дети овладевают знаниями и умениями:
• иметь элементарные математические представления;
• уметь производить операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, внимательно слушать и решать простейшие задачи, выделяя признаки предметов;
• уметь обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов,
обосновывать свои рассуждения, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры;
• ориентироваться в пространстве;
• фантазировать, моделировать, конструировать;
• уметь составлять целое из частей;
• уметь пользоваться схемой (конструировать по схеме и без неё) ;
• уметь прокомментировать свои действия, дать анализ своей деятельности, своим способностям.
• выражать свои мысли и суждения при помощи точной и ясной речи.
• слышать и слушать друг друга;
• проявлять индивидуальные и творческие способности.
Формы контроля: наблюдение, беседа, объяснение детей, игровые задания.
В ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки, поэтому к концу учебного курса кружка дети будут знать:
место числа в числовом ряду
числа - соседи
виды счёта (прямой, обратный, порядковый)
как получить число первого десятка (путем +1)
как получить число второго десятка (один на –
дцать
и т.д.)
состав чисел первого десятка из двух и нескольких меньших
процессы сложения и вычитания
будут уметь:
строить «лесенку»
образовывать «семейки»
соотносить число и цвет, цвет и число
соотносить число и цифру, цифру и число
составлять и решать примеры на сложение и вычитание
составлять и решать задачи по схемам и карточкам
считать парами, тройками
делить целое на части
составлять «коврик» - состав числа
классифицировать фигуры по 3-4 признакам.
ориентироваться в пространстве
ориентироваться во времени
ориентироваться на листе бумаги
Для того чтобы увидеть результаты достижений каждого ребёнка планируется использовать оценку индивидуального развития (педагогическая диагностика).
Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика)
Педагогическая диагностика (оценка индивидуального развития) осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые воспитателями всех возрастных групп 2 раза в год - в начале и в конце учебного года (сентябрь, май). В первом случае, она помогает выявить наличные показатели развития каждого ребенка, а во втором - наличие динамики ее развития.
Материалы педагогической диагностики (сводные таблицы и аналитические справки) хранятся в методическом кабинете МБДОУ «ДСОВ «Аленький цветочек»с.Перегребное. Диагностические карты (приложение 1), выводы по результатам педагогической диагностики детей будут храниться у воспитателей группы «Буратино» МБДОУ «ДСОВ «Аленький цветочек» с.Перегребное.
Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:
освоил;
имеет затруднения.
В соответствии с ФГОС ДО планируемые итоговые результаты (в конце подготовительной к школе группы) освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДСОВ «Аленький цветочек» с.Перегребное основаны на целевых ориентирах (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) и описывают качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.
Формы проведения итогов реализации программы
•Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.
• Систематизация работы воспитателя – руководителя кружка и обобщение опыта.
Методическое обеспечение программы.
Методы используемые при реализации программы:
занятия с детьми осуществляется на основе
деятельностного
метода, позволяющего соотнести теоретический материал с практическими занятиями,
метода
цикличности
,
т
.е.возврата
к ранее пройденному материалу,
игры
,
как основного вида деятельности дошкольника.
Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения логики и математики:
коммуникативной направленности;
активации мыслительной (логически мыслить) деятельности детей в процессе овладения логическими операциями;
повышение мотивации учения;
индивидуальному подходу к детям;
техническому оснащению учебного процесса.
Кружок проводятся 1 раз в 2 неделю согласно программе. Длительность 1 занятия не более 20 минут.
Формы организации деятельности детей на занятии:
индивидуальная
работа в парах
работа по подгруппам, звеньям
групповая
Формы проведения занятий:
беседа
игра – соревнование
игра - путешествие
открытое занятие
мастер – класс
4. Практическая работа в обучении детей
Первый год обучения- 4-5 лет.
Цель: формирование представления о числах первого десятка( счет в пределах 5), о геометрических формах и телах ( круг,овал,квадрат, прямоугольник, куб) как о существенных признаках явлений окружающего мира.
Задачи:
- Формировать представление о числе, как о существенном признаке явления.
- Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству.
- Развивать логическое мышление.
