Молодёжь в современном мире. Автор: Русакова Елена Александровна. Работа №378156
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Пугачева Саратовской области
имени Т.Г. Мазура»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
Предметная область «Обществознание»
Тема: «Молодёжь в современном мире»
Выполнила:
Русакова Елена Александровна,
Обучающаяся 10 «А» класса
МОУ «СОШ №1 г. Пугачева
имени Т.Г. Мазура»
Руководитель проекта:
Русакова Наталья Александровна
Пугачёв
2022
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Молодёжь в современном обществе.................................................4
1.1. Определение молодёжи как отдельной социальной группы…………..4
1.2. Современная молодёжь и молодёжь 80-х………………………………...6
ГЛАВА II. Актуальные проблемы молодёжи………………………………..7
2.1. Зависимость от Интернета………………………………………………....8
2.2. Конфликты поколений……………………………………………………..9
2.3. Вредные привычки………………………………………………………...12
Преступность
2.4. Проблема буллинга………………………………………………………..15
2.5. Мода……………………………………………………………………….....17
2.6. Патриотизм………………………………………………………………....18
2.7. Молодёжь – будущее страны……………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...21
Список литературы, источников……………………………………………..23
Введение
Молодёжь - это основная ячейка современного общества. На сегодня она – важнейший интеллектуальный, культурный и профессиональный резерв российского общества, от качества жизни и развития которого зависит судьба России.
Данная тема очень интересна именно тем, что каждый человек в этом мире когда-то был подростком. Все переживали за свои проблемы, отличались чем-то от окружающих, самосовершенствовались, развивались, учились, общались с людьми. Все это происходило в абсолютно небольшой период времени - молодость. Именно молодёжь зачастую не понимают близкие, не разделяют ее взгляды на многие вещи, не понимают, о чем же они думают, от чего они поступают именно так, как можно решить уже будучи взрослым, неправильно. Именно по этой причине, непонимание, я и выбрала эту тему для своего проекта. Она перспективна, схватывают на лету информацию о новых технологиях и всегда стремиться повысить качество собственной жизни.
Современное общество должно понимать и способствовать развитию молодёжи - это и уклон в сторону образования и науки, и улучшения здоровья по средствам спорта, физической культуры и здорового образа жизни, родители и педагоги должны помогать в формировании стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь, развивать тип здорового поведения, а политика государства должна быть направлена на обеспечение эффективного воспитания, достойного образования и успешную социализацию молодого поколения.
Цель исследования: изучить основные проблемы современной молодёжи.
Задачи:
Изучить основные проблемы современной молодёжи
и выяснить причины их появлений
Рассмотреть глобальную проблему Интернет-зависимости и вытекающие из неё последствия
Узнать, как построить доверительные отношения между родителями и детьми
Выяснить как воздействуют вредные привычки на молодой организм
Определить причины буллинга в обществе и методы борьбы с этой проблемой
Изучить современную моду и её жестокие правила
Описать роль патриотизма в жизни молодёжи
Проанализироват
ь итоги опроса среди учащихся 11 классов
Методы исследования: сбор информации, изучение литературы, анализ информации.
ГЛАВА I. Молодёжь в современном обществе
1.1. Определение молодежи как отдельной социальной группы
Молодёжь — это особенная социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и собственным статусом в обществе; поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. развития личности, усвоения знаний, общественных ценностей и общепризнанных норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.
Молодостью принято именовать этап в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием.
Если рассматривать молодёжь с точки зрения ведущих видов деятельности, то данный этап совпадает с окончанием образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность).
С точки зрения психологии молодость — это период обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска особого пути достижения успеха и счастья. Как в любом поиске, молодой человек не застрахован от трудностей и ошибок: у него еще нет необходимого навыка, чтобы принимать верные решения в многочисленных сложных ситуациях. Впрочем, именно осознание этих ошибок формирует его собственный жизненный опыт. «Молодые люди столь же склонны считать себя мудрыми, сколь пьяные-трезвыми» - сказал Ф.Честерфильд, и он прав. Молодёжь лишь только набирается опыта в этот определенный период времени, с появлением опыта, их можно будет назвать взрослыми людьми.
С общефилософской точки зрения молодость можно рассматривать как время возможностей, время устремленности в будущее. С этой точки зрения молодость — период неустойчивости, перемен, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодёжь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям— она желает преобразовать мир, утвердить собственные новаторские ценности. Молодые люди нередко пробуют выделиться из окружающей их толпы с помощью эффектной внешности. Например, яркого цвета волос или же татуировки.
