учитель русского языка и литературы. Автор: учитель русского языка и литературы ☼☼☼☼☼☼☼ ☼. Работа №313843
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лаишевская средняя школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Лаишевская СШ»
«__________________________»
Протокол № 1 ________________Буянкина М.С. ___________________Зацепина Е.С.
от « » августа 2021 г. « » августа 2021 г. « » августа 2021 г.
__________ /______________/
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Наименование программы Секреты русского языка_________________________________________________________________________
Направление Общеинтеллектуальное____________________________________________________________________________________
Вид деятельности Познавательная________________________________________________________________________________________
Класс 5 __________________________________________________________________________________________________________________
Учитель Мамыкина Лариса Николаевна___________________________________________________________________________________
Срок реализации программы, учебный год 2021-2022__________________________________________________________________________
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год; в неделю 1 час_______________________________________________________
Планирование составлено на основе авторской программы
Рабочую программу составил(а)_____________________________________________ Мамыкина Л.Н.
подпись расшифровка подписи
Пояснительная записка
к рабочей программе по внеурочной деятельности Секреты русского языка
для обучающихся 5 класса
Рабочая программа по теме «Секреты русского языка» для 5 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего обра
зования, утвержденный приказом М
и
нистерства образования и науки Р
ос
сийской Ф
едерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Основная образовательная программа основного общего об
разования МБОУ «
Лаишевская
СШ»
П
рограмма
по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» учителя русского
языка и литературы МБОУ «
Лаишевская
СШ»
Найды
А.М.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Возрастная группа: 10-11 лет (5 класс).
Актуальность программы
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувство уважения к русскому языку.
На внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по темам «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данный курс дает возможность прививать любовь к языку, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде.
Цели и задачи
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка, направлена на достижение следующих целей:
• осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
• знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
• овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
• обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
• уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
• использовать возможности для становления навыков следования научным, духовнонравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
• определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
• особенности ударения в русском языке;
• основные правила орфоэпии;
• основные способы образования слов;
• основные способы определения лексического значения слова;
• тематические группы слов;
• правила русской орфографии;
• морфологические признаки частей речи;
• нормы употребления в речи языковых единиц;
• виды словосочетаний;
• виды предложений;
• основные группы пунктуационных правил;
• признаки текста.
Уметь:
• адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
• выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
• сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
• анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
• рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
• проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
• правильно произносить широко употребляемые слова;
• по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
• определять способы образования разных частей речи;
• соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
• толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
• различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
• владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
• составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
• определять синтаксическую роль всех частей речи;
• объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
• строить пунктуационные схемы предложений.
Формы проведения занятий
• лекции;
• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
• анализ и просмотр проектов;
• составление проектов.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая.
Основные методы и технологии:
• технология развивающего обучения
• технология обучения в сотрудничестве
• коммуникативная технология
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных каче
ств шк
ольника.
Система контроля
Курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.
Планируемые результаты
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
представление о роли русского языка;
освоение базовых понятий культуры речи;
представление о нормах русского языка;
осознание эстетической функции родного языка.
формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности (выставки творческих работ по теме «Сказочные превращения слов», «О чем рассказывают фразеологизмы», «Правила речевого этикета», учебно-исследовательская конференция по теме «В чём секрет глагола и его форм».); участие в творческих конкурсах сочинений различных уровней; проведение праздника для учащихся начальной школы по теме «Секреты русского языка».
Содержание курса
Фонетика 5ч.
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи.
Морфемика. Словообразование. Этимология 7ч.
О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова. Этимология слов. Работа со словарями. Сказочные превращения.
Графика. Орфография. Пунктуация 6ч.
Зачем нужно знать алфавит. В чём секрет правописания морфем. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания. Тайны письма.
Лексика. Фразеология 7ч.
На какие группы делится словарный состав русского языка. В чём особенность употребления слова в художественном тексте. О чём рассказывают фразеологизмы. Фразеология в художественных произведениях. Омографы, Омофоны, Омонимы. «Крылатые выражения».
Морфология. Синтаксис 6ч.
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы. Какими бывают предложения.
Речевой этикет 3ч.
Формулы речевого этикета. Правила речевого этикета
Тематическое планирование
№
Наименование раздела
Воспитательный потенциал
Наименование темы
Количество часов
1
Фонетика. 5ч.
Способствовать усвоению норм и ценностей,
принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности.
Поощрять стремление в своих поступках следовать
положительному примеру, быть полезным обществу.
Развивать коммуникативные качества: способность
устанавливать и поддерживать межличностные
контакты.
Поощрять проявление таких качеств, как
отзывчивость, справедливость, скромность
Почему не всегда совпадает звучание и написание
слова.
1
Для чего используют звуковые повторы в речи.
1
Какова роль интонации в устной речи.
1
Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает».
1
«Конкурс говорунов».
1
2
Морфемика. Словообразование. Этимология. 7ч.
Способствовать становлению эстетического
отношения к окружающему миру.
О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.
1
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.
1
Этимология слов. Работа со словарями.
1
Сказочные превращения.
1
Презентация творческих работ.
1
Конкурс «Пирамида», «Ступеньки».
1
3
Графика. Орфография. Пунктуация. 6ч.
Воспитывать любовь к родному краю и Отчизне
посредством художественно-эстетической
деятельности.
Зачем нужно знать алфавит.
