Роль пословиц и поговорок в жизни современных школьников. Автор: Латышева Анастссия. Работа №313844
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
г. Новоузенска Саратовской области»
Исследовательская работа
«Роль пословицы и поговорки в жизни современных школьников»
Работу выполнила
ученица 3 «б» класса:
Латышева Анастасия
Руководитель:
Алаева Валентина Васильевна
Новоузенск, 2022 г
Содержание
1.Введение 1
Актуальность 1
Объект исследования 1
Предмет исследования 1
Задачи исследования 1
Методы исследования 1
Гипотеза 1
2. Глава 2.Пословицы и поговорки как жанр фольклора. 1 - 3
2.1. Пословицы и поговорки в жизни современного человека. 1 – 2
2.2. Пословицы и поговорки. 2
2.3. Основные отличия пословиц от поговорок. 2 – 3
3. Опытно – экспериментальная работа 3 – 5
4.Сборник пословиц и поговорок для младших школьников 5
5.Заключение 5 – 6
6. Список используемой литературы. 6
Исследовательская работа
Введение
Актуальность
С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: "без труда не вытащишь и рыбку из пруда", " не имей сто рублей, а имей сто друзей". Придя в школу, на уроках литературы мы узнали, что это пословицы и поговорки. А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни?
Слайд 1 Чтобы ответить на все эти вопросы, я провела исследовательскую работу на тему: " Роль пословицы и поговорки в жизни современных школьников".
Слайд 2Творческое название: «Красна речь пословицей»
Слайд 3Объект исследования: речь учащихся 3 «б» класса МОУ СОШ г.Новоузенска.
Предмет исследования: пословицы и поговорки как жанр фольклора.
Слайд 4Цель исследования: изучение особенностей употребления пословиц и поговорок в речи современных школьников.
Слайд 5Задачи исследования:
1. Познакомиться с литературой, посвященной данной теме.
2.Проанализировать, употребляют ли современные школьники в своей речи пословицы и поговорки.
3.Попытаться выявить наиболее распространенные причины употребления или отсутствия в речи современных детей пословиц и поговорок.
4. Провести анкетирование учащихся 3 «б» класса МОУ СОШ г.Новоузенска.
5. Обработать полученные данные, описать их, сделать выводы.
Слайд 6Основные методы:
1.Исследования
2.Анализ
3.Анкетирование
4.Беседа
Слайд 7Гипотеза: предположим, что пословицы и поговорки – это часть культуры, которая устарела в современном мире, поэтому они не нужны сегодня.
1.1. Пословицы и поговорки в жизни современного человека.
В наш век мы храним и передаем информацию разными способами: письменно, на аудио- и видео-носителях, наконец, в электронном варианте. А ведь когда-то, существовал простой и доступный всем способ передачи опыта - наш язык. До сих пор до нас доходят послания предков в форме песен, сказок, обрядов. Но самым кратким, и наиболее используемым посланием являются пословицы и поговорки. Именно они, делают нашу речь яркой и выразительной.
В пословицах заключен глубинный смысл и народная мудрость. В них мы можем увидеть культуру, традиции и историю народа, познать, что такое добро и зло. Каждый человек обязательно согласиться с тем, что без пословиц и поговорок наши знания о своем народе и стране были бы неполными.
1.2. Пословицы и поговорки.
Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.
Слайд 8Пословица это народное изречение, в котором выражается мнение не отдельных людей, а народная оценка, народный ум.
Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление.
На данный момент очень трудно сказать, с каких именно времен на Древней Руси появились самые первые пословицы и поговорки.
Неоспоримым остается только один факт: и пословицы и поговорки могли возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они стали являться народными спутниками на протяжении всей истории.
1.3. Основные отличия пословиц от поговорок.
А в чем отличие пословиц и поговорок?
Точного определения, что такое пословицы и поговорки, не дает никто. Существует множество мнений по этому поводу.
Но точно можно сказать, что пословицы и поговорки это отражение жизненного, исторического опыта народа.Слайд 9Пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание.Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами. Например.
Пословица: «Глаза страшатся, а руки делают» – при виде большой работы делается страшно, что не справиться с ней, а приступив к работе, понимают, что способны преодолеть трудности.
Поговорка:«Медвежья услуга» помощь, обращающаяся во вред
2.1. Анкетирование
Для того, чтобы выяснить употребляются ли в современной жизни и вызывают ли интерес в наше время пословицы и поговорки я провела экспериментальную работу в 3 этапа.