План работы
Месяц
Тема
Цель
Сентябрь
«Волшебные палочки»
Познакомить детей с палочками как с игровым материалом. Упражнять в умении ориентироваться в данном материале. Выявить знания группы детей, уровни того или иного ребенка. Обратить внимание детей на свойства палочек
Октябрь
Игра «Подскажи какая»
Упражнять детей в умении различать цвета, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь, внимание, память.
Игра «Строим дорожки».
Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т.д.
Ноябрь
Игра «Поезд».
Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение.
Игра «Чудесный мешочек».
Закрепить эталоны цвета. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание
Декабрь
Игра «Найди и покажи».
Упражнять детей в умении различать цвета. Развивать логическое мышление, память.
Игра «Построим заборчик».
Продолжать развивать представление о высоте палочек. Закреплять понятия «высокий», «низкий». Способствовать развитию речи.
Январь
Игра «Спрячь игрушку».
Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Развивать представление о высоте палочек. Закрепить понятия «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать палочки по высоте и длине.
Февраль
Игра «Дорожки для матрешки».
Закрепить знания эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь.
Игра «Угадай – ка!»
Работа с картами – схемами. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь.
Март
Игра «Разложи по цвету».
Работа с картами – схемами. Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память развивать речь.
Игра – занятие «Высокий – низкий».
Формировать умение детей различать предметы по высоте и длине; находить лишний предмет; сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга. Формировать умение детей двигаться одновременно в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга
Апрель
Игра «Один – много»
Закрепить количественные представления один – много – ни одного. Развивать логическое мышление, память.
Игра «Лесенки».
Работа с картами – схемами. Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.
Май
Игра «Башенки».
Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.
Игра – занятие «Идет коза рогатая».
Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Закрепить понятие о величине: большой – маленький.
Сентябрь
Игра «Конструирование геометрических фигур».
Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.
Игры – конструирование
Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.
Октябрь
Игра – занятие: «К нам приехали игрушки».
Формировать умение детей правильно называть игрушки, развивать элементы математических представлений, развивать понятие цвета, воспитывать чувство сострадания и доброжелательности.
Игра – инсценировка: «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок!»
Развивать творческие способности к моделированию и конструированию. Воспитывать у детей приветливость, заботливость и сочувствие.
Ноябрь
Игровая деятельность: «Помоги зайчику».
Игровая деятельность в альбомах «Волшебные дорожки». Закрепить понятие «одинаковый (равный) по длине (высоте)». Развивать мышление, воображение. Воспитывать доброту.
Игровая деятельность: «Поможем маме – зайчихе».
Закрепить знания о диких животных. Уточнить представление детей о таких качествах, как «широкий», «узкий». Развивать представление об эталонах цвета. Дать представление об овале.
Декабрь
Игра «Сушим полотенца».
Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине).
Игра «Зайка»
Закреплять умение сравнивать предметы по дли не и высоте; обозначать словами результат сравнения.
Январь
Подвижная игра: «Найди свой домик». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком».
Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине).
Февраль
Игра «Построим мостик».
Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюизенера. Закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый», «уже», «шире». Организовывать сюжетно – ролевую игру. Развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищей.
Подвижная игра: «Где больше?». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком».
Продолжать учить детей сравнивать предметы по количеству: больше – меньше. Развивать внимание, память.
Март
Игра «Дорога к дому».
Формировать умение ориентироваться на ограниченной площади.
Апрель
Работа с альбомом «Дом с колокольчиком».
Формировать умение ориентироваться на ограниченной площади.
Игра «Разноцветные флажки».
Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете.
Май
Работа с альбомом «Дом с колокольчиком».
Игра «Бусы»
Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете
Ожидаемый результат: В ходе системной работы дети стали более любознательными, проявляют активный интерес к счёту, самостоятельно составляют рисунки по схемам-картинкам, с удовольствием выполняют задания в предложенных играх, заданиях. Проявляют самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Мониторинг
Цель: выявление знаний и умений детей для усиления работы по данным пунктам в течении учебного года, для отслеживания динамики развития математических способностей.
Умение формировать группы предметов по общему свойству.
Умение сравнивать группы, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
Умение отбирать полоски нужного цвета и длинны.
Умение находить в окружающей обстановке предметы похожие на геометрические фигуры.
