Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Особенности освоения нотного текста начинающими музыкантами. Автор: Сквирская Наталья Валентиновна. Работа №311907

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Конкурс профессионального мастерства
Описание:
Многолетняя педагогическая практика показала, что в целом современные дети не любят читать; точно также возникают проблемы с чтением нотного текста. В методической разработке я предлагаю педагогам обратить внимание на эту очень важную проблему и наметить пути её решения.
Работа:

Особенности освоения нотного текста начинающими музыкантами.

 

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера» © Дж. Дьюи

 

 

Обучение игре на фортепиано начинается с знакомства с инструментом и его историей. Далее изучается расположение нот на клавиатуре и практически сразу нотная грамота. И тут современные педагоги сталкиваются с множеством проблем, которые касаются не только музыки, но тесным образом связаны с тем, что изменилось время: современные дети совсем не такие, как 10 – 20 лет назад. Большинство учащихся не любят и не читают книги и получают информацию совсем другим путём, а нотный текст они тоже не хотят осваивать и впоследствии совсем не смогут научиться читать с листа, что является очень нужным и полезным навыком для музыканта. Необходимость упражняться в чтении нот с первого взгляда – a primavista – специально подчёркивалась ещё в «В правилах фортепианной игры» Гензельта. Тут следует отметить, что пианист считывает и воспроизводит, пожалуй, самую сложную картинку по сравнению с другими исполнителями, которая постоянно усложняется. Обучение игре на фортепиано – протяженный во времени, многогранный и очень сложный психофизиологический процесс, требующий больших усилий. А результаты труда проявляются далеко не сразу.

Почему же дети не хотят читать ноты, а стремятся играть «с рук» или наизусть, пусть даже с ошибками? В педагогике сейчас есть установка, что от обучения должно быть одно сплошное удовольствие. Я с этим никогда не соглашусь! Обучение – это насилие, хотя оно может быть очень мягким. Все дети в 7-8 лет, как правило умеют читать, но буквы отличаются друг от друга, ноты же очень похожи, и чтобы их различать требуется сильное умственное напряжение и концентрация внимания. (Иногда проблемы могут иметь медицинский характер). Даже интеллектуально-развитые и способные ученики порой прикидываются «глупенькими», чтобы только не заниматься чтением нот.

При изучении нот необходимо использовать игровые методики. Это различные стихи, загадки. Педагог может сам сочинять, может найти тексты у других преподавателей. Практически параллельно со скрипичным ключом начинается изучение басового, как зеркальное отражение скрипичного. От пограничной ноты До первой октавы спускаемся вниз. Сначала до Фа малой октавы, а затем и до До малой октавы. Очень полезно упражнение «Следопыт» ( из сборника О.А. Геталовой «В музыку с радостью» № 13). Оно помогает понять ребёнку, что вверх по клавиатуре это вправо, а вниз – влево. Учащийся начинает зрительно понимать поступенное плавное движение, движение через звук, скачки, ориентируется на клавиатуре.

Когда начинаем изучать двойные ноты и соответственно интервалы, нужно учить детей зрительно запоминать, как выглядит каждый интервал. Например, если учащийся понимает, как выглядит квинта, ему необходимо выяснить хотя бы один звук (лучше нижний), и тогда он сможет сообразить второй звук. Трезвучия, а затем по возможности секстаккорды, квартсекстаккорды и доминантсептаккорд следует воспринимать, как зрительные комплексы, что существенно облегчает чтение нотного текста. Все эти упражнения очень хорошо развивают зрительную память, что очень ценно и для изучения иностранных языков. Но бывает, что несмотря на все усилия педагога, 6-7-8 летний ребёнок не желает читать ноты. Что же делать? Возможен такой вариант – идти от собственного творчества. Я предлагаю поиграть в композитора. Тут преподаватель по фортепиано становится педагогом по теории музыки и сольфеджио. Можно взять четверостишия из многочисленных современных пособий по сольфеджио, можно придумать вместе с ребенком. Например, маленький котенок, учащийся заканчивает: плачет, как ребёнок. Далее мы берем карточки, состоящие из четвертей, половинных и восьмых и совместно складываем ритмический рисунок. Эта работа очень важна в формировании зрительных автоматизмов в области ритма. Для закрепления приобретённых знаний полезны следующие упражнения:

1.Прохлопывание ритмических формул;

2.Игра на одном звуке, можно в ансамбле с педагогом;

3.Запись простейшего ритмического диктанта.

Песенка очень короткая, и я предлагаю поставить знак репризы, но тогда мы должны добавить текст: он такой пушистый, беленький и чистый. Теперь будем сочинять мелодию. Она может быть на одной, двух или трёх нотах. Играем правой и левой по очереди, одной правой, одной левой, только 3 пальцем, разными пальцами и штрихами – масса вариантов! И, наконец, я предлагаю ребёнку помочь записать его сочинение, тот вариант, который самый удачный. И тут учащемуся приходится соображать, где какая нота, ведь хочется увидеть глазами сочиненную песенку. Ребёнок обычно очень рад и гордится своей работой, он начинает осмысленно относиться к нотному тексту. Некоторое время играем только то, что сочинили. Педагогическая практика подтолкнула меня к такому приему в обучении. Можно также завести красивую тетрадь с собственными песенками и рисунками.

После того, как ученик практически освоил полторы октавы скрипичного ключа, нужно основательно теоретически закрепить его опыт. Это значит, что ученик способен:

а) быстро отвечать на вопросы где пишется та или иная нота;

б) быстро назвать любую, показанную педагогом в тексте, ноту;

в) не называя, сразу брать на клавиатуре показанную в тексте ноту;

г) уметь красиво нарисовать любую ноту на нотном стане.

Позднее то же самое нужно сделать с басовым ключом – после его практического освоения.

Также эффективным средством повышения грамотности начинающего ученика является аккуратное переписывание нотного текста.

Большую пользу может также принести импровизация на основе «золотой секвенции». Это одно из самых приятных творческих заданий в ансамбле с педагогом. Игра в ансамбле приобщает ученика к более сложным звучаниям и дисциплинирует исполнение, помогает ощутить непреложность метроритмического развертывания музыки. Это звучит очень красиво, и дети просто влюбляются в музыку. Через красоту и любовь можно добиться хороших результатов. Ля-соль-фа-ми-ре. Тут можно поучить ноты второй октавы. Запись самой гармонической последовательности с детьми постарше может помочь в чтении и понимании аккордов.

Обучение чтению нот должно стать неотъемлемой и очень важной частью учебного процесса. Но не всегда усилия педагога приводят к желаемым результатам. В моей практике был случай, когда очень талантливый мальчик так и не научился читать ноты, хотя я занималась с ним в течение девяти лет. Почему? Однозначно пока ответить не могу. Возможно. это его особенность, устройство мозга. Поэтому с каждым новым учеником нужно быть очень внимательной и находить индивидуальные пути в изучении нотной грамоты и обучении игре на фортепиано.

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×