Подростковая преступность. Автор: Алина Алексеевна Масленникова. Работа №391108
Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение
''Средняя общеобразовательная школа" с. Сергеевка
Партизанского муниципального района
Индивидуальный итоговый проект
«Подростковая преступность»
Выполнила:
Масленникова Алина
Ученица 9 класса
Куратор проекта:
Блохина Дарья Владимировна
Учитель истории
с, Сергеевка
2023 г
Содержание
I.Введение
II.Основная часть
Понятие «Подростковая преступность»
……….
Что такое правонарушения. Виды правонарушения
1.3.Причина толкающих несовершеннолетних на преступление.
1.4.Преступность среди несовершеннолетних
1.5.Профилактическая работа среди несовершеннолетних правонарушителей МКОУ СОШ с. Сергеевка
III. Практическая часть
IV. Заключение
V. Список литературы
Введение
Преступность несовершеннолетних – совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 18 лет. На сегодняшний день это одна из самых актуальных проблем, стоящих перед обществом и государством. Многие ученые и сотрудники органов внутренних дел заняты изучением и поиском решения данной проблемы, но уровень преступности среди подростков растет. Подростковый возраст считается переломным моментом в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на необдуманные поступки, которые в свою очередь влекут за собой последствия различного характера.
Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, утратили черты детского поведения, спонтанности. С каждым годом подростковая преступность становится жестче
Актуальность: Я выбрала тему для исследования связанную с преступностью несовершеннолетних в нашей стране, так как считаю её важной и интересной для рассмотрения. В настоящее время данной проблемой занимается множество российских социологов, но, на мой взгляд никого не касается данная проблема больше, чем нас - молодёжь. Потому что мы - будущее нашей страны, и то, каким будет это будущее, зависит только от нас самих
Цель – Исследовать причины распространения подростковой преступности и предложить меры по снижению уровня подростковой преступности
Задачи:
Выяснить социальный статус семьи подростка преступника
Выяснить какие профилактические меры выполняются подростковой преступности
Провести опрос среди подростков осведомлены ли они о подростковой преступности.
Гипотеза: подростковая преступность зависит от общественного окружения социальных условий и благополучие семьи.
Объект исследования: подростковая преступность современной России
Предмет исследования: способы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Метод исследования: анкетирования, беседы.
Продукт: памятка школьникам как не совершить преступления.
Подростковая преступность.
Преступность несовершеннолетних — это совокупность преступлений в обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет. Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои характерные особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Минимальный возраст несовершеннолетнего определяется ст. 20 УК, которая предусматривает, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. За некоторые преступления, перечень которых установлен в ч. 2 ст. 20 УК РФ, установлен пониженный возраст уголовной ответственности - четырнадцать лет.
А так же хочу подробно объяснить что такое подростковый возраст
Подростковый возраст - это переломный момент в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на ужасные поступки, в том числе на преступления.
1.2.Что такое правонарушения. Виды правонарушения
Правонарушение-это общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность.
Виды правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления.
Проступки – это общественно вредные действия но в отличии от преступления они не считается общественно опасными.
Преступление - это совершенное виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания (Ст. 14 УК РФ)
Это значит, что преступлением признается такое деяние, которое причиняет вред или создает угрозу причинения существенного вреда правоохранительным интересам, то есть объекту преступления. Поэтому общественная опасность определяется прежде всего объектом преступления: его важностью, социальной ценностью.
Преступление совершается с прямым или косвенным умыслом:
Прямой умысел - это ситуация, когда лицо осознавало общественную опасность своего действия (бездействия), предвидело и желало наступления преступных последствий своего деяния. Так бывает, например, когда человек в пылу ссоры готов убить своего врага и сознательно наносит удары ножом в самые уязвимые места: живот, грудную клетку, понимая, что это может причинить смерть.
Косвенный умысел - это ситуация, когда лицо осознает общественную опасность своего действия (бездействия), предвидит последствия и сознательно допускает их наступление, т. е. ему их наступление безразлично. Другими словами, преступные последствия не есть цель преступления, а побочный результат — та цена, которую лицо готово заплатить за достижение других целей. Так бывает, когда в процессе нападения на инкассатора преступник, отстреливаясь, убивает случайных прохожих.
Виды преступлений несовершеннолетних:
Преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, угон транспортного средства, умышленное уничтожение или повреждение имущества
.
Преступления против общественной безопасности и здоровья населения (хулиганство, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических веществ, незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств)
.
