Название работы:
«Фантастика и фэнтези. Причины популярности». Автор: Котова Екатерина. Работа №323342
Дата публикации:
16.03.2022
Автор:
Котова Екатерина
Номинация:
Детские исследовательские и научные работы, проекты
Описание:
Люди часто тяготеют к чему-то выдуманному. У некоторых жизнь слишком скучна, у других же - переполнена отрицательными событиями, которые хочется хоть на время отставить на второй план. Но в глубине души у каждого хоть раз возникало желание променять свою скучную, полную забот жизнь на судьбу персонажа из книги с обязательно счастливым концом. Люди либо придумывают новый мир, либо с головой окунаются в книжный, уже когда-то созданный. Вот именно поэтому, по-моему, появился новый жанр современного искусства - фэнтези.
Цель: выяснить причины популярности жанров фэнтези и фантастики.
Задачи:
1) проанализировать особенности жанра фантастики и фэнтези, их отличия;
2)рассмотреть виды и классификацию жанров фэнтези и фантастики;
3)провести опрос среди обучающихся 7-10 классов.
Продукт: презентация на тему «Фантастика и фэнтези».
Практическая значимость:
1. Данный материал можно использовать на уроках МХК, ИЗО, литературы.
2. Он может представлять интерес для педагогов психологов, работающих с молодежью. Результаты проведенного опроса могут помочь в изучении молодежных предпочтений..
Работа:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №62
Исследовательский проект по теме:
Фантастика и фэнтези. Причины популярности
Выполнила: ученица 7 Б класса
Котова Екатерина Дмитриевна
Наставник: учитель русского языка и литературы
Шолохова Ольга Владимировна
Магнитогорск
2022
Оглавление
Введение……………………………………………………….………………………..….....3
Глава1. Фэнтези и фантастика. …………………………….………………….……....….....4
1.1. История, жанры фэнтези……………………...………………………………….…......4
1.2. История, жанры фантастики……………………………………...……...…………..….8
1.3. Отличие жанров фантастики и фэнтези…………………………...……………….….11
1.4 Фэнтези и фантастика как постоянно развивающийся жанр……………………....…13
Глава 2. Персонажи фэнтези и фантастики………………………………………………..16
2.1. Герои и образы фэнтези ……………………………………...….…………………….16
2.2. Персонажи фантастики……………………….……………………………………...…18
2.3. Результаты анкетирования…………………………………………………………..…19
Заключение……………………………………………………………………………..……20
Список использованной литературы…..………………………..……….………………....21
Приложение………………………………………………………………………………….22
Введение
Актуальность
Люди часто тяготеют к чему-то выдуманному. У некоторых жизнь слишком скучна, у других же - переполнена отрицательными событиями, которые хочется хоть на время отставить на второй план. Но в глубине души у каждого хоть раз возникало желание променять свою скучную, полную забот жизнь на судьбу персонажа из книги с обязательно счастливым концом. Люди либо придумывают новый мир, либо с головой окунаются в книжный, уже когда-то созданный. Вот именно поэтому, по-моему, появился новый жанр современного искусства - фэнтези.
Цель: выяснить причины популярности жанров фэнтези и фантастики.
Задачи:
1) проанализировать особенности жанра фантастики и фэнтези, их отличия;
2)рассмотреть виды и классификацию жанров фэнтези и фантастики;
3)провести опрос среди обучающихся 7-10 классов.
Продукт: презентация на тему Фантастика и фэнтези.
Практическая значимость:
1. Данный материал можно использовать на уроках МХК, ИЗО, литературы.
2. Он может представлять интерес для педагогов психологов, работающих с молодежью. Результаты проведенного опроса могут помочь в изучении молодежных предпочтений..
Глава 1. Фэнтези и фантастика
1.1 История, жанры фэнтези
История
Жанр фэнтези сложился в литературе в XX веке, но свое начало он берет с глубокой древности и тесно связан с обычаями и традициями народов. Это известные мифы, предания, сказки. Считается, что предыстория этого жанра началась с рыцарских романов. Действие их разворачивалось в историческом времени, но происходят они на условном “феерическом” просторе, где подлинная география и границы не важны. Это было обычно некое королевство, где рыцари противостоят чародеям и великанам. Именно в рыцарских романах стали зарождаться шаблоны и традиции современного фэнтези. В них впервые появляется образ идеального Светлого Королевства, Империи, ведущей ожесточенную и обреченную борьбу с могучими Темными силами. Стержнем в них становится путешествие рыцаря ради некой высшей цели. Здесь же возникают и тема борьбы за обладание неким священным предметом (обычно это была Чаша Грааля), и образ доброго волшебника, помогающего герою. [3]
Несмотря на большое количество разнообразных писателей, основоположником жанра фэнтези, в современном понимании, досих пор традиционно считается Джон Рональд Руэл Толкиен (1892-1973), у которого лучше всего проработан созданный им мир. Сам Толкиен определял жанр своих произведений о Средиземье. Родоначальниками фэнтези в России (ровно как и прародителем славянского фэнтези) называютАлександра Вельтманас романами Кощей Бессмертный (1833) и Святославович, вражий питомец (1835). Однако появление русского фэнтези относят уже к послесоветским временам.
Жанры фэнтези
Согласно наиболее популярной на сегодняшний день концепции выделяют следующие типы фэнтези:
1) героическое, или фэнтези меча и магии;
2) эпическое, или высокое фэнтези;
3) игровое фэнтези
4) темное, или Dark fantasy,
5) историческое фэнтези;
6) юмористическое фэнтези и пародии;
7) мифологическое фэнтези;
8) технофэнтези фэнтези;
9) романтическое фэнтези;
10) детское фэнтези;
11) странное фэнтези.
Собственно в жанре фэнтези существуют три основных направления, или типа, часто перемешивающиеся между собой: героическое, эпическое и игровое фэнтези. Рассмотрим эти типы более подробно.
1.Героическое фэнтези. Стиль меча и магии считается самым старым и несколько менее глубоким, нежели ряд других. Его первоисточниками можно назвать греческие мифы. Признанные мастера героического фэнтези - писатели Роберт Говард и Майкл Муркок. Герой героического фэнтези путешествует в одиночку или подбирая на время каких-нибудь экзотических спутников, предпочитает решать проблемы грубой силой. Сражается со всем: демоны, гигантские змеи, драконы, простые смертные в огромных количествах, тролли, орки и всякая другая нежить. Итак, героическое фэнтези описывает приключения отдельных героев, физически сильных и опытных воинов, решающих свои задачи при помощи силы и ловкости. Эти герои, как правило, не изображаются носителями добра и благородства - среди них могут быть пираты, воры, наемники и просто бродяги.
2.Произведения эпического (высокого) фэнтези выдержаны в масштабном духе. Обычно в них описывается продолжительная борьба героев с врагом, стоящем на стороне зла и обладающем сверхъестественными силами. События таких произведений затрагивают весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, а в задачу героев входит спасение всего мира или значительной его части. Эпическое фэнтези характеризуется наличием фантастических рас (эльфы, гномы, орки), концепции магии, подробными картами мест действия, угрожающими пророчествами и изобретенными языками. Как правило романы этого жанра отличаются большим объемом и издаются в нескольких томах.
3.Основателем приключенческо-игрового фэнтези считается английский писатель и ученый Джон Рональд Руэл Толкиен. Его эпопея Властелин Колец и Сильмариллион является не столько книгой фэнтези, сколько трудом в области креативной мифологии. Толкиен создает свою собственную мифосистему, придумывет языки, а затем на их основе - и всю мифологию народов, населяющих его мир. Именно Толкиен придумал очень популярных ныне эльфов - утонченных бессмертных созданий, гномов (низкорослые сильные подгорные жители, специализируются на изделиях из металла и камня) и энтов (долгоживущие древоподобные гуманоиды). Герои и сюжеты Толкиена отразились в большинстве книг эпического и игрового фэнтези.
4.Темное, или мистическое фэнтези - поджанр, находящийся на стыке между готикой и фэнтези. Главное его отличие от готики состоит в том, что действие происходит в фантастическом мире, напоминающем Средневековье, в мрачных, изломанных мирах, которыми заправляют зловещие некроманты. Dark fantasy - это темная cторона магии. В темном фэнтези зло уже находится у власти, и его проявления воспринимаются обывателями как должное. Показательным примером является игра Dark Messiah of Might and Magic, в которой демоны враждуют с некромантами (зло борется со злом), так же как и манга (японский комикс) Кэнтаро Миура Берсерк, повествующая о мире, в котором судьба людей направляется Идеей Зла.