Слайд 10На первом этапе было предложено ответить на вопросы анкеты. В анкетировании принимали участие учащиеся 2 класса – 26человек.
На первый вопрос «Знаете ли вы, что такое пословица», учащиеся ответили: Да – 22 учащихся.Нет – 4 учащихся.
На второй вопрос «Знаете ли вы, что такое поговорка», учащиеся ответили: Да – 10 учащихся; Нет – 16 учащихся.
Третий вопрос анкеты предлагает учащимся вспомнить, сколько они знают пословиц. 1-5 пословиц знают – 17 учащихся, 5-10 могут вспомнить 9 учащихся. Больше 10 пословиц не вспомнил никто.
На вопрос о том, сколько ребята знают поговорок, получены следующие результаты: 1-5 знают – 10 учащихся, 5-10 могут вспомнить – 10учащихся. Больше 10поговорок не вспомнил никто.
На вопрос от кого чаще всего вы слышите пословицы и поговорки, большинство опрашиваемых отметили, что они их слышат в основном от учителей.
Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся знают больше пословиц, чем поговорок. Вероятно, это связано с тем, что пословицы запоминаются легче, потому что они не только указывают на явление, но и делают из него вывод. Поговорка же делает речь образной, красочной, но не содержит каких-либо умозаключений.
На следующем этапе работы мне интересно было выяснить, употребляют ли в своей речи пословицы и поговорки современные школьники.
Среди учащихся нашего класса пословицы употребляют 10 человек, не употребляют – 16 человек.
Поговорки среди учащихся нашего класса употребляют 13 учащихся, не употребляют – 13 человек.
Затем нами была составлены таблицы по ответам учащихся «Наиболее употребляемые пословицы и поговорки в речи учащихся».
2.2. Классный час
На 2 этапе работы мы с Валентиной Васильевной разработали сценарий классного часа и провели его.
Тема: Пословицы и поговорки.
Цель: Стимулировать интерес к пословицам и поговоркам,
В заключении мы просили ребятответить на 2 вопроса.
1. Интересно ли было вам узнать о пословицах и поговорках
ДА НЕТ
2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в современном мире?
ДА НЕТ
2.3. Итоги экспериментальной работы
На 3 этапе я обобщила результаты и сделала выводы по проделанной опытно-экспериментальной работе. И пришла к таким выводам. Повторное анкетирование показало, что у детей появился интерес к пословицам и поговоркам. Большинство опрошенных считают, что пословицы и поговорки нужны в современном мире.
Можно прийти к выводу, что пословицы и поговорки – универсальны, применимы во многих ситуациях, и именно поэтому из века в век, из уст в уста дошли они и до нашего 21 века, и прекрасно вписываются в повседневную жизнь современных людей.
Глава 4. Сборник пословиц и поговорок для младших школьников
С целью закрепления и стимулирования интереса к пословицам и поговоркам япредложиланарисовать ребятам пословицы и поговорки, которые им нравятся, а так же придумать и записать рассказы о пословицах. (См. Приложение)А мы с Валентиной Васильевной приготовили презентацию – сборник, где записали пословицы, дали им объяснения и красочно проиллюстрировали.
4.Заключение.
Таким образом, изучив данную тему и проводя опытно-экспериментальную работу, мы пришли к таким выводам:
1. Пословица — это законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.
Например:
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
2. Поговорка — символичная фраза или словосочетание, образное выражение, метафора.
Например:
«свинью подложить» (напакостить).
«медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред).
3. Я считаю, что моя исследовательская работа доказала, что гипотеза не правильна, потому что пословицы и поговорки нужны нам и сегодня, они, прежде всего, украшают нашу речь, являются живостью нашего языка, умом и начитанностью говорящего. Они необходимы в нашем общении. И правильное их использование в речи отражает уровень воспитанности, образованности и культуры, придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.
Пословицы и поговорки являясь частью культуры нашего народа, всегда оставались и останутся актуальными, несмотря на развитие экономики и техники, на прогресс. В любое время пословицы и поговорки будут характерной чертой русского народа, объектом внимания и исследования.
5. Список используемой литературы.
1. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л.: Просвещение, 1983.
2. Даль В.И. Пословицы русского народа.- М.; 1970.
3. Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки.- М.; 1981.
4. Рыбников П.Н. Быт русского народа в его пословицах и поговорках.- М.; 1989.
5. Хлебцова О.А. Русский язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах: Учеб.пособие.-М.; 1999.
6. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке.- М.; Логос, 2001.
7. Интернет ресурсы.