Зачем нужны псевдонимы?. Автор: Баляева Анастасия. Работа №390402
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение …………………………………………………………………………..3 – 4
II. Основная часть ………………………………………………………………...5 – 11
Глава 1. История псевдонимов…………………………………………………….5 – 6
Глава 2. Причины появления псевдонимов ……………………………………7 – 10
Глава 4. Результаты социологического опроса……………………………………..11
III. Заключение ………………………………………………………………………..12
IV. Список литературы ………………………………………………………………13
V. Приложение 1 ………………………………………………………………...14
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Когда мы знакомимся с кем-то, мы узнаем сначала его имя. Но бывают ситуации, когда человек не хочет или не может называть свое имя. И тогда он прячется за вымышленное. Такое имя называют псевдонимом.
Псевдонимами пользуются писатели и поэты, политические деятели и преступники, актеры, режиссеры и другие люди, которым бы не хотелось, чтобы знали их настоящее имя.
В переводе с греческого «онима» значит «имя», а «псевдо» означает «ложь».
В словаре С.И. Ожегова слово «псевдоним» означает вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.
Актуальность заключается в том, что современный человек не представляет свою жизнь без интернета. На работе, дома, во время отдыха – рядом находится телефон. Мы часто общаемся через интернет. Многие из нас легко заменяют своё имя на выдуманное , так называемые псевдонимы.
Цель работы: Выяснить, почему творческие люди берут себе псевдонимы?
Задачи:
собрать материал по теме;
найти определения слова «псевдоним»;
проследить историю возникновения псевдонимов;
привести примеры псевдонимов.
и в результате исследования установить причины выбора псевдонимов.
Объектом моего исследования является литературный псевдоним. Мне всегда было интересно, почему творческие люди часто берут себе псевдонимы, именно поэтому я взяла эту тему.
Также объект исследования – это термин известный в науке, но до конца не исследованный. Я решила попытаться выяснить, каковы причины, побудившие писателей и поэтов выдумывать себе псевдонимы, что скрывается под маской вымышленного имени?
Предмет исследования: псевдонимы русских писателей и поэтов, творчество которых изучается в 5-11 классах.
Гипотеза: Творческие люди скрываются под псевдонимами для того, чтобы опробовать себя в том или ином стиле письма.
Актуальность заключается в том, что современный человек не представляет свою жизнь без интернета. На работе, дома, во время отдыха – рядом находится телефон. Мы часто общаемся через интернет. Многие из нас легко заменяют своё имя на выдуманное , так называемые псевдонимы.
Практическая значимость исследовательской работы:
материалы и результаты работы могут быть использованы в школе на уроках русского языка и литературы
ГЛАВА 1
История псевдонимов
Имена, имена, имена…
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя — загадка и тайна
С.Я.Маршак
Псевдоним (pseudos -ложь, onyma - имя; греч.) – выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает своё произведение. Псевдоним заменяет настоящее имя или фамилию автора, иногда то и другое. Науку о псевдонимах иногда называют псевдоономастикой.
Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Порой псевдонимы становились литературными именами независимо от воли их носителей.
Настоящие имена создателей многих замечательных эпических произведений до нас не дошли, но мы знаем псевдонимы их авторов. Так, один из первых индийских поэтов, написавший «Рамаяну» (V в. до н. э.), известен как Вальмики, т. е. «муравейник» (на санскрите). Откуда такой странный псевдоним? Легенда гласит, что в юности он занимался разбоем, а в старости, покаявшись и став отшельником, долгие годы сидел так неподвижно, что муравьи построили на нем свое жилище…
Неизвестно нам настоящее имя древнеиндийского поэта, чья драма «Шакунтала» (о любви царя и простой девушки) обрела мировую славу. Знаем мы лишь псевдоним автора – Калидаса, т. е. раб Кали, богини, олицетворявшей рождение и смерть всего живого.
Некоторые псевдонимы были связаны с внешним обликом автора. Так, первый древнеримский поэт, чьи произведения дошли до нашего времени, известен не как Аппий Клавдий, а как Аппий Клавдий Слепой. Имя знаменитого римского оратора – Цицерон – прозвище, полученное за бородавку (cicero – горошинка), или, вернее, третье его имя, данное при рождении (cognomen), а первые два, родовые: Марк и Туллий, отошли на второй план.
Древнеримские поэты Овидий и Гораций также имели третьи имена, отмечавшие особенности их внешности: первый – Назон (носатый); второй – Флакк (лопоухий).
Порой прозвище подчеркивало какую-нибудь черту в характере автора, его жизни или творчестве. Так, римский баснописец, впервые введший в литературу жанр сатиры, где под видом животных изображались люди, был прозван Федром (по-гречески – веселый). Он жил в первом веке н. э.