Умение составлять фигуры из частей.
Сентябрь
Ф.И. ребёнка
1
2
3
4
5
6
7
8
Умение ориентироваться в пространстве (справа, слева), различать порядковый и
Ожидаемый результат: В ходе системной работы дети стали более любознательными, проявляют активный интерес к счёту, самостоятельно составляют рисунки по схемам-картинкам, с удовольствием выполняют задания в предложенных играх, заданиях. Проявляют самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Мониторинг
Цель: выявление знаний и умений детей для усиления работы по данным пунктам в течении учебного года, для отслеживания динамики развития математических спос обностей.
Умение формировать группы предметов по общему свойству.
Умение сравнивать группы, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше, меньше, поровну.
Умение отбирать полоски нужного цвета и длинны.
Умение находить в окружающей обстановке предметы похожие на геометрические фигуры.
Умение составлять фигуры из частей.
Сентябрь
Ф.И. ребёнка
1
2
3
4
5
6
7
8
Умение ориентироваться в пространстве (справа, слева), различать порядковый и количественный счёт.
Умение работать по схемам.
Умение решать логические задачи н
а основе зрительного восприятия
Данные диагностики позволяют сделать вывод о положительной динамике предматематического развития детей, интеллектуального роста, формирования познавательной мотивации и становления интегративных качеств. Это подтверждает эффективность запланированной деятельности и созданных для нее условий и свидетельствует о результативности проведенной работы.
4.2. Третий год обучения 5-6 лет
Пояснительная записка
Программа математического развития детей дошкольного возраста, содействует эффективному решению проблемы преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Содержание данной программы обеспечивает целостное развитие личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям. В предлагаемую программу по дополнительному образованию дошкольников включены следующие разделы:
Логические блоки
Дьенеша
Цветные счетные палочки
Кюизенера
Числа и цифры. Операции над ними
Логические задачи
Геометрические фигуры и тела
Сложи узор
Цель: выявить возможности дидактического средства «палочки кюизенера» для успешного развития математических способностей старших дошкольников.
Задачи:
• Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
• продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• развивать мыслительные умения - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• развивать познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения;
• развивать творческие способности.
• освоение способов измерения с помощью условной мерки;
• развивать количественные представления, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;
• развивать умение различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
План работы
Месяц
Тема занятия
Программное содержание
Сентябрь
Мониторинг
Выявление знаний и умений детей для усиления работы по данным пунктам в течении учебного года, для отслеживания динамики развития математических способностей.
Октябрь
Игра
«В гостях у Петрушки»
Игра «Фигурки спрятались»
Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству.
Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета
Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде»
Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве.
Ноябрь
Призма и пирамида. Игра «найди фигуру». Игра «Волшебный мешочек».
Формировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы призмы и пирамиды.
Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?»
Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями: больше, меньше. , со знаками <, >.
Декабрь
Решение примеров в тетради в клетку. Игра «художник». Игра «Какой по счету?»
Игра-головоломка «Пифагор»
Развитие наблюдательности и счет до шести. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание.
Закреплять умения составлять фигуры из частей.
Игра «измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?»
Игра «Украсим елку бусами»
Учить определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер.
Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать)информацию, по изображению на карточке, умение действовать последовательно.
Январь
Игра «Сравни и заполни»
Цилиндр. Игра «Паспортный стол».
Умение осуществлять зрительно мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геом. Фигурах.
Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки.
Игра «Логические кубики»
Игра «Узнай длину ленты»
Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства
Учить: понимать количественные отношения между числами первого десятка, находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатами измерения, устанавливать логические связи измерения.
Февраль
Игра «Танграм»
Игра «Логический поезд»
Закреплять умения составлять фигуры из частей.
Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета
Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде»
Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве.
Март
Игра «Логические кубики»
Математические задачки
Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства
Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10.
Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?»
Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями: больше, меньше. , со знаками <, >.
Апрель
Математические задачки
Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. Развивать логическое мышление
Логическая задача на цветовую последовательность
Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.
Май
Математические задачки в стихах
Игра «Раздели фигуры»
Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10.
Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.
Логическая задача «Детская железная дорога»
Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.