Групповой характер преступлений, совершаемых несовершеннолетними
Преступления, которые совершается подростками при соучастии взрослых. Как правило, это наиболее опасные преступления: бандитизм, убийства, разбои.
К таким преступлениям относятся: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кража (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).
1.3.Причина толкающих несовершеннолетних на преступление.
Причины детской и юношеской преступности.
Откуда у подростков столько злобы и ненависти к окружающим их людям? Кто пропагандирует насилие и убийство?
Специалисты выделяют много причин детской преступности, которые мы рассмотрим.
Влияние взрослых: Огромную роль на подростковую деятельность оказывает влияние взрослого, но оно может нести, как воспитательный, положительный характер, так и негативный. В практике достаточно много случаев, когда несовершеннолетние участвуют в незаконных действиях вместе со старшими. В качестве подстрекателей нередко выступают рецидивисты. Фактически руками подростков они совершают опасные преступления. При этом сами они зачастую избегают ответственности. Рассматривая причины подростковой преступности, нельзя не отметить, что многие несовершеннолетние, склонные не исполнять установленные в обществе нормы, идут навстречу взрослым, взамен получая от них вознаграждения. В некоторых случаях роль взрослых проявляется в действиях, непосредственно не связанных с совершением конкретного незаконного деяния. Однако старшие оказывают негативное воздействие на подростка, способствуя аморальному, безнравственному поведению. В частности, это относится к сфере полового развития несовершеннолетних. Участие взрослых в сексуальном созревании психологически отражается на подростке и может приводить к подталкиванию на аморальные деяния. Статистика говорит о том, что приблизительно каждый третий несовершеннолетний, совершивший незаконное деяние, рано начал половую жизнь. Более половины из них вступали в сексуальный контакт со взрослыми женщинами и девушками.
Влияние плохой компании: Присущее несовершеннолетним стремление к самоутверждению, желание занять одно из лидирующих мест в группе в сочетании с их ограниченными возможностями могут по-своему выразиться в конкретном преступлении. Так, при совершении посягательств против личности нередко наблюдается бессмысленная жестокость, причинение жертве не вызванного необходимостью множества телесных повреждений. При совершении других категорий преступлений могут присутствовать элементы демонстративности. Такое происходит, когда подросток попадает под влияние плохой компании. В котором легче всего завоевать авторитет через совершение противоправных деяний. Несовершеннолетний, совершив проступок, получает похвалу и одобрение окружающих(компании), это дезориентирует его и может привести к тому, что ребенок начнет воспринимать это явление, как что-то обычное, не имеющее аморальный характер. Подросток чувствует поддержку окружающих, поддается стадному инстинкту и может совершить большое количество маленьких проступков, что в случаи безнаказанности тех, могут перерасти и в преступления.
Недостатки школьного образования: не раз подчеркивалось, что школы занимаются натаскиванием учащихся для экзаменов, игнорируя воспитательную функцию. Воспитание не несет целевых показателей, поэтому на нем внимание не акцентируется. С точки зрения большинства психологов, школа как социальный институт несет
Корыстные мотивы: зависть и желание иметь дорогие вещи нередко толкают подростков на совершение грабежей.
Психологическое унижение: в данном случае несовершеннолетний может подвергаться насмешкам со стороны сверстников. Преступником может также стать ребенок, не имеющий тех материальных возможностей, которые доступны другим детям.
1.4.Преступность среди несовершеннолетних
Печальным трендом стала череда однотипных преступлений, связанных с нападениями несовершеннолетних на своих сверстников и педагогов в стенах учебных учреждений.
Спустя несколько дней по схожему с пермским сценарию развернулись жуткие события в Бурятии. Девятиклассник напал на семиклашек в кабинете русского языка и литературы. Сначала он несколько раз ударил топором преподавателя-женщину, а затем переключился на детей. Кроме того, подросток пытался устроить пожар, бросив в помещение со школьниками бутылку с зажигательной смесью. Ранения получили пять учеников, педагог и сам предполагаемый преступник. В тяжелом состоянии находилась девочка — в состоянии комы она была доставлена в больницу, врачам удалось ее спасти. Позже выяснилось, что у нападавшего подростка были два несовершеннолетних пособника. Сам виновник трагедии был признан невменяемым.