Для молодёжи характерна внутренняя физическая и психическая нестабильность, внутренняя противоречивость. Этим можно объяснить то, что они часто не могут понять, чего им хочется или какой же сделать выбор, что будет правильнее. Порой молодые люди подчеркивают свою свободу, проявляя это в своих грубых и необдуманных речах, своими зачастую несовместимыми словами и некорректными предложениями. Они не всегда сначала думают над тем, что сказать, а сразу быстро отвечают невежливым ответом, защищаясь тем самым от окружающих, слова которых, возможно, просто не понравились или не были поняты правильно подростком.
В погоне за нашим временем многие девочки-подростки взамен влечения к удачной грядущей семейной жизни, стараются стать привлекательными и видными, что впоследствии ведёт к развратности натуры. Это касается и мальчишек, которые смотря на своих кумиров, со временем понимают, что у них не получится стать такими как те. Это приводит к потере всех ценностей и разочарованию в жизни. В этом выражается подмена их жизненных ценностей.
Исходя из этого, можно сказать, что молодёжь - это люди определенного возраста, которые ищут собственные интересы, общаются с окружающим их обществом, выбирают свою будущую профессию, пробуют свои силы в том или ином виде искусства или деятельности. В связи с этим довольно важно, чтобы человек в этот период жизни не сбился с верного пути, не стал зависим от вредных привычек, научился быть коммуникабельным, выбрал вид деятельности, который интересен ему больше всего, чтобы работать в этой сфере, став взрослым, а главное, чтобы любить свою работу в будущем.
МОЛОДЁЖЬ
Социальный статус
ОсобенностиКритерииСубкультура
Физиологическая Модная Несформированность Особая
зрелость атрибутика сознания социальная роль
Жизненная Сленг Внутренняя Социальная
творческая противоречивость мобильность
активность
Приобретение Музыкальные Неустойчивая Активный поиск
гражданских и пристрастия психика своего места в
политических социуме
прав
Стиль поведения
Завершение
образования
1.2. Современная молодёжь и молодёжь 80-х
Большая часть мировых социологов считает, что нынешнее поколение находится в периоде кризиса, а поколение «Х» смогло пробудить общество. Людей, которые родились с 1965 по 1979 год, называют поколением «Х» . Этот период времени выбран не спроста. Именно в эти моменты происходили значительные перемены в обществе и культуре. Представители поколения «Х» прагматичны, стремятся к самостоятельности и больше всего ценят возможность выбора. Именно поколение «Х» было свидетелем распада СССР и трудностей девяностых. Также, когда они были молодыми, наука сделала резкий скачок, и многие технологии появились в нашей жизни.
Людей, родившихся после 1995-года, называют Поколением «Z», и их видение мира отличается от картин мира их родителей или бабушек и дедушек из поколения «Х». Поколение «Z» называют «цифровым» : интернет и гаджеты были у них почти с рождения. Они привыкли к свободе и открытости, а родители поколения «Z» старались не повторить ошибок своих родителей и уделяли детям больше времени и внимания. Любовь родителей и благополучная жизнь стали причиной того, что каждый представитель современной молодёжи считает себя уникальным и стремится к персонализации. Классическое образование и работа им не подходят, современной молодёжи комфортнее и проще научиться всему самостоятельно. Например, прочитать любую статью или инструкцию можно в Интернете. Жизнь поколения «Z» тесно связана с техникой: там они общаются, учатся работают, другими словами — живут.
Ученые из России провели большой социологический опрос среди людей, рожденных в 70-80-х годах и 2000-х. Изучали культурные, психологические отличия разных поколений, их черты характера, жизненные ориентиры, цели, задачи, мечты.
В результате социального опроса выяснилось, что современная молодёжь, более уверенная в себе, знает себе цену, идет к поставленным целям, предпочитают получать новые знания. Для современных подростков важно получить образование, иметь возможность хорошо зарабатывать. Подростки из 80-х относились к учебе иначе. Они понимали, что у всех, в основном, будет одинаковое образование. И как правило, школьники прошлых лет любили прогуливать занятия, ведь всегда была возможность пойти учиться в ПТУ.
Современные школьники всё чаще по собственному желанию посещают репетиторов, активно изучают иностранные языки, хотят получить хорошее образование, которое даст начало развитию и получению материального достатка в будущем. Если поколение 80-х, в основном, предпочитало гулять на улице, то современная молодёжь лучше пойдет на курсы программирования или будет изучать иностранные языки. Но также нынешние подростки любят играть в компьютерные игры и намного меньше читают книг, чем их родители.
