Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Рабочая программа. Автор: Смирнов Максим Владимирович. Работа №391339

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Портфолио педагога
Описание:
Рабочая программа по дополнительному образованию Шахматы ОВЗ
Работа:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования»

 

Принята на заседании педагогического совета

от « 29 » 08. 2022 г.

Протокол № 5

 

Утверждаю

И.о директора МБУ ДО «ЦДО»

А.М Соромотина

Приказ №59 от 29.08.2022г.

 

 

 

 

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа физкультурно - спортивной направленности

«Шахматы»

 

 

Возраст обучающихся 7-14 лет

 

Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор программы:

Смирнов Максим Владимирович

педагог дополнительного образования,

первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижняя Тура.

2022 год

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………. ….3

Це

ль и задачи программы………………………………………….. 5

Планируемые результаты………………………………………….. 7

Содержание программы ……………………………………………8

Уч

ебно-тематический план………………………………………....8

Условия

реализации программы…………………………………..13

Формы аттестации………………………………………………….14

Список литер

атуры…………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Уровень освоения программы - ознакомительный.

Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования шахматной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию воспитанника.                    

Дети  с ОВЗ  испытывают трудности при освоении шахмат. Особенностью развития  детей  с нарушениями интеллекта  является наличие дефектов произношения, небольшой словарный запас, что мешает им понять и усвоить смысл. Для успешного решения задач  воспитания воспитанников необходимо, чтобы тренер работал в тесном контакте  с дефектологом и логопедом, врачом – психоневрологом.   

Для учащихся  с ОВЗ  в ходе изучения программного материала  акцент  будет делаться на  коррекционную направленность обучения, которая состоит,  прежде всего, в работе над дикцией, мелкой моторикой.

 Главная задача педагога  - научить детей правильно применять правила.

Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования шахматной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника.

 Актуальность программы связана с необходимостью развития шахматной деятельности  у  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа даёт возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области шахмат. Доказано, что занятия по шахматам для детей имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов.

В обучении  у ребёнка также развивается слуховая и зрительная память, внимательность, усидчивость и навыки предвидения результата.

Все эти аспекты предусмотрены в программе по развитию, адаптированной для детей, начиная с 6 летнего возраста.

Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу

- развивается творческая активность ребенка;

- координация движений.

Детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Специфика детей с НОДА

Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным       государственным образовательным стандартом дополнительного образования является «учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями эмоционально-волевой сферы, сложными и комплексными дефектами развития).


 Особенности психического развития детей с НОДА

Кроме двигательных и речевых нарушений, структура дефекта при церебральном параличе включает в себя специфические отклонения в психическом развитии. Они могут быть связаны как с первичным поражением мозга, так и с задержкой его постнатального созревания. Большая роль в отклонениях психического развития детей с церебральным параличом принадлежит:

двигательным,

речевым

сенсорным нарушениям.

Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Эмоциональные расстройства проявляются в виде:

повышенной эмоциональной возбудимости,

повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды,

склонности к колебаниям настроения.

Данная программа разрабатывалась на основе следующих документов:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

-Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№2783-ФЗ от 29.12.2012г.);

-Концепция  развития дополнительного образования детей(утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Мионобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 08.09.2015г. № 613н);

- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций»(вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).

Дети с ОВЗ – это дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных методик обучения и воспитания. Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.

Данная программа разработана на основе общеразвивающей программы по шахматам.

Основные задачи развития

- формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

- раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;

- развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;

- усвоение социальных норм, нравственное развитие;

- развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.

У детей с двигательной патологией часто отмечается недостаточность развития познавательных процессов. Дети легко отвлекаются, теряют последовательность заданной работы. Особенно выражена недостаточность произвольного внимания. Неустойчивость внимания связана с повышенной утомляемостью детей.

Несмотря на отклонение детей с двигательной патологией, объем тем, которые представлены по направлению «Шахматы» способствуют улучшению работы опорно-двигательного аппарата, у ребёнка также развивается слуховая и зрительная, внимательность, усидчивость и навыки предвидения результата.

В программе   определены цель и задачи.

Цель программы:

Привитие учащимся интереса к занятиям шахматами, овладение элементарными основами шахматной игры, ознакомление с основными тактическими идеями и приемами, получение первоначальных знаний по истории шахмат, приобретение первого опыта участия в соревнованиях. Создание посредством шахмат благоприятных условий для развития мышления, творческих и спортивных способностей учащихся, формирования всесторонне и гармонично развитой личности.