Мониторинг
ИТОГО
Ожидаемый результат
Методики Дьенеша и Кюизенера помогут добиться поставленных целей. Научат детей решать логические задачи; разовьют мыслительные умения, познавательные процессы восприятия памяти, внимания, воображения; помогут освоить способы измерения с помощью условной мерки; научат выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем овладеть умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
Мониторинг
Цель: выявление знаний и умений детей для усиления работы по данным пунктам в течении учебного года, для отслеживания динамики развития математических способностей.
ФИО ребёнка
Проявляет интерес к деятельности
Принимает игровую задачу
Выделяет цвет, форму, величину
Различает предметы по количеству (один-много)
Работает по схеме, картинке
Строит разнообразные постройки
Использует речь в процессе игры
Умеет эмоционально - положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: высокий, средний, низкий.
Критерии оценки уровня усвоения программного материала
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер палочек, группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения. Ребенок проявляет активный интерес к играм с палочками Кюизенера. Правильно отвечает на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного общения, инициативен, активен. С удовольствием слушает художественную литературу, рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении. Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов, не совсем точно называет цвета палочек. Объединяет их одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками. Ребенок воспринимает различия палочек по цвету, количеству, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, но его речь невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребёнок с трудом отвечает на поставленные вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.
4.3. Четвёртый год обучения 6-7 лет
Пояснительная записка
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру. Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи. Это им интересно, потому что они любят играть. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей. Обучая старших дошкольников в игре, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлена система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр.
Цель: способствовать успешной психологической адаптации детей к условиям школы путем введения новых форм организации обучения, направленных на сближение образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Задачи:
Учить выполнять задания
в уме, делать воображаемые изменения ситуаций.
Учить сопоставлять задания, проверять выполнение, отгадывать загадки.
Учить использовать разные способы выполнения заданий, проявлять инициативу в поиске путей достижения целей.
Развивать интеллектуальную гибкость, умение взглянуть на ситуацию с разных сторон.
Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства предметов
Развивать умения сравнивать предметы по их свойствам.
Развивать способности к логическим действиям и операциям.
План работы
№
Месяц
Тема. Цель.
1.
Сентябрь.
Цвет, форма. Цель: Выявление простейших представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме расположению. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра: «Составим узор».
(Используя кубики Никитина).
Размер. Цель: Уточнение имеющихся у детей представлений о размере, цвете, и числе предметов. Развитие внимания наблюдательности, мелкой моторики рук.
2.
Счёт, порядковые числительные в пределах 5. Цель: выявить представления детей о порядковых числительных в пределах 5, учить детей рассуждать, использовать числительные в бытовой и игровой деятельности. Развивать активность у детей.
1.
Октябрь.
Пространственные представления. Цель: развивать представления: «толстый», «худой», «высокий», «низкий», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Развитие внимания, речи.
Игра: «Весёлые человечки». Цель: Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение.
2.
Счет до 5. Цель: Тренировать детей в счете фигур до 5. Игра:
«Обведи правильную цифру.
1
Ноябрь.
Круг, квадрат, прямоугольник. Цель: Учить называть геометрические фигуры, называть их отличительные признаки, находить в окружающей действительности. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, творческое воображение, умение делать логические выводы. Упражнять детей выполнять задания воспитателя по образцу и самостоятельно. (Собери фигуру из счётных палочек или верёвочки).
2.
Сравнение. Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по толщине, уточнять знания о прямом и обратном счете, о составе числа из единиц. Уточнять знания о геометрических фигурах. Продолжать учить измерять, пользуясь условной меркой. Закрепить все имеющиеся знания. Воспитывать интерес к занятиям математикой.
1.
Декабрь.
Объём. 2 занятие. Сформировать представления об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.
Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счётные умения в пределах 8.
Развивать графические умения.
Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.
Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.
Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант).
2.
Счет. Цель: Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи.
1.
Январь.
Задачи на смекалку. Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счёт; упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление; отчёт предметов по заданному числу. Создать у детей радостное настроение.
2.
Зрительно – мыслительный анализ. Цель: учить детей осуществлять зрительно – мыслительный анализ. Формировать пространственные представления детей, закрепление понятий «сначала», «потом», «после», «этого», «между», «слева», «справа». Игра: «Построим гараж». Закрепление навыков счета кругов, квадратов, треугольников.
