Нравственно-патриотическое воспитание. Автор: Екатерина Львовна Шайдукова. Работа №377977
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ
на тему: «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ ДОО»
Подготовил:
Шайдукова Е.Л., воспитатель
Нефтекамск, 2022
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Патриотическое воспитание – одна из вечных проблем педагогики, которую нельзя решить раз и навсегда. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом мировоззрении. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее.
Патриотизм – одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите на протяжении многовековой истории отечественной мысли.
Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Значимость проблемы патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста обусловлена тем, что процесс патриотического воспитания необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура и т.д. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета коже и вероисповедания.
С юных лет ребенка должны закладываться такие понятия, что он тоже гражданин Большой Великой Страны, только маленький и должен быть причастным к делам взрослых: бережно относиться к своей природе: не топтать газоны, не сорить, беречь зеленые насаждения. Пример в этом взрослых – главное в воспитании детей. Дети наше будущее, важно своевременно научить их любить и беречь все то, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
В работу по патриотическому воспитанию мы включаем беседы; занятия музыкальные, на которых дети поют песни о дружбе, взаимовыручке; по изобразительной деятельности, на которых дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов, коллективные работы с изображением своего города, улицы и т.д.
В театрализованную деятельность часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия тем по патриотическому воспитанию более ярким, глубоким и осознанным.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию, изобразительному и театрализованному творчеству своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Формирование у дошкольников любви к своей Родине заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи различных средств и методов воспитания. Методы, используемые в ДОО самые разнообразные и должны опираться на их опыт и знания, строиться на принципе от близкого к далекому, от простого к сложному. Мы воспитатели учитываем, что методы воспитания любви к родному городу – это также педагогическое воздействие, благодаря которому формируется развивающаяся личность, начало патриотизма и гражданственности. Задача родителей – закрепить это с ребенком, вне стен ДОО.
Воспитание любви к родному городу – одна из задач патриотического воспитания детей. Детям 3-4 лет трудно еще представить себе, что такое город, но их необходимо с этим понятием знакомить. Начинается знакомство с близлежащих улиц, домов. Понятие «страна» для детей 3-4 лет так же трудно, как и понятие «город». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме опирается на то, что родной город – это тоже часть Большой Родины. Дети в раннем возрасте очень восприимчивы и внушаемы, поэтому воспитатели постоянно проводят большую работу по формированию у ребенка чувств, привычек, нравственного поведения и представлений о добре и зле, с явлениями общественной жизни. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
Многие родители не видят воспитывающего значения игр, труда, занятий. Но ребенок воспитывается в деятельности: игры, труд, занятия, общение с близкими людьми и сверстниками являются для него своеобразной школой нравственности.
Уважаемые родители, помните, что у детей 3-4 лет формируются предпосылки нравственного поведения, положительные привычки, эмоциональная отзывчивость, доброжелательное отношение к близким людям. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь». И вид из окна на проспект, и панорама родного города, и детский сад, где он получает эмоции от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
Из вышесказанного, можно определить, что работа по патриотическому воспитанию детей выстраивается поэтапно.
На первом этапе ставится задача восприятия и эмоционального переживания детьми художественных образов – носителей нравственно-патриотических идей. Значимым моментом здесь является подбор произведений изобразительного искусства, народный фольклор в которых запечатлены в художественно-образной форме модели нравственного поведения человека в семье, социальном окружении, мире природы. Это произведения живописи русских классиков, народные пословицы, поговорки, притчи, сказки, мультимедийные продукты, в которых герои, с любовью, бережно и внимательно относятся к миру семьи, близким людям, Отечеству. Приобщение к искусству - это не рассказ об искусстве, а удивительный процесс, когда само искусство воздействует на чувства и мысли ребенка, побуждает к «преображению». Благодаря своей образной форме, искусство наилучшим способом приобщает ребенка к человеческому, заставляет с большим вниманием, пониманием и состраданием относиться к чужой боли, к чужой радости, быть чутким к тем, кто с тобой рядом, указывает направление нравственного поступка. Образы, предлагаемые и демонстрируемые педагогом, должны увлекать детей, вызывать их эмоциональную реакцию. Только в этом случае дети их с интересом воспримут и запомнят. Например, произведения русских художников и писателей раскрывают семейный уклад жизни русского народа, традиционные ценности, культуру семейных отношений на близких и понятных детям сюжетах: семейное чтение, семейная трапеза и т.д. Фольклор и классическая музыка привносит необходимую эмоциональную яркость, теплоту и задушевность в восприятие сюжетов. Разнообразные формы театрализованной деятельности детей на основе художественных произведений приводят к усилению эффекта вживания в образы и эмоционального принятия нравственных идей, носителями которой они являются.
