Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Концертмейстер и его роль в музыкально-педагогическом процессе». Автор: Макарова. Работа №308914

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Методические разработки педагогов
Описание:
Любой вид творческой деятельности, в том числе и аккомпаниаторство, осуществим лишь в том случае, если он подкреплен целым комплексом специальных знаний и умений. Так, для работы концертмейстеру необходимо владение основами теории и практики концертмейстерства, достаточное развитие музыкальных способностей, знание произведений разных стилей и композиторов, сформированность навыков и умений аккомпанирования, а также эмоциональность и волевые качества. Этим я поделилась в своей работе. В докладе я подробно рассказываю о том, что творческая деятельность концертмейстера включает две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение. Рабочий процесс делится на четыре этапа. И подробно описываю эти этапы.
Работа:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Новосибирской области

«Детская школа искусств «Радуга»

 

 

 

 

 

 

Методический доклад на тему:

«Концертмейстер и его роль в музыкально-педагогическом процессе»

 

 

 

Автор: концертмейстер высшей

квалификационной категории

А.Е. Макарова

 

Татарск, 2021

Любой вид творческой деятельности, в том числе и аккомпаниаторство, осуществим лишь в том случае, если он подкреплен целым комплексом специальных знаний и умений. Так, для работы концертмейстеру необходимо владение основами теории и практики концертмейстерства, достаточное развитие музыкальных способностей, знание произведений разных стилей и композиторов, сформированность навыков и умений аккомпанирования, а также эмоциональность и волевые качества.

Творческая деятельность концертмейстера включает две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение. Рабочий процесс делится на четыре этапа.

Первый этап работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения. Профессионализм концертмейстера во многом зависит от его способностей, включающих навыки визуального прочтения партитуры, а также умения зрительно определять ее особенности (внутренний слух).

Музыкальность выступает как сложная интегральная система, куда входят музыкальный слух, музыкальная память, эмоционально-волевые качества исполнителя, музыкальное мышление и воображение, чувство ритма и пр.

Второй этап – индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая разучивание фортепианной партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приемов, правильное исполнение мелизмов, соблюдение «люфтов», подбор удобной аппликатуры, умение пользоваться педалью, «держание» темпа (не исключая агогики), выразительность динамики, точную фразировку, профессиональное туше.

Огромное значение имеет владение основами фортепианной культуры. Успех концертмейстера будет полноценным только после тщательно отработанной и откорректированной партии фортепиано.

Третий этап – работа с солистом – предполагает безупречное владение фортепианной партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии партнера, «отход» концертмейстера на второй план по отношению к вокалисту (к инструменталисту это не относится, так как они находятся почти на равном положении). Занятия с вокалистами, хором и инструменталистами содержат одинаковые компоненты, что и в работе с солистом, но осложняются количеством партнеров.

Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать партнера при совместном музицировании. Главным образом это зависит от контакта партнеров, от интуитивного фактора. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени.

Четвертый этап – рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкального исполнительского образа.

Основной целью является создание единого музыкально-художественного образа на основе собственной трактовки произведения.

Именно этот последний рабочий этап определяет предварительный настрой концертмейстера на концертное выступление и служит по сути репетицией первого исполнения произведения целиком.

Подход к подготовке публичного выступления глубоко индивидуален. Опыт музыкантов-исполнителей свидетельствует о различии ее форм, это может быть:

полная

готовность всех музыкальных произведений, включенных в концерт за 5-7 дней;

«от

с

леживание»

вещей,

включен

ных в выступление

перед публикой за несколько дней;

занятия в день концерта по

5-6 часов,

включающие музыкальные произведения, исполняемые на эстраде;

репетиция в день концерта по 1-2 часа, включающая в программу не только концертные произведения;

проигрывание в день выступления отдельных

частей музыкальных произведений, исполняющихся в концерте;

обыгрывание в день

концерта всех сочинений, входящих в программу, целиком;

проигрывание в день публичного показа музыкальных произведений, не исполняющихся на эстраде.

Наряду с различиями существуют и общие закономерности:

планирование работы над наиболее трудными музыкальными произведениями заранее, во избежание плохих результатов и срывов, приводящих к появлению страха перед публикой;

постоянное внимание, необходимое при выступлении на эстраде;

проигрывание музыкальных произведений или программы целиком с ощущением взаимосвязи между сочинениями;

чувство уверенности в достаточной подготовке к концерту;

разумное распределение своих сил перед выступлением, благоприятный психологический и физический настрой музыканта.

Концертное исполнение – итог и кульминационный момент всей проделанной работы концертмейстера над музыкальным произведением. Его главная цель – совместно с солистом раскрыть музыкально-художественный замысел произведения при высочайшей культуре исполнения сочинения.

Важным фактором успешной концертной деятельности является умение создать контакт с аудиторией. Этому в немалой степени способствуют профессиональные качества концертмейстера. При положительной реакции со стороны публики он сможет беспрепятственно осуществить свои художественные замыслы, а это, в свою очередь, даст возможность вокалисту или инструменталисту достигнуть нужной цели.