1
В чём секрет правописания морфем.
1
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.
1
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
1
Презентация творческих работ.
1
Конкурс «На одну букву».
1
4
Лексика. Фразеология. 6ч.
Поощрять способность аргументированно отстаивать
свою точку зрения в разговоре, приучать к
самостоятельности суждений.
На какие группы делится словарный состав русского языка.
1
В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
1
О чём рассказывают фразеологизмы.
1
Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
1
Конкурс «Омографы», «Омофоны», «Омонимы».
1
Викторина «Крылатые выражения».
1
5
Морфология. Синтаксис. 6ч.
Воспитывать уважительное и доброжелательное
отношение к окружающим людям
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
1
В чём секрет глагола и его форм.
1
Как отличать грамматические омонимы.
1
Какими бывают предложения.
1
Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
1
Презентация творческих работ.
1
6
Речевой этикет. 3ч.
Воспитывать чувство любви и привязанности к своей Родине, родному дому, семье.
Формулы речевого этикета.
1
Правила речевого этикета.
1
Презентация творческих работ.
1
7
Заключительный урок. 1ч.
Викторина «Юмористическая».
1
Перечень учебно-методического обеспечения
1.Акишина А.А. Русский язык в играх: Учебное пособие (раздаточный материал) / А.А. Акишина. – М.: Русский язык. Курсы, 2011.
2.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000.
3.Барышникова Е.Н. «Речевая культура молодого специалиста». М.: Флинта», 2007.
4.Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – М.: Просвещение, 1991.
5.Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 2005.
6.Играя узнавать: сборник викторин. Вып. 3 / сост.: Е. А. Козырина, Е. С. Колосов; Свердл. обл. межнац. библиотека. —Екатеринбург: СОМБ, 2009.
7.Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя /В.А.Иванова, З.А. Потиха, Д.Э.Розенталь. – Л.: Просвещение. Ленингр.отд-ние, 1990.
8.Козак О.Н. Простые словесные игры. Санкт-Петербург: «Союз», 1998.
9.Козулина М.В. Русский язык. 5 класс. Работаем по новым стандартам. Задания. Проекты. – Саратов: Лицей, 2016.
10.Колесова Д.В., Харитонов А.А. Игра слов: во что и как играть на уроке русского языка. – Санкт-Петербург: «Златоуст», 2011.
11.Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка. – М.: Мнемозина, 2007.
12.Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. - Ростов –на – Дону, 2007.
13.Парфёнова И.И. Словесные игры / И.И. Парфёнова. – М.: Эскмо, 2014. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС – МАИК «Наука – Интерпериодика», 2000.
14.Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. - Дрофа, 2007.
15.Шанский Н.М.Лингвистические детективы. – М.: Дрофа, 2007.
16. Новые технологии в обучении русскому языку. Языковой портфель школьника. Методическое пособие. / Черепанова Л.Ю.-М.; Мнемозина, 2013.
17. Криволапова Н.А.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 кл. - М.: Просвещение, 2012.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
Тип урока
Дата
Корректировка
План
Факт
Фонетика 5ч.
1
Почему не всегда совпадает звучание и написание
слова.
1
УОНЗ
2
Для чего используют звуковые повторы в речи.
1
УОНЗ
3
Какова роль интонации в устной речи.
1
УОНЗ
4
Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает».
1
УР
5
«Конкурс говорунов».
1
УОНЗ
Морфемика. Словообразование. Этимология. 7ч.
6
О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
1
УОНЗ
7
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.
1
УОНЗ
8
Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.
1
УОНЗ
9
Этимология слов. Работа со словарями.
1
УОНЗ
10
Сказочные превращения.
1
УР
11
Презентация творческих работ.
1
УР
12
Конкурс «Пирамида», «Ступеньки».
1
УР
Графика. Орфография. Пунктуация. 6ч.
13
Зачем нужно знать алфавит.
1
УОНЗ
14
В чём секрет правописания морфем.
1
УОНЗ
15
Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.
1
УОНЗ
16
Не пером пишут – умом. Тайны письма.
1
УОНЗ
17
Презентация творческих работ.
1
УР
18
Конкурс «На одну букву».
1
УР
Лексика. Фразеология. 6ч.
19
На какие группы делится словарный состав русского языка.
1
УОНЗ
20
В чём особенность употребления слова в художественном тексте.
1
УОНЗ
21
О чём рассказывают фразеологизмы.
1
УОНЗ
22
Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.
1
УОНЗ
23
Конкурс «Омографы», «Омофоны», «Омонимы».
1
УОНЗ
24
Викторина «Крылатые выражения».
1
УР
Морфология. Синтаксис. 6ч.
25
Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.
1
УОНЗ
26
В чём секрет глагола и его форм.
1
УОНЗ
27
Как отличать грамматические омонимы.
1
УОНЗ
28
Какими бывают предложения.
1
29
Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.
1
УР
30
Презентация творческих работ.
1
УР
Речевой этикет. 3ч.
31
Формулы речевого этикета.
1
УОНЗ
32
Правила речевого этикета.
1
УОНЗ
33
Презентация творческих работ.
1
УОНЗ
Заключительный урок. 1ч.
34
Викторина «Юмористическая».
1
УОНЗ
Приложение 2
Лист корректировки рабочей программы по внеурочной деятельности
№ урока
Даты по осн КТП
Даты проведения
Тема
Количество часов
Причина корректировки
Способ корректировки
по плану
дано