Методическая разработка занятия «Техника вывязывания лицевой петли «классическим» способом. Технология изготовления детали (лапки) для карандашницы «Собака».. Автор: Курмышова Елена Николаевна. Работа №379746
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества им. А.Гайдара»
Методическая разработка занятия
по теме: «Техника вывязывания лицевой петли «классическим» способом. Технология изготовления детали (лапки) для карандашницы «Собака».
Автор: Курмышова Елена Николаевна
педагог дополнительного образовании
высшая квалификационная категория
г. Арзамас
2020 г.
Характеристика коллектива.
Занятие проводится с учащимися по образовательной программе «Декоративное вязание» 1 года обучения. Дети разновозрастные, набор в группу свободный. Способности у всех разные. Учащиеся познакомились с историей возникновения вязания, с основными (виды спиц) и дополнительными (крючок, игла, ножницы и т. д.) инструментами, материалами (виды пряжи) необходимыми для работы. И мы приступаем к теме №1 раздела №2 программы «Основные приёмы техники вязания на спицах» (1 занятие 14 часовой темы).
Тема сегодняшнего занятия: «Техника вывязывания лицевой петли «классическим» способом. Технология изготовления детали (лапки) для карандашницы «Собака».
Цель занятия: Научить вывязывать лицевые петли за переднюю стенку.
Задачи:
Обучающие:
1.Научить набирать петли начального ряда из двух нитей.
2.Познакомить с кромочными петлями - «зубчатый» край.
3.Изучить строение трикотажной петли.
4.Научить вывязывать лицевые петли «классическим способом» (за переднюю стенку).
5.Познакомить учащихся с узором «платочное вязание» (вывязывание детали (лапки) для полезной игрушки).
Воспитательные:
1.Воспитание аккуратности, усидчивости.
2.Воспитание эстетического вкуса.
3.Самоконтроль.
Развивающие:
1.Умение применять школьные знания по отдельным предметам на занятии.
2.Формировать интерес учащихся к рукоделию.
3.Знакомство с профессией вязальщицы (профориентация).
Методы обучения: Репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Форма организации учебного занятия: Беседа – инструктаж (лекция, упражнения, игра), практическая работа.
Тип учебного занятия: Комбинированное занятие с элементами закрепления ранее полученных знаний; усвоение новых знаний; применение их в творческой работе.
Хронометраж учебного занятия.
1занятие – 45 минут
1.Организационный этап – 1 минута
2.Подготовительный этап – 2 минуты
3. Этап усвоения новых знаний (беседа – инструктаж) – 5 минут
4.Этап проверки знаний и умений в практической деятельности -16 минут
5.Физкультурная минутка – 1 минута
6.Этап усвоения новых знаний. Закрепление материала в практической деятельности -10 минут
7.Этап практической работы – 7 минут
8.Рефлексивный этап – 2 минуты
9.Этап информации о домашнем задании – 1 минута
Сложность занятия и конкретно для данной группы.
1.Разновозрастные дети, способности разные.
Характеристика оборудования учебного занятия
Инструменты и материал: шерсть (светлого цвета), 2спицы №2-2,5, ножницы, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, ластик.
Образцы : вязаная полезная игрушка карандашница «Собака», узор «платочное вязание».
Схемы: «Строение трикотажной петли», «Набор петель из двух нитей», «Провязывание лицевой петли «классическим» способом».
Инструкционно-технологическая карта: «Вывязывание первой и последующих петель начального ряда».
Картотека «Виды петель» (для самоконтроля).
Тренажёр – самодельные спицы и бельевая верёвка.
Техническое средство: ноутбук, инструментальная музыка.
Содержание учебного занятия.
1.Организационный этап. – Здравствуйте! Рассаживаемся по местам. Посмотрите на рабочие места, всё ли готово к занятию? Шерсть, спицы и т. д. Вопросов по оборудованию нет, итак, начинаем занятие.
2.Подготовительный этап.
(Повторение ранее изученного).
- Какие виды пряжи вам известны? (шерсть, хлопчатобумажные, синтетические)
-Расскажите о спицах (виды спиц, номер спиц)?
-Как правильно подбирать в зависимости от толщины ниток инструмент для вязания спицами?
-Назовите правила по техники безопасности?
-Какие изделия можно связать? (одежду, украшения, игрушки)
-А вы любите играть в игрушки? (успокаивают, отдых)
-Какие вам особенно нравятся? (мягкие игрушки из меха и ткани особенно выполненные своими руками)
-Да, согласна, они приятны на ощупь, а улыбающиеся мордочки поднимают нам настроение.
