Приобщение детей к русскому народному музыкальному творчеству. . Автор: Приобщение детей к русскому народному музыкальному творчеству. ☼. Работа №308940
«Приобщение детей к русскому народному
музыкальному творчеству» Цель: развивать у детей интерес и любовь к русскому народному музыкальному творчеству.
Задачи: расширять знания детей о русском народном музыкальном искусстве; продолжать знакомить с рус. нар. музыкой, рус. нар. песнями и потешками, рус. нар. музыкальными инструментами; закрепить умение правильно и выразительно выполнять элементы рус. нар. плясок и игр; развивать эмоциональность и выразительность в исполнении рус. нар. песен и потешек; ритмичность и пластику движений в элементах рус. нар. плясок, сноровку в рус. нар. играх. Воспитывать желание выразительно исполнять рус. нар. песни, потешки, плясовые движения, игры и использовать их в повседневной жизни.
Оборудование: иллюстрации народных музыкальных инструментов, иллюстрации к содержанию рус. нар. песен, потешек, детские музыкальные инструменты, шапочка к рус. нар. игре «Ворон».
Ход занятия
Звучит спокойная русская народная мелодия. Дети заходят в зал, строятся в круг.
Муз. рук.- Ребята, я очень рада вас видеть! Станем рядышком по кругу, скажем «Здравствуйте!» друг другу! Если каждый улыбнется – утро доброе начнется! Давайте улыбнемся друг другу.
- С самой старины ведется, что наш русский народ любит петь, танцевать, веселиться. Наши русские люди сами слагали песни, придумывали танцы, хороводы, игры, поэтому свое свободное время они проводили весело и интересно. Девушки и парни любили водить хороводы. Они сами придумывали разные танцевальные шаги, которые применяли в своих хороводах. Вот и мы, ребята с вами знаем несколько таких танцевальных шагов ( хороводный, дробный, шаг с притопом ). Давайте пройдём хороводным шагом (прошли), дробным, шаг с притопом. –А сейчас выполним шаги под музыку. Слушайте внимательно музыку и выполняйте шаги, которые подсказывает вам музыка.
- Дети упражняются в выполнении танцевальных шагов (хороводный, дробный, шаг с притопом). Проходят на стульчики.
Слушание - А теперь нас ждет встреча с рус. нар. песнями .Ребята, посмотрите на экран , послушайте русскую народную песню.
Дети слушают мелодию р. н. п. «Млада», рассматривают картинки по ее содержанию. Беседа: Ребята, о ком поётся в этой песне? Как вы думаете, как можно назвать эту песню? Правильно, она называется «Млада».А кто такая «млада»? Какой характер этой песни? Что можно делать, слушая эту песню?
Пение: И мы с вами будем исполнителями песен, т. е. певцами. Но прежде чем начать исполнять песни, нам необходимо «разогреть» свои голосочки, чтобы они у нас звонко и ярко звучали.
А распоемся мы на коротких веселых, шутливых песенках. А, может, вы подскажете, как такие шутливые песенки называются? (прибаутки)
- А кто их сочинил? (русский народ)
Дети распеваются на русской народной прибаутке «Скок-поскок». - Ребята, отгадайте музыкальную загадку. Я проиграю мелодию знакомой вам русской народной песни, а вы вспомните, как она называется и о чем в ней поется.
Дети узнают р. н. п. «Во кузнице», вспоминают содержание. Исполняют всю песню.
- Ребята, посмотрите на экран, назовите музыкальные инструменты, которые здесь изображены. - А кто на этих инструментах играет, как называют этих людей? (музыканты) А когда музыканты играют на разных инструментах одновременно, такой коллектив называется оркестром. Если этот оркестр играет на русских народных инструментах, то как же такой оркестр будет называться? (оркестр рус. нар. инструментов)
- Эх, оркестр народный,
Раздольный, хороводный.
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую!
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
(Л. Яковлев)
Муз. рук.- Послушайте в исполнении оркестра русских народных инструментов «Русскую кадриль». Обратите внимание, звуки каких народных инструментов показались вам знакомы?
(звучит в грамзаписи «Русская кадриль»)
- Итак, ребята, какое музыкальное произведение вы услышали, как оно называется?
- Звуки каких знакомых вам русских народных инструментов вы услышали? (перечисляют)
- А теперь вспомните, звучание инструментов вместе, одновременно, как называется? (оркестр)
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам стать музыкантами. Вот тут у нас есть разные рус. нар. инструменты, разбирайте их.
- Вы сейчас являетесь музыкантами, у вас в руках музыкальные инструменты, поэтому мы создадим с вами свой оркестр.
- Внимание! Выступает оркестр русских народных инструментов! В исполнении оркестра прозвучит «Русская кадриль»!
В грамзаписи звучит «Русская кадриль», дети играют на детских рус. нар. инструментах.
Игра:. - Ой, ребята! Что-то мы с вами засиделись! А поиграть хотите? Игры русские народные мы с вами тоже знаем. Предлагаю вам игру «Ворон».
- А кто знает интересную считалочку ? Сейчас выберем «Ворона».
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть
И водилку выбирать.
Стал им мальчик Спиридон,
Выходи из круга вон!
Проводится русская народная игра «Ворон»
Дети стоят по кругу, выбирается «ворон».
Ой, ребята, та-ра-ра! Дети идут по кругу.
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах, Ворон пляшет, дети повторяют движения.
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу, Поочередное выставление ноги на пятку.
Он играет во трубу,
Труба точеная, Все хлопают, ворон пляшет.
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончанием песни ворон выбегает из круга. Все закрывают глаза. Ворон обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в общий круг. С повторением песни осаленный выходит в круг – он ворон. Никому неизвестно, кто будет вороном. Для детей этот момент является занимательным. Ворон не должен выдавать себя.
Итог - Ну вот, ребята, мы с вами много сегодня узнали о музыкальном творчестве нашего народа. Помните и не забывайте русскую народную музыку, песни, танцы и игры. И я надеюсь, что вы с удовольствием будете петь и танцевать рус. нар. песни и пляски и играть в рус. нар. игры, а также познакомите с ними и других знакомых вам детей.