Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Программа кружка "Волшебные шашки". Автор: Наталья Александровна Сундеева. Работа №315585

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
конкурс дополнительных общеобразовательных программ
Описание:
***
Работа:

 

 

Программа кружка «Волшебные шашки»

Сундеева Наталья Александровна

Программа составлена для детей 4-6 лет

Срок реализации: 2 года

Направление: социально - педагогическое

 

Актуальность.

Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.

Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с детьми взрослым не хватает времени.

Игра в шашки в детском саду - интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

Цель:

- обучение детей игре в русские шашки;

- раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки:

- организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.

Задачи:

Образовательные:

- обучение технике игры в шашки;

- ознакомление детей с Теорией шашечной игры.

Развивающие:

- активизация мыслительной деятельности детей: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

- развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько шагов вперед, образного и аналитического мышления;

- обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

- воспитание отношения к шашкам, как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

- воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

- выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

 

Методы, приёмы и формы работы:

- беседы;

- практические упражнения;

- групповые обсуждения игровых моментов;

- товарищеские турниры;

- шашечные турниры с родителями.

 

Ожидаемые результаты освоения программы:

развитие умений анализировать, сравнивать,

прогнозировать

результаты деятельности;

повышение уровня развития

(развиваются пространственное воображение и мышление):

сформированный интерес к

шашкам

как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Срок реализации программы:

2 года обучения.

Возраст обучающихся: дети 4-6 лет.

Формы занятий:

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 20- 30 минут.

Методическое обеспечение:

у

чебно-тематический план

;

набор шашек и шашечных досок

.

 

Диагностика умений детей играть в шашки

Фамилия имя ребёнка

1.Расставляет шашки на поле

2.Начало игры

3.Ход шашек

4.Бой шашек соперника

5.Бой шашек соперника «мостиком»

6.Дамка

7.Доводит игру до конца

8.Партия не закончена

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения у детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребёнку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками.

Пояснения к пунктам таблицы:

Ребёнку предлагается расставить

шашки

в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

Педагог спрашивает у ребёнка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми

шашками?

Педагог предлагает ребёнку начать игру, наблюдая за тем. как он делает ходы.

-5. В игре педагог создаёт ситуацию, при которой ребёнок имеет возможность бить

шашки

соперника как по одной, так и

«мостиком».

Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой

проходит непосредственно во время игры.

Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

Если ребёнок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счёте биты у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

 

 

Критерии оценки результатов:

Красный цвет - ребёнок самостоятельно и правильно справляется с заданием.

Зелёный цвет- для правильного выполнения задания ребёнку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказки педагога.

Синий цвет - ребёнок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

 

Краткий список терминов игры в шашки:

Простая - обычная шашка (не дамка).

Бортовые - шашки, занимающие бортовые шашечной доски.

Дамочные - поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски.

Дамка - шашка, достигшая дамочных полей.

Ход - передвижение шашки с одного поля на другое.

Тихий ход или темп - простое перемещение шашки.

Ударный ход - удар или бой, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника.

Поддача - преднамеренная постановка шашки на удар.

Дебют - первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций.

 

 

Учебно-тематический план.

 

№ п/п

Дата

Тема

Цель

 

1

 

Мониторинг

Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки.

 

2

 

"Волшебная доска" Терминология

Познакомить детей с доской и фигурами, учить обращаться с шахматной доской, фигурами. Познакомить с понятиями «ход», «бой».

3

 

"По местам"

Учить расставлять шашки на игровом поле.

 

4

 

Шашечный ход

Учить игровым ходам, развитие и совершенствование мыслительных операций.

5-7

 

Терминология

Познакомить с понятиями «противоположные

стороны», «диагонали», «вертикаль», «горизонталь»', развитие интеллектуальных способностей.

 

8

 

Д/и «Расставь на доске»

Правила игры в шашки

Вспомнить и закрепить правила расстановки шашек.

Ознакомление с правилами игры, развитие внимания.

9

 

Д/и «Письма по адресам»

Закрепление правил игры, повторение понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ».

10

 

Игра

Обучение игре «шашки», развитие и самосовершенствование мыслительных операций.

11

 

Дамка

Продолжить учить игре «шашки», познакомить с положением в игре дамок; развивать внимание

12-13

 

Ничья в шашках

Развитие и совершенствование мыслительных операций.

 

14-16

 

Интеллектуальная разминка.

Игра с соперником

Совершенствование знаний правил игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным: развивать логическое мышление, мелкую моторику.

 

17-18

 

Соревнования по шашкам

Развитие и совершенствование мыслительных операций. Учить анализировать сыгранные партии

19-20

 

Правила игры.

Игра с соперником

Повторить правила игры. Развитие и совершенствование мыслительных операций. Учить анализировать сыгранные партии.

21-22

 

Парные игры детей в шашки. Индивидуальные игры с отдельными детьми в шашки.

 

Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику.

 

23

 

«Поддавки»

Учить игре в «поддавки», показ и объяснение ходов игры.

 

24

 

«Поддавки»

Продолжить ознакомление с игрой, развитие интеллектуальных способностей.

 

25-26

 

Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки»

Закрепление навыков игры в «шашки» и «поддавки», развитие чувства товарищества, умения быть как победителем, так и проигравшим. Развитие и совершенствование мыслительных операций.

 

27

 

«Уголки»

Познакомить с правилами новой игры, развивать интеллектуальные способности у детей

28

 

«Уголки»

Совершенствовать навыки игры в «Уголки», развивать мышление, память, внимание.

29

 

Игра в «Уголки» между соперниками

Развитие и совершенствование мыслительных операций

30-32

 

Игра в шашки между соперниками.

Развитие и совершенствование мыслительных операций.

 

33-34

 

Соревнования по шашкам

Развитие и совершенствование мыслительных операций.

 

35

 

Мониторинг

Выявить уровень умений детей играть в шашки

36

 

Игра в «шашки» с родителями

Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей. Воспитание уверенности в себе.

 

 

Список литературы:

Герцензон Б., Напреенков А.

Шашки - это интересно.

- СПб.: Литера, 1992. - 250 с.

Городецкий В. Б. Книга о

шашках.

- М.: Физкультура и спорт, 1990. - 320 с.

Погрибной В. К.

Шашки.

Сборник комбинаций. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.

Рамм Л. М. Курс шашечных начал. - М.: Физкультура и спорт, 1953. - 348 с.

В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк.

Шашки для детей.

Изд. 2-е, перераб. И доп. - Ростов н/д;

Феникс, 2010. - 137 с.

Костров В. В., Рожков П. П. Тысяча шахматных задач. Архангельск, изд.

«Правда Севера»,

2012.

Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей. - Изд 12-е. Ростов н/Д: Феникс,

2012

Погрибной В. К.

Шашки для детей.

- Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.

Интернет ресурсы.

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×