5.Историческое фэнтези тесно связано с альтернативной историей. Действие обычно происходит в прошлом, на фоне известных исторических мест, событий или эпох, но с добавлением таких элементов фэнтези, как магия или мифологические существа. Серия Гарри Тертлдава о Погибшем Легионе и книги Мэри Стюарт по мотивам Артурианского эпоса считаются наиболее известными образцами жанра. В последние годы в жанр исторического фэнтези работает Анджей Сапковский.
6.Юмористическое фэнтези и пародии одно из самых востребованных направлений современного фэнтези. Книги этого жанра в основном юмористические по содержанию и тону. В них часто высмеиваются штампы фэнтези. Также распространены пародии на произведения классиков жанра. Названия пародий легко узнаваемы, это переделанные названия основных произведений фэнтези.
7.Мифологическое фэнтези - самый многочисленный по составу авторов поджанр. Самым известны в этом жанре является Г. Л. Олди (псевдоним писателей Дмитрия Громова и Олега Ладыженского). Очень многие их романы основаны на мифологии разных народов: Герой должен быть один, Одиссей, сын Лаэрта, Мессия очищает диск, Пасынки восьмой заповеди, цикл Черный баламут.
8.Под технофэнтези подразумевается чисто внешний признак из разряда магия и технология. Жанр имеет несколько вариаций миров: технология + магия - действие может происходить в мире, который, казалось бы, ничем не отличается от нашего, но в котором магия и сказочные существа живут вместе с обычными людьми. (киносага Звездные войны Джорджа Лукаса); герои одного мира попадают в другой (Марсианские империи Э. Р. Берроуз).
9.В романтическом фэнтези - подробный показ психологии и взаимоотношений героев. В этом жанре вне конкуренции авторы-женщины: Женщина с берега Маргит Сандему, Баллада.Осенние пляски фей Мегги Стивотер).
10.Детское фэнтези. Самым ярким представителем детского фэнтези является Джоан Роллинг с книгами о Гарри Поттере.
11.К странному фэнтези можно причислить книги, которые трудно отнести к какому-либо из вышеперечисленных жанров трудновато и сложно классифицировать в принципе. Например, цикл Бездна голодных глаз Олди, составленный из абсолютно разных по стилю произведений (от специфичной героики до антиутопии).
Подводя итог вышесказанному, следует обратить внимание на то, что фэнтези хотя и сравнительно новый жанр, но корни свои имеет еще в древних мифах, преданиях и легендах; его истоки можно усматривать в художественных явлениях различных жанровой природы, принадлежащих литературе прошлых эпох. Несмотря на молодость жанр фэнтези имеет достаточно разветвленную типологию. Мир фэнтези приобрел огромную популярность, особенно среди молодежи. На сегодняшний день это не только литературный жанр, это еще и жанр игровой индустрии, киноиндустрии, жанр в живописи, и даже в музыке. Очевидно, что фэнтези не собирается сдавать позиции, популярность этого жанра все возрастает с каждым днем, чего и добиваются авторы, работающие в этой области.[2]
1.2 История, жанры фантастики
История
Научная фантастика возникает в эпоху становления современной науки (17-18 века); как самостоятельный вид литературы выделяется в 20 веке. Употребляемое в отечественном книгоиздании и в науке о литературе ее обозначение можно считать русскоязычным эквивалентным английского science fiction, предложенного в 1927 американским инженером, популяризатором науки и писателем-фантастом Хьюго Гернсбеком, издателем первого в истории специализированного журнала Научная фантастика. Гернсбек полагал, что одна из главных задач научной фантастики — удовлетворять потребность в знании, причем потребность именно инженера (его Гернсбек считал главным действующим лицом будущих изменений в Америке), побуждать инженера к научно-техническому творчеству. Автором термина научно-фантастическая является Яков Перельман, который ввёл это понятие в 1914 году. До этого похожий термин — фантастически научные путешествия — в отношении Уэллса и других авторов употребил Александр Куприн в своей статье Редиард Киплинг (1908).
Существует много споров среди критиков и литературоведов о том, что считать научной фантастикой. Тем не менее, большинство из них сходится на том, что научной фантастикой является литература, основанная на неком допущении в области науки: появлении нового изобретения, открытии новых законов природы, иногда даже построении новых моделей общества (социальная фантастика).
В узком понимании, — научная фантастика о технологиях и научных открытиях (только предполагаемых или уже совершённых), их захватывающих возможностях, их позитивном или негативном влиянии, о парадоксах, которые могут возникнуть. НФ в таком узком понимании будит научное воображение, заставляет думать о будущем и о возможностях науки. [4]
Жанрами научной фантастики являются:
1) Социальная фантастика - произведения в которых фантастическим элементом является другое строение социума, полностью отличное от реально существующего, или являющееся доведением его до крайностей.
2) Хронофантастика, темпоральная фантастика, или хроноопера — жанр, рассказывающий о путешествиях во времени. Ключевым произведением этого поджанра считается Машина Времени Уэллса. Хотя о путешествиях во времени писали и раньше (например, Янки из Коннектикута при дворе короля Артура Марка Твена), именно в Машине Времени перемещение во времени впервые было намеренным и научно обоснованным, и таким образом этот сюжетный ход был введён конкретно в научную фантастику.
3) Альтернативно-историческая – жанр, в котором развивается идея того, что в прошлом произошло или не произошло какое-либо событие, и что могло бы из этого выйти. Первые образцы такого рода допущений встречаются ещё задолго до появления научной фантастики. Далеко не все они представляли собой художественные произведения — иногда это были серьёзные труды историков. Например, историк Тит Ливий рассуждал, что было бы, пойди Александр Македонский войной на его родной Рим. Знаменитый историк сэр Арнольд Тойнби также посвятил Македонскому несколько своих эссе: что было бы, если бы Александр прожил дольше, и наоборот, если бы его не было вообще. Сэр Джон Сквайр выпустил целую книгу исторических эссе, под общим заглавием Если бы всё вышло не так.
4) Популярность постапокалиптической фантастики — одна из причин популярности сталкерского туризма.
Тесно связанные жанры, действие произведений в которых происходит во время или вскоре после катастрофы планетарного масштаба (столкновения с метеоритом, ядерной войны, экологической катастрофы, эпидемии).
Настоящий размах постапокалиптика получила в эпоху Холодной войны, когда над человечеством нависла реальная угроза ядерного холокоста. В этот период создаются такие произведения, как Песнь о Лейбовице В. Миллера, Dr. Bloodmoney Ф. Дика, Ужин во Дворце Извращений Тима Пауэрса, Пикник на обочине Стругацких. Произведения в этом жанре продолжают создаваться и после окончания Холодной войны (например, Метро 2033 Д. Глуховского).
5) Утопии и антиутопии - жанры, посвященные моделированию общественного устройства будущего. В утопиях рисуется идеальное общество, выражающее воззрения автора. В антиутопиях — полная противоположность идеалу, ужасное, обычно тоталитарное, общественное устройство.
6) Космической оперой окрестили развлекательную приключенческую НФ, публиковавшуюся в популярных в 1920-50-х в США pulp-журналах. Название было дано в 1940 г. Уилсоном Такером и, поначалу, было презрительным эпитетом (по аналогии с мыльной оперой). Однако со временем термин прижился и перестал носить негативный оттенок.
Действие космоопер происходит в космосе и на других планетах, обычно в условном будущем. В основе сюжета лежат приключения героев, а масштабы происходящих событий ограничены лишь фантазией авторов. Изначально произведения этого жанра были чисто развлекательными, но впоследствии приёмы космической оперы вошли и в арсенал авторов художественно значительной фантастики.
7) Киберпанк - жанр, рассматривающий эволюцию общества под воздействием новых технологий, особое место среди которых уделено телекоммуникационным, компьютерным, биологическим, и, не в последнюю очередь, социальным. Фоном в произведениях жанра нередко выступают киборги, андроиды, суперкомпьютер, служащие технократичным, коррумпированным и аморальным органазациям/режимам. Название киберпанк придумал писатель Брюс Бетке, а литературный критик Гарднер Дозуа подхватил его и стал использовать как название нового жанра. Он кратко и ёмко определил киберпанк как Высокие технологии и жалкая жизнь (High tech, low life).
8) Стимпанк - жанр, созданный с одной стороны в подражание таким классикам фантастики как Жюль Верн и Альбер Робида, а с другой являющийся разновидностью пост-киберпанка. Иногда из него отдельно выделяют дизельпанк, соответствующий фантастике первой половины XX века. Также может быть отнесён к альтернативной истории, так как упор делается на более удачное и совершенное развитие паровой техники вместо изобретения двигателя внутреннего сгорания. [2]
1.3 Отличие жанров фантастики и фэнтези
Грань различия между ними очень тонкая, но всё же её можно заметить. Жанровая природа фэнтези восходит к миру средневековых легенд, эпических сказаний и мифологии. Само слово фэнтези в переводе с английского обозначает фантазию, вымысел, сказку. Появлению этого специфического жанра в литературе XX века содействовал ряд тенденций развития западной цивилизации.
