Средства логической связи в итоговом сочинении. Автор: Меньшиков Тимур Владимирович. Работа №365983
Меньшиков Т.В.
Учитель русского языка
и литературы
МАОУ «Видновская СОШ № 11»
Средства логической связи
между тезисами
итогового сочинения
Одним из критериев итогового сочинения является логика рассуждения. В сочинении очень важно следить за тем, чтобы каждая новая мысль была тесно связана по своей форме и содержанию с предыдущей и последующей мыслью. Резкие, нелогичные переходы (например: «А теперь поговорим о Татьяне») являются грубыми ошибками, которые вызывают негативное восприятие.
Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо знать некоторые способы логической связи.
Среди них можно выделить:
Используйте синонимическое богатство
русского языка.
Например:
Нарушая хронологическую последовательность описываемых событий, от главы к главе автор романа ведёт читателя к постепенному постижению таинственных глубин печоринской души.
Задача поэтапного раскрытия характера Печорина обусловила использование Лермонтовым ещё одного оригинального художественного приёма.
В данном примере логический переход от одного тезиса к другому построен на основе синонимической близости словосочетаний «постепенное постижение» и «поэтапное раскрытие».
2. Делайте границу перехода от одной мысли к другой в середине нового предложения.
Например:
Такова жанровая особенность этого романа.
Пожалуй, столь же необычна и его композиция.
Первая часть второго предложения, которое начинает следующий абзац текста сочинения, по смыслу близка с предыдущим предложением за счёт синонимичности слов «особенность» и «необычность», а вторая часть уже несёт новую информацию. Таким образом, не ощущается резкость границы перехода от одной мысли к другой. Если слова «его композиция» поставить в начало предложения, эта граница была бы более заметной.
3. Используйте в начале нового предложения деепричастный оборот.
Например:
На смену Маниловым и Плюшкиным приходят Чичиковы, но и те, и другие – мёртвые души.
Разоблачая бездушие мира помещиков и чиновников, Гоголь не забывает, что это только часть, верхушка общества, поэтому ещё одной важной проблемой поэмы является проблема народа.
Поскольку деепричастие обозначает добавочное действие, то, поставленное в начале предложения, оно заранее подготавливает появление основного действия, и переход становится более плавным.
4. Используйте устойчивые речевые обороты.
Например:
Следует также отметить…; кроме того…; приведённые примеры позволяют сделать вывод о том, что…; не случайно…; к сделанным наблюдениям можно добавить, что…; ответ на этот вопрос следует начать издалека; большое значение имеет также тот факт, что…; тем более важно отметить, что…; перечитывая эти строки, …; вначале рассмотрим…; для фактического обоснования этого тезиса обратимся к…; с этой точки зрения…; не может оставить равнодушным и…; следует обратить внимание и на то, что…
5. Оформление перехода от образа к образу лучше делать на основе их сходства или различия.
Например:
Слепое следование общественному мнению и ложным представлениям о чести приводит Онегина к хандре и разочарованию в жизни.
Напротив, нарушение псевдонравственных светских норм позволяет Татьяне Лариной проявить самые сильные и благородные порывы своей души.
***
Недаром в уста Андрея Болконского автор романа вложил одну из своих заветных мыслей, которая заключается в том, что успех Бородинского сражения и судьба всего мира зависели не от позиции войск, а от того чувства, которое «есть во мне, в нём, в каждом солдате».
К осознанию необходимости духовного единства с народом, который вершит историю, пришёл в конце романа и Пьер Безухов.
6. При использовании стихотворной цитаты заключайте её в «рамочку».
Например:
Пройдя через горнило страдания, «свободный глас» поэта в стихотворении «Пророк» стал гласом Бога:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Вот истинное предназначение поэта, которое заключается в том, чтобы жечь сердца людей, будить в них стремление к добру и правде, затрагивать лучшие струны человеческой души.
Из приведённого примера следует, что стихотворную цитату должны предварять слова, подготавливающие её появление, - это верхняя «рамочка». Для того, чтобы цитата не повисла в воздухе и чтобы не нарушилась логическая цельность текста сочинения, после неё должна следовать нижняя «рамочка» - слова, выражающие ваше понимание чужих мыслей, которые никогда не должны заменять собственных.
7. Исключайте любые союзы в начале абзаца.
Использование союзов «и», «а», «но», «также» в начале предложения не является средством связи между разными тезисами, поскольку эти союзы служат для связи слов, но не целых абзацев текста. При необходимости «и» или «также» можно перенести внутрь предложения, а противительные «а» или «но» следует заменить словом «однако».
Например:
Отрешиться от апатии Андрею помогает и дружеская поддержка Пьера (вместо «Также и поддержка Пьера помогает Андрею…»).
Однако, с другой стороны, необходимо отметить, что Гоголь отнюдь не идеализировал крестьян (вместо «Но, с другой стороны, необходимо отметить…»).
Перечислив основные приёмы, позволяющие сделать плавные переходы от одного тезиса к другому, следует подчеркнуть, что умелое владение этими приёмами помогает выражать свои мысли последовательно, логично, грамотно, что крайне необходимо в работе над любым сочинением.