Воспитатель. Автор: Воспитатель ☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼☼. Работа №315563
«Мир вокруг нас»
Форма: беседа
Цель:
Обобщить и углубить знания о природе.
Задачи:
Обратить внимание учащихся на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу;
Формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам;
Учится осознавать себя, как часть природы и бережно относится к своему здоровью;
Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к природе
.
Оборудование:
Компьютер;
Проектор;
Экран;
Карточки с изображением жидкого, твёрдого, газообразного вещества;
Выставка книг
Красная книга России, ХМАО - Югры
;
Цитаты «Я не знаю ничего более прекрасного, чем планета Земля» (К. Паустовский), «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней» (Л. Толстой);
Памятка «Как вести себя в лесу».
Место проведения: МКОУ «Шеркальская СОШ» кабинет №11.
Дата проведения: 16 февраля 2015 год.
Участники: обучающие 4 класса.
Продолжительность мероприятия: 40 минут.
Предварительная подготовка:
1. Заранее объявить детям о предстоящем мероприятие.
2. Подобрать материал для создания слайдов, сопровождающих ход устного журнала.
3. Подготовить оборудование для проведения мероприятия.
План мероприятия:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Постановка учебной проблемы.
Поиск решения экологических проблем.
Физминутка
.
Рефлексия.
Итог.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок
Каждый день всегда, везде,
На уроке и в игре
Громко, чётко говорим
И тихонечко сидим.
- Здравствуйте, ребята.
- Садитесь.
2. Актуализация знаний.
- Начинаем наше мероприятие с блиц – опроса.
- Какую форму имеет планета Земля?
(Земля имеет шарообразную форму.)
- Как по – научному называются окружающие нас предметы?
(Тела. Любой предмет, любое живое существо можно называются тела.)
- Закончите предложение. То из чего состоят тела – это…?
(Вещество.)
- Из чего состоят вещества?
(Из мельчайших частиц.)
- В каком состоянии могут находиться вещества?
(В жидком, твёрдом, газообразном.)
- Сейчас по определению догадаться, какое я загадала вещество и подобрать иллюстрацию. Не имеет своей формы и объём?
(Газообразное.)
- Почему ты так думаешь?
(Частицы расположены далеко друг от друга.)
- Имеет форму и объём?
(Твёрдое.)
- Не имеет свой формы, но имеет объём?
(Жидкое.)
- Как расположены частицы в жидком веществе?
(Рядом друг с другом.)
3. Постановка учебной проблемы.
- Отгадайте загадку. (Слайд 2)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
- Какие названия газет вы знаете? («Октябрьские вести», «Пульс Нягани», «Детская газета», «Незнайка» и т. д.)
- (Слайд 3) Наша газета необычная, называется «Мир вокруг нас». Что изображено в центре?
- Почему он грустный?
- О чём мы будем говорить?
4. Поиск решения экологических проблем.
- Мы будем говорить о том, что нас окружает, о природных богатствах и о проблемах, которые возникают в природе. Сейчас мы будем говорить об этом голубом поле (показывает.). Но сначала вы должны догадаться, о чём пойдёт речь. (Слайд 4)
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него прожить не можем.
(Воздух.)
- Правильно, речь пойдёт о воздухе.
- Что такое воздух?
(Смесь газов.)
- Какими способами можно обнаружить воздух вокруг нас?
(Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер.)
- Человек вдыхает воздух в покое за 1 минуту – 7 литров; за 1 час – 450 литров; за 1 сутки – 10800 литров.
- Отчего загрязняется воздух?
(Некоторые фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ.)
- Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень мелкие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы оседает пыль, и микробы в ней накапливается.
- Что мы можем сделать, чтобы воздух в комнате был чист?
(Проветривать класс, удаление пыли влажной тряпкой, сделать влажную уборку, посадить комнатные растения.)
- Чистый воздух - одно из главных богатств природы, которое необходимо охранять.
- Что надо делать для охраны чистоты воздуха?
