ИП Пихтовникова Т.В.. Автор: Пихтовникова Татьяна Владимировна. Работа №348380
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Платошинский детский сад «Солнышко»
Пермского муниципального района Пермского края
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Платошинский детский сад
«Солнышко»
________Ю.А.Зайнетдинова
«____»___________20____г.
Программа дополнительного образования детей
«ДЕЛЬФИНЕНОК»
Срок реализации программы – 1 год
Программа рассчитана на детей в возрасте 2- 7 лет
Составитель:
Инструктор ФИЗО
Пихтовникова Татьяна Владимировна
2021 г.
Оглавление
Пояснительная
записка……………………………………………………3
Информационная ка
рта программы…………………………………..…10
Расписание организации занятий по пр
ограмме «
Дельфиненок
»..…....11
Список детей………………………………………………………………
12
Учебно-тематический план к программе «
Дел
ьфиненок
»……...…......13
Прогнозируемый
результат…………………………...………………….18
Список литер
атуры…………………………………………………...…..19
Пояснительная записка
Среди многообразия видов спорта плавание является одним из наиболее доступных и полезных для детей и подростков. В процессе регулярных занятий (плавание в бассейне позволяет продолжать тренировки круглый год) развивается, укрепляется и закаляется весь организм: плавание является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, сколиозов, плоскостопия, укрепления сердечно-сосудистой и нервной
системы, развития дыхательного аппарата и мышечной системы, содействует росту и укреплению костной ткани.
У детей формируется культура поведения на воде. Тот, кто не умеет плавать, подвергает себя постоянной опасности при встрече с водой. Международная статистика последних лет показывает, что в числе погибших от несчастных случаев утонувшие составляют значительный процент.
Кроме того, врачи – педиатры по-прежнему отмечают увеличение числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. В этом контексте важное значение имеет поиск новых и совершенствование уже известных способов укрепления здоровья детей, как психического, эмоционального, так и физического, стимуляции и повышения устойчивости организма к различным заболеваниям
Плавание в бассейне детей дошкольного возраста, как возможность благоприятного воздействия на организм и обучения практическим навыкам начали внедрять в нашей стране и за рубежом в 70-е годы XX века (а как способ передвижения в воде, человек использует с давних времен).
Современные программы обучения детей плаванию включают в себя этап подготовительных занятий, когда дети знакомятся со свойствами воды; подготовительные упражнения на суше, обучение плаванию.
Оптимальный возраст для начала работы с детьми дошкольного возраста – 6-7 лет, но подготовительные упражнения могут быть использованы на занятиях детьми 2-5 лет.
Такие занятия должны иметь в большей мере оздоровительную направленность, а элементы обучения плаванию (подготовительные упражнения) могут вводиться для тех детей, кто хочет (а значит готов) их выполнять. Этот период требует от преподавателя индивидуального подхода к каждому ребенку, поскольку положительные эмоции являются обязательной составляющей каждого занятия в воде.
Программа «Дельфиненок» является обобщением многолетнего практического опыта обучения плаванию детей дошкольного возраста. Программа рассчитана на 4 года обучения и дает возможность детям с 2 лет научится плавать.
За основу взято методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений ; «Система обучения плаванию для детей дошкольного возраста» .А.А.Чеменева , Т.В Столматова.
Важно заинтересовать ребенка процессом обучения, учитывая его возможности и возрастные предпочтения. Рассказы о водной среде, обитателях морей и рек, о том, кто и как передвигается в воде, какие возможности передвижения в воде имеет человек, умеющий плавать, - все эти темы должны присутствовать в общении с детьми на занятиях по обучению плаванию. Интерьер бассейна, инвентарь, который используется на занятиях, должны быть привлекательными для дошкольников.
Актуальность – выбранной темы заключается в том, что купание, игры на воде,плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка.
Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность,
подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма.
Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для всестороннего развития.
Особенности данной программы в ускоренном обучении плаванию стилем кроль на груди, кроль на спине. Знакомство с техникой плавания способами брасс, дельфин.