1.
Февраль.
Игры – путешествие во времени. Цель: служат для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Игра: «Что сначала, что потом».
2.
Учимся определять время по часам. Занятие 1. Цель: Учить детей ориентироваться во времени. Познакомить с минутной и секундной стрелками. Игра: «части суток»
1.
Март.
Учимся определять время по часам. Занятие 2. Цель: Закрепить навык ориентировки во времени. Д./И. «Когда это бывает», «Наоборот». Изготовление часов со стрелками из бросового и природного материала.
2.
Классификация. Занятие 1. Цель: Упражнять детей в последовательном анализе каждой группе фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам и каждой из групп, сопоставлении их, обоснование найденного решения. Формирование понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», развитие речи детей. Игра: «Сколько всего».
1.
Апрель.
Формирование навыков сложения и вычитания.
Цель: Закрепление состава числа первого десятка. Закрепление приёмов вычитания на основе знания состава числа и дополнения одного из слагаемых до суммы. Игры: «Распредели числа в домики», «Угадай-ка». Развитие логического мышления, речи, внимания, наблюдательности.
2.
Символы. Цель: Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер).
Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться в числовом ряду.
1.
Май.
Игры – путешествия во времени. Цель: служат для закрепления знаний детей о времени, частях суток, днях недели, временах года, названий месяцев.
Игра: « Что сначала, что потом».
2.
Мониторинг
Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; Цель:
- Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
- Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур;
- Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;
- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;
- Закрепить умения отгадывать математическую загадку;
- Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, =
- Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших;
Ожидаемый результат
К концу года воспитанники усвоят пространственные представления, прямой и обратный счёт. Закрепят знания геометрических фигур, порядковый и количественный счёт. В свободное от образовательной деятельности, дети по желанию проводят время в «Центре математики», благодаря чему учатся решать логические задачи, разгадывать головоломки.
Список литературы
Под ред. Б. Б.
Финкельнтейн
.
С-Пб
, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».
В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера
. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
Л. Г.
Петерсон
, Е. Е.
Кочемасова
«
Игралочка
».
Практ
. курс
матем-ки
для дошкольников, 2001 г.
А
. А. Столяр и др.
,
Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г.
З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи», 1990 г.
Т. А.
Фалькович
«ФМП», 2005.
Учебно-игровое пособие «Логические блоки
Дьенеша
», ООО «Корвет», 2009.
А. А. Столяр и др.
,
Давайте по
играем. М.: Просвещение, 1991 г.
Интернет-ресурсы
Календарно-перспективное планирование
№
Тема
Этап
СЕНТЯБРЬ
1
Вводное занятие.
Инструктаж: ТБ; ПБ; ПДД.
Знакомство с развивающими играми и дидактическим материалом: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, «Кубики для всех», «Кростики».
2.
Множества и совокупности
2.1
Понятие множества. Много и один Теория
Общие понятия множества. Основные операции над множеством.
Понятие «Множество». Много и один. Отношения «больше», «меньше», «равно».
Практика
Дидактические игры «Разложи правильно», «Помоги муравьишкам», «Два обруча», «Дорожки», «Найди пару», «Кто, где живёт?», «Найди лишнее», «Объедини по 2, 3,4 признакам», «Равно – неравно», «Два обруча».
Игры-головоломки «Танграмм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», развивающие кубики: «Хамелеон», «Сложи узор», «Кубик для всех».
2.2
Свойства предметов (цвет, форма, размер, толщина, материал). Объединение предметов в группы по сходным признакам (двум, трем, четырем). Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, толщине и т.д.
2.3
Сравнение предметов и совокупностей.
Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.
Сравнение двух совокупностей (групп) предметов.
Обозначение отношений равенства и неравенства.
Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …).
ОКТЯБРЬ
2.4
Логические игры. Игры – головоломки.
Д/игры: «Разложи правильно», «Помоги муравьишкам», «Дорожки», , «Кто, где живёт?», «Назови друзей».