Западные исследователи, а в последние годы и большинство российских, воспринимают фэнтези как особый жанр, отделяя его от литературы сновидений, литературы ужасов, литературной сказки, мистики. Четкого определения жанра фэнтези в литературоведении до сих пор нет.
Фэнтези, несомненно, является отдельным жанром в литературе, так как ей присущи такие признаки, каких нет у других литературных жанров. Именно по этим признакам фэнтези выделяется в отдельный жанр. Жанровыми элементами фэнтези могут быть названы следующие признаки:
1) мир несуществующий, обладающий свойствами, невозможными в нашей реальности. Например, Плоский мир, созданный Терри Пратчеттом: этот мир, как следует из названия, совершенно плоский и покоится (точнее, едет верхом) на спинах четырех огромных слонов. Слоны стоят на панцире гигантской звездной черепахи по имени Великий А'Туин
2) магия и фольклорные персонажи. В качестве примера можно взять едва ли не любое произведение фэнтези;
3) авантюрный сюжет (как правило - поиск, странствие, война и т. п.);
4) средневековый антураж, хотя здесь возможны варианты: Древний мир (роман Г.Л. Олди Герой должен быть один, где действие происходит в Древней Греции), современность (роман С. Лукьяненко Ночной дозор) или будущее (роман К. Сташеффа Чародей поневоле);
5) скрытое противопоставление технологии и волшебства в пользу последнего;
6) на первый план выдвигаются герои, их поступки и переживания, волшебное и сказочное играет вспомогательную, но далеко не второстепенную роль;
7) противостояние добра и зла как основной сюжетообразующий стержень, для фэнтези обязательна борьба добра и зла - ибо она, как и сказка, структурирована этически. Фэнтези отличается от сказки хотя бы по той причине, что добро и зло в ней равнозначны, а в сказке добро побеждает зло без каких-либо для себя потерь;
8) наличие потустороннего мира и его проявлений;
9) полная свобода автора: он может повернуть сюжет самым неожиданным образом, поскольку волшебный мир фэнтези предполагает, что в нем возможно все.
Этот последний признак - один из наиболее важных и определяющих для жанра фэнтези. Он четко отграничивает фэнтези и научную фантастику, потому что научная фантастика описывает вероятное, и автор стеснен определенными рамками, так как он вынужден дать объяснение невероятному, обосновать мир научно или псевдонаучно. Т. Чернышева пишет: НФ (научная фантастика) изображает возможное - возможные в будущем перемены, открытия, возможные в галактике миры и цивилизации, - в то время как fantasy изображает нечто заведомо невозможное, во всяком случае, в нашем мире (эта оговорка не случайна, так как в свете постмодернистского восприятия мира все, что создано воображением автора, существует, ибо мир есть текст).
Итак, обратившись к истории возникновения жанра фэнтези и выявив его специфику, мы можем прийти к следующему выводу:
1) жанр фэнтези является разновидностью фантастического рода литературы, так же как и научная фантастика, альтернативная история и др.;
2) фэнтези не имеет четкого определения жанра и даже устоявшегося названия, встречаются такие названия как: фэнтези, фентези, фентази, фэнтази и, наконец, fentasy;
3) главные признаки фэнтези - описание заведомо невозможного в реальном мире и магия;
4) авторы, работающие в жанре фэнтези, создают миры, расположенные параллельно реальности или вообще никак с ней не связанные;
5) из литературных жанров наиболее близки фэнтези и научная фантастика. [3]
1.4 Фэнтези и фантастика как постоянно развивающийся жанр
Фантастика – это жанрхудожественной литературы, кино и изобразительного искусства, эстетическим началом которого является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил, условностей.
Фэнтези (от англ. fantasy - воображение, фантазия, иллюзия) – жанр фантастической литературы, сочетающий в себе черты фантастики, сказания, мифа и эпоса, конструирующийся на основе свободного, неограниченного наукой вымысла, за счет магии, мистики и волшебства. [1]
Первичные элемнты фантастики мы можем встретить во всех героических эпосах древности, например в Одиссее- Гомера. Это встреча сциклопомПолифемом, волшебницейКиркой или богомЭолом. Одиссея Гомера - начало всей литературной западноевропейской фантастики.
С V века дон.э. интерес кчудесному растет. Его отражением стал особый жанр нехудожественной прозы—парадоксография.
Парадоксография— это жанр сочинений очудесныхи необыкновенных вещах, об удивительных предметах и явлениях природы, животных и растениях, сооружениях, обычаях дальних народов и т. п.
В период раннего Средневековья, при росте религиозности общества, утрачивается интерес к фантастике среди простого населения.
Следующий период развития элементов фантастики связывают с эпохой Возрождения и такими произведениями как: Дон Кихот - МигеляСервантеса, которое является авантюрным романом с пародией на фантастические похождения рыцаря.
В меньшей степени, чем древнейшая мифология и фольклор, фантастику стимулировали религиозно-мифологические образы Библии, представляя игру фантастических образов в духе христианской демонологии. Вне фантастики стоят жития святых, где чудеса принципиально выделены как экстраординарные происшествия. Крупнейшими произведениями христианской фантастики считаются: Потерянный рай и Возвращённый рай- Джона Мильтона.
В концеXVII векав литературе распространяется стиль барокко, для которого фантастика становится постоянным фоном. Фантастика продолжает публикацию материалов, связанных с исследованиями фантастического народного миросозерцания, например: Звездочтец - А. Афанасьева.
В XVIII веке фантастика привлекается в сатирических целях. Например, в рассказах Достоевского- Бобок и Сон смешного человека, говорилось об общительных трупах, голосах извне, появлении нового мира у главного героя в собственном сознании.
Вершиной фантастики XVIII века становятся произведения Артура Конан Дойля всемирно известного шотландско-английского писателя, автора произведений фантастических приключений о профессоре Челленджере.
В 1912 году Конан Дойл опубликовал фантастическую повесть Затерянный мир, которая произвела фурор в мире фантастики. Впоследствии, эта повесть не раз экранизирована в фильмах:
1) Затерянный мир – режиссёр Тимоти Бонд, страна - США, Канада, 1992 год.
2) Возвращение в затерянный мир – режиссёр Тимоти Бонд, страна – Канада, 1992год.
3) Затерянный мир – режиссёр Гарри О. Хойт, страна – США, 1925 год.
4) Затерянный мир – режиссёр Боб Кин, страна – США, 1998 год.
5) Затерянный мир – режиссёр Стюарт Орм, страна – Англия, 2001 год.
6) Затерянный мир – режиссёр Брэд Силберлинг, страна – США, 2009.
Следующий этап развития фантастики связан с именем Жюль Верна. Он является одним из основоположников научно-фантастического жанра. В его романах читатели находили восторженное описание техники, фантастических путешествий.
Научная фантастика— основывается на фантастических допущениях, не выходящих за рамкинаучного восприятия действительности.
Основанаучно-фантастических фильмов— новыеоткрытия, изобретения, исследования, такие как космические путешествия, путешествия во времени, а также изменение человека и окружающего его мира под влиянием этих открытий. Действие научной фантастики часто происходит в будущем.
В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе акваланги, телевидение, машиностроении, а также электрический стул, самолет (Властелин мира1904год), вертолет ( Робур-завоеватель1886год), полет на Луну (С Земли на Луну1865год).
Научная фантастика получила яркое воплощение и в творчестве выдающегося английского писателяГерберта Уэллса.Научная фантастика того времени стремилась предвосхитить развитие науки и техники, в особенности исследования космоса. Действие книг научной фантастики часто помещалось в будущее, а герои имели дело с новейшими открытиями, изобретениями, неизведанными явлениями. Его произведения (Машина Времени1895год), (Война миров1897год), (Когда Спящий проснётся1910год), (Человек-невидимка1897год).
Одним из основоположников советской научно-фантастической литературы является Александр Романович Беляев. Наиболее известные его романы: Голова профессора Доуэля(1925год),Человек-амфибия(1927год), Ариэль(1941год).
Вершины советской фантастики стали произведения братьев Стругацких (Шесть спичек 1959год), (Испытание СКР1960год),
(Частные предположения1960год).
В конце XX века сформировался новый жанр - фэнтези. Мы можем это увидеть в произведениях:
Роберта Говарда -(Конан 1932год),
ДжонаТолкина- (Хоббит1937год, Властелин Колец1955год),
Клайва Льюиса- (Хроники Нарнии1956год).
В отличие отнаучной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки, а просто моделирует его.