Считается, что нынешнюю молодёжь излишне опекает старшее поколение. Раньше дети развивались без дополнительных занятий, сами делали уроки в школе. Теперь же родители стараются все решения принимать сами, не советуясь с детьми. Например, случаются ситуации, когда родители отдают своих детей в какие-либо секции, записывают на курсы не интересуясь, чего же на самом деле хотят дети. Школьники разучились делать домашнее задание самостоятельно, хотя поколение 80-х практически никогда не обращалось к родителям за помощью. Поколение СССР отличается ответственностью, исполнительностью, самостоятельностью. Молодёжь, которая жила в Советском Союзе, могла принимать ответственные решения, не перекладывая их на плечи родителей. Советские подростки, в первую очередь, думали о коллективе, о судьбе Родины. Современная молодёжь на первое место ставит собственные приоритеты, живут сегодняшним днем, получают удовольствие от жизни. Подростки наслаждаются молодостью и не спешат взрослеть.
Каким бы разным ни было воспитание, одно поколение всегда живёт при одних событиях в обществе, а следующее — при абсолютно других. И поэтому совершенно разные люди, но живущие в одно время, могут смотреть на мир одинаково и иметь похожие привычки.
ГЛАВА II. Актуальные проблемы молодёжи
Молодёжный возраст довольно сложный и ответственный период в жизни человека. Именно на него приходится напряженный процесс социализации личности, то есть освоение ею различных социальных ролей и усвоение культурных норм и способов поведения, принятых в обществе. Этот процесс связан со многими проблемами, такими как:
Зависимость от Интернета и электронных гаджетов
Конфликты старшего и младшего поколений
Вредные привычки, разрушающие организм человека
Буллинг
А также:
Жестокие правила моды
Проблема патриотизма
у молодё
жи в современном мире
Рассмотрим вышеперечисленные актуальные вопросы молодёжи подробнее.
2.1. Зависимость от Интернета
Сейчас XXI век – время компьютерных и продвинутых информационных технологий. И многое число молодежи даже боятся представить свою жизнь без гаджетов, позволяющих находиться онлайн. Интернет – это международная система компьютерных сетей для хранения и передачи информации, которая на сегодняшний день становится одной из ежедневных потребностей человека.
Практически невозможно встретить кого-то, особенно среди молодежи, кому интернет не нужен. Каждый человек хотя бы раз в день заходит в интернет и проводит в нем немалое количество времени. Виртуальность очень удобна тем, что можно многое сказать, прокомментировать и не боятся осуждающих взглядов. Но отсутствие опыта общения с людьми в молодости сильно сказывается на взрослой жизни. Всё больше людей переселяются из реальной жизни в виртуальное пространство. И это действительно мешает им строить реальную жизнь.
Сидя дома, можно общаться с людьми, которые находятся в любой части света, купить вещь, узнать новости или любую другую информацию, послушать музыку и т.п. Проводя достаточное количество времени за Интернетом, молодёжь приобретает зависимости от него. Интернет-зависимость, или ещё называют Интернет–аддикция — навязчивое желание подключиться к Интернету, и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Это сказывается не только на внешнем виде человека (усталость и покраснение в глазах), но и на психическом и физическом поведении. Проводя немало времени в интернете, они погружаются в виртуальный мир, вследствие этого элементарно реже выходят на улицу. Многие пользователи интернета тратят довольно крупные деньги на обеспечение обновления компьютерных устройств.
Молодёжь, которая постоянно сидит в интернете, приобретает зависимость: они по несколько раз в день обновляют странички в социальных сетях, сутками играют в онлайн игры и при этом всем они не замечают, сколько времени они тратят впустую. У таких пользователей чувство времени отсутствует, вроде бы они заглянули по делу на несколько минут, а на самом деле, пробыли в сети около двух, трех часов, а то и больше.
В ходе исследования Кимберли Янг выделяют следующие типы интернет-зависимости:
1) компьютерная зависимость: пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);
2) компульсивная навигация в Сети: навязчивый поиск информации в удаленных базах данных;
3) перегруженность информацией: привязанность к азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;
4) киберкоммуникативная зависимость: зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни членов семьи и друзей виртуальными;
Альтернатива функциям социальных сетей и гаджетов:
- использовать реальный мир для общения;
- искать друзей в реальности;
- наполнять жизнь положительными событиями, поступками;
- иметь собственные четкие взгляды, убеждения;
- избегать лживости и анонимности в виртуальной реальности;
- научиться контролировать собственное время и время за компьютером;
- найти любимое занятие, увлечение, хобби в реальной жизни, которое будет отвлекать от гаджета и Интернета;
- больше гулять, проводить время на свежем воздухе, заниматься спортом;
- прислушиваться к советам родителей, если они говорят, что вы слишком много времени проводите за компьютером;
2.2. Конфликты поколений
Одной из ключевых проблем молодежи является непонимание их взрослыми. В результате происходит множество конфликтов с родителями. Под словами «конфликт поколений» принято понимать культурно-социальное явление, когда ценности младшего поколения значительно отличаются от ценностей старшего поколения. Самыми яркими примерами разногласий между людьми разного возраста можно считать ситуации общения между детьми и родителями, бабушками и дедушками.