Наклеенные на полу или на стене схемы («Дорожки», «Дерево»), позволяют играть в данные игры с блоками Дьенеша, лишь меняя правила игры. Например: из домиков разбежались «муравьишки» (блоки), надо помочь попасть им домой, для этого на дорожки положить карточки – задания, дети по определённому признаку выбирают блоки и отправляют их в нужный домик (играют парами, звеньями, подгруппами). Или назови друзей данных героев.
Д/игра «Два обруча»
Расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча находились все красные фигуры, внутри синего – все квадратные (играют парами, группами, звеньями). Познакомить с тремя областями, доказать почему в общей области находятся только красные квадраты.
Д/ игра: «Украсим ёлочку»
Дети по схеме заданию, украшают «ёлочку, выбирая нужный блок. Можно играть парами, звеньями, индивидуально.
Игры-головоломки: «Танграмм», «Пифагор»,
«Монгольская игра», «Колумбово яйцо»
Из разрезанных фигур составить любой силуэт (сначала по образцу, потом самостоятельно, по памяти).
3.
Пространственно-временные представления
Дидактические игры: « Далеко – близко», «Высоко – низко», « Назови – где….», «Угадай время года?», «Неделя».
3.1
Ориентация в пространстве.
Понятия: вверху, внизу, слева, справа.
Предлоги: над, под, в, на, за, перед, между.
Представления: рядом, далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, в центре.
3.2
Ориентировка во времени.
Название дней недели и месяцев, с промежутками времени: утро, день, вечер, ночь. Времена года. Мера времени: секунда, минута, час.
Понятия: долго, дальше, скоро, скорее, потом, давно, быстро, медленно.
3.3
Ориентировка на листе бумаги с клетчатой разлиновкой:
клеточка, строчка, столбик клетки, страница, лист.
НОЯБРЬ
4.
Числа и операции над ними
Д/ игра: «Поезд»
С помощью вагонов можно познакомить с составом числа из двух меньших. Например: в окошко паровоза вставить цифру 5. Дети выбирают из цифр на столе нужную пару цифр, и вставляет их в вагончики (1 и 4; 2 и 3; 4 и 1) объясняя свой выбор
Д/игра: «Вычислительные машины».
Играют двое, один играет роль вычислительной машины, другой задаёт информацию, то есть кладёт любую палочку в верхний кружок, «машина» выполняет в уме операции в 1,2,3 действия и кладёт результат в нижний кружок.
Д_ игра: «Волшебные домики»
Эта игра позволяет находить числа, которые больше или меньше данного числа и размещать их с нужной стороны от знака.
Д/ игра: «Заборчик»
Дети строят заборчики из одноцветных палочек, доказывают какой забор длиннее, почему?
Д/ игра «»Жмурки»
С закрытыми глазами дети выбирают любую палочку и на ощупь стараются подобрать ей пару. Можно спросить какое число обозначает данная палочка.
Д/ игра: «Цветная лесенка»
Дети строят лесенку в определённой последовательности от 1 до 10, предлагаю закрепить виды счёта (прямой, обратный, порядковый, числа – соседи)
Д/игра: «Составь коврик на сложение (вычитание)»
Составляя такой «коврик» дети успешнее усваивают часть и целое. При сложении из частей (двух палочек) получается целое (одна палочка).
При вычитании из целого вычитаем одну часть и находим другую,
выкладывание «ковриков» происходит слева направо.
«Веселый поезд»
Кто больше построит поездов из трёх вагонов (палочки Кюизенера) разного цвета (красного - число 4, фиолетового – число 6, вишнёвого – число 8).
Варианты: 4-6-8; 4-8-6; 6-8-4; 6-4-8; 8-4-6; 8-6-4 (6 вариантов).
Можно провести в виде игры – соревнования.
«Для любознательных»
«Найди спрятанную фигуру по клеточкам»
На горизонтальной и вертикальной полосках слева или сверху квадратика, обозначающего цвет палочки стоит цифра, позволяющая отсчитать нужное количество клеток и положить палочку вертикально или горизонтально. Очень радует детей конечный результат, когда дети видят то, что получилось. В данном случае – верблюд.