          

Задачи:

Образовательные:

- освоение знаний о шахматной игре, изучение ее истории, правил и законов;

- освоение объема теоретических знаний;

- формирование умений и навыков практической игры;

- выполнение учащимися спортивных разрядов.

Развивающие:

- развитие мышления и творческих способностей;

- развитие логики и памяти;

- развитие решительности и чувства ответственности за принятое решение.

Воспитательные:

- формирование дисциплинированности и целеустремленности;

- воспитание доброжелательного отношения к товарищам, отзывчивости;

- привитие навыков общения в коллективе и внешней культуры поведения;

- формирование потребности в проведении досуга с пользой, снижение риска асоциального поведения. 

Сроки реализации, интенсивность освоения.

Срок реализации программы – 1 год

Программа предусматривает 3 занятия по 2 часа  в неделю  216 часов в год, 36 недель. Продолжительность одного занятия – 30 минут.

Учащиеся.

Программа рассчитана на учащихся возраста 7-14 лет. Учащиеся занимаются в группе от 3-4 человек. Возрастные особенности учащихся должны учитываться педагогом при выборе формы и способов подачи материала и организации занятий.

Принципы обучения.

Принципами обучения данной программы являются доступность, наглядность, систематичность. Программа построена циклично, план состоит из 13 разделов.

           Формы и режим занятий.

Занятия проводятся в комбинированной форме, и могут включать теоретическую и практическую части (игру и разбор партий) или быстрые шахматы в равном соотношении.  Учитывая большую важность практики, учащимся рекомендуется регулярно проводить практическую самоподготовку, играя в свободное время с различными соперниками, и участвовать в соревнованиях. Режим занятий должен соответствовать санитарным нормативам для образовательных учреждений. Желательно равномерное распределение учебной нагрузки в течение недели.

Методы и приемы обучения.

Для проведения теоретической части занятия педагогом используется словесный и наглядный методы, на практической части занятия – практический метод организации занятия.

Деятельность детей на теории носит разнообразный характер и может изменяться от слушателя до исследователя. На практической части – деятельность детей исследовательская в парах.

 Основные приемы на теории: устный рассказ, показ материала на демонстрационной доске,  самостоятельное решение учащимися аналогичных задач.

  На практике основными приемами является игра в шахматы и разбор сыгранных учащимися партий.

Ожидаемый результат.

В результате освоения материала программы учащиеся должны овладеть необходимыми теоретическими знаниями и навыками практической игры.

Диагностика результативности выполнения образовательных задач проводится в форме тест-заданий  и оценки итогов выступлений учащихся в соревнованиях.

Диагностика результативности выполнения развивающих и воспитательных задач проводится в форме опроса родителей, классных руководителей и учителей, а также в форме анкетирования учащихся.

     

Планируемые результаты.

Учащиеся будут знать:

- понятия – конфликт, контакт; качества, важные для общения, дружбы;

- понятие о гигиене и режиме дня;

- понятия шах, мат, пат;

- правила игры, ценность фигур;

-2-3 открытых  дебюта;

- простейшие окончания;

Учащиеся будут уметь:

- уметь выполнять общеразвивающие упражнения;

- ставить «детский мат» и защищаться от него;

- ставить мат в 2 хода разными фигурами;

У учащихся будет развито:

- осознание важности общения со сверстниками и взрослыми;

- развитие внимания, мышления;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие творческих способностей;

У учащихся будет воспитано:

- трудолюбие, целеустремленность и упорство в достижении поставленных целей;

- умение работать в коллективе;

       

Содержание программы 

Учебно-тематический план

Учебный план является неотъемлемой частью Программы и определяет содержание и организацию образовательного процесса в Учреждении.  Учебный план,  составленный  с учетом вышеизложенных задач,  рассчитан  на 36 недель занятий и определяет последовательность освоения содержания Программы объем часов по каждому разделу программы.

 

Примерный план-график распределения учебных часов

 

п/п

Виды подготовки

Месяцы

 

 

 

9

10

11

12

1

2

3

4

5

 

 

Теория ( 24 часа)

36 недель

1

Физическая культура и спорт(2 ч.) 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Правила игры(4 ч.)

 

2

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

Шахматный кодекс. Судейство и организация соревнований(2 ч.)

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Исторический обзор развития шахмат(2 ч.)

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

5

Дебют(4 ч.)

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

6

Миттельшпиль(4 ч.)

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

7

Эндшпиль (6 ч.)

 

 

 

2

 

 

2

2

 

 

 

 

Практика (192 часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций(48 ч.)

