Название работы:
Мастер-класс внеурочного занятия в 3 классе. Автор: Огнева Ольга Викторовна. Работа №326966
Дата публикации:
27.03.2022
Автор:
Огнева Ольга Викторовна
Номинация:
Внеурочная деятельность
Описание:
Функциональная грамотность. Математическая грамотность.
Знакомство с курсом «Математика в играх»
Программа «Математика в играх и задачах» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».
Отличительной особенностью данной программы является то, что она предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Работа:
Функциональная грамотность. Математическая грамотность.
Знакомство с курсом Математика в играх
Программа Математика в играх и задачах входит во внеурочную деятельность по направлению Общеинтеллектуальное развитие личности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное открытие, знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
В сборник включены темы из каждой содержательной линии курса математики для начального уровня обучения. Все игры рассчитаны на сочетание и индивидуальной и групповой работы обучающихся. В игре решаются игровые задачи, при этом достигается дидактический предметный результат. Все игры являются играми живого действия, подразумевают общение участников друг с другом, движение по классу, объединение в команды, обмен информацией и игровыми элементами. Особенность пособия о том, что оно ориентировано на отработку математического содержания через групповые формы.
Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности. На примере моего направления - способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах, готовность применять математику в различных ситуациях.
Составляющие математической грамотности:( умение находить и отбирать информацию;( производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;( интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
Инструментами для развития и проверки сформированности функциональной грамотности являются задания творческого, исследовательского характера. Задания с экономическим, историческим содержанием. Практико-ориентированные задания.
Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях. Одной из оставляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
На данный момент, перед учителями стоит большая задача формирования навыков критического мышления, что дает возможность развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной деятельности. А также существует проблема формирования функциональной грамотности учащихся, что требует необходимость обновления содержание образования и форм и методов обучения.
Ход мастер-класса
Раздел курса математики - Арифметические действия.
Тема первой сюжетной зарисовки - Первый полёт. Подготовка.
- Вы – команды космонавтов. Вам скоро предстоит первый полёт. Сейчас вы на космодроме проходите обучение и готовитесь к запуску ракеты.
- Космос – весьма опасное место. Чтобы полёт прошел успешно, ваша команда должна быть сплочённой и хорошо организованной. До отправления вы должны пройти тренировку слаженности работы команды.
- Итак, подготовка к первому полёту! (Лист тетради страница 3)
Выберите в своей команде капитана. Ему вручается маршрутный лист достижений команды. Придумайте вместе своей команде название, запишите его на командном маршрутном Листе достижений.
- Проверка готовности вашей команды слаженно, дружно работать.
У каждой команды есть карточки (в коробочке) с числами от 1 до 9.
Разложите карточки с числами так, чтобы их было всем хорошо видно и удобно брать.
- Я называю число, игроки в каждой команде должны выбрать карточки, которые в сумме дадут это число, и поднять их вверх.
Каждый игрок должен держать одну карточку!
Правильность решённых примеров проверяет капитан (можно у другой команды). Если есть ошибка, капитан указывает на неё, в таком случае, балл за правильно выполненное задание команде не начисляется.
(Если есть команды по 3 человека – ведущий называет числа от 7 до 17, если в каждой команде по 4 человека – от 10 до 24.)
По окончании игры капитаны производится подсчёт Победных очков за выполненные задания. Общую сумму озвучивают для ведущего и вносят в Лист достижений команды в виде звёзд. За разминку команда получает столько баллов, сколько чисел было набрано безошибочно.
(Каждый игрок вклеивает свои звезды за личные правильные ответы себе в тетрадь)
Раздел курса математики - Множества.
Игровой сюжет - Планета Илл. Изучение Иллумов.
Команды игроков путешествуют по космическому пространству, преодолевая трудности, выполняя задания командно, парно, индивидуально.
Сюжетная зарисовка (Лист тетради страница 10)
– Ваш корабль хорошо потрепало в метеорном потоке, вы решили приземлиться на планете Илл и починить корабль. На этой планете обитает очень милая форма жизни – иллумы. Они отличаются внешностью в зависимости от того, на какой территории они живут.
Перед вами карта территорий. У всех иллумов, живущих в данной местности, есть отличительные признаки (пятна, рога, количество глаз). У одного иллума может быть сразу несколько признаков. Определите, как должны выглядеть иллумы, живущие на указанных территориях. Дорисуйте.
Взаимопроверка с соседней командой (самопроверка в команде).
