Исследовательская работа «Источники и причины засорения русской речи». Автор: Логинов Данил. Работа №315514
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
КГБ ПОУ «Дивногорский техникум лесных технологий»
Специальность 23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Исследовательская работа
Источники и причины засорения русской речи
Студент 1 курса 21мех группа__________________ Д.А. Логинов
Руководитель __________________ И.В. Швецова
Дивногорск – 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3
1. Исследование Интернет- сайтов………………………………………….…........ 5
2. Словарь Интернет-сленга……….……………………………….…......................7
3. Влияние сленга на культуру современного подростка…………...………….….9
Заключение …………………………………………………………….…................10
Библиографический список ……...……………………………………………..….11
ВВЕДЕНИЕ
Задумываемся ли мы над тем, какое чудесное наследство – русский язык – досталось нам от прошедших веков? Ведь язык – основа основ духовной культуры, то волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений.
Очень часто встречаются непонятные слова, искажается речь. Мне хотелось понять – почему? В результате появилась моя работа – исследование по теме: «Источники и причины засорения русской речи». Это заимствованные слова, жаргоны, а современный интернет почти полностью заменил средства общения и я считаю, что это один из источников засорения русской речи.
Актуальность данного исследования заключается в том, что орфографические ошибки, допускаемые студентами при виртуальном общении в социальных сетях, становятся привычными и являются причиной снижения грамотности.
Русский язык достоин любви и пристального изучения. Л.Н. Толстой говорил о русском языке: «Тысячелетиями создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемое богатство, умное поэтическое и трудовое орудие своей национальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего»
Мне далеко не безразлична судьба современного русского языка, ведь он нуждается в защите и бережном отношении к нему.
Цель работы: исследовать влияние Интернет- общения на практическую грамотность студентов техникума и определить, действительно ли употребление интернет - сленга ведет к снижению устной и письменной языковой грамотности.
Знакомясь в социальных сетях интернета с личными страницами пользователей, я прочитал, что пишут ребята друг другу.
И поставил перед собой следующие задачи:
Посетить различные интернет сайты, на которых часто общаются студенты ДТЛТ
.
Провести анкетирование
.
Рассмотреть часто употребляемые студентами сленговые выражения и сокраще
ния слов.
Сост
авить словарь Интернет – сленга.
Выявить особенности влияния языка Интернет – общения на грамотность учащихся
.
Предмет исследования - слова и выражения, используемые подростками для общения в социальных сетях, и допускаемые ими ошибки.
Объект исследования - материалы интернет - сайтов, речь студентов.
Новизна работы заключается в том, что данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения страны к борьбе за чистоту родного языка.
Гипотеза: предположим, что сленг, жаргон, заимствования влекут за собой разрушительные последствия культуры речи.
Методы исследования.
Сбор и анализ информации
.
Анкетирование
.
1 ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ
Я исследовал сайты Интернета, наиболее часто посещаемые моими одногруппниками для того, чтобы проанализировать влияние Интернет – общения на грамотность подростков, и выделил некоторые предположения об особенностях общения через Интернет:
А
нонимность.
Человек в сети может проявлять большую свободу высказываний и поступков
,
потому что риск разоблачения минимален.
Для большей эмоциональности текста учащиеся используют различные социальные значки – смайлики.
Смайлик – это пиктограмма, изображающая эмоцию.
Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
Быстрота написания сообщен
ия не превышает 5 – 6 слов. Так
постепенно начал вырабатываться Интернет – сленг. Он начал наполнять письма пользователей все большим и большим количеством сленга.
Анализ анкет
Чтобы узнать отношение подростков к Интернет-сленгу, я провел анкетирование пользователей 21 – ого студента по теме: «Виртуальное общение» и получил следующие результаты. [7]
Практически все респонденты используют Интернет.
На второй вопрос: «Используете ли вы в устной речи сленг, заимствованный из интернета?» Из 21 – 5 ответили, что используют в своей устной речи сленговые выражения и 10 человек написали о том, что не употребляют сленг.
Таким образом, результатом ответа на второй вопрос подтверждают мои мысли о том, что стиль Интернет общения медленно, но проникает в нашу жизнь.
Еще одна примета ХХI века - нехватка времени оказывает непосредственное влияние на наше общение. Я стал замечать, что ребята стали общаться на много быстрее, употребляя в своей речи с целью экономии времени много сокращений. Например, вместо того, чтобы говорить слово «нормально», подростки говорят «норм».
Вывод: Интернет – сленг активно приживается в речи подростков. Меня огорчило, что 2 учащихся из 21 на вопрос: « Как вы относитесь к употреблению таких слов, которые искажают русский язык?» - ответили «Мне все равно».
На вопрос: « Как вы думаете, что ждет язык сленга социальных сетей в будущем?» 51% опрошенных уверены, что «он останется, и будет использоваться все чаще»
На вопрос «При общении в социальных сетях использование какой речи вам нравится больше?» большинство участников анкеты ответили, что пользуются сочетанием сленга с обычной речью, объясняя это тем, что частое использование сленговых фраз делает общение неприятным. Самая малая часть (1 человек из 21) пользуется при общении только сленгом.