В древности, когда фамилий еще не существовало, имена авторов могли совпадать, что вызывало путаницу.
Чтобы избежать путаницы, применялись различные способы. Один из них был основан на использовании имени отца или деда. Знаменитый ученый ХI—ХII вв., живший в Бухаре, вошел в историю как Ибн-Сина, т. е. сын Сины. По существу, это был зародыш фамилии: ведь и у нас Ивановы и Петровы появились потому, что одного из более или менее далеких предков звали Иваном или Петром.
ГЛАВА 2
Причины появления псевдонимов
Зачем нужны псевдонимы?
Интересно рассмотреть причины, по которым люди берут псевдонимы. Существует три точки зрения на роль имени в судьбе человека. Известный философ П.Флоренский считал, что имя во многом определяет судьбу человека и даже тип его личности. По неокантианству считается, что имя, в силу своей произвольности и случайности, никак не влияет на человека. Другой исследователь имён Мартин Хайдеггер утверждал, что имя и его носитель неразрывно связаны, но при этом имя само по себе не имеет отношения к произведению.
Причины смены имени:
Редкий начинающий автор уверен в своем успехе на все сто. Почему бы не воспользоваться псевдонимом или вовсе не подписаться?
1. Проба пера.
Пожалуй, один из самых распространенных случаев. Редкий начинающий автор уверен в своем успехе на все сто. Почему бы не воспользоваться псевдонимом или вовсе не подписаться?
Хрестоматийным примером здесь может служить случай с Н.В. Гоголем. Своё первое произведение - романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен» - Гоголь подписал псевдонимом В. Алов. К сожалению, опасение быть подвергнутым резкой критике оправдалось. Ф. Булгарин в своей рецензии иронически заметил, что «свет ничего бы не потерял, когда бы сия первая попытка юного таланта залежалась под спудом». Гоголь болезненно воспринял провал, и даже положительный отклик критика Ореста Сомова, который увидел в авторе «Ганца Кюхельгартена» «талант, обещающий в нём будущего поэта», не остановил отчаянной решительности будущего создателя «Мертвых душ». Вместе со своим слугой Якимом он скупил в книжных лавках оставшиеся экземпляры книги и уничтожил их.
2. Цензура.
Цензура - один из инструментов борьбы с инакомыслием. Не всегда эффективный, но всегда болезненный. Тем не менее, обойти ее считается делом чести. И здесь на помощь приходит псевдоним: на неизвестного, анонимного автора обращают меньше внимания (был распространен и такой прием как мнимый перевод, когда авторство приписывались зарубежному поэту). Потом, правда, все равно обращают: нерадивого цензора увольняют, а автора - если повезет - находят и наказывают (вспомним случай с Радищевым, которого не спасла анонимность его "Путешествия из Петербурга в Москву").
В после октябрьско-доперестроечные времена принято было считать, что политическая цензура и преследования - пережиток царской России. На наших примерах можно убедиться, что это, мягко говоря, не совсем так.
Инакомыслящий поэт 20 века И.Бродский печатался под псевдонимом Борис Осипов, известный критик Н.Добролюбов - под псевдонимами Конрад Липиеншвагер, Яков Хам, и даже детский писатель С.Я. Маршак
3. Сословные предрассудки, другая профессия или недовольство родных.
Сочинительство, да еще и за деньги, считалось среди высшего сословия занятием недостойным. Приходилось маскироваться и чтобы не вызывать недовольство родных. Так Борис Николаевич Бугаев опубликовал свою «Симфонию» под псевдонимом, потому что боялся огорчить отца - профессора математики Московского университета, пророчащего сыну научное будущее. Так появился известный поэт-символист Андрей Белый. Анна Ахматова в начале своего творческого пути тоже была вынуждена взять псевдоним из-за протеста отца, не видевшего в дочери большого поэта. В девичестве Горенко, она стала подписываться фамилией своей бабушки.
4. Другая профессия.
В 1824г. в I Кадетском корпусе был издан приказ: давать по 25 розог каждому кадету, замеченному в сочинении прозы и по 50 розог - за стихи. Поэзия, как мы видим, считалась занятием более крамольным, нежели проза.
Представителей других профессий, правда, розгами не наказывали, но и они были не прочь воспользоваться псевдонимом, разграничивая таким образом свою литературную и профессиональную ипостаси.