Кто уже сам изготавливал игрушку знает, что надо выкроить из меха (ткани) детали и сшить их. Затем набить синтепоном и оформить мордочку.
-Сегодня я хочу познакомить вас с вязаной игрушкой. И чтобы выполнить её необходимо не только сшить, а сначала вывязать детали необходимого размера, формы.
-И я предлагаю приступить к изготовлению полезной игрушки карандашницы «Собака».
Будет стоять у вас дома на письменном столе с карандашами, ручками и радовать вас.
-А главное вы научитесь вязать выполняя детали карандашницы.
-И мы приступаем к изучению самой важной темы «Основные приёмы техники вязания на спицах».
-Тема сегодняшнего занятия звучит так: «Техника вывязывания лицевой петли «классическим» способом. Технология изготовления детали (лапки) для карандашницы «Собака».
-Итак, сегодня научимся:
1.Набирать петли начального ряда.
2.Познакомимся с кромочными петлями.
3.Изучим строение трикотажной петли.
4.Научимся вывязывать лицевые петли «классическим способом» (за переднюю стенку).
5.Познакомимся с «платочным вязанием» (вывязывание детали (лапки) для полезной игрушки).
3.Этап усвоения новых знаний.
Беседа-инструктаж «О правильном положении рук при наборе петель начального ряда».
Процесс образования трикотажного полотна происходит путём вывязывания петель из ниток с помощью двух спиц.
Правильная постановка рук, пальцев позволяет получить ровное петлеобразование и достаточную скорость вязания.
Руки должны быть согнуты в локтях и не иметь опоры, а свободно передвигаться при работе. При вывязывании петель самыми подвижными пальцами должны быть указательные. Клубок, из которого вяжут, лежит с левой стороны перед вывязываемым полотном, нитка свободно поступает к рукам.
Вязание изделия или образца начинают с набора петель начального ряда. Петли набирают на двух спицах, сложенных вместе, чтобы петли начального ряда легко растягивались и легче было провязать петли следующего ряда.
Конец нитки клубка зависит от количества набираемых петель – он в 3 раза длиннее ширины вывязываемого полотна.
Инструкционно – технологическая карта «Вывязывание первой и последующих петель начального ряда».
Положение рук: клубок ниток находится внизу, рабочий конец нити зажат на ладони левой руки. Нить петлёй обвивает большой палец против часовой стрелки и проходит по указательному пальцу. Две спицы вводят в петлю на большом пальце и захватывают рабочую нить с указательного. Затем провязанную петлю снимают с большого пальца и затягивают её большим и указательным пальцем левой руки. Так получается первая петля.
Вторую и все последующие петли набирают в следующем порядке: полученную петлю поддерживают указательным пальцем правой руки и оттягивают вниз на себя. Вводят спицы в петлю на большом пальце левой руки снизу и подхватывают нить с указательного пальца. Провязанную петлю снимают с большого пальца левой руки и затягивают большим и указательным пальцами.
Схема «Набор петель из двух нитей».
-Давайте посмотрим по ноутбуку мастер-класс «Набор петель начального ряда».
Набрав нужное количество петель, одну из спиц освобождают, и ею начинают вязать первый ряд.
4. Этап проверки знаний в практической деятельности.
- Итак, нам необходимо научится набирать петли. И я предлагаю поиграть.
Игра-конкурс: учащиеся делятся на 2 команды. Оценивается качество выполненного задания, взаимопомощь и быстрота.
Задание №1:(работа в группах)
1 участник: на специальных тренажёрах (самодельные большие спицы и бельевая верёвка) выполняет первую петлю;
2 участник: вторую петлю;
3 участник: третью и т. д.
Задание №2:(индивидуальная работа)
Каждый на своём рабочем месте набирает 15 петель.
5. Физкультурная минутка ( см. приложение ).
6. Этап усвоения новых знаний. Закрепление материала в практической деятельности.
Процесс вязания.
Основной единицей вязаного изделия является петля, образуемая из нити с помощью спиц. Вязание же представляет собой процесс превращения непрерывной нити в петли, которые, соединяясь между собой по горизонтали (ряды) и по вертикали (столбики, цепочки), образуют сплошное полотно.
Изучение схемы «Строение трикотажной петли». (См. схему): У петли есть передняя стенка, задняя стенка. Сверху – дуга, внизу соединяется с другой петлёй протяжкой. Расстояние от одной петли до другой – петельный шаг.
