Развитие речи детей 2-3 лет посредством устного народного творчества. Автор: Саянова Елена Вячеславовна. Работа №345134
Муниципальное образовательное учреждение
«Детский сад № 120»
Проект
«Развитие речи детей 2-3 лет посредством устного народного творчества»
Воспитатель
первой квалификационной
категории Саянова Е.В.
Нижегородская область
г.Дзержинск 2021 г.
Тема проекта: «Развитие речи детей 2-3лет посредством устного народного творчества»
Тип проекта: информационно-творческий, игровой
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2021г.-май 2022г.)
Участники проекта: воспитатель, воспитанннки, родители
Актуальность темы.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки). Знакомство с ними обогащает чувства ребенка, речь, формирует отношение к окружающему миру. Общаясь с вновь прибывшими детьми, я обратила внимание на то, что у многих детей недостаточный словарный запас, не все дети могут отвечать на вопросы взрослого по содержанию знакомых сказок, игровые и бытовые действия сопровождать речью. Чтобы дети как можно лучше могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, я поставила перед собой цель развивать познавательные, коммуникативные и речевые способности детей средствами устного народного творчества.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Цель проекта: развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи:
- Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
- Обогащать чувства детей, воображение и речь.
-Развивать речевую активность детей.
-Развивать у детей зрительное внимание, память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.
Этапы реализации проекта:
Первый этап :
- постановка цели и задач, определение методов и форм работы
- подбор фольклорного материала
Второй этап:
-организация совместной практической деятельности с детьми
Третий этап:
-обобщение результатов работы
-формулировка выводов на основе проведения мониторинга речевого развития детей на конец года.
Методы и приемы:
-наглядный метод (рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам)
-словесный метод (чтение сказок, потешек, разучивание и проговаривание потешек, прибауток, песенок, колыбельных, закличек,отгадывание детьми загадок)
-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры)
Формы работы:
-Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений (во время утренней гимнастики, умывания, кормления, одевания, укладывания спать, прогулок).
-Чтение сказок, потешек.
-Рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам.
-Разучивание и проговаривание потешек, прибауток, песенок, колыбельных, закличек.
- Прослушивание аудиозаписей сказок, потешек, прибауток,
колыбельных.
-Отгадывание детьми загадок.
-Пальчиковые игры на основе русских народных потешек: «Теремок», «Сорока-белобока», «Репка», «Этот пальчик-папа».
-Речевые игры: «Расскажи сказку по картинке», «Позови свою маму», «Дарики, дарики, летели комарики».
-Дидактические игры: «Узнай потешку по картинке», «Выложи сказку», «Кто в сказке лишний?»
-Дидактические игры по развитию речи с элементами фольклора.
-Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Гуси, гуси», «Скачут по дорожке желтые сапожки», «У медведя во бору».
-Инсценировки сказок, потешек.
-Оформление буклетов по развитию речи: «Потешки на все случаи жизни»,«Потешки в жизни нашей группы», «Устное народное творчество. Песенки, колыбельные».
-Беседы для родителей : «Фольклор как средство развития речи ребенка», «С пальчиками играем, речь развиваем».
-Оформление буклетов по развитию речи: «Потешки на все случаи жизни»,«Потешки в жизни нашей группы», «Устное народное творчество. Песенки, колыбельные».
-Родительские собрания на темы:«Влияние малых форм фольклора на развитие речи ребенка», «Роль сказки в развитии речи и эмоций ребенка».
- Открытое занятие по развитию речи «Русские народные потешки».
В нашей группе созданы определенные условия для развития речи детей посредством устного народного творчества.
Оборудован уголок речевого развития, который включает в себя следующие материалы:
-Выставка книг с различными жанрами фольклора.
-Информационная папка «Потешки на все случаи жизни».
-Картотека «Русские народные потешки».
-Картотека загадок для детей младшей группы.
-Картотека пальчиковых гимнастик, основанных на фольклорном материале.
-Картотека русских народных игр для детей 2-3х лет.
-Картотека дидактических игр по развитию речи с элементами фольклора.