Выделяют главные факторы, которые являются причиной конфликта поколений и возникновения социокультурной дистанции между старшими и младшими:
Особенности мировоззрения (отн
ошение к учебе, карьере, семье,
роль современности,
воспитание детей);
З
она комф
орта (одежда, техника, еда, обстановка и
т.п.);
Разное воспитание
(современные
методы воспитания абсолютно не схожи с теми
, которые использовались раньше);
Стремит
ельное развитие техники и науки (к
аждый день появляются новые
технологии
, облегчающие быт или производственные процессы. Прогресс ускоряется, и старшее поколение просто не успева
ет обучиться новым технологиям
)
;
Отдых (выбор места проведения отпуска/каникул, хобби, проведение свободного времени)
;
Однозначно ответить на вопрос, как появляются конфликты поколений, невозможно. Это большую роль играет множество факторов, но самым значимым является обстановка в обществе, где происходят конфликты.
Конфликты в семье.
Такие разногласия происходят наиболее часто, могут случаться ежедневно. И все они имеют разные масштабы: например, родители запрещают дочери гулять допоздна или говорят сыну, что его друзья − это плохая компания и запрещают видеться с ними. Это все может привести к тому, что дети начнут сбегать из дома, бунтовать, специально провоцируя конфликт. Данного рода конфликт оставляет серьезный отпечаток на взаимопонимании, взаимоуважении ребёнка к родителям. Но вот, пример, обратный первой ситуации: бабушка каждый раз говорит внуку о том, чтобы он больше ел, на что тот говорит, что итак наелся. Это тоже своего рода конфликт, но он не оставляет столь сильных психологических впечатлений на молодёжь.
Конфликты в обществе.
Спор с посторонним человеком наносит менее серьезный урон, чем спор в семье. Общественные разногласия могут испортить настроение или стать источником стресса. Спорам в общественных местах может послужить недосып, напряжение на работе т.д., что мешает человеку контролировать себя.
Существуют конфликтные личности, которые специально начинают спор, чтобы снять напряжение, а легче всего это сделать на незнакомом человеке. Избежать спора лучше всего, не реагируя на собеседника, проявляя равнодушие. Это именно то, что принесет оппоненту наибольшее недовольство.
Можно выделить три наиболее адекватных способа разрешения конфликтных ситуаций:
Аргументирование своей позиции. Для доказательства
своей
правоты
стоит попробовать
убедить собеседника в том
, что сказанное – это не просто слова,
а
мнение, основанное на чем-то: на опыте, примере и пр. Но при этом важно выслушивать и
точку зрения
собеседника
.
В некоторых ситуациях верны оба мнения, поэтому при выяснении обстоятельств конфликт старшего и младшего поколений может быть быстро исчерпан.
Компромисс. Особенно легко к нему приходят сдержанные люди, у
меющие слушать и анализировать. В
ситуациях, где присутствуют два различных мнения, можно найти «золотую середину»,
результат
которой удовлетворит обе стороны.
Уступка. Если одна из сторон хочет прекратить конфликт, ей лучше просто отказаться от победы.
Т.к.
вступая в
спор
, разные поколения могут долго спорить о том, кто прав, и каков будет
итог
. Это также может привести к самым
различным последствиям, которые нередко негативно сказываются
на взаимоотношении этих людей.
Для того чтобы наладить отношения с близкими людьми старшего поколения и максимально сгладить «острые углы» при общении с ними, следует прислушиваться к следующим рекомендациям:
Разговаривая, не перебивайте собеседника. Дайте ему возможность договорить до конца
.
С уважением выс
лушивайте точку зрения человека
;
Никогда не переходите на повышенные тона. Свои взгляды излаг
айте спокойно и аргументировано;
Не пытайтесь настоять на своем. Всегда ищите компромиссное решение, кот
орое устроит и вас, и оппонента;
Не грубите и не уходите от ответа
, в
сег
да отвечайте на заданный вопрос;
Постарайтесь понять точку зрения другого человека. Вы можете с ней не согласиться, но попробуйте взглянуть на проблему глазами вашего старшего или младшего родственника.
2.3. Вредные привычки
В жизни современного общества особо остро стали проблемы, связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили у молодёжи. Рассмотрим данный вопрос подробнее.
Алкоголизм
Алкоголь — это наркотик, обладающий не только огромной разрушительной силой, но и имеющий свойство развивать пристрастие к нему. И чем раньше будет выпита первая рюмка вина, тем раньше и тяжелее скажутся ее последствия. Для мальчика или девочки 14—16 лет рюмка сухого вина не менее пагубна, чем для взрослого бутылка водки.
