Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Просмотровое чтение как необходимость образовательного процесса. Автор: Цхай Ирина Александровна. Работа №310804

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Педагог. Педагогика.
Описание:
Цель: правильно организованное чтение текстов на уроках русского языка и литературы способствует развитию очень важных общеучебных умений: умения членить текст на смысловые куски, определять связи между ними, устанавливать причинные отношения между фактами и явлениями языка и речи, находить опорные (ключевые) слова (предложения), группировать излагаемые факты, ориентироваться в тексте, пересказывать текст с учетом поставленной задачи, определять логическую структуру текста.
Работа:

Цхай Ирина Александровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»

Просмотровое чтение как необходимость образовательного процесса

В общий объем понятия «развитие речи» включается и выработка навыков чтения. Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно фиксированного текста. Умение читать предполагает овладение техникой чтения, т. е. правильным озвучиванием текста, записанного в определенной графической системе, и умением осмыслить прочитанное. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты. А еще это неотъемлемая часть устного итогового собеседования и сдачи экзамена. Как известно, активность в усвоении информации у детей происходит на основе их собственных взглядов и интересов, что является основным средством мотивации учебной деятельности.

(слайд)

Давайте вспомним классификацию видов чтения:

Факторы/Критерии

Виды чтения

1. По психологическим особенностям их восприятия (по использованию логических операций)

переводное  — беспереводное; аналитическое  — синтетическое (И. Д. Калистра, З. И. Клычникова)

2. По условиям их выполнения

подготовленное — неподготовленное (З. И. Клычникова)

3. По степени прочитываемого материала (по глубине проникновения в содержание текста)

экстенсивное  — интенсивное (Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез)

4. По форме прочтения

чтение вслух / про себя (З. И. Клычникова, А. П. Соколов)

5. По целевым установкам

изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое (П. И. Образцов, С. К. Фоломкина)

6. По уровням понимания

понимание основного содержания; извлечение полной информации из текста; понимание необходимой значимой информации. (Н. Д. Гальскова)

 

Мы остановимся на виде чтения по целевым установкам. Как показывает практика, школьники не умеют извлекать из текста необходимую информацию за короткое время, лаконично отвечать на поставленный вопрос, так как обычно они могут оперировать только готовыми блоками, извлеченными из текста в ходе его анализа. Поэтому стоит рассмотреть поподробнее просмотровое чтение.

Просмотровое чтение направлено на получение самого общего представления о содержании текста. Установка на восприятие лишь основной информации позволяет читать быстро, не обращая внимания на детали сообщения, и не "зацикливаться" на незнакомых словах.

(Слайд)

Просмотровое чтение - это беглое выборочное чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его деталями и частями.

(слайд)

Организуя работу с текстом для просмотрового чтения, необходимо, прежде всего, помнить о том, что просмотр предваряет ознакомление с текстом и его детальное изучающее чтение. Поэтому особенностями просмотрового чтения являются:

быстрый темп чтения;

выбор информации: извлечение из текста наиболее важной информации и пропуск остального несущественного;

фиксация только тех языковых фактов, которые дают возможность судить о теме текста.

Для того чтобы просмотровое чтение протекало успешно, т.е. отличалось быстротой и имело выборочный характер, необходимо предварительно сформировать у учащихся следующие умения в данном виде чтения:

Предвосхитить тематику текста по заголовку, подзаголовку, иллюстрации.

Просмотрев текст, сказать, о чём он, определить его тематику и основную цель.

Определить самые общие сведения, которые соотносят текст с определённой областью знаний.

Обнаружить смысловые опорные пункты и, ориентируясь в композиционно-смысловой структуре текста, выделить важную информацию и опустить второстепенную.

Определить соответствие текста интересам читающего, оценив содержащуюся в нём информацию с точки зрения правдоподобности, актуальности и перспективности её использования.

В процессе обучения просмотровому чтению необходимо обратить внимание учащихся на «подсказку» и научить их пользоваться ею. Для этого могут быть выполнены следующие задания:

а) ознакомьтесь со схемой и/или иллюстрацией к тексту и озаглавьте его.

б) по иллюстрации (чертежу, схеме) и ряду ключевых слов сделайте несколько предложений по содержанию текста или задайте несколько вопросов.