8

 

8

4

4

8

4

4

8

 

 

2

Теоретические и судейские семинары, контрольные работы(8 ч.)

 

 

2

2

2

 

 

2

 

 

 

3

Консультационные партии, конкурсы решения задач(20ч.)

2

2

2

2

2

2

2

2

4

 

 

4

Общефизическая подготовка(108 ч.)

12

12

12

12

12

12

12

12

12

 

 

5

Диагностика(8 ч.)

 

 

 

 

 

 

4

 

4

 

 

 

Всего часов                           216

24

20

26

22

24

24

26

22

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические  рекомендации  по теоретической подготовке

Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций. Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной форме. В зависимости от конкретных условий работы в план можно вносит коррективы.

Примерные темы для  теоретической подготовки

Физическая культура и спорт в России

          Понятие о физической культуре. Физическая культура, как составная часть гармоничного развития личности. Задачи физического воспитания: укрепление здоровья, всестороннее развитие человека.

          Единая Всероссийская спортивная классификация. Разрядные нормы и требования по шахматам. Почетные спортивные звания.

         Основные формы организации занятий в детско-юношеской спортивной школе.

         Всероссийские соревнования для обучающихся, спартакиады, всероссийский турнир школьных команд «Белая ладья». Международные связи российских шахматистов.

Правила игры.

 Шахматная доска, поля, фигуры, ходы фигур. Ценность фигур.

Шахматный кодекс России. Судейство и организация соревнований

          Правила шахматной игры. Первоначальные понятия. Нотация. Турнирная дисциплина, правило «тронул – ходи», требования записи турнирной партии.

          Основные положения шахматного кодекса.

         Значение спортивных соревнований и их место в учебно-тренировочном процессе. Судейство на соревнованиях. Воспитательная роль судьи.

          Виды соревнований: личные, командные, лично-командные, официальные, товарищеские. Системы проведения соревнований: круговая, олимпийская, швейцарская.

         Контроль времени на обдумывание ходов в партии. Таблица очередности игры в соревнованиях. Правило определения цвета фигур.

         Организация и проведение шахматных соревнований. Положение о соревнованиях. Регламент. Подготовка место соревнований. Порядок открытия и закрытия соревнований. Порядок оформления отчета о соревнованиях. Зачет по судейству и организации соревнований. Инструкторская и судейская практика.

Исторический обзор развития шахмат

          Происхождение шахмат. Легенда о радже и мудреце. Распространение шахмат на Востоке.

          Проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. Шахматные трактаты. Запрет шахмат церковью.

          Испанские и итальянские шахматисты XVI-XVII веков. Ранняя итальянская школа. Шахматы как придворная игра.

Выдающиеся зарубежные шахматисты.

Выдающиеся советские шахматисты. Творчество Роберта Фишера, Анатолия Карпова, Гарри Каспарова. Молодые зарубежные и российские шахматисты.

Дебют

          Определение дебюта как подготовительной стадии к борьбе в середине игры. Классификация дебютов. Основные принципы разыгрывания дебютов. Мобилизация фигур. Борьба за центр. Безопасность короля. Значение флангов. Дебютный захват центра с флангов. Подрыв центра. План в дебюте. Оценка позиции в дебюте. Связь дебюта с миттельшпилем. Понятие инициативы в дебюте. Жертва пешки в дебюте за инициативу. Гамбиты.

          Эволюция взглядов на дебютную теорию. Характеристика современных дебютов.

          Методы работы над дебютами. Принципы составления дебютного репертуара. Понятие дебютной новинки. Концентрический метод изучения дебютных схем. Стратегия идеи основных дебютных схем.

Миттельшпиль

          Понятие о тактике. Понятие о комбинации. Основные тактические приемы. Связка, полу связка, двойной шах, скрытое нападение, вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение. Размен.

          Комбинация с мотивами «спертого мата», использование слабости первой (последней) горизонтали, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение поля и линии, перекрытия, блокировки, превращение пешки, уничтожение защиты.

          Комбинация как совокупность элементарных тактических идей. Сложные комбинации на сочетание идей.

          Атака в шахматной партии. Инициатива и темп в атаке. Атака пешками. Атака фигурами. Пешечно – фигурная атака. Атака в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле. Атака на короля. Атака на не рокировавшегося короля. Атака короля при односторонних и разносторонних рокировках. Контрудар в центре в ответ на фланговую атаку. Защита в шахматной партии. О роли защиты в шахматной партии. Пассивная и активная защиты. Требования к защите: определение момента, с которого необходимо переходить к защите, составление плана защиты, перегруппировка сил, экономизм в защитительных мероприятиях. Тенденция перехода в контратаку.