Глава 2. Персонажи фэнтези и фантастики
2.1 Герои и образы фэнтези
В мире фэнтези живёт много тварей, которых не встретишь в нашем реальном мире. Если составлять их полный список, не хватит ни времени, ни места. Вот основные из них из зарубежного фэнтези:ЭльфыДраконыОркиГномы (дварфы)ЕдинорогиФениксыФеиГоблиныТроллиКентаврыРусалкиВеликаныОборотниВампирыПривиденияСирены Все существа (разумные и не очень) делятся на ещё три подкасты : тёмные, светлые и те, кто живут между (часто называемые серые). Светлые естественно борются за добро, тёмные стоят на стороне зла. Серыми называют тех, кто не относиться ни к первым, ни ко вторым (напр. привидения) Персонажи русского фэнтези:Кощей БессмертныйБаба ЯгаЛешийКикимораРусские гномыМетла и ступа бабы ЯгиКолобокВодянойЖар-птицаКонёк ГорбунокСоловей разбойникЗмей ГорынычТри богатыряТридцать три богатыря и дядька ЧерноморЦаревна-лягушкаПутеводная нитьИзбушка на курьих ножках
За период с начала 1980-х по настоящее время популярность жанра возросла многократно. Во многом это было связано с развитием кинематографии. Современные компьютерные технологии позволили экранизировать множество произведений. Естественно, что одновременно с этим возрос и интерес писателей к этому жанру. Нельзя здесь не отметить Джоану Роулинг (р. 1965) - английскую писательницу, автора всемирно знаменитой серии романов о Гарри Поттере, мальчике-волшебнике - которая своими произведениями произвела бум в литературе. Очень многие именно с ее подачи стали писать, подражая ей. В литературной среде Роулинг расценивают не иначе, как природный феномен. В 1990-х славяно-киевская фэнтези зацвела пышным цветом. Некоторые ее признаки видны в героическом романе Марии Семеновой “Волкодав”.
Подводя итог вышесказанному, следует обратить внимание на то, что фэнтези хотя и сравнительно новый жанр, но корни свои имеет еще в древних мифах, преданиях и легендах; его истоки можно усматривать в художественных явлениях различных жанровой природы, принадлежащих литературе прошлых эпох. Несмотря на молодость жанр фэнтези имеет достаточно разветвленную типологию. Мир фэнтези приобрел огромную популярность, особенно среди молодежи. На сегодняшний день это не только литературный жанр, это еще и жанр игровой индустрии, киноиндустрии, жанр в живописи, и даже в музыке. Очевидно, что фэнтези не собирается сдавать позиции, популярность этого жанра все возрастает с каждым днем, чего и добиваются авторы, работающие в этой области. [5,6,7]
2.2 Персонажи фантастики
В мире научной фантастики живут учёные, роботы, жители самых дальних галактик и параллельных вселенных, гиперкомпьютеры, путешественники во времени, иногда заползающие сюда жители фэнтезийных миров, природные организмы не поддающиеся описанию и все, кого могут выдумать авторы. Почти невозможно перечислить конкретных жителей этого жанра, так как они часто принадлежат какому-то конкретному произведению и систематизировать их очень сложно. Самые популярные, которых знают многие это: Склиф, капитан Нэмо (как создатель подводного корабля Наутилус), птица Говорун, Алиса (Гостья из будущего) и т.д.
В конце XX и начале XXI века фантастика снова коммерциализируется. Большим спросом пользуется подростковая развлекательная фантастика, например серия Гарри ПоттерДжоан Роулинг. Бум переживают сперва настольные, а затем и компьютерные игры, основанные на фантастике.Фантастические вселенные— частьпопулярной культуры, воплощающаяся в литературе, кино, играх, комиксах.Всё чаще какие-то определённые сюжеты фантастических книг перекидываются на компьютерные или PS2 игры. Жанр фантастики и фэнтези становится на пик своей популярности, обретая своих поклонников даже у тех, где о книгах и слышать не желают. Однако на книжных полках тоже появляется пополнение в лице таких молодых авторов, как, Дмитрий Емец (Мефодий Буслаев, Йон Колфер (Артемис Фаул), Стефанни Майер (Сумерки), Кристофер Паолини (Эрагон), Пьердоменико Баккаларио(Секретные дневники Уилиса Мура), Наталья Александрова (Клинок князя Дракулы) и др. Авторы фантастики и фэнтези больше ориентируются на подростковую публику, оставив взрослым сравнительно небольшой выбор выпущенных в начале XI века книг. [8,9,10]
2.3. Результаты анкетирования
Проведенный опрос среди обучающихся 7- 10 классов (50 человек) МОУ СОШ № 62 по выявлению интересов к чтению помог составить объективное представление о направленности чтения, характере читательских интересов.
По первому вопросу 34% рассматривает чтение как способ проведения досуга, 16% считают чтение непосильным трудом, 45% читают то, что задано и только 5% как любимое занятие.
Ответы на вопрос о количестве прочитанных книг тоже весьма не утешительные, а именно: 0 книг - 11 %,1 книгу – 47 %, 2-3 книги – 20 %, 3-4 – 15%, 3-5 -7%. Что говорит не о систематическом чтении большинства опрошенных.
При ответах на вопрос о жанрах ребята порадовали разнообразие интересов.
Фэнтези -30%, фантастика – 24%, детективы – 15%, юношеские романы -12%, приключения – 8%, исторические романы – 7%, ужастики -4%.
Среди названных книг Алексей Гравицкий "Аномальные каникулы", Роман Глушков "Холодная кровь"(боевая фантастика), Сталкер: Пикник на обочине - Братья Стругацкие, Тени Чернобыля Андрей Левицкий. Фэнтези - Малёваная Наталия "Секретарь Дьявола", Настя Королева Волчья шкура, или Право выбора.
Это говорит о том, что ребят интересует современная литература. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1 И №2)
Заключение
В ходе работы была изучена литература, которая позволила узнать историю возникновения жанров фантастики и фэнтези.
Разработана презентация, которая позволит познакомить обучающихся с историей развития фантастики, особенностями жанров, ведущими авторами и героями.
Проведенное мной анкетирование обучающихся МОУ СОШ № 62 разных возрастов подтвердило выдвинутую мной гипотезу о том, что жанр фантастики имеет обширную аудиторию, этот жанр позволяет уйти от проблем реальной жизни, сделать их жизнь более красочной.
Это работа может представлять интерес как для педагогов литературы, МХК, классных руководителей, так и родителей подростков, психологов.Таким образом, я пришла к выводу, что жанры фэнтези и фантастики – одни из самых популярных среди молодежи. Современная фантастика – фильмы и мультипликационные ленты на их основе - продолжает быть интересной и сегодня.
Только на 2021 год анонсировано несколько масштабных и зрелищных фантастических картин. Из самых ожидаемых лент можно назвать заключительный фильм из цикла Голодные игры, вторую часть Бегущего в лабиринте, Звездные войны, эпизод 7 – Пробуждение силы, Терминатор 5, Земля будущего, продолжение Дивергента, новую кинокартину из серии Мстители и долгожданный Мир юрского периода. Фантастика – это жанр искусства, который дает человеку возможность мечтать. Здесь можно представить себя супергероем, спасающим мир, допустить возможность существования других миров и совершить полет в глубины космоса. За это зрители и любят фантастические фильмы – в них сбываются мечты.
Список используемой литературы:
Словарьлитературоведческихтерминов/ И. А.Книгин. - Саратов : Лицей, 2006.https://search.rsl.ru/ru/record/01003004913
Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? М.Художественная литература, 1974. https://royallib.com/book/kagarlitskiy_yuliy/chto_takoe_fantastika.html
Ревич В. А. Не быль, но и не выдумка: Фантастика в русской дореволюционной литературе.- М.: Знание, 1979.- 64 с. https://royallib.com/book/revich_vsevolod/ne_bil_no_i_ne_vidumka___fantastika_v_russkoy_dorevolyutsionnoy_literature.html
Ханютин Ю. М. Реальность фантастического мира. Мифология технической эры http://istoriya-kino.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st002.shtml
5.Журнал Реальность Фантастики № 1(41), январь 2007 https://fantlab.ru/work91592
6.Геворкян Э . Последний бастион // Журнал Мир Фантастики https://fantlab.ru/work40712
7.Истина где-то рядом… Закоулки криптоистории // Журнал Мир Фантастики https://fantlab.ru/work204703
8.Невский Б. В лабиринте времени// Журнал Мир Фантастики. https://fantlab.ru/work407743
9.Невский Б. Жанры. Твердая научная фантастика// Журнал Мир Фантастики. http://old.mirf.ru/Articles/art2067.htm
10.Олди Г. Л. Фантастическое допущение // Журнал Мир Фантастики https://www.mirf.ru/book/chto-takoe-fantasticheskoe-dopuschenie/
Приложение 1
Анкета для школьников
1)Что такое чтение для вас:
Непосильный труд
Проведение досуга
Любимое занятие
Домашнее задание
2) Сколько книг вы читаете в месяц?