А. Куприн и К. Паустовский начали публиковаться ещё в годы ученичества. Первый был юнкером, второй - гимназистом. В военных учебных заведениях сочинительство преследовалось особо строго. Юному Куприну не помог псевдоним Ал. К-рин. Видимо, слишком прозрачен он был. За «бумагомарательство» будущий автор «Юнкеров» отсидел двое суток в карцере. К. Паустовскому повезло больше. Его первый рассказ «На воде» появился в киевском журнале «Дело» без неприятных последствий для дебютанта, потому что в редакции ему посоветовали взять псевдоним. Под вымышленным литературным именем К. Балагин гимназист Паустовский оказался неуязвим для начальства.
5.Наличие однофамильцев.
Вполне объективная причина для смены имени.
Автор полюбившейся всем книги «Детство Тёмы» не мог подписать своё произведение настоящей фамилией Михайловский, потому что редактором журнала «Русское богатство», где он начал печататься, был тоже Михайловский. Совпали даже имена: оба были Николаи. Писатель взял псевдоним Н. Гарин.
6.Неблагозвучность и обыденность настоящей фамилии.
Однажды Чехову предложили прочесть стихи лирического поэта Гусочкина. Он отказался: "Что это за фамилия для лирического поэта - Гусочкин?! Не буду его читать".
Это, пожалуй, самая спорная категория: поди, догадайся, действительно ли автору так не нравилась или казалась недостаточно выразительной его настоящая фамилия, или он руководствовался другими соображениями. В конце концов, в определенные периоды времени (конец ХIХ - начало ХХ века) это было просто модно.
7.По совету других людей.
По совету редактора взял псевдоним 14-летний школьник Боря Кампов. Сначала он позаимствовал псевдоним у своего любимого литературного героя, подписав заметку в газете «Тверская правда» Б. Овод. Но редактор порекомендовал взять что-нибудь оригинальное. Редактор же и перевёл «заковыристую» латинизированную фамилию Кампов на русский язык. «Campus» по-латыни «поле, равнина», вот и получился русифицированный вариант фамилии Полевой, автора «Повести о настоящем человеке».
Комический эффект.
Псевдонимы, целью появления которых было создание комического эффекта, называют пайзонимы (от греч. paizein - шутить). Как правило, они были временными и возникали не столько для сокрытия подлинного имени, сколько шутки ради, либо для того, чтобы подчеркнуть сатирический характер произведения.
Так, В.А.Жуковский печатался под псевдонимами Маремьян Данилович Жуковятников, председатель комиссии о построении Муратовского дома, автор тесной конюшни, огнедышыщий экс-президент старого огорода. Н.А.Некрасов - Феклист Боб, Иван Бородавкин, Наум Перепельский, Чурмень, литературной биржи маклер Назар Вымочкин. А.П. Чехов - Человек без селезенки.
ГЛАВА 4
Результаты социологического опроса
С целью изучения осведомлённости школьников в области псевдонимики я провела опрос в нашем классе. В нём участвовало человека. Задавались следующие вопросы:
Знаете ли вы, что такое псевдонимы?
Знаете ли вы писателей, которые имеют псевдонимы?
А вы хотели бы присвоить себе псевдоним?
В чем причина того, что писатель берёт псевдоним?
Опрос показал, что большинство школьников знают, что такое псевдоним (Приложение 2). Эти же ученики назвали псевдонимы следующих писателей: М.Горький, А. Ахматова, А. Чехов, Салтыков-Щедрин, К.Чуковский (Приложение 3).
У одноклассников были разные мнения по поводу происхождения псевдонимов:
Скр
ыть
настоящие
имя и фамилию –
56
%.
Боязнь критики –
38
%.
Пиар-ход.–
6
%.
Таким образом, результаты опроса еще раз подтвердили актуальность нашей работы: объем знаний школьников в области псевдонимики невелик.
Заключение
Таким образом, в результате анализа материала мы узнали, как и откуда возникли псевдонимы, по каким причинам талантливые и творческие люди выбирают себе псевдонимы.
Я думаю, вам было интересно вместе со мной узнать, какой смысл несёт тот или иной псевдоним и как он образован.
Зная, почему писатель выбрал себе то или иное вымышленное имя, мы, как мне кажется, лучше поймём и его жизнь, и его судьбу, и его творчество. Поэтому псевдонимы заслуживают изучения, как один из важных факторов литературной жизни всех времён и народов. Я думаю, что знакомство с такой интересной темой расширит кругозор любителей литературы.
Литература
Русскоязычные сайты, найденные поисковой системой
Yandex
и
.
Википедия. Свободная энциклопедия.
Нормативный толковый словарь общеупотребительной лекс
ики С. И. Ожегова.
Приложение 1
Знаете ли вы, что такое псевдоним?