Важным аспектом программы является формирование у ребенка умения сочетать дыхание с движениями рук и ног. Плавание благоприятно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучению плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и небезобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.
Целью данной программы является обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, обеспечение всестороннего физического развития.
В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:
Оздоровительные:
Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;
Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
Развивать опорно-двигательный аппарат.
Образовательные:
Сформировать теоретические и практические основы освоения водного
пространства.
Освоить технические элементы плавания.
Обучать различным видам передвижения в воде.
Обучить основным способом плавания «Кроль»; «Брасс», «Дельфин».
Учить правилам безопасного поведения на воде.
Развивающие:
Развивать творческое воображение в игровых действиях в воде.
Расширять спектр двигательных умений в воде
Воспитательные:
Воспитывать нравственно-волевые качества: смелость, выдержку, силу воли
Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию.
Принципы построения программы:
Дополнительная образовательная программа по плаванию базируется на принципах ФГОС ДО:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребѐнка, при котором сам ребѐнок становится активным в выборе содержания своего образования;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Программа включает приобретение опыта в двигательной деятельности детей: способность правильного формирования опорно – двигательной системы организма, развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; формирование начальных представлений о плавательных видах спорта.
Методы и приемы:
Методами успешной реализации программы является:
1. Наглядный.
2. Словесный.
3. Практический.
К ним относятся:
- показ упражнений. Наиболее сложные и новые упражнения показывает инструктор в сочетании с детальным описанием техники их выполнения. Легкие упражнения показывает подготовленный ребенок (направлен на стремление максимально проявить себя и показать свою самостоятельность);
- средства наглядности. Использование схем - карточек, картинок, фотографий, видео (способствуют развитию у детей умственных способностей); - разучивание упражнений. Наиболее сложные упражнения разучиваются с детьми по частям, затем выполняются целиком. Упражнения выполняются детьми по словесному объяснению тренера по названию упражнения;
- исправление ошибок (необходимо для более внимательного и осознанного отношения детей к замечаниям тренера);
- подвижные игры и игры на внимание и память (благодаря им быстрее усваивается программный материал, развивается координация движений, равновесие, быстрота мышления, двигательная память);
- имитация упражнений (подражание животным, явлениям природы);
- оценка (самооценка) двигательных действий;
- индивидуальная страховка и помощь (применяется при необходимости для преодоления неуверенности, чувства страха у ребенка);
- межличностные отношения между тренером и занимающимся (команды, распоряжения, поощрения, порицания, объяснение способов, выполнения упражнений, убеждения, внушения, запреты связанные с техникой безопасности);
- круговая тренировка, фронтальный метод, поточный способ (повышают моторную плотность занятий);
- соревновательный эффект (позволяет создать лучшее качество и эмоциональное отношение ребенка к выполняемому заданию);
- контрольные задания (обеспечивает выполнение поставленных целей).
Обеспечение для занятий:
1. комплект тонущих игрушек;
2. комплект плавающих игрушек;
3. обручи;
4. мячи разного размера;
5. нудолсы;
6. доски.
7. карты – схемы;
8. картотека игр на воде и под водой.
Этапы работы на занятиях:
1.Подготовительная часть (построение, объяснение задач, подготовительные упражнения на суше, спуск в воду с последующим погружением);
2.Основная часть (упражнения в воде на всплывание и лежание; дыхательные упражнения; подвижные игры, направленные на освоение изучаемого материала или повторения пройденного; разучивание упражнений, исправление ошибок );
3.Заключительная часть (подвижная игра малой активности, анализ деятельности детей и самооценка, подведение итогов). Занятия включают в себя небольшую теоретическую часть с показом наглядного материала.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Платошинский детский сад
«Солнышко»
________Ю.А.Зайнетдинова
«____»___________20____г.
Информационная карта программы
Пихтовникова Татьяна Владимировна
Направление деятельности
Физкультурно-оздоровительное
Образовательная область
Физическое развитие
Форма и название творческого объединения
(кружка, студии, секции, группы, ансамбля и т.д.)
