РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ. Автор: Штенцель Ирина Васильевна. Работа №378123
Конспект занятия
в подготовительной логопедической группе
«Дом Дружбы»
Программное содержание:
Задачи:
• обогащать лексику дошкольников синонимами, эпитетами; подбирать родственные слова;
• формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость);
• воспитание дружелюбия, сопереживания, доброжелательного отношения друг к другу;
• закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе;
• развивать способности понимать и различать позитивные и негативные социальные эмоции;
• выражать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов.
Интеграция образовательных областей по ФГОС:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы:
Приемы пространственной организации:
- сидя в кругу, полукругом, за рабочими местами;
- физкультминутки.
Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности:
- создание ситуации занимательности
- использование познавательных игр и упражнений;
- поощрение, похвала
3. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
- объяснение;
- беседа;
- показ иллюстрации, пиктограмм
Оборудование: письмо, 5 кирпичей и крыша из картона для дома, нарисованная Шапокляк, 6 нарисованных радостных человечков, 6 нарисованных горшочков с растением, 6 медалек с улыбающимся солнышком, 3 набора букв для слова «дружба», акварель, кисточки, трубочки для коктейля, бумага; пиктограммы эмоций, картинки с изображением эмоциональных состояний людей, рисунок дерева.
Ход занятия:
Игра «Давайте поздороваемся». (сидим на стульчиках в кругу)
Психолог:
Я предлагаю вам поприветствовать друг друга следующим образом, представим что наши ладошки это маленькие солнышки, а пальчики это лучики. Давай поздороваемся друг с другом с помощью этих солнышек используя ласковые имена.
Психолог:
Ребята! Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Хотите узнать, от кого письмо? Попробуйте догадаться по этой песенке.
Звучит песня Шапокляк.
Дети: Письмо прислала Шапокляк.
Психолог
Молодцы, правильно отгадали.
Посмотрим, что же эта дама нам пишет.
Психолог зачитывает письмо: Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в ваш город. Но и тут я не могу найти себе друзей. А дом дружбы, который построили Крокодил Гена и его друзья, остался далеко позади. Мне так грустно и скучно одной, помогите мне, пожалуйста, найти друзей. Я больше никогда не буду вредничать и хулиганить. До свидания, ваша Шапокляк.
Психолог:
Ребята неужели и правда Шапокляк такая вредная и большая хулиганка и у ней совсем нет друзей? Как вы думаете как ей живётся с таким характером и без друзей? А почему? А вам её жалко? Ну а как же мы можем помочь Шапокляк? А вы хотите ей помочь? А вы хотите быть её друзьями?
Дети: Научим дружить. Пригласим к нам жить и т.д.
Психолог
А где же она будет жить?
Дети: Построим ей дом Дружбы.
Психолог:
Точно, давайте построим дом дружбы, как герои известного мультфильма и позовем туда жить Шапокляк и заодно научим и покажем как дружить и не ссорится ни с кем. Но кирпичи для дома будут особенные, их мы получим, если выполним правильно задания. Надеюсь, вы понимаете, что работа не такая простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание. Каждое задание это один кирпич, а каждый кирпич это часть дома, нашего дома Дружбы.
Упражнение
«
Составь слово
»
.
(
н
а рабочих местах)
Психолог:
Чтобы получить первый кирпич необходимо составить слово из букв, которые находятся у вас на рабочих местах и работая в паре - дружно, я думаю, что вы с этим заданием справитесь:
р д у б а ж
Психолог:
Какое слово получилось?
Дети: дружба!
Упражнение «Мозговой штурм» - что такое дружба? (сидим на стульчиках в кругу)
Дети передают мячик друг другу и отвечают на вопрос - что такое дружба.
Психолог:
Молодцы! Мы прошли первый этап пути. И можем заложить первый кирпич дома дружбы.
Игра «Семьи слов»
.
(
с
тоя
)
Подходят к мольберту. На нем закреплен рисунок дерева, в корнях которого написано слово «Дружба».
Психолог:
Что за слово хранит это дерево? (ребёнок читает). У слова «дружба» есть слова - родственники. Давайте назовём слова похожие на слово «дружба».
Дети: Друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться.
Психолог прикрепляет слова к веткам дерева.
Беседа (сидя в кругу)
Психолог:
А с кем можно дружить?
Дети: С тем, кто нравиться тебе. С тем, кто делиться с тобой. С тем, кто не обижает тебя.
Психолог:
Как вы думаете, можно ли прожить без друзей?
Дети: Без друзей скучно, не интересно. Не с кем поговорить и поиграть.
Психолог:
Друзья познаются в счастье или в беде?
Дети: В беде друзья всегда помогут.
Психолог:
Приятно ли вам, когда друзья разделяют с вами радость? А неприятности? Что друзья могут делать вместе?
Дети: Играть, работать, учиться, отдыхать, смеяться, шутить, разговаривать, помолчать и т.д.