Алкоголизм можно назвать социальной проблемой молодежи, так как от него никто не застрахован. Здесь влияет как наследственная предрасположенность, так и приобретенная, методом втягивания. Подросток, рано начавший употреблять спиртные напитки, теряет смысл в жизни. В последующем его стимулом становится выпивка. Подросток в стадии алкогольного опьянения становится неуравновешен, навязчив, груб. Чтобы избежать подросткового алкоголизма и вырастить полноценного члена общества, необходимо следить за своими детьми и вовремя ограждать их от плохих компаний, где практикуется употребление спиртных напитков. Большинство подростков считают, что слабый алкоголь – это всего лишь недорогой и абсолютно безопасный способ расслабиться. Порой им кажется, что они пьют не водку, а практически «лимонад». Да и употребляют с целью повысить настроение. Отношение нашей молодежи к слабоалкогольным напиткам, как к лимонаду, очень опасно!
Пивной алкоголизм развивается медленнее и не так заметно, чем алкоголизм от крепких спиртных напитков, соответственно не менее опасен. Проблема алкоголизма среди подростков очень актуальна в наше время. Все больше и больше лиц подросткового возраста употребляют алкогольные напитки не реже 1 раза в неделю, а порой и чаще. Алкоголь прочно укрепился среди молодежи. Для них алкоголь – это средство для раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.
Наркомания
Наркомания - тяжёлое психическое заболевание, возникающее при систематическом употреблении наркотиков. Состояние наркотического опьянения напоминает алкогольное, но без характерного запаха алкоголя. Общим признаком этого опьянения является эйфория, т.е. приподнятое настроение, безмятежное блаженство в сочетании с замедлением или ускорением мышления. Существует множество факторов и причин, приводящих молодых людей разных возрастных групп к приобщению к наркотикам:
влияние образцов поведения взрослых на растущего человека
(ребенок наблюдает за поведением взрослых, в особенности родителей, и в будущем подражает им)
;
информационный
фактор (21 век – век «информационной революции», когда взрослое поколение пытается донести младшим о том, что наркотики — это зло через информационные потоки с элементами запрета. Следовательно, у молодёжи возникает вопрос «Почему? Для чего об это говорят так ярко?» И это они считают так называемым
позывом совершить обратное, т.е. попробовать незаконное)
;
психологический фактор
(Каждый человек сам контролирует себя, сам решает, как правильно ему поступить и у каждого по-своему развита сила воли, то есть ответственность за себя и свои действия, в том числе за употребление опасных веществ, зачастую человек несёт сам)
;
потребность в общении со сверстниками
(молодёжи нередко хочется быть похожими на своих друзей, дабы не оказаться «белой вороной», быть рядом с ними и чувствовать взаимосвязь, именно поэтому наиболее часто употребление наркотиков случается именно в компаниях, с друзьями)
;
Употребление наркотиков в подростковом возрасте часто приводит к хроническому гепатиту, СПИДу и развитию слабоумия, а риск психических заболеваний возрастает в несколько раз. Кроме этого замедляется физическое развитие организма подростка, его вес и рост намного отличается от физического развития сверстников. Формируется зависимость от наркотических веществ.
Табакокурение
Курение - одна из самых пагубных привычек, являющаяся социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой части проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – уберечь своё здоровье от продуктов курения. Несмотря на то, что у многих от курения появляется плохое самочувствие, чувство превосходства, веяние моды способствует распространению табакокурения.
В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ, главным из которых является никотин. Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Он отрицательно воздействует на нервную систему, пищеварение, а также дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Вначале возникает повышенная раздражимость и возбудимость самых различных систем и органов, а затем это состояние сменяется угнетением. Как его еще называют – наркотик. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает в кровь после выкуривания 20-25 сигарет и для некоторых курильщиков это ежедневная доза. Все же курильщик не погибает, поскольку полученная доза вводиться постепенно, а не в один прием.
Курение
Активное Пассивное
Человек курит сам, Человек вдыхает табачный дым
в крайне опасном количестве против своей воли
потребляет никотин
Преступность
Из всего вышеперечисленного выходит еще одна проблема молодежи, это преступность. В редких случаях подросток отчаивается пойти на преступление, если он здравомыслящ, а значит, не употребляет ни спиртного, ни наркотиков. Большее количество всех преступлений, совершенных подростками, в стадии алкогольного опьянения. Кроме этого совершаются так же по причине неустойчивой психики подростков или в результате неразделенной любви. Для того чтобы молодёжь как можно реже пополняла списки преступников родителям необходимо больше общаться со своими детьми, наблюдать за их эмоциональным состоянием и вовремя предлагать помощь.
Сегодня несовершеннолетние – самая криминогенно поражённая группа населения. В составе преступных деяний несовершеннолетних преобладают преступления против собственности (кража, мошенничество, грабёж, угон транспорта), преступления против общественной безопасности и здоровья населения (хулиганство, нанесение тяжких телесных повреждений).