Творческая деятельность концертмейстера особенно ярко проявляется в исполнительстве. Профессиональные исполнительские качества складываются на основе сочетания чисто пианистических навыков, музыкально-теоретических знаний, умения постигать смысл музыки и воплощать в конкретном звучании. Важным условием профессионализма является также наличие у концертмейстера исполнительской культуры, которая предполагает отражение его эстетического вкуса, широту кругозора, сознательное отношение к музыкальному искусству, готовность к музыкально-просветительской работе.

Выразительное исполнение произведения является важной задачей в творчестве любого музыканта. Динамика играет огромную роль в исполнительском искусстве. Одним из главных условий художественного исполнения является логика соотношения музыкальных звучностей, нарушение которой может исказить содержание музыки.

Исполнение аккомпанемента должно быть направлено на реализацию требований методического характера:

достижение верного распределения

звуч

ности и соотношения голосов,

а имен

но:

выразительное и

сполнение мелодической линии,

ощущение

гармонической основы

баса, дифференцированное звучание гармонических фигураций;

уточнение динамики и тембра звучания в момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;

прав

ильное соотношение динамики,

темпа, нюансов исполнения партии аккомпанемента с характером звучания солирующей партии.

Концертмейстер должен развивать умение вносить купюры в нотный текст, не искажая при этом содержания произведения, вырабатывать умение играть сопровождение с одновременным пением солирующей партии.

В концертмейстерской практике используются разнообразные приемы упрощения нотного текста:

преобразования или опускания подголосков и украшений;

облегчение или перемещение аккордов;

преобразование разложенных гармонических фигураций в

основные

гармонические функции;

преобразование ритмически усложненных

последовательностей на элементарную пульсацию.

Не менее важной формой исполнительского творчества концертмейстера является импровизация, что в переводе с латинского языка означает «неожиданный, внезапный». Под подлинным смыслом этого понятия подразумевается особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе его исполнения. Так, первые опыты музыкальной импровизации относятся еще к древнейшим временам. Начальные элементы импровизации использовали народные музыканты, певцы и инструменталисты.

Странствуя по миру, они тем самым способствовали проникновению импровизации в городскую музыкальную культуру. В средние века она находит свое место в европейской профессиональной музыке. Уже в эпоху Ренессанса искусство импровизации достигает в светских музыкальных жанрах особенно высокого художественного уровня. В композиторском и исполнительском искусстве XVI – XVIII веков оно получает существенное преломление. Мастерство музыканта, например, органиста, в «свободной» импровизации полифонических музыкальных форм являлось мерилом его профессиональной квалификации.

Дальнейшее развитие музыкальной культуры потребовало от композиторов более четкой и полной записи музыкального материала произведения. С конца XVIII века исполнительская импровизация уступила место точной передаче исполнителем нотной записи. В начале XIX века появляются новые формы импровизации: свободное фантазирование и импровизация на заданную тему, утвердившаяся в качестве специального номера в концертных программах исполнителей-инструменталистов. Крупнейшими импровизаторами были известные композиторы того времени- Л. Бетховен, Ф. Лист, Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Шуберт. Особой популярности искусство импровизации достигло в эпоху романтизма, где свободное фантазирование стало неотъемлемой частью исполнительского мастерства художника-романтика. Со временем роль импровизации значительно уменьшилась. Лишь в джазовой музыке она продолжает играть главенствующую роль.

Известно, что многие пианисты, порой даже превосходные исполнители, совершенно не имеют концертмейстерских навыков, хотя в этих навыках также проявляется настоящий профессионализм пианиста. Это касается аккомпанирования, как классических произведений, так и популярной музыки. Кто-то может утверждать, что популярная музыка легкая и необязательно включать ее в свой репертуар, можно ограничиться классикой и народной песней, тем более, что даже музыкант среднего уровня сумеет по нотам сыграть и классическое произведение, и народное. Но ведь найдутся и «слухачи», которые опровергнут такого рода заявления и будут правы. Способ аккомпанирования известных мелодий «по слуху» –импровизированно – весьма распространен в музыкальной практике.

Бесспорно, при таком исполнении популярной музыки музыканту помогает, прежде всего, собственный слух. Конечно, не каждый пианист может в равной степени хорошо исполнять и классические, и эстрадные, и народные, и джазовые произведения, но к этому должен стремиться каждый.

Концертмейстер, говоря научным языком, полифункционален, то есть, на примере работы концертмейстера-пианиста в школе искусств, мы видим его необходимость у целого ряда специальностей: струнно-щипковые, духовые, струнно-смычковые инструменты, а также вокал, хор и хореография. Хороший концертмейстер является неотъемлемой частью музыкально-педагогического процесса, доброкачественного сотрудничества в концертном исполнительстве и в профессиональном общении между коллегами и обучающимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – Л.; М., 1993.

2. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. – Л., 1985.

3. Коган Г.М. Работа пианиста. – М., 1993.

4. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. – М., 1979.

5. Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – Л., 1961.

6. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. – М., 2002.

7. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемета. – Л., 1972.

8. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1958.

9. Пустовит В.И. Концертмейстерский класс. – М., 1987.

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×