        Стратегическая и тактическая защита. Приемы тактической защиты: отражение непосредственных угроз, неожиданные тактические удары, ловушки.

          Типичные комбинации в дебюте, миттельшпиле, эндшпиле.

          Определение стратегии. Элементы стратегии, оценки позиции, выбора плана. Принцип реализации материального преимущества. Простейшие принципы разыгрывания середины игры: целесообразность в развитии фигур, мобилизация сил, определение ближайших и последующих задач. План игры. Оценка позиции.

          Центр. Централизация. Открытые и полуоткрытые линии. Тяжелые фигуры на открытых и полуоткрытых линиях. Фортпост. Вторжение в седьмую горизонталь.

          Проблема центра. Закрытый пешечный центр. Пешечный клин. Подвижный пешечный центр. Пешечный прорыв в центре и образование проходной пешки. Пешечно – фигурный центр, открытый центр. Центр и фланги. Осада центров с флангов в миттельшпиле. Роль центра при фланговых операциях. Борьба с образованием у противника пешечного центра.

          Ограничение подвижности фигур: ограничение «жизненного» пространства противника, выключение фигур из игры, связка, блокада, торможение освобождающихся ходов.

          Подвижность слона и коня в миттельшпиле. Слабые и сильные поля. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Теория «островков». Создание слабости в лагере противника.

          Пешечный перевес: в центре, на ферзевом фланге, на королевском фланге. Пешечные цепи. Блокада пешки и пешечной цепи. Пешечный прорыв. Размен как средство получения перевеса. Преимущество двух слонов.

          Стратегическая атака при разноцветных слонах, по большой диагонали, пешечного меньшинства. Приемы стратегической защиты: размен атакующих фигур противника, упрощения, создание максимальных трудностей противнику, ослабление позиции противника, жертва материала ради перехода в эндшпиль, в котором реализация перевеса вызывает большие трудности.

          Компенсация за ферзя. Ладью, легкую фигуру.

          Стратегическая инициатива. Изолированные и висячие пешки.

         Позиционная жертва: пешки, качества. Игра на двух флангах. Маневренная борьба в закрытых позициях. Типовые позиции.

          Понятие схемы как плана сторон в типовых позициях, получающихся из определенных дебютных систем.

Эндшпиль

          Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Активность фигур в эндшпиле. Матование одного короля.

          Пешечные окончания. Систематизация пешечных окончаний по тематическому содержанию. Основные идеи и технические приемы в пешечных окончаниях: правило квадрата, оппозиция, виды оппозиции, король и пешка против короля, защищенная и отдаленная проходные пешки, игра королей с двойной целью, «треугольник», прорыв, сочетание угроз, поля соответствия.

          Много пешечные окончания. Реализация лишней пешки в много пешечных окончаниях.

Сложные пешечные окончания. Ферзь против пешки. Слон против пешки. Конь против пешки.

          Коневые окончания. Слоновые окончания. Одноцветные и разноцветные слоны. Сравнительная сила слона и коня в эндшпиле.

          Ладейные окончания. Ладья против пешек. Ладья с пешкой против ладьи. Ладья и крайняя пешка против ладьи. Активность короля и ладьи в ладейных окончаниях. Сложные ладейные окончания.

          Ферзевые окончания. Компенсация за ферзя, ладью и легкую фигуру. Ладья против легких фигур. Ладья и слон против ладьи.

          Проблема перехода из миттельшпиля в эндшпиль. Переход из дебюта в эндшпиль. Сложные окончания.

               

ПРАКТИКА

Квалификационные турниры. Анализ партий и типовых позиций. Индивидуальные занятия

          Участие шахматистов в квалификационных и тематических турнирах.

          Разбор с тренером-преподавателем сыгранных партий, анализ типовых положений, выполнение упражнений для улучшения техники расчета вариантов, тренировка со спарринг - партнером.

          Индивидуальные занятия тренера-преподавателя с учащимися ДЮСШ в соответствии с перспективными планами индивидуальной подготовки.

          Выполнение контрольно-переводных и нормативных требований.

Теоретические семинары.

          Проведение тренером-преподавателем семинаров по актуальным разделам теории шахмат, групповое обсуждение докладов, прием зачетов по организации и судейству соревнований, выполнение учащимися контрольных работ по пройденным темам, заслушивание аналитических докладов учащихся.