Еще один резонансный случай произошел 18 апреля в башкирском Стерлитамаке во время урока информатики. Ученик коррекционного класса нанес несколько ударов ножом преподавателю и трем ученикам. Как и бурятский поджигатель, он пытался устроить пожар на месте преступления, разлив горючее в классе. Как выяснилось, незадолго до опасного инцидента директор школы сообщала об агрессивном поведении 17-летнего ученика, но должных мер лица, ответственные за профилактику преступлений, не приняли./Ни
Пожалуй, самым страшным преступлением, причем не только в своем роде, а вообще в 2018-м, стало массовое убийство своих однокашников студентом Керченского политехнического колледжа 17 октября. 18-летний Владислав Росляков ворвался в учебное заведение, открыл стрельбу по ученикам и преподавателям, после чего привел в действие взрывное устройство. От действий преступника погибли 20 человек. Росляков покончил с собой.
Эксперты считают, что благоприятной почвой для совершения общественно опасных действий несовершеннолетними стали тематические группы в соцсетях и форумы, посвященные массовым расстрелам и самоубийствам. Еще одной причиной специалисты называют неэффективную работу по контролю за подростками с душевными расстройствами, а также провальную работу по профилактике преступлений среди несовершеннолетних с девиантным поведением.
В нашем районе тоже произошла история, о которой молчать невозможно: несколько подростков толпой жестоко избили 13-летнюю девочку. Кадры оказались в сети – в открытом доступе.
Как стало известно «Комсомольской правде – Владивосток», это не первый случай такого зверства в селе Сергеевка. Несколько неустановленных сверстников девочки на кадрах собрались вокруг пострадавшей. Один из юношей с особой жестокостью с ноги ударил школьницу в лицо. От травм изо рта бедняжки хлынула кровь, но, видимо, у юных садистов это вызвало только насмешки. Видеозапись утекла в сеть из мессенджеров – да, подростки все снимали на камеру мобильного.
1.5.Профилактическая работа среди несовершеннолетних правонарушителей МКОУ СОШ с. Сергеевка.
Я хочу рассмотреть работу социального социального педагога . В основном социальному педагогу в школе приходится работать с трудными подростками, с детьми, находящихся в социально-опасном положении. Для того, чтобы уменьшить число этих детей в школе, одно из центральных мест занимает профилактическая работа.
В профилактической работе образовательного учреждения можно выделить несколько этапов. Первый этап – диагностический. На этом этапе классные руководители совместно с социальным педагогом ежегодно проводят социально-педагогическое исследование семей учащихся. Его анализ позволяет им получить информацию о трудоустройстве родителей, их образовании, материальном состоянии, условиях жизни, а также, по каким вопросам воспитания они хотели бы получить квалифицированную помощь школьных специалистов. На основании этого исследования классные руководители составляют социальный паспорт класса, а социальный педагог – социальный паспорт школы.
Мы проанализировали социальный паспорт класса и школы, уделили особое внимание видам семей, выделили специфику формирования классов.
Таким образом, в школе обучаются дети из 142 семей :
- многодетные семьи составляют – 25%;
- неполные – 12% ;
- опекаемые и приемные 2% ;
- асоциальные – 13% .
Также отслеживаются дети «группы риска». Этот список в школе составляют дети:
- оставленные на повторный курс обучения;
- опекаемые дети;
- дети из многодетных семей;
- дети из неполных семей;
- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
- дети, находящиеся на различных формах учета.
Из 280 учащихся в «группу риска» входят в этом учебном году 29 человек (10%).
На втором этапе осуществляется координация и профилактическая деятельность. Это этап тесного сотрудничества всех специалистов школы: классных руководителей, социального педагога, психолога, заместителя директора по воспитательной работе, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, директора. Ими осуществляется широкий круг мероприятий по психолого-педагогической поддержке семьи и профилактической работы с обучающимися.
Так в школе существует Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На каждый календарный год составляется план работы Совета профилактики, определяются его цели, задачи, план проводимых мероприятий, функциональные обязанности специалистов школы, входящих в его состав.
Директор школы совместно с администрацией, педагогами школы продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого ученического коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением "трудных" детей, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу взаимопонимания и добропорядочности. Осуществляет сотрудничество с комиссией по делам несовершеннолетних, с административной комиссией по делам несовершеннолетних при директоре школы, с центром занятости по трудоустройству. Осуществляет подготовку документов на лишения родительских прав. Осуществляет контроль за работой заместителей, пишет обобщающие справки. Проводит индивидуальную работу с детьми и семьями. Руководит работой родительского комитета.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе заботится о получении школьниками базового образования. Организует дополнительные занятия по предметам, материальную помощь, медицинскую помощь, вовлечение в кружки, корректирует обучение и воспитание на уроке, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определение подходов в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности в школе, детской среде. Контролирует посещаемость и успеваемость, индивидуальную работу через Учком школы, трудоустройство выпускников. Отвечает за организацию и вовлечение в кружки, привлечение к дополнительным занятиям.