Сравнение правильных ответов на слайде.
Если есть на листах ошибки – исправляются, балл за исправленного иллума не даётся.
Капитан вносит в Лист достижений звёзды по количеству правильно изображённых командой иллумов.
Раздел курса математики - Симметрия.
Игровой сюжет - Неизвестная планета. Встреча с инопланетянами.
Сюжетная зарисовка (Лист тетради страница 13)
- Ваш корабль приземляется на неизвестную планету.
Здесь вы встретили инопланетян. Они миролюбивы. Вождю инопланетного племени очень интересно, как живут люди на Земле и как выглядят земные растения и животные. В обмен на ваши рассказы вождь предлагает вам местные сокровища – кристаллы. Это необычные кристаллы – они представляют великую ценность для учёных. Команда, которая доставит их на Землю, станет легендой.
- Задача для каждой команды: набрать как можно больше кристалликов за вырезанные из бумаги фигуры, изображённые в тетради на стр. 13. Обратите внимание на стоимость фигур в кристаллах.
Обязательное условие внешнего вида фигур – их симметричность! Если вырезанная фигура будет не похожа на ту, что в тетради, кристаллы за неё не выдаются.
(Детям засекается время для выполнения, можно успеть сделать несколько фигур, но без повторов)
Каждый выбирает и вырезает по одной фигуре, капитан оценивает выполнение, складывает количество полученных кристаллов и вносит общий результат в Лист достижений команды.
Подведение итогов. Рефле́ксия.
Ведущий и игроки обсуждают, какие достижения были получены в ходе игры.
Личное достижение – если игрок придумал/записал в Маршрутный лист хотя бы один пример или проверил хотя бы один пример у другой команды.
Достижение за помощь – игрок получает его только от другого игрока. Если во время игры игроку помог другой участник, он может это отметить (высказавшись вслух так, чтобы слышал ведущий и другие игроки). В этом случае тот, кто помогал получает достижение. Тот, кому помогали – нет.
Командное достижение дается всей команде за победу: либо в первом этапе, либо во втором, либо за суммарную победу по очкам (команде выдаётся только один бонус за командное достижение, даже если одна и та же команда – победитель в двух или даже в трёх номинациях). Бонус получают все игроки команды.
Ну а пока, команды наших учителей возвращаются на Землю!
И будут продолжать развивать в своих учениках функциональную грамотность!
Спасибо за путешествие!
5
Скачать работу
Знакомство с курсом Математика в играх
Программа Математика в играх и задачах входит во внеурочную деятельность по направлению Общеинтеллектуальное развитие личности.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное открытие, знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
В сборник включены темы из каждой содержательной линии курса математики для начального уровня обучения. Все игры рассчитаны на сочетание и индивидуальной и групповой работы обучающихся. В игре решаются игровые задачи, при этом достигается дидактический предметный результат. Все игры являются играми живого действия, подразумевают общение участников друг с другом, движение по классу, объединение в команды, обмен информацией и игровыми элементами. Особенность пособия о том, что оно ориентировано на отработку математического содержания через групповые формы.
Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности. На примере моего направления - способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах, готовность применять математику в различных ситуациях.
Составляющие математической грамотности:( умение находить и отбирать информацию;( производить арифметические действия и применять их для решения конкретных задач;( интерпретировать, оценивать и анализировать данные.
Инструментами для развития и проверки сформированности функциональной грамотности являются задания творческого, исследовательского характера. Задания с экономическим, историческим содержанием. Практико-ориентированные задания.
Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; готовность применять математику в различных ситуациях. Одной из оставляющей функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
На данный момент, перед учителями стоит большая задача формирования навыков критического мышления, что дает возможность развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной деятельности. А также существует проблема формирования функциональной грамотности учащихся, что требует необходимость обновления содержание образования и форм и методов обучения.
Ход мастер-класса
Раздел курса математики - Арифметические действия.
Тема первой сюжетной зарисовки - Первый полёт. Подготовка.
- Вы – команды космонавтов. Вам скоро предстоит первый полёт. Сейчас вы на космодроме проходите обучение и готовитесь к запуску ракеты.
- Космос – весьма опасное место. Чтобы полёт прошел успешно, ваша команда должна быть сплочённой и хорошо организованной. До отправления вы должны пройти тренировку слаженности работы команды.