Кружок по обучению плаванию «Дельфиненок»
Название образовательной программы
Система обучения плаванию для детей дошкольного возраста» .А.А.Чеменева , Т.В Столматова.
Вид программы
Дополнительная авторизованная программа
Продолжительность образовательного процесса
Один учебный год
Возраст
обучающихся
Дети дошкольного возраста (2 – 7 лет)
Форма организации образовательного процесса
Подгрупповая
Форма организации содержания и педагогической деятельности
Интегрированная
Достижения
обучающихся
Расписание занятий дополнительного образования детей
«Дельфиненок»
на 2021-2022 учебный год
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Платошинский детский сад
«Солнышко»
________Ю.А.Зайнетдинова
«____»___________20____г.
Название кружка
Ф.И.О.
педагога
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Место проведения занятий
Принад-лежность (ОУ, ДК, ДЮЦ)
«Дельфиненок»
Пихтовникова Татьяна Владимировна
18.00
18.00
18.00
Бассейн ДОУ
ОУ
Список детей, получающих платную образовательную услугу
МАДОУ «Платошинский детский сад «Солнышко»
2021-2022 уч. г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Платошинский детский сад
«Солнышко»
________Ю.А.Зайнетдинова
«____»___________20____г.
№
п/п
Фамилия, имя
Возраст
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Примерный тематический план занятий
по программе дополнительного образования детей «Дельфиненок»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Платошинский детский сад
«Солнышко»
________Ю.А.Зайнетдинова
«____»___________20____г.
Группа раннего развития
№
Тема занятия
Кол-во часов
Теоретические
Практические
1
Ознакомление с правилами поведения в бассейне. Т Б. Ознакомление с правилами ухода за собой и своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде
0.5
5
Краткие сведения о строении и функциях организма.
Влияние плавания на организм занимающихся.Основы техники плавания (кроль, кроль на спине, брасс, дельфин.)
0.5
7
Общая физическая подготовка.
2
8
Специальная физическая подготовка.
4
9
Учить не бояться входить в воду, научить плескаться в ней.
3
10
Научить передвигаться в воде по дну бассейна разными способами на различной глубине
2
11
Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой
3
12
Обучение выдоху в воду
3
13
Обучение лежать на воде на груди и спине.
2
14
Обучение скольжению в воде на груди и спине.
2
15
Обучение координационным возможностям в воде.
2
16
Выполнение контрольных тестов.
2
17
Подвижные игры
3
Итого:
1
28
Средняя группа
№
Тема занятия
Кол-во часов
Теоретические
Практические
1
Ознакомление с правилами поведения в бассейне. Т Б. Ознакомление с правилами ухода за собой и своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде
0.5
5
Краткие сведения о строении и функциях организма.
Влияние плавания на организм занимающихся.Основы техники плавания (кроль, кроль на спине, брасс, дельфин.)
0.5
7
Общая физическая подготовка.
2
8
Специальная физическая подготовка.
4
9
Учить не бояться входить в воду, научить плескаться в ней.
3
10
Научить передвигаться в воде по дну бассейна разными способами на различной глубине
2
11
Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой
3
12
Обучение выдоху в воду
3
13
Обучение лежать на воде на груди и спине.
2
14
Обучение скольжению в воде на груди и спине.
2
15
Обучение координационным возможностям в воде.
2
16
Выполнение контрольных тестов.
2
17
Подвижные игры
3
Итого:
1
28
Подготовительная группа
№
Тема занятия
Кол-во часов
Теоретические
Практические
1
Ознакомление с правилами поведения в бассейне. Т Б. Ознакомление с правилами ухода за собой и своим телом, оказание первой помощи при проблемах на воде.
0.5
2
Краткие сведения о строении и функциях организма.
Влияние плавания на организм занимающихся.. Основы техники плавания (кроль, кроль на спине, брасс, дельфин.)
0.5
3
Общая физическая подготовка.
2
4
Специальная физическая подготовка.
