Программа кружка "Волшебные шашки". Автор: Наталья Александровна Сундеева. Работа №315585
Программа кружка «Волшебные шашки»
Сундеева Наталья Александровна
Программа составлена для детей 4-6 лет
Срок реализации: 2 года
Направление: социально - педагогическое
Актуальность.
Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с детьми взрослым не хватает времени.
Игра в шашки в детском саду - интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
Цель:
- обучение детей игре в русские шашки;
- раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки:
- организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.
Задачи:
Образовательные:
- обучение технике игры в шашки;
- ознакомление детей с Теорией шашечной игры.
Развивающие:
- активизация мыслительной деятельности детей: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;
- развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько шагов вперед, образного и аналитического мышления;
- обучение умению ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
- воспитание отношения к шашкам, как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;
- выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.
Методы, приёмы и формы работы:
- беседы;
- практические упражнения;
- групповые обсуждения игровых моментов;
- товарищеские турниры;
- шашечные турниры с родителями.
Ожидаемые результаты освоения программы:
развитие умений анализировать, сравнивать,
прогнозировать
результаты деятельности;
повышение уровня развития
(развиваются пространственное воображение и мышление):
сформированный интерес к
шашкам
как к спортивно-интеллектуальному досугу.
Срок реализации программы:
2 года обучения.
Возраст обучающихся: дети 4-6 лет.
Формы занятий:
В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 20- 30 минут.
Методическое обеспечение:
у
чебно-тематический план
;
набор шашек и шашечных досок
.
Диагностика умений детей играть в шашки
Фамилия имя ребёнка
1.Расставляет шашки на поле
2.Начало игры
3.Ход шашек
4.Бой шашек соперника
5.Бой шашек соперника «мостиком»
6.Дамка
7.Доводит игру до конца
8.Партия не закончена
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения у детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребёнку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками.
Пояснения к пунктам таблицы:
Ребёнку предлагается расставить
шашки
в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
Педагог спрашивает у ребёнка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми
шашками?
Педагог предлагает ребёнку начать игру, наблюдая за тем. как он делает ходы.
-5. В игре педагог создаёт ситуацию, при которой ребёнок имеет возможность бить
шашки
соперника как по одной, так и
«мостиком».
Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой
проходит непосредственно во время игры.
Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
Если ребёнок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счёте биты у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Красный цвет - ребёнок самостоятельно и правильно справляется с заданием.
Зелёный цвет- для правильного выполнения задания ребёнку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказки педагога.
Синий цвет - ребёнок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Краткий список терминов игры в шашки:
Простая - обычная шашка (не дамка).
Бортовые - шашки, занимающие бортовые шашечной доски.
Дамочные - поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски.
Дамка - шашка, достигшая дамочных полей.
Ход - передвижение шашки с одного поля на другое.
Тихий ход или темп - простое перемещение шашки.
Ударный ход - удар или бой, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника.
Поддача - преднамеренная постановка шашки на удар.
Дебют - первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Дата
Тема
Цель
1
Мониторинг
Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки.
2
"Волшебная доска" Терминология
Познакомить детей с доской и фигурами, учить обращаться с шахматной доской, фигурами. Познакомить с понятиями «ход», «бой».
3
"По местам"
Учить расставлять шашки на игровом поле.
4
Шашечный ход
Учить игровым ходам, развитие и совершенствование мыслительных операций.
5-7
Терминология
Познакомить с понятиями «противоположные
стороны», «диагонали», «вертикаль», «горизонталь»', развитие интеллектуальных способностей.
8
Д/и «Расставь на доске»
Правила игры в шашки
Вспомнить и закрепить правила расстановки шашек.
Ознакомление с правилами игры, развитие внимания.
9
Д/и «Письма по адресам»
Закрепление правил игры, повторение понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ».
10
Игра
Обучение игре «шашки», развитие и самосовершенствование мыслительных операций.
11
Дамка
Продолжить учить игре «шашки», познакомить с положением в игре дамок; развивать внимание
12-13
Ничья в шашках
Развитие и совершенствование мыслительных операций.
14-16
Интеллектуальная разминка.
Игра с соперником
Совершенствование знаний правил игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным: развивать логическое мышление, мелкую моторику.
17-18
Соревнования по шашкам
Развитие и совершенствование мыслительных операций. Учить анализировать сыгранные партии
19-20
Правила игры.
Игра с соперником
Повторить правила игры. Развитие и совершенствование мыслительных операций. Учить анализировать сыгранные партии.
21-22
Парные игры детей в шашки. Индивидуальные игры с отдельными детьми в шашки.
Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику.
23
«Поддавки»
Учить игре в «поддавки», показ и объяснение ходов игры.
24
«Поддавки»
Продолжить ознакомление с игрой, развитие интеллектуальных способностей.
25-26
Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки»
Закрепление навыков игры в «шашки» и «поддавки», развитие чувства товарищества, умения быть как победителем, так и проигравшим. Развитие и совершенствование мыслительных операций.
27
«Уголки»
Познакомить с правилами новой игры, развивать интеллектуальные способности у детей
28
«Уголки»
Совершенствовать навыки игры в «Уголки», развивать мышление, память, внимание.
29
Игра в «Уголки» между соперниками
Развитие и совершенствование мыслительных операций
30-32
Игра в шашки между соперниками.
Развитие и совершенствование мыслительных операций.
33-34
Соревнования по шашкам
Развитие и совершенствование мыслительных операций.
35
Мониторинг
Выявить уровень умений детей играть в шашки
36
Игра в «шашки» с родителями
Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей. Воспитание уверенности в себе.
Список литературы:
Герцензон Б., Напреенков А.
Шашки - это интересно.
- СПб.: Литера, 1992. - 250 с.
Городецкий В. Б. Книга о
шашках.
- М.: Физкультура и спорт, 1990. - 320 с.
Погрибной В. К.
Шашки.
Сборник комбинаций. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.
Рамм Л. М. Курс шашечных начал. - М.: Физкультура и спорт, 1953. - 348 с.
В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк.
Шашки для детей.
Изд. 2-е, перераб. И доп. - Ростов н/д;
Феникс, 2010. - 137 с.
Костров В. В., Рожков П. П. Тысяча шахматных задач. Архангельск, изд.
«Правда Севера»,
2012.
Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей. - Изд 12-е. Ростов н/Д: Феникс,
2012
Погрибной В. К.
Шашки для детей.
- Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.
Интернет ресурсы.