Заместитель директора по воспитательной работе обязан знать проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Организует работу с "трудными" подростками и их наставниками. Заботится о микроклимате в школе и классах. Контролирует работу классных руководителей. Вовлекает учащихся в досуговую деятельность. Анализирует и организует занятость в каникулы. Отвечает за планирование работы, сотрудничество с комиссией по защите прав детей, написание представлений, ведение карточек учета "трудных" детей и семей, другой документации.
Школьный психолог и социальный педагог развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применения методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т.д., что позволяет углубить первоначальный диагноз. Психолог предполагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
Совет по профилактике правонарушений тесно сотрудничает с Координационным советом, с Комиссией по делам несовершеннолетних. Совместно осуществляет контроль за реализацией программы работы с "трудными" детьми, периодически заслушивает отчеты всех ответственных за ее исполнение, оказывает помощь, закрепляет наставников, координирует деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании подростков. Осуществляет взаимосвязь всех ответственных лиц по работе с неблагополучными семьями. Проводит заседания, планирует и анализирует работу.
Важную роль в профилактике правонарушений играет тесное сотрудничество с участковыми инспекторами милиции, инспекторами дорожно-патрульной службы, специалистами оздоровительных учреждений. Так в школе разработан и реализуется план совместных мероприятий.
Одним из основных действий по профилактической работе является тесная связь как педагога социального так и Совета профилактики с инспектором по делам несовершеннолетних отдела профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетними и общественным инспектором по охране прав детей.
Инспектор по делам несовершеннолетних с каждым трудным школьником, уклоняющимся от учебы и труда, проводит следующую работу:
- лично беседует о причинах поведения подростка и предупреждает его о последствиях с позиции закона, помогает подростку в трудоустройстве и контролирует его учебу
- информирует школу, семью о принятых мерах к "трудным" подросткам, стоящим на учете в милиции
- выявляет факты антиобщественного поведения родителей, лиц, которые вредно влияют на подростка, готовят материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних
- совместно с учителями, социальными педагогами, администрацией школы определяют меры индивидуального воздействия на "трудных", меры по ограничению воздействия родителей и лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотиками
- ведет картотеку лиц, взятых на учет, непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично, предупреждает родителей и учителей о негативных тенденциях в поведении того или иного подростка, о последствиях, которые его ожидают, если тот не исправится
- входит в состав школьной комиссии по профилактике правонарушений.
При выше перечисленных функциональных обязанностях всех объектов профилактической работы, центральное место в этой деятельности занимает педагог социальный. Именно он разрабатывает план Совета профилактики, именно он является посредником между школой и учреждениями здравоохранения, школой и родителями, комиссией по делам несовершеннолетних. Педагог социальный является координатором всей деятельности по предотвращению противоправного поведения подростков, координатором по выявлению трудных подростков, детей группы риска, асоциальных семей. Именно он является «доверенным лицом» школьника, его «адвокатом» при возникновение таких проблем как уголовная ответственность, лишение родительских прав.
Практическая часть
Я провела анкетирование среди 9-10классов. Его цель – получить объективное мнение о правонарушениях несовершеннолетних и сравнить мнение разных возрастов.
1.Сколько вам лет?
_________________
2.В какой семье вы воспитались?
А- Меня воспитали оба родителя
Б- Меня воспитала мама
В- Меня воспитал папа
3.Ваше отношение к проблеме преступности среди подростков ?
А-Нейтральное
Б-Отрицательное
В-Положительное
4.Какова на ваш взгляд, основная причина преступности среди несовершеннолетних?
А-Давление со стороны окружающих
Б-Желание повеселиться
В-Уверенность в безнаказанности
Г-Желание выделиться из толпы
5.Кто руководит вашими поступками?
А-Сам
Б-Друзья
В-Семья
Г-Окружающие
6.Что руководит поступками того, кто переступает закон?
А-Зависть
Б-Корысть
Г-Развлечение
7. Что на ваш взгляд будет способствовать уменьшению преступности, совершаемых подростками?