Чередуя в строго определённом порядке разные по виду петли, получают требуемый узор.
Запомнить правило: Первая крайняя и последняя крайняя петли, а так же начальный ряд являются кромочными.
При вязании узора первую крайнюю петлю всегда переснимают с левой спицы на правую.
Последнюю петлю ряда провязывают лицевой или изнаночной петлёй.
Если лицевой петлёй – то получится «зубчатый» край, если изнаночной – «ровный» край.
Сегодня познакомимся с «зубчатым» краем.
(Показать образец вязания из лицевых петель)
Это вязание называют репсовым, верёвочкой, рябушкой, грядками. В России им вязали платки, поэтому до сих пор сохранилось название «платочное». Оно одинаково выглядит с обеих сторон (двустороннее), поэтому часто используется при вязании шарфов, шапок и т. д.
-Обратимся к нашей картотеки «Виды петель» (для самоконтроля).
Для вывязывания изделий и образцов используют различные виды петель, создавая разнообразные узоры. В одном узоре могут сочетаться несколько видов петель.
-Вам необходимо знать как они называются и способ их провязывания.
-Сегодня мы познакомимся с двумя:
«Снятая петля» - петлю с левой спицы снимаем на правую не провязывая.
«Лицевая петля» - рабочая нить находится под левой спицей. Правую спицу вводим в провязываемую петлю слева направо под левую спицу, захватываем рабочую нитку за спицей и вытягиваем петлю на себя.
Изучение схемы «Провязывание лицевой петли «классическим» способом».
7. Этап практической работы. Вывязывание детали (лапки) для карандашницы «Собака».
(Показ образца полезной игрушки карандашницы «Собака»)
-Из каких деталей состоит? (туловище, лапки, накладка на мордочку).
-Сейчас мы выполним одну лапку.
Изученный материал учащиеся закрепляют практической работой с соблюдением технологии, техники безопасности и правильности выполнения приёмов работы.
Самоконтроль: время от времени класть полотно на стол: если полотно лежит ровно, не топорщится, не стянуто, то работа выполнена правильно.
Целевой обход педагога: обходя рабочие места учащихся , проконтролировать правильность приёмов работы, соблюдение технологии, техники безопасности.
В ходе работы:
-индивидуальная работа с каждой учащейся
-дифференцированный подход
-Деталь (лапка) готова.
8. Рефлексивный этап.
Проверка выполнения самостоятельной работы.
Анализ допущенных ошибок в работе.
Демонстрация лучших работ.
- Спасибо ребята за урок. Мне понравилось, что вы проявили прекрасные знания и смекалку.
- Все получают красный клубочек в экран успеха.
- Что же нового вы сегодня на занятии узнали?
1.Вспомнили, что кроме мягких есть вязаные игрушки.
2.Научились набирать петли начального ряда.
3.Познакомились с кромочными петлями.
4.Изучили строение трикотажной петли.
5.Научились вывязывать лицевые петли «классическим способом» (за переднюю стенку)
6.Вывязали деталь для полезной игрушки – лапу.
9. Этап информации о домашнем задании.
На следующее занятие принести: вывязанную заготовку (лапку) для того, чтобы закрыть петли (кто не успел – довязать заготовку); 2 спицы, шерсть для вывязывания второй детали (лапки) для карандашницы «Собака», тетрадь, ручку.
Список используемой литературы.
Азбука вязания на спицах. Обнинск ЭТЦ «Реал
И
»,
1992 г
.
Власова А.А. «Вязание от умения к мастерству».
Лениздат
.
Максимова М.В. Азбука вязания. М., ч.1,2,3.
Легпромбытиздат
, 1991г.
Максимова М.В. Энциклопедия вязания. М.,
Легпромбытиздат
, 1993г.
Небатова
З. Кононович Т. Мягкая игрушка. Игрушки-сувениры. М.
Эксмо
, 2003, Академия «Умелые руки».
Тарасенко
С.Ф. «Вязаная игрушка» 2
е
издание, Минск «Полымя»
1993 г
.
7. Тарасенко С.Ф.»Забавные поделки крючком и спицами», М. «Просвещение» 1992г.
8. Максимова М.В. Азбука вязания часть 1 М., Легпромбытиздат,1991г.
9. Ковалько В.И. Школа физкультминуток М. «Вако»,2007 г. Мастерская учителя.
10.Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. М.Творческий центр «Сфера» 2001 г.