Урок "Н и НН в именах прилагательных". Автор: Суржко Наталья Николаевна. Работа №349585
Практическая работа № 4 "Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету"
Предложите проект учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету с учетом требования к содержанию учебного занятия:
Тема: Правописание Н и НН в именах прилагательных (мой собственный урок)
Предмет: русский язык
Класс: 6
Автор УМК: Ладыженская Т.А. и Бархударов С.Г. 5-9. 6 класс
Место урока в системе уроков: первый урок по теме (109), получение нового знания, первичное закрепление знаний и умений формирования правописных навыков по теме «Правописание Н и НН в именах прилагательных»
Тип урока: урок получения нового знания
Форма урока: дифференцированно-групповая, индивидуальная
Методическая цель:
Создать условия для получения знаний по теме «Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных», оказания помощи учащимся в осмыслении связей и отношений в объектах изучения. Используя приемы личностно ориентированных технологий, активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к изучению предмета средствами современного оборудования и ИКТ – технологий.
Цели урока:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Содержательная цель: понимание и коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д. при изучении темы: «Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных».
Задачи:
с точки зрения учителя (мотивационные):
вовлечь учащихся в предлагаемые задания поискового и проблемного характера через постоянную смену деятельности, тем самым обеспечить активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах урока;
помочь учащимся эффективно усвоить большой объем учебной информации и систематизировать его через разнообразие информационного материала, мультимедиа средства.
с точки зрения деятельности учащихся:
определять основные условия выбора Н или НН в суффиксах прилагательных;
совершенствовать умения извлекать информацию из различных источников;
учиться работать в команде, отстаивать свои позиции и толерантное отношение к другому мнению, принимать ответственность за себя и других в совместной деятельности, оценивать свою работу и работу других.
Планируемые результаты:
предметные: соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы произношения имён прилагательных, нормы постановки ударения (в рамках изученного); соблюдать нормы правописания -н- и -нн- в именах прилагательных (из классификатора). Развивать функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. (ПРП)
метапредметные:
1. Познавательные УУД:
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. (Пояснительная записка ПРП; конструктор)
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Коммуникативные УУД:
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта. (Пояснительная записка ПРП; конструктор)
3. Регулятивные УУД:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту.
Личностные УУД: Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира. Проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России (из классификатора).
Воспитывать и формировать
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи
;
ориентацию в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития.
(Пояснительная записка ПРП; конструктор)
Ресурсы: учебник, мультимедийный проектор, документ-камера, презентация, «Мобильный класс», сканер QR&, раздаточный материал.
Технологическая карта урока
1. Подготовительный этап:
Учитель определяет цель урока, подбирает учебный материал, составляет задания для работы индивидуальной и в группах, составляет презентацию по теме урока в формате PowerPoint.
Учитывает все особенности восприятия учащихся для более эффективного получения ими информации (применение технологии ИСУД) :аудиалами (проговаривание), визуалами (демонстративное пространство и четкость иллюстраций), кинестетиками (письменная работа, свободное пространство для работы, использование минибука, персонального гаджета).
2. Организационный момент.
Цель: контроль подготовки учащихся к учебному занятию (наличие учебников и учебных пособий, дидактического раздаточного и наглядного материала), организация внимания детей, создание благоприятной эмоциональной атмосферы при «вхождении» в тему урока.
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Формируемые УУД и предметные действия
Организационный
момент
Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, формируют группы, включаются в деловой ритм урока.
Приветствует учащихся. -Здравствуйте, дети, здравствуйте, гости! Рада приветствовать вас на этом уроке!
Урок сегодня необычный во всех отношениях, не совсем обычным будет и оценивание. Весь урок оценки себе вы будете ставить сами. При одном условии, что это будет честное оценивание.
Девизом к уроку я предлагаю взять слова китайского мыслителя:
Слайд 2: Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость.
Не скрыть ошибку, осознавая её, – это и есть честность
Цзи Юнь
- Для работы на уроке я приготовила карточки, для фиксации оценок пользуйтесь планом под номером 1. Нормы оценок внизу плана. Прочитайте внимательно.
Приложение
Личностные УУД:
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
Познавательные УУД:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные УУД:
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
3. Проблематизация, актуализация, мотивация
Цель: эмоциональное выражение в сжатом виде сути главной идеи урока, развитие мотивации детей, интереса к предмету и к теме урока, актуализация имеющихся у учащихся знаний. Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Формируемые УУД и предметные действия
Мотивационный этап
«Имя урока»
Слушают, отвечают на вопросы, определяют тему урока.
Образуют письменно отыменные прилагательные суффиксальным способом
-Настало время переходить к к изучению нового материала, но сначала давайте вспомним то, над чем вы работали на прошлых уроках
1. Опрос: «Закончи фразу». 2 минуты
– Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы: какой?, какая?, чей?, называется …..(прилагательное).
– Прилагательные согласуются …..(с существительными).
– Правописание окончаний прилагательных следует проверять…(по вопросу).
– По значению прилагательные делятся на…(качественные, относительные, притяжательные).
– Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную…(степени сравнения) и две формы…(полную и краткую).
- Как называется раздел науки о языке, изучающий !!!! образование новых слов? (словообразование)
– Словообразовательные морфемы – это … (приставки и суффиксы)
– Чаще всего имена прилагательные образуются каким …. (суффиксальным) способом.