В современном мире криминальная активность подростков нарастает вне зависимости от материального благосостояния населения. Возрастающая преступность среди несовершеннолетних является следствием глобального социального аутсайдерства, когда молодёжь и дети оказываются вне существующего общества. Молодежная преступность — это не только следствие нищеты и бедности, но также форма протеста молодежи, ее необъявленной стихийной войны с обществом. А ведь роль общества в этом вопросе не менее важна. Представители общества должны правильно оценивать и реагировать на поведения молодых людей с зачатками преступление законов и норм.
2.4. Проблема буллинга
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство») — это травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими). Он может выражаться по-разному: от непристойных шуток и оскорблений до избиения.
Основная цель буллинга — запугать жертву, подчинить ее себе.
Наиболее распространён буллинг в школе, а именно в начальных классах и среднем звене. К 10–11 классам школьники становятся взрослее, мыслят иначе и проблема травли в школе сходит на нет. Наиболее характерен он для учеников 6–8-х классов. Дети до 14 лет отличаются особой жестокостью, так как не боятся уголовной ответственности. Мало кто из инициаторов травли признает свою вину, чаще перекладывают вину на жертву. Чаще всего буллинг происходит в психологической форме:
словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
распространения слухов и сплетен;
бойкота (одна из самых опасных форм буллинга
);
При физическом буллинге зачастую дети не просто издеваются, а записывают это на видео, распространяют его в интернете. Бывает, что сначала возникает идея видео, а затем ищется жертва, составляется сценарий ролика. К тому же сегодня активно развивается электронный или виртуальный буллинг. Жертву атакуют через социальные сети или смс-сообщения.
Выделяют три основные роли:
Агрессор
—придумывает и возглавляет
издевательства
;
Жертва
– принимает на себя насилие, не имеет типичных черт;
Наблюдатель —
не вмешивается, а лишь смотр
ит на издевательства со стороны
;
Рассмотрим подробнее каждую роль.
Общая характерная черта для всех агрессоров — это отсутствие любви и понимания со стороны близких людей. Агрессорами могут стать дети как из неблагополучных семей, так и из достаточно обеспеченных. Например, если родители не уделяют своему ребенку достаточно внимания, и он впоследствии начинает проявлять это на других. Как правило, буллеры сами были жертвами со стороны взрослых, а через травлю других они выплескивают накопившуюся агрессию. Зачастую дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают коллектив школы заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков.
В ситуации буллинга бесполезно занимать позицию наблюдателя. Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей. В результате развивается так называемая «травма наблюдателя».
Жертва буллинга самая тяжелая и тревожная роль. Жертвой травли может стать абсолютно любой ребенок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Но чаще это дети, чем-то отличающиеся от других: отличники или двоечники, представители других национальностей, а также физически слабые подростки, с низкой самооценкой и т.п. Чаще всего ребенок не рассказывает о своем положении напрямую. О травле можно догадаться по некоторым физическим и психологическим признакам. Это синяки, нежелание идти в школу, нервный тик, ухудшение состояния здоровья, замкнутость.
Причин буллинга довольно много. Но выделяют и основные мотивы травли:
Зависть
;
Месть
;
Самоутверждение в коллективе
;
Стремление быть в центре внимания
;
Желание унизить, запугать непонравившегося человека
;
В случае если ребенок подвергся буллингу в обществе ему следует:
Всегда рассказывать о случаях трав
ли
взрослым, которым доверяешь,
ничего не скрывать
;
И
збегать конфликтных ситуаций (как групповых, так и индивидуаль
ных), в которых возможна травля
;
Стараться
постоянно укреплять самооценку и вести себя уверенно.
Искать свои сильные стороны и развивать их
;
Не стоит мстить обидчикам с еще большей жестокость, это может привести к новым проблемам
;
2.5. Мода
Молодёжь обожает самовыражение через личный стиль в одежде. Для молодёжи в этой теме нет ничего запретного. Сегодня молодежная одежда – это уже не просто вещи на каждый день, а стиль жизни тех, кто стремится показать свою индивидуальность, не утрачивая при этом гармонии с окружающим миром. Молодёжь ценит уверенность в себе, свободу движения и возможность самовыражения - всему этому должна соответствовать и одежда. Если выбрать одежду, которая, на первый взгляд, друг с другом не сочетается, но сделать это грамотно, то любая девушка или парень могут быть в тренде.
Но иногда даже не обязательно быть в тренде! Мода циклична. И этому есть подтверждение в современном стиле подростков. В последнее время современная мода все чаще стала строиться на стиле 80-х и 90-х. Бананы, клёш, прямые, с завышенной талией – всё это виды джинс, которые считались модными в 80-х годах СССР и на удивление не отстают от трендов и сейчас. Оверсайз одежда также актуальна всегда, она позволяет чувствовать себя свободно, защищенно, в крайних случаях помогает скрывать недостатки. Кроп-топы, панамы, мини-юбки и шорты, лоферы – это и многое другое возвращается из советской моды в 21 век.