3) Ваши любимые жанры
исторические романы
приключения
фантастика
детектив
фэнтези
юношеские романы
другие…
4) Назовите самую любимую вашу книгу?
5)Почему фэнтези является одним из самых популярных жанров?
Приложение 2
1. Что такое чтение для Вас
способ проведения досуга
непосильный труд
домашнее задание
любимое занятие
34%
16%
45%
5%
2. Количество читаемых книг
0 книг
1 книгу
2-3 книги
3-4 книги
3-5 книги
11 %
47 %
20 %,
15%,
7%
3.Жанровые предпочтения
2
1
12
19
Скачать работу
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №62
Исследовательский проект по теме:
Фантастика и фэнтези. Причины популярности
Выполнила: ученица 7 Б класса
Котова Екатерина Дмитриевна
Наставник: учитель русского языка и литературы
Шолохова Ольга Владимировна
Магнитогорск
2022
Оглавление
Введение……………………………………………………….………………………..….....3
Глава1. Фэнтези и фантастика. …………………………….………………….……....….....4
1.1. История, жанры фэнтези……………………...………………………………….…......4
1.2. История, жанры фантастики……………………………………...……...…………..….8
1.3. Отличие жанров фантастики и фэнтези…………………………...……………….….11
1.4 Фэнтези и фантастика как постоянно развивающийся жанр……………………....…13
Глава 2. Персонажи фэнтези и фантастики………………………………………………..16
2.1. Герои и образы фэнтези ……………………………………...….…………………….16
2.2. Персонажи фантастики……………………….……………………………………...…18
2.3. Результаты анкетирования…………………………………………………………..…19
Заключение……………………………………………………………………………..……20
Список использованной литературы…..………………………..……….………………....21
Приложение………………………………………………………………………………….22
Введение
Актуальность
Люди часто тяготеют к чему-то выдуманному. У некоторых жизнь слишком скучна, у других же - переполнена отрицательными событиями, которые хочется хоть на время отставить на второй план. Но в глубине души у каждого хоть раз возникало желание променять свою скучную, полную забот жизнь на судьбу персонажа из книги с обязательно счастливым концом. Люди либо придумывают новый мир, либо с головой окунаются в книжный, уже когда-то созданный. Вот именно поэтому, по-моему, появился новый жанр современного искусства - фэнтези.
Цель: выяснить причины популярности жанров фэнтези и фантастики.
Задачи:
1) проанализировать особенности жанра фантастики и фэнтези, их отличия;
2)рассмотреть виды и классификацию жанров фэнтези и фантастики;
3)провести опрос среди обучающихся 7-10 классов.
Продукт: презентация на тему Фантастика и фэнтези.
Практическая значимость:
1. Данный материал можно использовать на уроках МХК, ИЗО, литературы.
2. Он может представлять интерес для педагогов психологов, работающих с молодежью. Результаты проведенного опроса могут помочь в изучении молодежных предпочтений..
Глава 1. Фэнтези и фантастика
1.1 История, жанры фэнтези
История
Жанр фэнтези сложился в литературе в XX веке, но свое начало он берет с глубокой древности и тесно связан с обычаями и традициями народов. Это известные мифы, предания, сказки. Считается, что предыстория этого жанра началась с рыцарских романов. Действие их разворачивалось в историческом времени, но происходят они на условном “феерическом” просторе, где подлинная география и границы не важны. Это было обычно некое королевство, где рыцари противостоят чародеям и великанам. Именно в рыцарских романах стали зарождаться шаблоны и традиции современного фэнтези. В них впервые появляется образ идеального Светлого Королевства, Империи, ведущей ожесточенную и обреченную борьбу с могучими Темными силами. Стержнем в них становится путешествие рыцаря ради некой высшей цели. Здесь же возникают и тема борьбы за обладание неким священным предметом (обычно это была Чаша Грааля), и образ доброго волшебника, помогающего герою. [3]
Несмотря на большое количество разнообразных писателей, основоположником жанра фэнтези, в современном понимании, досих пор традиционно считается Джон Рональд Руэл Толкиен (1892-1973), у которого лучше всего проработан созданный им мир. Сам Толкиен определял жанр своих произведений о Средиземье. Родоначальниками фэнтези в России (ровно как и прародителем славянского фэнтези) называютАлександра Вельтманас романами Кощей Бессмертный (1833) и Святославович, вражий питомец (1835). Однако появление русского фэнтези относят уже к послесоветским временам.
Жанры фэнтези
Согласно наиболее популярной на сегодняшний день концепции выделяют следующие типы фэнтези:
1) героическое, или фэнтези меча и магии;
2) эпическое, или высокое фэнтези;
3) игровое фэнтези
4) темное, или Dark fantasy,
5) историческое фэнтези;
6) юмористическое фэнтези и пародии;
7) мифологическое фэнтези;
8) технофэнтези фэнтези;
9) романтическое фэнтези;
10) детское фэнтези;
11) странное фэнтези.
Собственно в жанре фэнтези существуют три основных направления, или типа, часто перемешивающиеся между собой: героическое, эпическое и игровое фэнтези. Рассмотрим эти типы более подробно.
1.Героическое фэнтези. Стиль меча и магии считается самым старым и несколько менее глубоким, нежели ряд других. Его первоисточниками можно назвать греческие мифы. Признанные мастера героического фэнтези - писатели Роберт Говард и Майкл Муркок. Герой героического фэнтези путешествует в одиночку или подбирая на время каких-нибудь экзотических спутников, предпочитает решать проблемы грубой силой. Сражается со всем: демоны, гигантские змеи, драконы, простые смертные в огромных количествах, тролли, орки и всякая другая нежить. Итак, героическое фэнтези описывает приключения отдельных героев, физически сильных и опытных воинов, решающих свои задачи при помощи силы и ловкости. Эти герои, как правило, не изображаются носителями добра и благородства - среди них могут быть пираты, воры, наемники и просто бродяги.
2.Произведения эпического (высокого) фэнтези выдержаны в масштабном духе. Обычно в них описывается продолжительная борьба героев с врагом, стоящем на стороне зла и обладающем сверхъестественными силами. События таких произведений затрагивают весь описываемый фантастический мир, где происходят масштабные войны, а в задачу героев входит спасение всего мира или значительной его части. Эпическое фэнтези характеризуется наличием фантастических рас (эльфы, гномы, орки), концепции магии, подробными картами мест действия, угрожающими пророчествами и изобретенными языками. Как правило романы этого жанра отличаются большим объемом и издаются в нескольких томах.
3.Основателем приключенческо-игрового фэнтези считается английский писатель и ученый Джон Рональд Руэл Толкиен. Его эпопея Властелин Колец и Сильмариллион является не столько книгой фэнтези, сколько трудом в области креативной мифологии. Толкиен создает свою собственную мифосистему, придумывет языки, а затем на их основе - и всю мифологию народов, населяющих его мир. Именно Толкиен придумал очень популярных ныне эльфов - утонченных бессмертных созданий, гномов (низкорослые сильные подгорные жители, специализируются на изделиях из металла и камня) и энтов (долгоживущие древоподобные гуманоиды). Герои и сюжеты Толкиена отразились в большинстве книг эпического и игрового фэнтези.
4.Темное, или мистическое фэнтези - поджанр, находящийся на стыке между готикой и фэнтези. Главное его отличие от готики состоит в том, что действие происходит в фантастическом мире, напоминающем Средневековье, в мрачных, изломанных мирах, которыми заправляют зловещие некроманты. Dark fantasy - это темная cторона магии. В темном фэнтези зло уже находится у власти, и его проявления воспринимаются обывателями как должное. Показательным примером является игра Dark Messiah of Might and Magic, в которой демоны враждуют с некромантами (зло борется со злом), так же как и манга (японский комикс) Кэнтаро Миура Берсерк, повествующая о мире, в котором судьба людей направляется Идеей Зла.
5.Историческое фэнтези тесно связано с альтернативной историей. Действие обычно происходит в прошлом, на фоне известных исторических мест, событий или эпох, но с добавлением таких элементов фэнтези, как магия или мифологические существа. Серия Гарри Тертлдава о Погибшем Легионе и книги Мэри Стюарт по мотивам Артурианского эпоса считаются наиболее известными образцами жанра. В последние годы в жанр исторического фэнтези работает Анджей Сапковский.
6.Юмористическое фэнтези и пародии одно из самых востребованных направлений современного фэнтези. Книги этого жанра в основном юмористические по содержанию и тону. В них часто высмеиваются штампы фэнтези. Также распространены пародии на произведения классиков жанра. Названия пародий легко узнаваемы, это переделанные названия основных произведений фэнтези.
