Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Средства логической связи в итоговом сочинении. Автор: Меньшиков Тимур Владимирович. Работа №365983

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Профессиональное мастерство
Описание:
Здравствуйте, уважаемые! Я педагог с 30-летним стажем. За это время я накопил материал для подготовки 11-классников к итоговому сочинению. Делюсь с Вами своим опытом. Всего Вам доброго!
Работа:

Меньшиков Т.В.

Учитель русского языка

и литературы

МАОУ «Видновская СОШ № 11»

 

 

Средства логической связи

между тезисами

итогового сочинения

 

 

Одним из критериев итогового сочинения является логика рассуждения. В сочинении очень важно следить за тем, чтобы каждая новая мысль была тесно связана по своей форме и содержанию с предыдущей и последующей мыслью. Резкие, нелогичные переходы (например: «А теперь поговорим о Татьяне») являются грубыми ошибками, которые вызывают негативное восприятие.

      Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо знать некоторые способы логической связи.

Среди них можно выделить:

 

Используйте синонимическое богатство

русского языка.

 

Например:

      Нарушая хронологическую последовательность описываемых событий, от главы к главе автор романа ведёт читателя к постепенному постижению таинственных глубин печоринской души.

      Задача поэтапного раскрытия характера Печорина обусловила использование Лермонтовым ещё одного оригинального художественного приёма.

      В данном примере логический переход от одного тезиса к другому построен на основе синонимической близости словосочетаний «постепенное постижение» и «поэтапное раскрытие».

 

2. Делайте границу перехода  от одной мысли к другой в середине нового предложения.

 

Например:

   Такова жанровая особенность этого романа.

      Пожалуй, столь же необычна и его композиция.

 

      Первая часть второго предложения, которое начинает следующий абзац текста сочинения, по смыслу близка с предыдущим предложением за счёт синонимичности слов «особенность» и «необычность», а вторая часть уже несёт новую информацию. Таким образом, не ощущается резкость границы перехода от одной мысли к другой. Если слова «его композиция» поставить в начало предложения, эта граница была бы более заметной.

 

    3. Используйте в начале нового предложения деепричастный оборот.

 

 Например:

      На смену Маниловым и Плюшкиным приходят Чичиковы, но и те, и другие – мёртвые души.

      Разоблачая бездушие мира помещиков и чиновников, Гоголь не забывает, что это только часть, верхушка общества, поэтому ещё одной важной проблемой поэмы является проблема народа.                    

      Поскольку деепричастие обозначает добавочное действие, то, поставленное в начале предложения, оно заранее подготавливает появление основного действия, и переход становится более плавным.

 

 

 

4. Используйте устойчивые речевые обороты.

 

Например:

 

      Следует также отметить…; кроме того…; приведённые примеры позволяют сделать вывод о том, что…; не случайно…; к сделанным наблюдениям можно добавить, что…; ответ на этот вопрос следует начать издалека; большое значение имеет также тот факт, что…; тем более важно отметить, что…; перечитывая эти строки, …; вначале рассмотрим…; для фактического обоснования этого тезиса обратимся к…; с этой точки зрения…; не может оставить равнодушным и…; следует обратить внимание и на то, что…

 

5.  Оформление перехода от образа к образу лучше делать на основе их сходства или различия.

 

Например:

 

   Слепое следование общественному мнению и ложным представлениям о чести приводит Онегина к хандре и разочарованию в жизни.

     Напротив, нарушение псевдонравственных светских норм позволяет Татьяне Лариной проявить самые сильные и благородные порывы своей души.

                                            ***

Недаром в уста Андрея Болконского автор романа вложил одну из своих заветных мыслей, которая заключается в том, что успех Бородинского сражения и судьба всего мира зависели не от позиции войск, а от того чувства, которое «есть во мне, в нём, в каждом солдате».

 К осознанию необходимости духовного единства с народом, который вершит историю, пришёл в конце романа и Пьер Безухов.

6. При использовании стихотворной цитаты заключайте её в «рамочку».

 

Например:

 

        Пройдя через горнило страдания, «свободный глас» поэта в стихотворении «Пророк» стал гласом Бога:

 

                         Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

                         Исполнись волею моей,

                        И, обходя моря и земли,

                        Глаголом жги сердца людей.

 

      Вот истинное предназначение поэта, которое заключается в том, чтобы жечь сердца людей, будить в них стремление к добру и правде, затрагивать лучшие струны человеческой души.

   

Из приведённого примера следует, что стихотворную цитату должны предварять слова, подготавливающие её появление, - это верхняя «рамочка». Для того, чтобы цитата не повисла в воздухе и чтобы не нарушилась логическая цельность текста сочинения, после неё должна следовать нижняя «рамочка» - слова, выражающие ваше понимание чужих мыслей, которые никогда не должны заменять собственных.

 

7. Исключайте любые союзы в начале абзаца.

 

      Использование союзов «и», «а», «но», «также» в начале предложения не является средством связи между разными тезисами, поскольку эти союзы служат для связи слов, но не целых абзацев текста. При необходимости «и» или «также» можно перенести внутрь предложения, а противительные «а» или «но» следует заменить словом «однако».

 

 Например:

 

  Отрешиться от апатии Андрею помогает и дружеская поддержка Пьера (вместо «Также и поддержка Пьера помогает Андрею…»).

Однако, с другой стороны, необходимо отметить, что Гоголь отнюдь не идеализировал крестьян (вместо «Но, с другой стороны, необходимо отметить…»).

                       

Перечислив основные приёмы, позволяющие сделать плавные переходы от одного тезиса к другому, следует подчеркнуть, что умелое владение этими приёмами помогает выражать свои мысли последовательно, логично, грамотно, что крайне необходимо в работе над любым сочинением.

 

 

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×