4
5
Обучение координационным возможностям в воде, научить движениям руками в плавании на груди и спине
3
6
Развитие и совершенствование координационных возможностей в воде: обучение сочетаниям движений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду.
2
7
Учить погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой
3
8
Обучение выдоху в воду
3
9
Обучение лежать на воде на груди и спине.
2
10
Обучение скольжению в воде на груди и спине.
2
11
Обучение облегченным способом плавания
2
12
Выполнение контрольных тестов.
2
13
Подвижные игры
3
Итого:
1
28
Прогнозируемый результат
Формы контроля: стартовая и итоговая диагностика. Тесты проводятся в начале учебного года (сентябрь- октябрь) и в конце учебного года (апрель-май).Полученные данные сравниваются со средними показателями (см. табл.1)и заносятся в сводную таблицу уровня развития навыков плавания и развития физических качеств детей, занимающихся плаванием (см. приложение).
По окончании развивающей работы анализируется динамика развития детей и оцениваются результат деятельности.
Планируемые результаты: повышение уровня физического развития у 15 % детей старшего дошкольного возраста, посещающих занятия по программе дополнительного образования.
Литература
М. Рыбак, Г. Глушкова,
Г.Поташова
«Раз, два, три, плыви» методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Москва, обруч, 2010г.
А.А.
Чеменева
,
Т.В.Столмакова
«Система обучения плаванию для детей дошкольного возраста» Санкт-Петербург 2011г.
Т.И. Осокина, Е.А.Тимофеева,
Т.Л.Богина
«Обучения плавания в детском саду» Москва: Просвещение, 1991г.
«Плавание, техника обучения детей с раннего возраста» - Петрова Н.Л., Баранов В.А. 2008г.
Воронова Е. К. Программа обучения плаванию в детском саду. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой.- М.: Физкультура и спорт, 2000.
Васильев В.С. Обучение детей плаванию. – М.: Физкультура и спорт, 1989
Горбунов В.В. Вода дарит здоровье. – М., Советский спорт,1990
Озолин Н.Г. Молодому коллеге. – М.: Физкультура и спорт, 1998
И.Л.Ганчар
Плавание – теория и методика преподавания,1998 г.
Л.П.Макаренко Плавайте на здоровье,1998 г
Приложение
Фамилия Имя
Навыки плавания
Физические качества
Начало года
Конец года
Быстрота
Сила
Выносливость
Гибкость
В
С
Н
В
С
Н
УВ
БИ
УМ
УВ
БИ
УМ
УЛ
БИ
УХ
УЛ
БИ
УХ
Сводная таблица уровня развития навыков плавания и развития физических качеств детей, занимающихся плаванием.
Примечание.
В - высокий уровень, С – средний уровень, Н- низкий уровень, УВ – увеличился, БИ - без изменений, УМ – уменьшился, УЛ – улучшился, УХ – ухудшился.
Таблица 1
Пол
Средние показатели физических качеств (по Э. Я. Степаненковой )
Быстрота, с
Сила, кол-во раз
Гибкость, см
Выносливость, м
высокий
средний
низкий
Высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
Средний
низкий
Мальчики
6-7 лет
8-9
10-11
12 и более
8 и более
5-7
4 и менее
45 и более
40-44
39 и менее
14-16
11-13
10 и менее
Девочки
6-7 лет
9-10
11-12
13 и более
7 и более
4-6
3 и менее
50 и более
45-49
44 и менее
14-16
11-13
10 и менее
Таблица 2
Пол
Средние показатели физических качеств (по Э. Я. Степаненковой )
Быстрота, с
Сила, кол-во раз
Гибкость, см
Выносливость, м
высокий
средний
низкий
Высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
высокий
Средний
низкий
Мальчики
4 года
12-14
14-15
16 и более
5 и более
3-4
3 и менее
45 и более
40-44
39 и менее
7-8
5-6
4 и менее
Девочки
4 года
14-16
16-18
19 и более
4 и более
2-3
1 и менее
50 и более
45-49
44 и менее
7-8
5-6
4 и менее