7.Мифологическое фэнтези - самый многочисленный по составу авторов поджанр. Самым известны в этом жанре является Г. Л. Олди (псевдоним писателей Дмитрия Громова и Олега Ладыженского). Очень многие их романы основаны на мифологии разных народов: Герой должен быть один, Одиссей, сын Лаэрта, Мессия очищает диск, Пасынки восьмой заповеди, цикл Черный баламут.
8.Под технофэнтези подразумевается чисто внешний признак из разряда магия и технология. Жанр имеет несколько вариаций миров: технология + магия - действие может происходить в мире, который, казалось бы, ничем не отличается от нашего, но в котором магия и сказочные существа живут вместе с обычными людьми. (киносага Звездные войны Джорджа Лукаса); герои одного мира попадают в другой (Марсианские империи Э. Р. Берроуз).
9.В романтическом фэнтези - подробный показ психологии и взаимоотношений героев. В этом жанре вне конкуренции авторы-женщины: Женщина с берега Маргит Сандему, Баллада.Осенние пляски фей Мегги Стивотер).
10.Детское фэнтези. Самым ярким представителем детского фэнтези является Джоан Роллинг с книгами о Гарри Поттере.
11.К странному фэнтези можно причислить книги, которые трудно отнести к какому-либо из вышеперечисленных жанров трудновато и сложно классифицировать в принципе. Например, цикл Бездна голодных глаз Олди, составленный из абсолютно разных по стилю произведений (от специфичной героики до антиутопии).
Подводя итог вышесказанному, следует обратить внимание на то, что фэнтези хотя и сравнительно новый жанр, но корни свои имеет еще в древних мифах, преданиях и легендах; его истоки можно усматривать в художественных явлениях различных жанровой природы, принадлежащих литературе прошлых эпох. Несмотря на молодость жанр фэнтези имеет достаточно разветвленную типологию. Мир фэнтези приобрел огромную популярность, особенно среди молодежи. На сегодняшний день это не только литературный жанр, это еще и жанр игровой индустрии, киноиндустрии, жанр в живописи, и даже в музыке. Очевидно, что фэнтези не собирается сдавать позиции, популярность этого жанра все возрастает с каждым днем, чего и добиваются авторы, работающие в этой области.[2]
1.2 История, жанры фантастики
История
Научная фантастика возникает в эпоху становления современной науки (17-18 века); как самостоятельный вид литературы выделяется в 20 веке. Употребляемое в отечественном книгоиздании и в науке о литературе ее обозначение можно считать русскоязычным эквивалентным английского science fiction, предложенного в 1927 американским инженером, популяризатором науки и писателем-фантастом Хьюго Гернсбеком, издателем первого в истории специализированного журнала Научная фантастика. Гернсбек полагал, что одна из главных задач научной фантастики — удовлетворять потребность в знании, причем потребность именно инженера (его Гернсбек считал главным действующим лицом будущих изменений в Америке), побуждать инженера к научно-техническому творчеству. Автором термина научно-фантастическая является Яков Перельман, который ввёл это понятие в 1914 году. До этого похожий термин — фантастически научные путешествия — в отношении Уэллса и других авторов употребил Александр Куприн в своей статье Редиард Киплинг (1908).
Существует много споров среди критиков и литературоведов о том, что считать научной фантастикой. Тем не менее, большинство из них сходится на том, что научной фантастикой является литература, основанная на неком допущении в области науки: появлении нового изобретения, открытии новых законов природы, иногда даже построении новых моделей общества (социальная фантастика).
В узком понимании, — научная фантастика о технологиях и научных открытиях (только предполагаемых или уже совершённых), их захватывающих возможностях, их позитивном или негативном влиянии, о парадоксах, которые могут возникнуть. НФ в таком узком понимании будит научное воображение, заставляет думать о будущем и о возможностях науки. [4]
Жанрами научной фантастики являются:
1) Социальная фантастика - произведения в которых фантастическим элементом является другое строение социума, полностью отличное от реально существующего, или являющееся доведением его до крайностей.
2) Хронофантастика, темпоральная фантастика, или хроноопера — жанр, рассказывающий о путешествиях во времени. Ключевым произведением этого поджанра считается Машина Времени Уэллса. Хотя о путешествиях во времени писали и раньше (например, Янки из Коннектикута при дворе короля Артура Марка Твена), именно в Машине Времени перемещение во времени впервые было намеренным и научно обоснованным, и таким образом этот сюжетный ход был введён конкретно в научную фантастику.
3) Альтернативно-историческая – жанр, в котором развивается идея того, что в прошлом произошло или не произошло какое-либо событие, и что могло бы из этого выйти. Первые образцы такого рода допущений встречаются ещё задолго до появления научной фантастики. Далеко не все они представляли собой художественные произведения — иногда это были серьёзные труды историков. Например, историк Тит Ливий рассуждал, что было бы, пойди Александр Македонский войной на его родной Рим. Знаменитый историк сэр Арнольд Тойнби также посвятил Македонскому несколько своих эссе: что было бы, если бы Александр прожил дольше, и наоборот, если бы его не было вообще. Сэр Джон Сквайр выпустил целую книгу исторических эссе, под общим заглавием Если бы всё вышло не так.
4) Популярность постапокалиптической фантастики — одна из причин популярности сталкерского туризма.
Тесно связанные жанры, действие произведений в которых происходит во время или вскоре после катастрофы планетарного масштаба (столкновения с метеоритом, ядерной войны, экологической катастрофы, эпидемии).
Настоящий размах постапокалиптика получила в эпоху Холодной войны, когда над человечеством нависла реальная угроза ядерного холокоста. В этот период создаются такие произведения, как Песнь о Лейбовице В. Миллера, Dr. Bloodmoney Ф. Дика, Ужин во Дворце Извращений Тима Пауэрса, Пикник на обочине Стругацких. Произведения в этом жанре продолжают создаваться и после окончания Холодной войны (например, Метро 2033 Д. Глуховского).
5) Утопии и антиутопии - жанры, посвященные моделированию общественного устройства будущего. В утопиях рисуется идеальное общество, выражающее воззрения автора. В антиутопиях — полная противоположность идеалу, ужасное, обычно тоталитарное, общественное устройство.
6) Космической оперой окрестили развлекательную приключенческую НФ, публиковавшуюся в популярных в 1920-50-х в США pulp-журналах. Название было дано в 1940 г. Уилсоном Такером и, поначалу, было презрительным эпитетом (по аналогии с мыльной оперой). Однако со временем термин прижился и перестал носить негативный оттенок.
Действие космоопер происходит в космосе и на других планетах, обычно в условном будущем. В основе сюжета лежат приключения героев, а масштабы происходящих событий ограничены лишь фантазией авторов. Изначально произведения этого жанра были чисто развлекательными, но впоследствии приёмы космической оперы вошли и в арсенал авторов художественно значительной фантастики.
7) Киберпанк - жанр, рассматривающий эволюцию общества под воздействием новых технологий, особое место среди которых уделено телекоммуникационным, компьютерным, биологическим, и, не в последнюю очередь, социальным. Фоном в произведениях жанра нередко выступают киборги, андроиды, суперкомпьютер, служащие технократичным, коррумпированным и аморальным органазациям/режимам. Название киберпанк придумал писатель Брюс Бетке, а литературный критик Гарднер Дозуа подхватил его и стал использовать как название нового жанра. Он кратко и ёмко определил киберпанк как Высокие технологии и жалкая жизнь (High tech, low life).
8) Стимпанк - жанр, созданный с одной стороны в подражание таким классикам фантастики как Жюль Верн и Альбер Робида, а с другой являющийся разновидностью пост-киберпанка. Иногда из него отдельно выделяют дизельпанк, соответствующий фантастике первой половины XX века. Также может быть отнесён к альтернативной истории, так как упор делается на более удачное и совершенное развитие паровой техники вместо изобретения двигателя внутреннего сгорания. [2]
1.3 Отличие жанров фантастики и фэнтези
Грань различия между ними очень тонкая, но всё же её можно заметить. Жанровая природа фэнтези восходит к миру средневековых легенд, эпических сказаний и мифологии. Само слово фэнтези в переводе с английского обозначает фантазию, вымысел, сказку. Появлению этого специфического жанра в литературе XX века содействовал ряд тенденций развития западной цивилизации.
Западные исследователи, а в последние годы и большинство российских, воспринимают фэнтези как особый жанр, отделяя его от литературы сновидений, литературы ужасов, литературной сказки, мистики. Четкого определения жанра фэнтези в литературоведении до сих пор нет.