в) посмотрите на картинки к тексту и расположите их в логической последовательности. Придумайте заголовок и составьте возможный план текста.

(слайд)

В зависимости от цели просмотрового чтения и степени полноты извлечения информации выделяют четыре подвида просмотрового чтения:

Конспективное 

– для выделения основных мыслей. Оно заключается в восприятии только наиболее значимых смысловых единиц текста, составляющих логико-фактологическую цепочку.

Реферативное

 – для выделения основных мыслей. При этом читающего интересует только самое основное в содержании материала, все подробности опускаются как несущественные для понимания главного.

Обзорное 

- для определения существа сообщаемого. Оно направлено на выделение главной мысли текста, причём задачи сводятся в основном к её обнаружению на основе структурно-смысловой организации текста. Понимание главной мысли в данном случае практически невозможно. Интерпретация прочитанного ограничивается вынесением самой общей оценки читаемому и определением соответствия текста интересам читающего.

Ориентировочное

 – для установления наличия в тексте информации, представляющей для читающего интерес или относящейся к определённой проблеме. Основная задача читающего – установить, относится ли данный материал к интересующей его теме.

Примерный алгоритм обучения просмотровому чтению

1.         Внимательно прочитайте заголовок текста, постарайтесь вникнуть в его смысл, определить главную мысль текста.

2.         Прочитайте первое предложение текста. Сопоставьте его содержание с заголовком.

3.         Прочитайте первый абзац. Сопоставьте его содержание со своим представлением о главной мысли текста.

4.         Просмотрите все остальные абзацы. Сопоставляя их содержание с представлением главной мысли текста и обращая особое внимание на содержание первых предложений абзацев.

5.         Сформулируйте вопрос: «О чём повествуется в тексте?»

Предтекстовый этап

Упражнения в работе с заглавием текста

1.         Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по вашему мнению, будет идти речь в тексте.

2.         Прочитайте заглавие и скажите, в чём, по вашему мнению, состоит основное содержание текста.

3.         По какому слову заглавия можно установить, что речь идёт о, …?

4.         Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …?

5.         По какому слову вы определили, что эта информация о…?

6.         Прочтите заглавия текстов. Предположите, о каких конкретных фактах может идти речь в текстах. Просмотрите их.

7.         Скажите, какую, по вашему мнению, цель ставил перед собой автор, включая в заглавие слова, которые не повторяются в тексте.

8.         Придумайте заглавие, которым можно объединить три разных факта.

9.         Прочтите заглавие следующего текста и подумайте, с чём оно ассоциируется в вашем представлении. Если заглавие вас интересует, читайте текст дальше.

Текстовый этап

Упражнения на определение темы текста:

1.         Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена тема. Прочтите часть текста, назовите тему. (Предлагаются тексты различных жанров).

2.         В ряду заглавий подчеркните то, которое взято из сообщения о….

3.         Распределите заглавия по указанным темам.

4.         Скажите, выражена ли тема в заголовке (подзаголовке) текста.

5.         Определите структурный компонент текста, в котором содержится тема (вводная часть, основная часть).

6.         Установите, какая проблема обсуждается в тексте.

7.         Прочитайте заглавие и скажите, о чём идёт речь в тексте.

Послетекстовый этап

Упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного) текста:

1.         Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.

2.         Скажите, какая проблема вытекает из содержания.

3.         Поставьте к тексту несколько вопросов и задайте их вашему товарищу, затем ответьте на вопросы.

4.         Подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример.

5.         Выскажите мнение о прочитанном, сообщите известные вам дополнительные сведения.

6.         Подумайте, как и где вы можете использовать извлечённую из текста информацию.

Таким образом, правильно организованное чтение текстов на уроках русского языка и литературы способствует развитию очень важных общеучебных умений: умения членить текст на смысловые куски, определять связи между ними, устанавливать причинные отношения между фактами и явлениями языка и речи, находить опорные (ключевые) слова (предложения), группировать излагаемые факты, ориентироваться в тексте, пересказывать текст с учетом поставленной задачи, определять логическую структуру текста. Все это пригодится при прохождении устного итогового собеседования и сдачи экзамена.

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Пожалуйста, подождите.
x
×