«Состав числа по признаку»
Дети считают, сколько геометрических фигур на одной табличке и называют все варианты состава числа из двух меньших по признакам, или выкладывают «коврик» из палочек Кюизенера. Например: 1-я табличка – фигур 7,число 7, варианты (1 и 6 – по размеру, 2 и 5 – по цвету, 3 и 4 – по форме) и т. д.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся палочки – числа, дети на ощупь стараются определить, какое число она обозначает, сказать и показать детям.
«Математический круг»
Круг наклеен на полу, с помощью него дети закрепляют состав числа, на одной ноге перепрыгивают с одной цифры на другую, приземляясь двумя ногами на третью, при этом проговаривая решение. Например: 5 и 3 будет 8 или 5 прибавить 3, получится 8.
Больше фантазии и этот математический круг можно использовать при знакомстве с видами счёта, решении примеров, задач и т. д.
Д/ игра: «Реши задачу по карточкам»
Д/игра: «Сложение и вычитание»
С помощью этих карточек дети овладевают правильной формулировкой составления и решения задач (сколько было – стало всего; сколько было - осталось). Используя палочки – числа составляют решение.
4.1
2 занятия
Цвет – это число, число – это цвет, образование «семеек».
Знакомство с цветными палочками – числами в пределах 10.
4.2
2 занятия
Числа и цифры первого десятка путём прибавления 1.
ДЕКАБРЬ
4.3
2 занятия
Виды счёта (прямой, обратный, порядковый) в пределах 20.
ЯНВАРЬ
4.4
4 занятия
Состав числа (от 2 до 10).
Составление «коврика». Числа – соседи. Предшествующее и последующее число. Деление предметов на 2 и 4 равные и неравные части, нахождение части от целого, составление целого из частей.
ФЕВРАЛЬ
4.5.
2 занятия
Сложение и вычитание.
Формирование общих представлений о сложении, как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании, как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Понятия «целое – часть».
МАРТ
4.5
4 занятия
Составление и решение задач по схемам и карточкам.
Решение задач на сложение предметов, фигур, палочек Кюизенера, используя числа в цвете. Понятия «слева, справа, посередине».
Задачи на вычитание. Работа с предметами, фигурами. Составление «коврика на вычитание» из палочек Кюизенера». Отношения между группами предметов (больше, меньше, одинаковое количество).
Математические знаки: +, -, =, =, <, >. Использование этих знаков при составлении и решении арифметических задач и неравенств.
Решение задач творческого характера.
АПРЕЛЬ
4.6
2 занятия
Числа второго десятка.
Образование второго десятка (один – на – дцать – 11 и т. д.); двузначные числа – составляем из палочек. Счёт до 20. Счет двойками (парами) до 20, счёт тройками до 21.
5.
Геометрические фигуры, величина, объем
5.1
2 занятия
Выявление и абстрагирование свойств
Развитие умений выделять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форму, размер, толщину), абстрагировать одни свойства от других, называть их.
Первые представления о замещении свойств знаками-символами.
Осваивание умений строго следовать правилам при выполнении действий, понимание того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.
Игры: «Найди клад», «Угадай – ка», «Автотрасса», «Где чей гараж?», «Выращивание дерева».
МАЙ
5.2.
Сравнение и составление
Развитие у детей умения сравнивать предметы по одному, двум и трем свойствам, видеть в них общее и различное.
Формирование умений сравнивать предметы и овладевать этим умением в разных ситуациях: когда в их поле зрения находятся не только сравниваемые предметы, но и другие.
Игры: «Дорожки», «Найди пару», «Две дорожки».
5.3
Классификация и обобщение
Формирование у детейумения классифицировать и обобщать предметы по одному, двум, трем и четырем свойствам: сначала по заданным свойствам, затем — по самостоятельно выделенным.
Переход от классификации и обобщения предметов по отдельным свойствам к выделению закономерностей.
«Где чей гараж?», «Засели домик», «У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок»,
5.4
Логические действия и операции «не», «и», «или»
Развитие у детей умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам.
Развитие умений производить логические операции «не», «и», «или», умений с помощью этих операций строить правильные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.
Игры: «Угадай фигуру», «Построй дом», «Раздели блоки – 1», «Раздели блоки – 2», «Алгоритм», «Архитекторы», «Детская площадка», «Угостим медвежат», «На свою веточку», «Кто хозяин».