(Установка очистительных сооружений на предприятиях. Проветривание комнат, классов, удаление пыли влажной тряпкой. Для борьбы с пылью улицы города должны поливаться водой.)
- Как можно защитить себя от загрязнённого воздуха?
(Никогда не останавливайся на улице возле автомобиля с работающим двигателем. Старайтесь не находиться в тех местах, где накурено. Дым сигарет - опасный загрязнитель воздуха.)
- Если бы ты был мэром города, какие меры по охране воздуха от загрязнения предпринял бы в первую очередь?
(Посадить много зелени. Растения собирают на листьях вредные вещества. Хорошо очищают воздух.)
- Молодцы! Вы справились с задачей. Вы знаете, как нужно очищать воздух от загрязнений. Мы очистили первое поле.
- Теперь следующая наша страничка – посмотрите, что же это такое: какие – то непонятные знаки. (Слайд 5)
- Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку?
- Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно.
- Хотите послушать? (Включить громко рок – музыку.)
- Что такое…? Вам не нравиться? Почему?
- Шум тоже является загрязнителем окружающей среды, от сильных звуков люди могут заболеть. Какие шумовые загрязнители вы можете назвать?
(Современные машины – грузовики, самолёты и т. д. издают сильные звуки.)
- А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. И поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот ещё: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть на ухо своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат.
- Что мы можем сделать, чтобы создать звуковой комфорт не только дома, но и в школе?
(Не включать громко музыку, не кричать.)
- Очистим наше поле от резких звуков и создадим звуковой комфорт. (Слайд 6)
5. Физминутка. Релаксация под тихую спокойную музыку.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь разных чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели –
Заниматься тихо сели.
- (Слайд 7) Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдём дальше, на синюю страничку. ( (Слайд 8) Отгадайте загадку.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И стеклянной быть могу!
Что это?
(Вода.)
- Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле?
(В океанах, реках, морях, озёрах.)
- Где в природе встречается вода?
(В ручьях, снег – это вода и облака – это вода.)
- Какую роль играет вода в жизни организмов?
(Вода входит в состав любого организма. Она содержится во всех частях организма. В телах животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды в теле человека. Организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Для многих организмов вода – природный дом. Одни живут в солёной воде, другие в пресной.)
- Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях?
- Чем опасна загрязнение воды?
(В ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии).
- Как защититься от загрязнённой воды?
(В загрязненных водоёмах нельзя купаться, а тем более пить из них воду. В наши дома вода поступает очищенной. Но совсем чистой её не назовёшь. Её надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтрами или покупать чистую воду в бутылках).
- Как люди охраняют воду от загрязнения?
(Строят очистные сооружения. В них загрязнённая вода проходит через различные фильтры.)
- Как каждый человек должен беречь воду?
(Воду нужно использовать бережно, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран. Не выбрасывать в реки и озёра мусор, не мыть в них машины.)
- Посмотрите, ребята, какое красивое, чистое поле – читая вода. (Слайд 9)
- Интересные факты о воде. Человек за свою жизнь выпивает в среднем 35 тонн воды.
Один из водянистых продуктов – это арбуз. Арбуз на 93% состоит из воды.
Несмотря на то, что наша планета почти на 80% покрыта водой, для питья пригоден лишь 1%.
Вода меняет структуру в зависимости от окружающей среды. Был проведён эксперимент. Две одинаковые ёмкости с одной и той же водой. Для одной ёмкости включили тяжёлую музыку, а для другой – классическую. У той воды, которая слушала тяжёлую музыку кристаллы стали некрасивыми и неровными, а та вода, которая слушала классическую музыку, напротив, изменила свою структуру в лучшую сторону. Кристаллы стали ровнееи красивее.
Так же был проведён подобный эксперимент: на одну ёмкость накричали, а другая вода была из церкви (святая). Позже водой из этих ёмкостей полили семена. Семена, которые полили первой водой, дали лишь 48% всходов, а семена , политые святой водой, дали 93%.