Мнения студентов на вопрос: «Читаете ли вы художественную литературу» 15 учащихся ответили «Да», 3 учащихся ответили: «Нет».
52% опрашиваемых на вопрос: «Как вы думаете, влияет ли изменение написания слов в Интернете на вашу практическую грамотность?» ответили «Да», и 33% ответили: «Нет» [8]
Таким образом, можно сделать выводы о том, что современные подростки при Интернет-общении все же обращают внимание на грамотность.
2 СЛОВАРЬ ИНТЕРНЕТ-СЛЕНГА
Изучив и проанализировав сайты, а также ответы на вопрос анкеты « Напиши, какие слова ты чаще всего применяешь при общении в Интернете и почему?», я составил свой словарь Интернет – сленга. [3 с.109]
Среди всех слов моего словаря Интернет – сленга я выделил 10 самых популярных слов:
Няша
– это ласковое прозвище, о ком – то или о чем – то очень милом и приятном.
Между тем его исконное значение в «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля определяется так: «Няша – ил, грязь с тиною. жидкое, топкое дно озера»
МиМиМи
– междометие, автором которого является зверек из мультфильма «Мадагаскар», так как он выражает умиление. Словечко со значением – милый, трогательный, забавный.
Печалька
– это слово обозначает плохое настроение, оценку ситуации как неприятной.
Ок
– хорошо.
Го
— буквальное прочтение слово
go
— идем.
Используется как призыв в действию, в основном в письменной речи
Жиза
— то же, что и «жизненно».
Ава
— сокращённый вариант от слова "
аватарка
"; фотография пользователя в профиле
соц
.с
ети
.
Фейк
— подделка, неправда, обман.
Топ
— самое актуальное, лучшее, модное.
Инфа – информация. [9]
Проанализировав сайты, я выявил следующие ошибки:
1.Сокращения (нра – нравится)
2. Звукоподражания (Ммм…Агу! Хахаха)
3. Написания слов по произношению (нормально – норма)
4. Отсутствие пунктуации (как ты)
5. Использование смайлов вместо знаков препинания (прива!=)
Анализ ошибок позволяет сделать вывод о том, что пользователи Интернета допускают огромное количество ошибок. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся. [1 с.8]
3 ВЛИЯНИЕ СЛЕНГА НА КУЛЬТУРУ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
Анализируя влияние интернет – сленга на лексику современного подростка, я выделил как положительные, так и отрицательные его аспекты.
Положительные стороны интернет – общения.
Подросткам нравится использовать Интернет – сленг.
Это их раскрепощает, таким образом, ребята перестают ощущать одиночество и не остаются со своими проблемами один на один. В наше время это очень важно.
2.Сленг позволяет общаться быстро, что весьма удобно в наше время, переписка ведется сразу с несколькими людьми, и поэтому здесь скорость написания тоже важна.
3. Такой язык делает общение простым, доступным и веселым.
Отрицательные стороны Интернет – общения.
1. Из – за увлечения Интернет – сленгом подростки пишут с ошибками, искажающими устную и письменную речь.
2. В речи подростков появляется много иностранных слов, которые употребляются без перевода
3.Интернет – общение содержит много грубых фраз, приводящих к засорению языка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенной работы по данной теме показали, что гипотеза подтверждена:
во – первых, общение в Интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, как ты говоришь, оказывает на лексику отрицательное влияние. Ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговые выражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и общаясь между собой, разговаривая с преподавателями и родителями.
Во – вторых, язык засоряется из-за использования большого количества иностранных слов, употребляющихся в речи без перевода.
В – третьих, форумы пестрят грубыми выражениями.
В – четвертых, отношение к качеству грамотности в виртуальном общении зависит от того, что для ребят важно желание выделиться.
Для тех, кто желает говорить правильно, красиво советуем:
- читать хорошую литературу;
- контролировать свою и чужую речь;
- практиковать выступления перед публикой и вести дружеские беседы.
Надо везде и всюду бороться за чистоту языка, воспитывать любовь к слову - мудрому, чистому. Это очень важно.
Русский язык, по словам Гоголя, есть сам по себе поэт. Чего только стоят чудесные россыпи мудрых пословиц, загадок, присловий, сказок, былин. Ломоносов, заложивший краеугольный камень отечественной лингвистики, находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». [2 с.73]
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Копылов. В.И. «Общение в Интернете». Изд-во: АСТ. 2012
2. Кучинков Т.В. «Общение в Интернете» Изд-во Питер. 2014
3. Тургенев И.С. Русский язык Собр.соч. в 6-ти томах т.4 с 37 «Правда» 1968.
4. Розенталь Д.Э. «Орфографический словарь». М.2010.
5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс,2002.
6. www.vkontakte.ru
7. ru. odnoklassniki.ru
8. ru.wikipedia.org