Фэнтези, несомненно, является отдельным жанром в литературе, так как ей присущи такие признаки, каких нет у других литературных жанров. Именно по этим признакам фэнтези выделяется в отдельный жанр. Жанровыми элементами фэнтези могут быть названы следующие признаки:
1) мир несуществующий, обладающий свойствами, невозможными в нашей реальности. Например, Плоский мир, созданный Терри Пратчеттом: этот мир, как следует из названия, совершенно плоский и покоится (точнее, едет верхом) на спинах четырех огромных слонов. Слоны стоят на панцире гигантской звездной черепахи по имени Великий А'Туин
2) магия и фольклорные персонажи. В качестве примера можно взять едва ли не любое произведение фэнтези;
3) авантюрный сюжет (как правило - поиск, странствие, война и т. п.);
4) средневековый антураж, хотя здесь возможны варианты: Древний мир (роман Г.Л. Олди Герой должен быть один, где действие происходит в Древней Греции), современность (роман С. Лукьяненко Ночной дозор) или будущее (роман К. Сташеффа Чародей поневоле);
5) скрытое противопоставление технологии и волшебства в пользу последнего;
6) на первый план выдвигаются герои, их поступки и переживания, волшебное и сказочное играет вспомогательную, но далеко не второстепенную роль;
7) противостояние добра и зла как основной сюжетообразующий стержень, для фэнтези обязательна борьба добра и зла - ибо она, как и сказка, структурирована этически. Фэнтези отличается от сказки хотя бы по той причине, что добро и зло в ней равнозначны, а в сказке добро побеждает зло без каких-либо для себя потерь;
8) наличие потустороннего мира и его проявлений;
9) полная свобода автора: он может повернуть сюжет самым неожиданным образом, поскольку волшебный мир фэнтези предполагает, что в нем возможно все.
Этот последний признак - один из наиболее важных и определяющих для жанра фэнтези. Он четко отграничивает фэнтези и научную фантастику, потому что научная фантастика описывает вероятное, и автор стеснен определенными рамками, так как он вынужден дать объяснение невероятному, обосновать мир научно или псевдонаучно. Т. Чернышева пишет: НФ (научная фантастика) изображает возможное - возможные в будущем перемены, открытия, возможные в галактике миры и цивилизации, - в то время как fantasy изображает нечто заведомо невозможное, во всяком случае, в нашем мире (эта оговорка не случайна, так как в свете постмодернистского восприятия мира все, что создано воображением автора, существует, ибо мир есть текст).
Итак, обратившись к истории возникновения жанра фэнтези и выявив его специфику, мы можем прийти к следующему выводу:
1) жанр фэнтези является разновидностью фантастического рода литературы, так же как и научная фантастика, альтернативная история и др.;
2) фэнтези не имеет четкого определения жанра и даже устоявшегося названия, встречаются такие названия как: фэнтези, фентези, фентази, фэнтази и, наконец, fentasy;
3) главные признаки фэнтези - описание заведомо невозможного в реальном мире и магия;
4) авторы, работающие в жанре фэнтези, создают миры, расположенные параллельно реальности или вообще никак с ней не связанные;
5) из литературных жанров наиболее близки фэнтези и научная фантастика. [3]
1.4 Фэнтези и фантастика как постоянно развивающийся жанр
Фантастика – это жанрхудожественной литературы, кино и изобразительного искусства, эстетическим началом которого является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил, условностей.
Фэнтези (от англ. fantasy - воображение, фантазия, иллюзия) – жанр фантастической литературы, сочетающий в себе черты фантастики, сказания, мифа и эпоса, конструирующийся на основе свободного, неограниченного наукой вымысла, за счет магии, мистики и волшебства. [1]
Первичные элемнты фантастики мы можем встретить во всех героических эпосах древности, например в Одиссее- Гомера. Это встреча сциклопомПолифемом, волшебницейКиркой или богомЭолом. Одиссея Гомера - начало всей литературной западноевропейской фантастики.
С V века дон.э. интерес кчудесному растет. Его отражением стал особый жанр нехудожественной прозы—парадоксография.
Парадоксография— это жанр сочинений очудесныхи необыкновенных вещах, об удивительных предметах и явлениях природы, животных и растениях, сооружениях, обычаях дальних народов и т. п.
В период раннего Средневековья, при росте религиозности общества, утрачивается интерес к фантастике среди простого населения.
Следующий период развития элементов фантастики связывают с эпохой Возрождения и такими произведениями как: Дон Кихот - МигеляСервантеса, которое является авантюрным романом с пародией на фантастические похождения рыцаря.
В меньшей степени, чем древнейшая мифология и фольклор, фантастику стимулировали религиозно-мифологические образы Библии, представляя игру фантастических образов в духе христианской демонологии. Вне фантастики стоят жития святых, где чудеса принципиально выделены как экстраординарные происшествия. Крупнейшими произведениями христианской фантастики считаются: Потерянный рай и Возвращённый рай- Джона Мильтона.
В концеXVII векав литературе распространяется стиль барокко, для которого фантастика становится постоянным фоном. Фантастика продолжает публикацию материалов, связанных с исследованиями фантастического народного миросозерцания, например: Звездочтец - А. Афанасьева.
В XVIII веке фантастика привлекается в сатирических целях. Например, в рассказах Достоевского- Бобок и Сон смешного человека, говорилось об общительных трупах, голосах извне, появлении нового мира у главного героя в собственном сознании.
Вершиной фантастики XVIII века становятся произведения Артура Конан Дойля всемирно известного шотландско-английского писателя, автора произведений фантастических приключений о профессоре Челленджере.
В 1912 году Конан Дойл опубликовал фантастическую повесть Затерянный мир, которая произвела фурор в мире фантастики. Впоследствии, эта повесть не раз экранизирована в фильмах:
1) Затерянный мир – режиссёр Тимоти Бонд, страна - США, Канада, 1992 год.
2) Возвращение в затерянный мир – режиссёр Тимоти Бонд, страна – Канада, 1992год.
3) Затерянный мир – режиссёр Гарри О. Хойт, страна – США, 1925 год.
4) Затерянный мир – режиссёр Боб Кин, страна – США, 1998 год.
5) Затерянный мир – режиссёр Стюарт Орм, страна – Англия, 2001 год.
6) Затерянный мир – режиссёр Брэд Силберлинг, страна – США, 2009.
Следующий этап развития фантастики связан с именем Жюль Верна. Он является одним из основоположников научно-фантастического жанра. В его романах читатели находили восторженное описание техники, фантастических путешествий.
Научная фантастика— основывается на фантастических допущениях, не выходящих за рамкинаучного восприятия действительности.
Основанаучно-фантастических фильмов— новыеоткрытия, изобретения, исследования, такие как космические путешествия, путешествия во времени, а также изменение человека и окружающего его мира под влиянием этих открытий. Действие научной фантастики часто происходит в будущем.
В своих произведениях он предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях, в том числе акваланги, телевидение, машиностроении, а также электрический стул, самолет (Властелин мира1904год), вертолет ( Робур-завоеватель1886год), полет на Луну (С Земли на Луну1865год).
Научная фантастика получила яркое воплощение и в творчестве выдающегося английского писателяГерберта Уэллса.Научная фантастика того времени стремилась предвосхитить развитие науки и техники, в особенности исследования космоса. Действие книг научной фантастики часто помещалось в будущее, а герои имели дело с новейшими открытиями, изобретениями, неизведанными явлениями. Его произведения (Машина Времени1895год), (Война миров1897год), (Когда Спящий проснётся1910год), (Человек-невидимка1897год).
Одним из основоположников советской научно-фантастической литературы является Александр Романович Беляев. Наиболее известные его романы: Голова профессора Доуэля(1925год),Человек-амфибия(1927год), Ариэль(1941год).
Вершины советской фантастики стали произведения братьев Стругацких (Шесть спичек 1959год), (Испытание СКР1960год),
(Частные предположения1960год).
В конце XX века сформировался новый жанр - фэнтези. Мы можем это увидеть в произведениях:
Роберта Говарда -(Конан 1932год),
ДжонаТолкина- (Хоббит1937год, Властелин Колец1955год),
Клайва Льюиса- (Хроники Нарнии1956год).
В отличие отнаучной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки, а просто моделирует его.