- А теперь зелёная страничка. Почему она зелёная?
(Она зелёная потому, что основу живой природы составляют растения. Они дают пищу, лекарства, одежду, кислород – всем живым организмам.)
- Почему животные и люди не могли бы жить на Земле без растений?
(В листьях растений образуются питательные вещества. Эти питательные вещества используют животные и люди.)
- Почему с каждым годом становиться меньше лесов?
(Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходиться уничтожать леса.)
- Что произойдёт с деревьями, если в лесу станет мало птиц?
- Назовите несколько растений, нуждающихся в охране?
(Подснежник, ятрышник, водяной орех.)
- Что люди делают для охраны растений?
(Их охраняют в заповедниках, выращивают в ботанических садах.)
- Что такое Красная книга?
(Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 году. Храниться она в Швейцарском городе Морже. В неё записаны животные и нашей страны. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране.
- Человек изучил 500 тысяч видов растений;
Использует – 250 тысяч видов;
Под угрозой – 25-30 тысяч видов растений. В Красную книгу внесено около 600 дикорастущих видов.
- (Слайд 10) Родиола розовая, ещё её называют малая розочка, напоминающая аромат розы. Высотой 10-60 сантиметров. На одном корневище бывает 10-15 стеблей.
Калипсо луковичная – изящный цветок, который называют орхидеей. Это низкое растение имеет всего один продолговатый лист.
- Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами и деревьев было много кругом?
(Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки, не ломать ветки деревьев и кустарников. В лесу ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.)
- Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их. Мы запомним это правило.
- Какую роль в природе и жизни человека играют животные?
(Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. Не только потому, что дают продукты питания, но и потому, что почти все животные очень красивы и интересны).
- Почему многие виды животных становятся редкими?
(Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди губят многих диких животных, для которых лес или река – дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими.)
- А каких вы можете назвать животных, которые занесены в Красную книгу?
(Фламинго, морж, тигр, орёл – беркут, жук – красотел.)
- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять животным вреда?
(Подкармливать птиц зимой, а весной с помощью взрослых делать кормушки. Не подходить близко к гнёздам птиц. Не ловить и уносить домой птенцов и детёнышей зверей.)
- Что люди делают для охраны животных?
(Создаются заповедники и национальные парки.)
- (Слайд 11)О большой панде знают, наверное, все. Этот большой чёрно – белый «медведь» стал символом Всемирного фонда охраны дикой природы. А вот его родственник – малая, или красная, панда – известен гораздо меньше. Размером красная панда немного больше домашней кошки. Питается красная панда, в основном, бамбуком, но и не откажется от ягод, грибов, птичьих яиц, а иногда полакомиться и мелкими грызунами. Красная панда – ночное животное. Она отлично ползает по деревьям и проводит много времени среди ветвей.
- Ещё одно интересное животное – птица гарпия - обезьяноед. Само название уже подсказывает, чем питается эта птица. Любимое лакомство макаки, но эта птица большая сильная птица может напасть и на некрупных млекопитающих, домашних кур и гусей. По – другому, эту птицу называют орлом и даже Птицей – Королём.
- (Слайд 12)Какое красивое зелёное поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка. Человечек улыбается – ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.
6. Рефлексия.
- Понравилось ли вам мероприятие?
- Что нового вы узнали для себя?
7. Итог.
- Что такое природа?
(Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком.)
- Что даёт природа?
- Как люди охраняют природу?
(На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных. Сведения о редких растениях и животных занесены в Красную книгу.)
- Спасибо за внимание. (Слайд 13)
Литература
Досуг в школе. Газета для учителей и организаторов внеклассной работы начальных и средних классов. №5, 2002
Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных учреждений. А. А. Плешаков, 2 класс, 2 часть
Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных учреждений. А. А. Плешаков, 2 класс, 2 часть
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/07/24/vneklassnoe-meropriyatie-mir-vokrug-nas