Психолог:
Молодцы! Мы прошли второй этап пути. И можем заложить еще один кирпич дома дружбы.
Психолог обобщает сказанное выше ребятами.
Упражнение «Паутина
комплементов (
добрых слов
)
»
.
(
с
идя в кругу)
Психолог:
У меня есть «клубочек дружбы», который мы будем передавать по кругу. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и говоря комплемент (добрые слова) передает клубок другому ребенку и т.д.
Психолог:
А теперь посмотрите, какая паутина комплементов (добрых слов) у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?
Дети: Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать добрые слова.
Психолог:
А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?
Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.
Психолог:
Психолог обобщает сказанное выше ребятами.
Третий кирпичик дома дружбы мы заложили. И, раз у нас у всех такое радостное настроение, давайте устроим «Радостный салют».
Рисование
«Радостный салют»
(на рабочих местах)
Психолог:
Садитесь за стол, берите краски, кисти, капайте на бумагу разноцветные капли, подумайте какой цвет вы выберите для радостного салюта, дуйте на них из трубочек. Вот так. Хорошо. Здорово. И с этим заданием справились. Ставим четвертый кирпичик.
Физкультминутка
Цель: снять физическое напряжение, собрать внимание для перехода к следующему упражнению.
Упражнение-разминка. «Теремок». ( Продолжительность 2 мин.)
На поляне теремок, (Ладони сложить «домиком»)
Дверь закрыта на замок (Сомкнуть пальцы в замок).
Из трубы идет дымок (Поочередно из всех пальцев сделать колечки)
Вокруг терема забор (Руки перед собой, пальцы растопырить).
Чтобы не забрался вор (Щелчки каждым из пальцев поочередно)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (Кулаком постучать по ладони)
Открывайте! (Широко развести руки в стороны).
Я ваш друг! (Ладони сомкнуть одна поперек другой)
Игра «Узнай настроение»
.
(
с
идя
по
лу
кругом
на стульчиках)
Психолог:
А как можно узнать настроение у человека?
Дети: по лицу
Психолог:
Правильно, по лицу. Вот здесь расположены картинки с разными лицами детей. Найдите ребёнка, у которого грустное настроение, веселое, человечек, который испугался, удивился, разозлился.
Игра «Пиктограммы эмоций»
Психолог:
А давайте поиграем, я буду показывать пиктограммы эмоций, а вы попробуйте изобразить эту эмоцию на своем лице.
Нам всем приятно, когда у нас и у окружающих хорошее настроение.
Психолог:
Справились с заданием, вот и следующий кирпичик.
Психолог:
Еще один кирпичик дома дружба мы заложили. Как много разных заданий мы выполнили, как много вы знаете о дружбе. Это значит, вы без труда сможете найти друзей и быть верными и хорошими товарищами. Благодаря вашим стараниям дом Дружбы получился большим и красивым. Но, чего-то, по-моему, не хватает?
Дети: крыши!
Упражнение «Правила дружбы»
(сидя полукругом)
Психолог:
Да, крыши и это значит пришло время составить правила дружбы, которыми мы и Шапокляк можем пользоваться в жизни. Давайте по кругу используя мячик проговорим эти правила.
Дети: Помогать другу, быть честным, уступать, не бояться просить прощения, не грубить, не жадничать, не злиться.
Психолог:
Действительно, очень важно в настоящей дружбе помогать другу, быть честным, уступать, не бояться просить прощения, не грубить, не жадничать, не злиться, радоваться за друзей!
Наш дом Дружбы построении мы устанавливаем крышу.
О! Вот и Шапокляк долетела до нас, ребята! Теперь о дружбе, я думаю Шапокляк знает всё!
Психолог поселяет Шапокляк на самый верхний этаж.
Рефлексия
Психолог:
Ребята, а если вы думаете так же, что вы каждый справились с нашей задумкой изменить Шапокляк и стали ей другом, подругой и смогли построить прочный, крепкий, дружный дом для Шапокляк, то возьмите радостного человечка и поселите его в дом Дружбы, а если считаете, что вы не совсем справились с этой задачей, то поставьте в окошко горшочек с цветком.
Дети выполняют
Психолог:
Посмотрите, как озарился дом Дружбы, радостными улыбками, согрелся теплом дружеских сердец!
А я в свою очередь, хочу тоже подарить вам кусочек радости и пожелаю вам, чтобы у вас всегда было прекрасное настроение, и чтобы вы внимательно относились друг к другу, чтобы у вас были рядом хорошие надёжные верные друзья!
Психолог раздает детям медальки с изображением улыбающегося солнышка и детей.
В завершение занятия проводится упражнение «Всем-всем, до свидания!» - упражнение на объединение и сплочение детей в группе. Дети образуют круг, а затем ставят свои ладошки в единый «столбик» и громко произносят: «До свидания!», затем убирают ладошки.