Глава 2. Персонажи фэнтези и фантастики
2.1 Герои и образы фэнтези
В мире фэнтези живёт много тварей, которых не встретишь в нашем реальном мире. Если составлять их полный список, не хватит ни времени, ни места. Вот основные из них из зарубежного фэнтези:ЭльфыДраконыОркиГномы (дварфы)ЕдинорогиФениксыФеиГоблиныТроллиКентаврыРусалкиВеликаныОборотниВампирыПривиденияСирены Все существа (разумные и не очень) делятся на ещё три подкасты : тёмные, светлые и те, кто живут между (часто называемые серые). Светлые естественно борются за добро, тёмные стоят на стороне зла. Серыми называют тех, кто не относиться ни к первым, ни ко вторым (напр. привидения) Персонажи русского фэнтези:Кощей БессмертныйБаба ЯгаЛешийКикимораРусские гномыМетла и ступа бабы ЯгиКолобокВодянойЖар-птицаКонёк ГорбунокСоловей разбойникЗмей ГорынычТри богатыряТридцать три богатыря и дядька ЧерноморЦаревна-лягушкаПутеводная нитьИзбушка на курьих ножках
За период с начала 1980-х по настоящее время популярность жанра возросла многократно. Во многом это было связано с развитием кинематографии. Современные компьютерные технологии позволили экранизировать множество произведений. Естественно, что одновременно с этим возрос и интерес писателей к этому жанру. Нельзя здесь не отметить Джоану Роулинг (р. 1965) - английскую писательницу, автора всемирно знаменитой серии романов о Гарри Поттере, мальчике-волшебнике - которая своими произведениями произвела бум в литературе. Очень многие именно с ее подачи стали писать, подражая ей. В литературной среде Роулинг расценивают не иначе, как природный феномен. В 1990-х славяно-киевская фэнтези зацвела пышным цветом. Некоторые ее признаки видны в героическом романе Марии Семеновой “Волкодав”.
Подводя итог вышесказанному, следует обратить внимание на то, что фэнтези хотя и сравнительно новый жанр, но корни свои имеет еще в древних мифах, преданиях и легендах; его истоки можно усматривать в художественных явлениях различных жанровой природы, принадлежащих литературе прошлых эпох. Несмотря на молодость жанр фэнтези имеет достаточно разветвленную типологию. Мир фэнтези приобрел огромную популярность, особенно среди молодежи. На сегодняшний день это не только литературный жанр, это еще и жанр игровой индустрии, киноиндустрии, жанр в живописи, и даже в музыке. Очевидно, что фэнтези не собирается сдавать позиции, популярность этого жанра все возрастает с каждым днем, чего и добиваются авторы, работающие в этой области. [5,6,7]
2.2 Персонажи фантастики
В мире научной фантастики живут учёные, роботы, жители самых дальних галактик и параллельных вселенных, гиперкомпьютеры, путешественники во времени, иногда заползающие сюда жители фэнтезийных миров, природные организмы не поддающиеся описанию и все, кого могут выдумать авторы. Почти невозможно перечислить конкретных жителей этого жанра, так как они часто принадлежат какому-то конкретному произведению и систематизировать их очень сложно. Самые популярные, которых знают многие это: Склиф, капитан Нэмо (как создатель подводного корабля Наутилус), птица Говорун, Алиса (Гостья из будущего) и т.д.
В конце XX и начале XXI века фантастика снова коммерциализируется. Большим спросом пользуется подростковая развлекательная фантастика, например серия Гарри ПоттерДжоан Роулинг. Бум переживают сперва настольные, а затем и компьютерные игры, основанные на фантастике.Фантастические вселенные— частьпопулярной культуры, воплощающаяся в литературе, кино, играх, комиксах.Всё чаще какие-то определённые сюжеты фантастических книг перекидываются на компьютерные или PS2 игры. Жанр фантастики и фэнтези становится на пик своей популярности, обретая своих поклонников даже у тех, где о книгах и слышать не желают. Однако на книжных полках тоже появляется пополнение в лице таких молодых авторов, как, Дмитрий Емец (Мефодий Буслаев, Йон Колфер (Артемис Фаул), Стефанни Майер (Сумерки), Кристофер Паолини (Эрагон), Пьердоменико Баккаларио(Секретные дневники Уилиса Мура), Наталья Александрова (Клинок князя Дракулы) и др. Авторы фантастики и фэнтези больше ориентируются на подростковую публику, оставив взрослым сравнительно небольшой выбор выпущенных в начале XI века книг. [8,9,10]
2.3. Результаты анкетирования
Проведенный опрос среди обучающихся 7- 10 классов (50 человек) МОУ СОШ № 62 по выявлению интересов к чтению помог составить объективное представление о направленности чтения, характере читательских интересов.
По первому вопросу 34% рассматривает чтение как способ проведения досуга, 16% считают чтение непосильным трудом, 45% читают то, что задано и только 5% как любимое занятие.
Ответы на вопрос о количестве прочитанных книг тоже весьма не утешительные, а именно: 0 книг - 11 %,1 книгу – 47 %, 2-3 книги – 20 %, 3-4 – 15%, 3-5 -7%. Что говорит не о систематическом чтении большинства опрошенных.
При ответах на вопрос о жанрах ребята порадовали разнообразие интересов.
Фэнтези -30%, фантастика – 24%, детективы – 15%, юношеские романы -12%, приключения – 8%, исторические романы – 7%, ужастики -4%.
Среди названных книг Алексей Гравицкий "Аномальные каникулы", Роман Глушков "Холодная кровь"(боевая фантастика), Сталкер: Пикник на обочине - Братья Стругацкие, Тени Чернобыля Андрей Левицкий. Фэнтези - Малёваная Наталия "Секретарь Дьявола", Настя Королева Волчья шкура, или Право выбора.
Это говорит о том, что ребят интересует современная литература. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1 И №2)
Заключение
В ходе работы была изучена литература, которая позволила узнать историю возникновения жанров фантастики и фэнтези.
Разработана презентация, которая позволит познакомить обучающихся с историей развития фантастики, особенностями жанров, ведущими авторами и героями.
Проведенное мной анкетирование обучающихся МОУ СОШ № 62 разных возрастов подтвердило выдвинутую мной гипотезу о том, что жанр фантастики имеет обширную аудиторию, этот жанр позволяет уйти от проблем реальной жизни, сделать их жизнь более красочной.
Это работа может представлять интерес как для педагогов литературы, МХК, классных руководителей, так и родителей подростков, психологов.Таким образом, я пришла к выводу, что жанры фэнтези и фантастики – одни из самых популярных среди молодежи. Современная фантастика – фильмы и мультипликационные ленты на их основе - продолжает быть интересной и сегодня.
Только на 2021 год анонсировано несколько масштабных и зрелищных фантастических картин. Из самых ожидаемых лент можно назвать заключительный фильм из цикла Голодные игры, вторую часть Бегущего в лабиринте, Звездные войны, эпизод 7 – Пробуждение силы, Терминатор 5, Земля будущего, продолжение Дивергента, новую кинокартину из серии Мстители и долгожданный Мир юрского периода. Фантастика – это жанр искусства, который дает человеку возможность мечтать. Здесь можно представить себя супергероем, спасающим мир, допустить возможность существования других миров и совершить полет в глубины космоса. За это зрители и любят фантастические фильмы – в них сбываются мечты.
Список используемой литературы:
Словарьлитературоведческихтерминов/ И. А.Книгин. - Саратов : Лицей, 2006.https://search.rsl.ru/ru/record/01003004913
Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? М.Художественная литература, 1974. https://royallib.com/book/kagarlitskiy_yuliy/chto_takoe_fantastika.html
Ревич В. А. Не быль, но и не выдумка: Фантастика в русской дореволюционной литературе.- М.: Знание, 1979.- 64 с. https://royallib.com/book/revich_vsevolod/ne_bil_no_i_ne_vidumka___fantastika_v_russkoy_dorevolyutsionnoy_literature.html
Ханютин Ю. М. Реальность фантастического мира. Мифология технической эры http://istoriya-kino.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st002.shtml
5.Журнал Реальность Фантастики № 1(41), январь 2007 https://fantlab.ru/work91592
6.Геворкян Э . Последний бастион // Журнал Мир Фантастики https://fantlab.ru/work40712
7.Истина где-то рядом… Закоулки криптоистории // Журнал Мир Фантастики https://fantlab.ru/work204703
8.Невский Б. В лабиринте времени// Журнал Мир Фантастики. https://fantlab.ru/work407743
9.Невский Б. Жанры. Твердая научная фантастика// Журнал Мир Фантастики. http://old.mirf.ru/Articles/art2067.htm
10.Олди Г. Л. Фантастическое допущение // Журнал Мир Фантастики https://www.mirf.ru/book/chto-takoe-fantasticheskoe-dopuschenie/
Приложение 1
Анкета для школьников
1)Что такое чтение для вас:
Непосильный труд
Проведение досуга
Любимое занятие
Домашнее задание
2) Сколько книг вы читаете в месяц?
3) Ваши любимые жанры
исторические романы
приключения
фантастика
детектив
фэнтези
юношеские романы
другие…
4) Назовите самую любимую вашу книгу?
5)Почему фэнтези является одним из самых популярных жанров?
Приложение 2
1. Что такое чтение для Вас
способ проведения досуга
непосильный труд
домашнее задание
любимое занятие
34%
16%
45%
5%
2. Количество читаемых книг
0 книг
1 книгу
2-3 книги
3-4 книги
3-5 книги
11 %
47 %
20 %,
15%,
7%
3.Жанровые предпочтения
2
1
12
19
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
