Конспект НОД «Чтение и пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» . Автор: Бредихина Раиса Константиновна. Работа №327015
МКДОУ Нововоронежский детский сад №8
Конспект НОД
«Чтение и пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»
с опорой на морфологическую таблицу
в подготовительной группе
Воспитатель: Бредихина Раиса Константиновна
Формы и методы ООД:
коммуникативная (беседа, вопросы);
двигательная (физкультминутка);
восприятие художественной литературы (чтение рассказа).
Форма организации: общегрупповая.
Цель: учить детей связному последовательному пересказу текста с использованием морфологической таблицы.
Задачи
- Обучающие:
активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года;
учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений;
учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план;
закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу;
учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий.
- Развивающие:
развивать коммуникативные и речевые навыки;
развивать память, внимание, мышление, творческое воображение;
развивать фонематический слух.
- Воспитательные:
формировать доброжелательность, инициативность;
воспитывать умение слушать ответы других детей;
воспитывать интерес к природе.
Предварительная работа: беседа о временах года; загадывание загадок; рассматривание репродукций художников с изображением разных времен года, состояний в природе.
Оборудование и материалы: рассказ К. Ушинского «Четыре желания»; картинки с изображением разных времён года; доска; морфологическая таблица; блокноты для детей; портрет писателя К.Д. Ушинского.
ХОД НОД
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с вами пальчиками.
Пальчиковая игра:
1, 2, 3, 4 - мы снежок в руках лепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз - подбросим, два - поймаем, три - уроним
И сломаем.
А сейчас отгадайте загадки.
Снег на полях, Тает снежок, Солнце печет, Пусты поля
Лед на реках, Ожил лужок, Липа цветет, Мокнет земля
Вьюга гуляет, День прибывает, Рожь поспевает, Дождь поливает
Когда это бывает? Когда это бывает? Когда это бывает? Когда это бывает?
(зимой) (весной) (летом) (осенью)
На доске стоят картинки «Времена года»
- Скажите, что изображено на картинках? Что можно сказать об этом одним словом? (времена года)
- Давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:
- Зима какая? (снежная, холодная, белая)
- Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, звонкая)
- Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)
- Осень какая? (золотая, дождливая, богатая)
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом про мальчика Митю и узнаем, как он вел себя в разное время года.
- Рассказ называется «Четыре желания» и написал его К.Д. Ушинский.
Вы внимательно слушайте и запоминайте, чем занимался мальчик.
(Чтение рассказа)
Беседа по содержанию:
Воспитатель: Что я вам прочитала: сказку, рассказ или стихотворение? Как вы догадались, что это рассказ? (ответ детей) (рассказ - так как рассказана история из жизни, то, что было на самом деле)
Словарная работа по тексту:
Ребята в рассказе есть слова, значения которых давайте уточним:
Что означает слово румяный? (
красный, алый)
Как понять словосочетание «в
волю
набегался», «повеселился вволю» (
достаточно много)
Что значит восторг? (веселье, радость)
Что такое сенокос? (косьба травы на сено)
Что такое желание? (мечта, просьба, задумка)
А сейчас давайте отдохнем.
Игра в кругу: «Бывает - не бывает»
Я читаю предложение - если это правда, то хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ногами: снег зимой, мороз весной, листопад весной, дождь летом, медведь гуляет зимой по лесу, подснежники растут осенью, купаться летом в реке, гром гремит зимой, Новый год весной.
Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ, составление морфологических таблиц к тексту.
- Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить так, чтобы потом можно будет пересказать точно. Полно, последовательно, выразительно и самостоятельно. А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать.
- А сейчас я буду читать по частям, и мы будем его с вами записывать схемами. И так, слушайте сначала.
1) Наступила зима…
- о каком времени года говорится в этой части? (поставить картинку со временем года зима).
- ребята, что можно нарисовать? (горку, санки, коньки, карманную книжку).
(ставить рядом чистый лист) Слушайте продолжение.
2) Пришла весна…
- о каком времени года говорится в этой части? (ставим картинку времени года весна)
- что мы нарисуем сейчас? (бабочка, цветы, книжку) (ставим следующий чистый лист) Слушаем дальше.
3) Наступило лето…
- о каком времени года говорится в этой части? Что мы нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоды, книжку) (ставим следующий лист).
4) наступила осень…
- о каком времени года говорится в этой части? (ставим картинку времени года осень)
Предлагайте, что можем нарисовать сейчас? (грушу, яблоко, книжку)
- ребята, мы записали схемами этот рассказ. Для вас эти схемы являются планом рассказа, они помогут пересказать текст последовательно, выразительно.
Физминутка
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Воспитатель: Кто хочет рассказать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа. Кто продолжит? Кто может рассказать от начала до конца?
3-4 пересказа
Рефлексия
- Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг. С каким произведением мы сегодня познакомились? (рассказ «Четыре желания») А кто написал? ( К.Д. Ушинский)
- дома вы расскажете этот рассказ своим родителям. Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы отвечали правильно на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.
Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика - веселый и грустный.
Когда будете показывать веселый смайлик - подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным.
Что вы узнали нового? (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик, что было для вас трудным, что не понравилось? (показываю грустный смайлик)
А сейчас я вам подарю записные книжечки, в которые вы сможете записывать свои желания.