Слайд 3:
2. Образуйте письменно отыменные прилагательные суффиксальным способом:
Кожа
Песок
Ветер
Стекло
Время
Серебро
Лимон
Авиация
Гусь
Солома
Мужество
-На что обратили внимание? (1 и 2 буквы н)
- отметьте точкой слова, в которых написали 1 букву –Н-
Слайд 4: «Пчелки»
- Какая проблема возникла? (не знаем, где в отыменных прилагательных пишется –Н- и –НН-)
Исправьте ошибки и оцените себя.
Личностные УУД:
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Регулятивные УУД: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
Познавательные УУД:
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствоваться; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
Коммуникативные УУД:
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
4. Этап целеполагания. Постановка темы и задач урока.
Цель: определение границ собственных знаний и незнаний учащихся, активация и анализ своего жизненного и ученического опыта, определение целей и задач урока.
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Формируемые УУД и предметные действия
Целеполагание
Формулируют тему и цели урока.
Выяснить, когда в прилагательных пишется -Н-, а когда –НН-.
Составить алгоритм действий.
Научиться выбирать -Н- и
ли
–НН-.
- Сформулируйте тему урока
- О чем будет речь на уроке?
Слайд 5: «Правописание Н и НН в именах прилагательных» Запишите тему урока.
Выход на цель
Какие цели поставим? (на доске подсказка из 3х начальных слов)
Слайд 6:
Оцените себя, насколько близки были ваши предположения
Личностные УУД:
-проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка задачи на основе того, что ещё неизвестно учащимися.
Познавательные УУД:
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Коммуникативные УУД:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
5. Изучение нового учебного материала.
Цель: создание условий для усвоения основных понятий по теме, формирования логического и пространственного мышления, развития коммуникативных навыков, эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей задачи, развития умений сравнивать, выделять главное, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Формируемые УУД и предметные действия
Поисково-исследовательский этап
Наблюдают за словообразованием прилагательных, делают выводы.
Поиск,извлечение и коррекция необходимой информации из прочитанноготекста.Отвечают на вопросы, находят дополнительные условия в виде исключений.
Самостоятельно работают в парах, пересказывают, осуществляют взаимооценку.
Организует работу в группах, регламентирует время работы
Напоминает основные принципы работы в группе
основные принципы работы в группе:
Работают все! В данном случае оба;
Говори спокойно, ясно, только по делу.
Слушай, что говорят другие.
Не согласен – предлагай!
Успех команды зависит от каждого.
Регулятивные УУД:
умение выражать свои мысли.
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
Познавательные УУД:
извлекать необходимую информацию, сравнивать, анализировать, обобщать, структурировать знания.
Коммуникативные УУД:
- организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
6. Физкультминутка.
Цель: валеологизация урока, эмоциональная и мышечная разгрузка.
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Физкультминутка
Выполняют упражнения вслед за учителем.
Показывает упражнения с кистями рук
7. Обобщение и систематизация знаний.
Цель: организация взаимодействий «ученики - ученики», «ученики - учитель» для получения знаний, и их обобщения, применения наглядности для полного закрепления полученных знаний.
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Формируемые УУД и предметные действия
Составление алгоритма
Составляют алгоритм действий по определению написания суффиксов.
Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых задач.
Организует действия учащихся, проводит коррекцию знаний учащихся, дает рекомендации
<Object: word/embeddings/______Microsoft_PowerPoint.sldx>
Познавательные УУД:
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
Коммуникативные УУД:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
Личностные УУД
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития;
Регулятивные УУД:
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
7. Закрепление изученного материала.
Цель: создание условий для активизации умственной деятельности учащихся путем игровой ситуации.
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Практическая работа
Работают в группах
Выполняют упражнение-классификацию на сайте learningapps.org
Организует действия учащихся в каждой группе, проводит коррекцию знаний учащихся, дает рекомендации
Познавательные УУД:
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
Коммуникативные УУД:
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
Личностные УУД
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствоваться;
Регулятивные УУД:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового знания.
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Формируемые УУД и предметные действия
Варианты проведения рефлексии могут быть как устными, так и письменными, в зависимости от наличия времени.
Заполняют таблицу, оценивая свою деятельность на уроке.
Самооценка:
А – задания мне были понятны, я легко справился с ними.
В – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
С – я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
Подводит итоги процесса и результата деятельности.
Познавательные УУД:
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
Коммуникативные УУД:
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
Личностные УУД
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствоваться;
Регулятивные УУД:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
9. Задание на дом.
Цель: создание условий для самостоятельного закрепления знаний и умений по теме урока, раскрытия личностного смысла учебного материала, развития творческих и аналитических способностей учащихся.
Этап урока
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Домашнее задание
Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по его выполнению.
Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых задач.
Сообщает и комментирует дифференцированное домашнее задание.
<Object: word/embeddings/______Microsoft_PowerPoint1.sldx>
Регулятивные УУД
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Личностные УУД: -проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Коммуникативные УУД:- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные УУД:эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Приложение. Диагностические материалы
№1.Информационная карта урока. Применение технологии ИСУД
Учени(ка, цы)_____________________________________________________
Опрос: «Закончи фразу»____________________________________________
«Пчелки»_________________________________________________________
Тема урока________________________________________________________
Целеполагание_____________________________________________________
Работа с текстом (оцени друга) (формируем ЗУН)_______________________
Самостоятельная работа (оцени себя) (формируем ЗУН)_________________
Самооценка: А – задания мне были понятны, я легко справился с ними.
В – некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
С – я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
learningapps.org