Задачи второго этапа связаны с развитием умений у детей проявлять и выражать свои чувства и эмоции к воспринимаемым образам. Осмысление детьми нравственно-патриотических идей, воплощенных в художественных произведениях, реализуется через методы диалогового обсуждения, создания проблемных игровых ситуаций, самовыражения в полихудожественной деятельности. Полихудожественная деятельность, основанная на органичной связи зрительных, звуковых, двигательных, тактильных ощущений с художественным словом расширяет возможности детей в выражении своих эмоций и чувств, способствует пониманию и осмыслению собственного нравственного выбора при оценке героев художественных произведений живописи, литературы или в проблемных игровых ситуациях на занятиях.
Третий этап связан с задачей выработки личного осознанного отношения к образу – ценности методами создания ситуации ценностного выбора, образного моделирования собственной нравственной позиции (в индивидуальных и коллективных творческих заданиях). Полихудожественная деятельность этого этапа направлена на формирование у детей моделей нравственного поведения (поступка): бережного, чуткого, доброго, ответственного отношения к родителям, братьям и сестрам, родственникам, окружающему миру людей и природы. Реализация этой задачи связана с целенаправленной работой по перенесению сюжетов произведений изобразительного искусства, литературы, игровых сюжетов в различные смысловые контексты. Например: «подобрать главному персонажу картины или стихотворения подходящую для него пословицу, дать характеристику поступку, поведению»; «определить характер поступка, эмоционально-нравственный настрой главных героев, и способ передачи художником или поэтом, писателем главной идеи»; придумывание сказок (совместно с родителями), где героями являются они сами, члены их семей; фантазирование на тему «что сказал бы, или что сделал бы главный герой, если бы он ожил»; нахождение аналогий с действиями или поступками героев художественных произведений в окружающей ребенка реальности.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого –
в
истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
семья –
ячейка
общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи
–
счастье
и благополучие народа, общества, государства.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам некоторые конкретные задания и ситуации, которые можно использовать для воспитания у детей
нравственно-патриотических чувств к своей родной Отчизне.
Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему игру «Кто больше заметит интересного». (Помогите ребенку увидеть то, что наиболее важно: труд людей, преобразование облика города и т.д.)
В выходные дни совершите с ребенком прогулку по достопримечательным местам нашего города, рассказывайте ему о памятниках, в честь кого они воздвигнуты, какое событие предшествовало этому. Восхищайтесь красотой родного города, передавайте свои впечатления и эмоции ребенку.
Посещайте совместно с членами семьи и ребенком театры, музеи, концерты, праздничные мероприятия, демонстрации, пусть он видит, как люди чтят память героев войны, героев труда, достижения города, значимые для всей страны.
Рассказывайте о членах семьи, которые достигли хороших результатов в работе, учебе, защищали в разное время нашу страну от врагов.
Любовь к своему городу – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Воспитывая любовь к природе родного края важно приучать дошкольника беречь природу, охранять ее. Здесь важен пример родителей. Привлекайте малыша к выращиванию растений, возьмите его на субботник по озеленению города, посадите дерево возле вашего дома, пусть ребенок знает, что посадил его он, пусть наблюдает. Как оно растет, пусть ухаживает за ним.
Расскажите, пожалуйста, своему ребенку, когда установлен памятник, в честь какого события он установлен, возможно, назовете скульптора. Возложите цветы к памятникам, или подарите ветеранам.
Посетите краеведческий музей, познакомьте с экспонатами, рассказывающими о Великой Отечественной войне, о героях – земляках.
Посмотрите художественные фильмы о войне, почитайте художественные произведения, послушайте военно-патриотические песни и т.д.
Воспитание детей – это наша общая осознанная ответственность. Только вместе и совместно вы – родители и мы – педагоги, справимся с задачей становления маленького человека в достойного гражданина Российской Федерации.