Но порой мода – это не только красивая и удобная одежда, стройные модели на подиуме — это тяжелое испытание для молодежи, которая стремится за новым стилем совсем забывая про свое здоровье. Диеты как одни из методов погони за современным стилем. Многие девушки мечтают о красивом худом теле, тонкой талии, аккуратных черт лица, но не уделяют внимание своему организму. Отчаиваются на пластические операции, которые забирают их натуральную красоту. В последнее время в моду у дам вошло удаление нескольких пар ребер или зубов для уменьшения талии и красивых скул. Такие нелепые изменения с собой осуществляют не только девушки, но и парни, которые также стараются быть похожими на других мужчин. Парни оперируют свои лица множество раз и в конечном итоге меняются до неузнаваемости, становятся пугающими и не привлекательными.
2.6. Патриотизм
Патриотизм — одна из фундаментальных основ российской государственности. Именно поэтому данная проблема является актуальной и часто обсуждаемой в обществе. Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриотизм выражается и в уважении к своей стране, к её прошлому, к памяти предков. Проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, и бережном отношении к народной памяти, культурным традициям. Если со школьной скамьи удастся привить молодым чувство патриотизма и любовь к своей родине, то они в свою очередь вложат душу в ее развитие и благополучие.
Молодёжь является носителем перспектив и именно от того, насколько удачно сформированы их взгляды относительно своего будущего, будущего своей страны, зависит современная жизнь и завтрашний день нашей страны. И все-таки большинство молодых людей любят свою Родину и гордятся ее историческим прошлым, верят в ее будущее. При этом образцом истинного патриота молодёжь видит участников различных войн, прежде всего Великой Отечественной войны, военных, а также деятелей науки и искусства. Это говорит о присутствии чувства гражданского долга у молодёжи. Большинство представителей молодёжи согласны с тем, что русские - особая нация, и что она занимает особое место среди других.
На фоне глобальных перемен в мире особенно важно уделять внимание патриотическому воспитанию молодежи, знанию родного языка, культуры, традиций, развивать интерес к изучению истории Отечества. Статистика регистрирует рост числа патриотов, политики призывают сплотиться и предлагают множество инициатив для укрепления духа граждан. Так, министр просвещения Сергей Кравцов выдвинул сразу несколько инициатив с целью повысить патриотизм среди школьников. Он предложил усилить воспитательную роль учителя, преподавать историю с первого класса и ввести факультативный урок «Разговоры о важном». А с 1 сентября 2022 года во всех школах страны каждый понедельник поют гимн и поднимают российский флаг.
Таким образом, основываясь все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в нашей стране особое внимание уделяется патриотическому воспитанию молодого поколения. Необходимо создавать среду, которая поможет воспитать у подрастающего поколения чувство патриотизма, то есть обеспечить стране светлое будущее!
2.7. Молодёжь – будущее страны
Молодёжь – это будущее страны! Молодость – время, когда хочется, чтобы все проблемы решались быстро, препятствия преодолевались легко, а мечты сбывались. Этот период надо использовать в полную силу. Во все века будущее страны было за молодёжью. Именно молодые люди были двигателями революций, прогресса и развития. И это именно на них могло положиться государство во время войны, в послевоенный период, во времена кризисов. Ведь это молодые, здоровые люди поднимали общество, возводили могучие постройки, загорались безумными мечтами и воплощали их в жизнь.
Современная молодёжь – кладезь талантов, мастерства и умений, нужно не растерять тот потенциал, который заложен в них, и суметь направить его в нужное русло, чтобы, несмотря на все трудности, суметь поднять Россию на должный уровень! «Не надо забывать, что молодёжь — это стратегический ресурс государства» (российский политический деятель М. Г. Рахимов).
К тому же активно стала развиваться хорошая черта молодого поколения - страсть к книгам, желание к саморазвитию, трата времени на полезную деятельность, которая развивает их мышление, память, красноречие. Хорошее воображение в основном развивается и процветает именно у молодого поколения. Идеи для написания книг, обучение рисованию и музыкальному мастерству приходят именно в молодости.
В современном мире высоких технологий, интернета, перспективы людей огромны. А задача старшего поколения – помочь молодым определить своё место в этом мире, реализовать себя. Все, что государство вложит в молодёжь, воздастся ему с лихвой. Образованные молодые люди – это фундамент, на котором всегда будет держаться наша страна. «От того, как мы воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» –В.В. Путин. Безусловно, современная молодёжь неидеальна, но она старается сделать мир лучше!