6.
Заключительное занятия.
Игры – конкурсы.
Игры – соревнования.
Д/игра «Угадай – ка»
Педагог прячет блок и просит детей угадать блок по определённому признаку, например – цвету, можно усложнять и угадывать блок по двум признакам. Кто угадает первый, то он прячет блок.
Д/игра: «Найди клад»
Эта игра позволяет выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму и величину. На столе педагога лежат блоки, отличающиеся по разным признакам, педагог прячет под одним бумажный кружок (клад), дети – кладоискатели, по очереди говорят свою версию (я думаю, что клад находится под синим, толстым, маленьким квадратом) побеждает угадавший.
Д/игра: «Автотрасса»
Дети строят дорожки по карточкам – схемам, соблюдая правила построения дорог. Например: за красным треугольником следует синий квадрат, затем жёлтый круг по стрелочкам, это группа фигур может повторяться несколько раз, выигрывает тот, у кого дорожка длиннее.
Д/игра: «Выращивание дерева».
Дети классифицируют фигуры по цвету, форме и величине. Берут любой блок и начинают двигать его от корня дерева вверх по веткам следуя указателю на ветках. На конце веточки «вырастет» соответствующая фигура.
Д/ игра: «Раздели блоки – 1», «Раздели блоки – 2»
Эта игра проводится так же как «два обруча» выше описанная, на можно раскладывать блоки в трёх обручах. Эта игра позволяет развивать умения разбивать множества по двум – трём совместным свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».
2. Работа с родителями
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Задача педагога по данной проблеме донести до родителей, что ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы, а развитие логического мышления происходит в большей мере посредством игры. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Работа в данном направлении осуществляется через следующие формы взаимодействия.
• Консультации
• Родительские собрания
• Оформление папок- передвижек
• Презентации
• Математическая игротека
• Дни открытых дверей
3. Список литературы, использованной в моей работе
Библиграфический список:
КолесниковаЕ.В
. Программа «Математические ступеньки» Творческий центр
,-
М2007г
Белошистая
А. Как обучить дошкольников решению задач // Дошкольное воспитание №8 с. 101 2008г.
Белошистая
А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание №2 с. 74 2000г.
Венгер
А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И.,
Цеханская
Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М., 1999г.
Зак
А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет, - М., 2006г.
Колягин Ю.М. Учись решать задачи, - М., 2007г.
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, - М., 1990г.
Мисуна
С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №12 с. 21 2005г.
Мисуна
С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание №8 с. 48 2005г.
Носова В.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников, - «Детство-пресс» 2007г.
Овчинникова
Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание №8 с. 42 2005г.
Петерсон
Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два – ступенька, - М., 2004г.
Петерсон
Л.Г.,
Кочемасова
Е.Е.
Игралочка
, - М., 2004г.
Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей, - «Детство-пресс» 2010г.
Приложение1.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Фамилия, Имя ребенка
Ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится
впечатлениями.
Организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в
соответствии с собственными замыслами.
Проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам,
моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи; владеет системой эталонов,
осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах отличие, в разных —
сходство.
Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выделять их
проявления, изменения во времени.
сентябрь
май
сентябрь
май
сентябрь
май
сентябрь
май
Итоговый показатель по группе
Список детей
№п/п
Ф.И.О. ребенка
Дата рождения
1
Артюхов Артемий Олегович
15.06.2010
2
Бастрыгина Ксения Александровна
05.10.2010
3
Бедия Александр Карлович
12.09.2010
4
Близнюков Алексей Павлович
24.06.2010
5
Воробьева Алена Максимовна
28.09.2010
6
Герасименко Александр Антонович
26.08.2010
7
Грехова Софья Ильинична
21.12.2010
8
Джамелли Али Натик Оглы
11.05.2010
9
Земляная Полина Павловна
07.05.2010
10
Казиева Алена Вадимовна
11.03.2010
11
Коргонь Сергей Сергеевич
28.10.2010
12
Косенко Виктор Александрович
10.03.2010
13
Кузнецов Дмитрий Дмитриевич
17.03.2010
14
Полозков Кирилл Сергеевич
28.01.2010
15
Пономарев Игорь Александрович
11.01.2010