-Дидактическая игра «Выложи сказку».
-Дидактический куб «Узнай героя сказки по силуэту»
-Лэпбук «Русские народные сказки».
- Различные виды театров: театр на тарелочках (по русским народным потешкам), пальчиковый театр (по сказке «Колобок»), настольный театр (по сказке «Маша и медведь), театр картинок, театр масок и шапочек (по русским народным сказкам), театр на палочках ( по сказке «Колобок»), варежковый театр (по сказке «Теремок»), ложковый театр по сказке «Курочка Ряба», настольный театр по сказке «Репка», театр би-ба-бо «Ладушки, ладушки».
План работы по развитию речи
посредством устного народного творчества
в первой младшей группе
Месяц
Формы работы
Цель
Сентябрь
Чтение потешки «Еду, еду к бабе, к деду на лошадке в красной шапке»
Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»
Пальчиковая игра «Мышонок»
Русская народная игра «Петушок»
Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешки
Привлекать детей к рассказыванию потешки в процессе умывания, воспитывать положительное отношение к умыванию.
Вызвать у детей стремление сопровождать речью свои действия
Развивать речевую активность, умение соотносить свои действия со словами.
Октябрь
Чтение потешки «Совушка-сова»
Разучивание потешки «Вот они сапожки»
Пальчиковая игра «Сорока-белобока»
Подвижная игра «Гуси-гуси»
Театр би-ба-бо «Русские народные потешки»
Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешки
Привлекать детей к рассказыванию потешки в процессе одевания, воспитывать положительное отношение к одеванию.
Вызвать у детей стремление сопровождать речью свои действия
Формировать навыки диалогической речи
Развивать речь детей средствами театра, воспитывать интерес к устному народному творчеству
Ноябрь
Чтение потешки «Как у нашего кота»
Разучивание
колыбельной «Баю, баю, баиньки, купили сыну валенки»
Игра-драматизация «Заюшкина избушка»
Пальчиковая игра «Теремок»
Театр ложек «Курочка Ряба»
Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешки
Способствовать исполнению колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности,
вызвать у детей положительное отношение к дневному сну.
Развивать речевую активность, умение соотносить свои действия со словами.
Побуждать выполнять движения в соответствии с текстом.
Развивать речь детей средствами театра, воспитывать интерес к устному народному творчеству
Декабрь
Чтение потешки «Ты мороз, мороз»
Разучивание потешки «Ой да, ой да, люленьки, прилетели гуленьки»
Отгадывание загадок о зимних явлениях
Подвижная игра «Как на тоненьком ледочке»
Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки «Снегурушка и лиса»
Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешки
Обогащать словарный запас фольклорной лексикой, воспитывать положительное отношение к процессу кормления.
Развивать понимание образного языка загадок.
Развивать речевую активность, побуждать выполнять движения в соответствии с текстом
Обогащать словарный запас детей,
формировать устойчивый интерес к прослушиванию сказок
Январь
Чтение потешки «Сидит белка на тележке»
Разучивание колыбельной «Баю,бай, ты,собачка, не лай»
Отгадывание загадок о животных
Русская народная игра «У медведя во бору».
Театр шапочек «Колобок»
Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешки
Формировать понимание назначения колыбельных песен, способствовать самостоятельному их исполнению
Развивать понимание образного языка загадок.
Развивать речевую активность, умение соотносить свои действия со словами.
Привлечь детей к проговариванию отдельных отрывков из сказки (песенка Колобка) , привлечь к инсценировке сказки.
Февраль
Чтение потешки «Из-за леса, из-из гор»
Разучивание потешки «Пальчик-мальчик»
Д/и «Кто за кем тянул репку»
Пальчиковая игра «Этот пальчик –папа»
Подвижная игра «Каравай»
Вызвать положительный отклик на чтения потешки
Развивать речевую активность, воспитывать чувство дружбы
Формировать умение рассказывать сказку и запоминать последовательность действий
Развивать речевую активность, умение соотносить свои действия со словами.