Для того, чтобы выяснить какие приоритеты у молодежи и какие вопросы их волнуют в настоящее время я провела социологический опрос среди обучающихся 11-х классов. Мною было задано 5 вопросов:
1. Что для вас является наиболее важным фактором для достижения успеха в жизни?
А. Качественное образование
Б. Материальная поддержка
В. Связи, поддержка влиятельных лиц
Г. Трудолюбие, добросовестность
2. Какие проблемы человечества вы считаете наиболее актуальными в настоящее время?
А. Здравоохранение
Б. Образование
В. Экономика
Г. Экология
3. Что вы считаете первой целью в жизни?
А. Создать крепкую дружную семью
Б. Значительно продвинуться в карьере
В. Заработать много денег
Г. Получить хорошее образование
4. На чью помощь вы надеетесь при осуществлении своих планов?
А. Родители
Б. Друзья
В. Государство
Г. Только на себя
5. Уверены ли вы в своих планах на будущее?
А. Да
Б. Нет
В. Затрудняюсь ответить
Результаты опроса представлены в гистограмме:
По результатам гистограммы видно то, что большинство современной молодежи уверено в своих планах на будущее, надеется только для себя. При осуществлении своих планов молодёжь трудолюбива и добросовестна, в первую очередь считает важным продвинуться в карьере, а главной проблемой человечества предполагает экологию. Из проведенного мной социологического опроса можно сделать вывод, что современная молодёжь – это будущее нашей страны, несмотря на некоторые проблемы и задачи, которые следует решить молодому поколению.
Заключение
В результате своего исследования я пришла к следующим выводам.
Во-первых, я изучила основные проблемы современной молодёжи и выяснила причины их появлений. Молодёжь — это особенная социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками. Поэтому порой ей приходится сталкиваться с не простыми проблемами и задачами на своем жизненном пути. Выделила топ-проблем современного поколения и разобрала каждую из них подробнее.
Во-вторых, я рассмотрела глобальную проблему Интернет-зависимости и вытекающие из неё последствия. Узнала о типах Интернет-зависимости и альтернатив социальным сетям.
В-третьих, я узнала, как построить доверительные отношения между родителями и детьми. Выделила основные факторы, которые являются причиной конфликта поколений. А также способы разрешения конфликтных ситуаций и рекомендации, для того чтобы наладить отношения с близкими людьми старшего поколения.
В-четвертых, я выяснила как воздействуют вредные привычки на молодой организм. Рассмотрела виды вредных привычек: алкоголизм, наркомания и табакокурение. А после узнала о серьезных последствиях злоупотребления различными опасными веществами. Примером таких последствий является преступность. Я узнала, что сегодня несовершеннолетние – самая криминогенно поражённая группа населения.
В-пятых, я определила причины буллинга в обществе и методы борьбы с этой проблемой. Рассмотрела проблему буллинга со стороны каждого её участника: агрессора, жертвы и наблюдателя. Изучила причины буллинга в обществе и выделила несколько советов тем, кто подвергся буллингу.
В-шестых, я изучила современную моду и её жестокие правила. Определила, что современная мода всё чаще стала основываться на стиле 80-х и 90-х. А также выяснила на какие тяжелые испытания идет молодёжь, которая стремится за новым стилем совсем забывая про свое здоровье, а именно удаление ребер и зубов, пластические операции.
В-седьмых, я описала роль патриотизма в жизни молодёжи. И выяснила, что молодое поколение в настоящее время гордится своей страной, уважает ее законы, традиции. А государство создает все необходимые условия для патриотического воспитания молодежи.
И в заключении я провела социологический опрос среди обучающихся 11-х классов образовательной организации, в которой я обучаюсь. И выяснила, что современная молодёжь трудолюбива, уверена в своих планах на будущее и государству можно надеяться на молодое поколение.
Список литературы
https://infourok.ru/proekt-molodezh-v-sovremennom-obestve-6169805.html
https://znanio.ru/media/sovremennaya-molodezh-problemy-i-perspektivy-2493272
https://multiurok.ru/files/uchebnyi-proekt-po-distsipline-obshchestvoznanie-n.html
https://www.art-talant.org/publikacii/26522-sovremennaya-molodeghy-problemy-i-perspektivy
https://ru.citaty.net/tsitaty-o-molodezhi/
https://mel.fm/zhizn/povestka/3958620-gimn-pered-urokami-i-znamennyye-otryady-kakim-budet-patrioticheskoye-vospitaniye-v-shkolakh-s-1-sent
https://irenastyle.ru/moda-80-x-v-2017-godu-foto-tendencii-novinki/
https://heaclub.ru/konflikt-pokolenij-ili-prichiny-pochemu-raznye-pokoleniya-ne-ponimayut-drug-druga-tipy-pokolenij-i-sposoby-predotvrashheniya-razryva-pokolenij
https://media.foxford.ru/articles/shkolnyy-bulling
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1043922