А-Оказание помощи детям и подросткам, находящимся в неблагоприятных жизненных условиях
Б-Создание в школах дополнительных бесплатных секций, занятий
В-Контроль над семейными отношениями
Г-Обеспечение наличие в учебных заведениях кабинета психолога и соц. педагога
Провидя опрос сложилась такая картина
Учащиеся которым 15-14 лет было около 16 человек и они ответили так
2-а , ответили 12 человек -75%2-б ответили 3 человека -18,75%
2-в ответил 1 человек -6,25%
Переходим к 3 вопросу
3-б ответили 12 человек-75%
3-а ответили 4 человека -25%
Переходим к 4 вопросу и хочу сказать что можно было отвечать несколько вариантов ответов
4-б , г- ответили 4 человека-25%
4-б - ответила 2 человека-12,5%4-г - ответил 1 человек- 6,25%
4- а,б,г - ответила 2 человека-12,5%
4- и все варианты ответов 6 человек- 37,5%
Переходим к 5 вопросу
5-а - ответили 15 человек-93,75%
5-в - ответил 1 человек-6,25%
Переходим к 6 вопросу и там отвечали несколько вариантов ответов
6-а - ответила 2 человека -12,5%
6-б - ответил1 человек- 6,25%
6-в - ответили 6 человек-37,5%
6-а, б, в - ответили 7 человек -43,75%
Переходим к 7 вопросу и там отвечали несколько вариантов ответов
7-а - ответил 1 человек-6,25%
7- а, б - ответили 3 человека-18,75%
7-а, г - ответил 1 человек-6,25%
7-г - ответил 1 человек -6,25%
7-а, б , г - ответили 4 человека -25%
7-б , г - ответила 2 человека- 12,5%
7-а , б , в - ответила 1 человек- 6,25%
7- а , б , в ,г - ответили 3 человека -18,75%
А теперь смотрим картину из 10 класса
Учащиеся которым 16-17 лет было 9 человек и они ответили так
2-а - ответили 7 человек -77,7%
2-б - ответили 2 человека -22,2%
Переходим к 3 вопросу
3-а - ответили 4 человека-44,4%
3-б - ответили 4 человека-44,4%
3-в - ответил 1 человек -11,1%
Переходим к 4 вопросу
4-б - ответили 4 человека-44,4%
4-в - ответили 4 человека-44,4%
4-г - ответил 1 человек-11,1%
Переходим к 5 вопросу
5-а - ответили 9 человек-100%
Переходим к 6 вопросу . Можно было отвечать несколько вариантов ответов
6-б - ответила 2 человека-22,2%
6-в - ответила 7 человек-77,7%
Переходим к 7 вопросу . Можно было отвечать несколько вариантов ответов
7-а - ответили 6 человек- 66,6%
7- а , в - ответил 1 человек-11,1%
7-б - ответила 2 человека- 22,2%
Вывод
В ходе всего анкетирование я хочу сделать вывод . Что большая количество учащих понимают что подростковая преступность это не норма и с этим надо что то делать . 1 человек ответил что относиться к этому положительно мне кажется что возможно он что то такое совершал и думает ,что это хорошо. но мы его судить не может этого я жизнь и его решение . еще более подробно я хочу рассмотреть вопрос номер 4 учащих мнение разделилась, но вариант желание повеселиться присутствовал во всех классов и я с их мнениям соглашусь разве ,что может находиться у подростка в эти мысли это просто веселье и показать своим друзьям что я такой крутой ,но о последствиях думают когда поздно и не куда бежать . рассмотрим 7 вопрос больше вариантов ответов было под цифрой ; ,,а’’ ну если так подумать что подростки в чьих домах неблагоприятные условия для жизни те и начинают воровать .
Заключение
Моя работа была направлена на важную тему как подростковая преступность . Я надеюсь мой проект ясность в понимание что такое подростковая преступность и понимать что это не шутки и надеюсь что они будут осторожны со своими поступками .
Литература
https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/vidy-protivopravnyh-postupkov
https://kartaslov.ru/значение-слова/проступок
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/43b57d6c014e99070854acf76d1627ac9a184239/#:~:text=УК%20РФ%20Статья%2014.%20Понятие,малозначительности%20не%20представляющее%20общественной%20опасности
https://ugolovnkin.ru/praktika/umysel-vidy/
https://multiurok.ru/index.php/files/individualnyi-proekt-podrostkovaia-prestupnost.html
https://obuchonok.ru/node/8055
https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2022/06/16/individualnyy-proekt-po-sotsialnomu-napravleniyu-9
еще информацию мне дала Галина Николаевна о нашей школе .
https://infourok.ru/anketaoprosnik-dlya-viyavlenie-prichin-i-usloviy-soversheniya-uchaschimisya-prestupleniy-i-pravonarusheniy-1474651.html