Развивать речевую активность, побуждать выполнять движения в соответствии с текстом
Март
Разучивание потешки «Свинка Ненила»
Речевая игра «Бабушкины пирожки»
Д/и «Позови свою маму»
Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки «Волк и семеро козлят»
Побуждать называть имена членов своей семьи, воспитывать любовь к родным и близким.
Развивать речевую активность, воспитывать у детей любовь к близким людям
Упражнять детей в звукоподражании
Обогащать словарный запас детей, формировать устойчивый интерес к прослушиванию сказок
Апрель
Разучивание потешки «Курочка - рябушечка»
Разучивание закличек «Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик…»
Отгадывание загадок о весне
Подвижная игра «Скачут по дорожке желтые сапожки»
Театр на фланелеграфе «Маша и медведь»
Формирование навыков диалогической речи
Стимулировать к использованию закличек во время наблюдений за явлениями природы
Развивать понимание образного языка загадок.
Развивать речевую активность, умение соотносить свои действия со словами.
Развивать речь детей средствами театра
Май
Разучивание потешки «Наши уточки с утра»
Отгадывание загадок о лете
Д/и «Расскажи сказку по картинке»
Подвижная игра «Дарики, дарики, летели комарики»
Театр на пробках «Репка»
Прививать навыки звукоподражания.
Развивать понимание образного языка загадок.
Развивать умение рассказывать сказки, располагая картинки в правильной последовательности
Развивать речевую активность, побуждать выполнять движения в соответствии с текстом
Развивать речь детей средствами театра, побуждать проговаривать отдельные слова сказки, называть персонажи.
Результативность:
-К концу года сформированы первоначальные представления и базовые знания об устном народном творчестве.
- Словарь детей обогатился новыми словами.
- Сформирован интерес к произведениям устного народного творчества.
- Дети овладели навыками общения с взрослыми и сверстниками
- У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Перспективы в работе:
В перспективе вижу необходимость продолжить работу по развитию речи детей средствами устного народного творчества.
Дальнейшую работу считаю нужным направить на:
-Продолжение работы по составлению картотек по произведениям устного народного творчества для детей младшего дошкольного возраста.
- Пополнение уголка речевого развития дидактическими играми и пособиями по развитию речи посредством устного народного творчества, а также театрализованными играми.
-Пополнение аудиотеки записей сказок, песенок, колыбельных, потешек.
-Пополнение уголка ряженья элементами русского народного костюма и атрибутами к русским народным сказкам.
-Пополнение речевой развивающей среды в группе с привлечением родителей.
-Оформление наглядной агитации для родителей по развитию речи ребенка средствами устного народного творчества.
Список использованной литературы:
Астахова Н. Топ-топ, топотушки. Игры, забавы, прибаутки, пестушки. – М.: Белый город,2010.
Афонькина Ю.А. Карта оценки эффективности педагогических воздействий ОО «Речевое развитие». – М.: Мозаика-Синтез, 2014 г.
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2013
ВыготскийЛ.С. Детская речь. - www.marxists.org/russkij/vygotsky/cw/pdf/vol2.pdf
Гербова В.В. «Развитие речи детей в детском саду. Вторая группа раннего возраста». (М.: «Мозаика-Синтез», 2014 г.)
Денисенкова Н.С., Веракса Н.Е., Борисова М.М., Веракса А.Н., Денисенкова Н.С., Шиян И.Б., Шиян О.А. Диагностика и развитие дошкольников. – М.: Рид Групп, 2011
Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2000
Семенова Т.Н. «Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста» - журнал «Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева». 2017 № 3 (95) Ч.1. - https://cyberleninka.ru/article/v/ispolzovanie-poteshek-v-sisteme-ranney-logopedicheskoy-pomoschi-detyam-s-zaderzhkoy-rechevogo-razvitiya
Сохин Ф/А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - http://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-1.shtml
Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. Электронный каталог - http://lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/index/IdNotice:92836/Source:default
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей дошкольного возраста. - http://s-soln-kuyby.edusite.ru/sveden/files/fe5af069-e524-425d-aad9-55360653e2cb.pdf
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Пр. МОИН РФ от 17 октября 2013 г. N 1155