- Итак, подготовка к первому полёту! (Лист тетради страница 3)
Выберите в своей команде капитана. Ему вручается маршрутный лист достижений команды. Придумайте вместе своей команде название, запишите его на командном маршрутном Листе достижений.
- Проверка готовности вашей команды слаженно, дружно работать.
У каждой команды есть карточки (в коробочке) с числами от 1 до 9.
Разложите карточки с числами так, чтобы их было всем хорошо видно и удобно брать.
- Я называю число, игроки в каждой команде должны выбрать карточки, которые в сумме дадут это число, и поднять их вверх.
Каждый игрок должен держать одну карточку!
Правильность решённых примеров проверяет капитан (можно у другой команды). Если есть ошибка, капитан указывает на неё, в таком случае, балл за правильно выполненное задание команде не начисляется.
(Если есть команды по 3 человека – ведущий называет числа от 7 до 17, если в каждой команде по 4 человека – от 10 до 24.)
По окончании игры капитаны производится подсчёт Победных очков за выполненные задания. Общую сумму озвучивают для ведущего и вносят в Лист достижений команды в виде звёзд. За разминку команда получает столько баллов, сколько чисел было набрано безошибочно.
(Каждый игрок вклеивает свои звезды за личные правильные ответы себе в тетрадь)
Раздел курса математики - Множества.
Игровой сюжет - Планета Илл. Изучение Иллумов.
Команды игроков путешествуют по космическому пространству, преодолевая трудности, выполняя задания командно, парно, индивидуально.
Сюжетная зарисовка (Лист тетради страница 10)
– Ваш корабль хорошо потрепало в метеорном потоке, вы решили приземлиться на планете Илл и починить корабль. На этой планете обитает очень милая форма жизни – иллумы. Они отличаются внешностью в зависимости от того, на какой территории они живут.
Перед вами карта территорий. У всех иллумов, живущих в данной местности, есть отличительные признаки (пятна, рога, количество глаз). У одного иллума может быть сразу несколько признаков. Определите, как должны выглядеть иллумы, живущие на указанных территориях. Дорисуйте.
Взаимопроверка с соседней командой (самопроверка в команде).
Сравнение правильных ответов на слайде.
Если есть на листах ошибки – исправляются, балл за исправленного иллума не даётся.
Капитан вносит в Лист достижений звёзды по количеству правильно изображённых командой иллумов.
Раздел курса математики - Симметрия.
Игровой сюжет - Неизвестная планета. Встреча с инопланетянами.
Сюжетная зарисовка (Лист тетради страница 13)
- Ваш корабль приземляется на неизвестную планету.
Здесь вы встретили инопланетян. Они миролюбивы. Вождю инопланетного племени очень интересно, как живут люди на Земле и как выглядят земные растения и животные. В обмен на ваши рассказы вождь предлагает вам местные сокровища – кристаллы. Это необычные кристаллы – они представляют великую ценность для учёных. Команда, которая доставит их на Землю, станет легендой.
- Задача для каждой команды: набрать как можно больше кристалликов за вырезанные из бумаги фигуры, изображённые в тетради на стр. 13. Обратите внимание на стоимость фигур в кристаллах.
Обязательное условие внешнего вида фигур – их симметричность! Если вырезанная фигура будет не похожа на ту, что в тетради, кристаллы за неё не выдаются.
(Детям засекается время для выполнения, можно успеть сделать несколько фигур, но без повторов)
Каждый выбирает и вырезает по одной фигуре, капитан оценивает выполнение, складывает количество полученных кристаллов и вносит общий результат в Лист достижений команды.
Подведение итогов. Рефле́ксия.
Ведущий и игроки обсуждают, какие достижения были получены в ходе игры.
Личное достижение – если игрок придумал/записал в Маршрутный лист хотя бы один пример или проверил хотя бы один пример у другой команды.
Достижение за помощь – игрок получает его только от другого игрока. Если во время игры игроку помог другой участник, он может это отметить (высказавшись вслух так, чтобы слышал ведущий и другие игроки). В этом случае тот, кто помогал получает достижение. Тот, кому помогали – нет.
Командное достижение дается всей команде за победу: либо в первом этапе, либо во втором, либо за суммарную победу по очкам (команде выдаётся только один бонус за командное достижение, даже если одна и та же команда – победитель в двух или даже в трёх номинациях). Бонус получают все игроки команды.
Ну а пока, команды наших учителей возвращаются на Землю!
И будут продолжать развивать в своих учениках функциональную грамотность!
Спасибо за путешествие!
5
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Создать дипломы