Консультационные партии, конкурсы решения задач и этюдов, сеансы одновременной игры, упражнения на расчет вариантов

Тематические партии по консультации и сеансы одновременной игры. Понятие о шахматной композиции. История и основные направления шахматной композиции. Правила проведения конкурсов. Упражнения для развития счетных способностей.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Методическое обеспечение программы

            Общеразвивающая программа строится на основе дидактических принципов: доступности, постепенности. Большое значение в работе с детьми с ОВЗ имеет степень владения педагогом психологическими знаниями, умение определить индивидуальную модель взаимодействия с ребенком, его возможности и потребности.

Отношения строятся на основе взаимного уважения и доверия, что оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ. Во-первых, это приводит к созданию благоприятной ситуации для изучения: он ведет себя доверчиво, открыто, прямо и без утайки говорит о своих проблемах, трудностях. Во-вторых, такая атмосфера является наиболее оптимальной для индивидуального развития, его самореализации. В-третьих, складываются благоприятные условия для педагогического влияния ( ребенок воспринимает этот процесс не как вмешательство, а как помощь, совет, рекомендацию). Программа скорректирована с учетом интеллектуальных, физических возможностей ребенка, что особенно важно в работе с детьми с ОВЗ. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: «это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании. Ребенок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и способностями. Работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.

Большое значение отводится разнообразию форм и приемов, используемых педагогом на учебно-тренировочных занятиях, вводятся новые для ребенка виды и объекты деятельности.

Учебно-тренировочное занятие начинается с общей разминки. Ее задача – подготовить организм, настроить учащегося на тренировочную работу, на выполнение непосредственного тренировочного занятия. Особое внимание уделяется игровым формам. Детям с ОВЗ свойственна эмоциональная неуравновешенность. Она может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких беспокойных движениях, прерывистой речи и т.п. Чтобы помочь таким детям, можно провести игровые упражнения, направленные на достижение мышечного расслабления.

   Кадровое обеспечение программы предусматривает наличие необходимых курсов повышения квалификации  у педагогов для работы с детьми с ОВЗ. А также наличие в образовательном учреждении  дефектолога, (психолога, логопеда).

Материально-технические условия реализации программы

№ п\п

Наименование

Единица измерения

Количество изделий

1

Стол шахматный

штук

7

2

Стул

штук

15

3

Доска шахматная демонстрационная

штук

1

4

Комплект шахмат

штук

7

5

Часы шахматные

штук

7

6

Доска шахматная

штук

7

7

Шахматный компьютер

штук

1

Формы аттестации. Диагностика

            Эффективность программы отслеживается по итоговой диагностике, выполнению показательных упражнений, контрольных упражнений.

Оценка уровня творческих способностей проводится по результатам тестирования на основе комплекса решения простейших шахматных задач.

Тестирование состоит из четырех контрольных упражнений.

Контрольные упражнения

Мальчики, девочки

Основные правила игры. Нотация

+

+

Основные принципы игры в дебюте.

+

+

Принципы игры в эндшпиле.

+

+

Миттельшпиль. Основные тактические приемы

+

+

       

Примечание: + норматив считается выполненным при улучшении показателей.

 

 

 

 

Используемая литература

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

А) Основная литература

1.    М.Дворецкий  Школа высшего спортивного мастерства. 1-4 тома

2.    А.Н.Костьев. Уроки шахмат. ФиС,1984.

3.   Х.Р.Капабланка. Учебник шахматной игры. ФиС, 1980.

4.    А.А.Алехин. Триста избранных партий. ФиС, 1989.

5.    О.В.Чеботарев. Уроки шахматной стратегии. Воениздат, 1981.

6.    Энциклопедия шахматных миттельшпилей. Белград, 1980.

7.    В.А.Пожарский Шахматный учебник. 1996.

8.   Карпов А.  Гик  Шахматный учебник 1- 3 тома

9.  Карандышев В.Н. Основы психологии общения: учебное пособие к спец-курсу. –Челябинск, 1990.-84с.

10. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы. Диагностика, коррекция. Учебно-методическое пособие.-Спб.: «Речь», 2011.-432с.

Б) Рекомендуемая литература для педагогов:

1. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 864с.

2.Ежемесячный научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры».

3.Ежемесячный научно-теоретический журнал «Физическая культура в школе».

4.Урок физической культуры в современной школе: Методические рекомендации для учителей / Вып. 1. М.: Советский спорт, 2004. – 160с.

5. Лисицын Г.М. Первые шаги в шахматном искусстве. Лениздат, 1960 год.

6.  Журавлев Н.И. Шаг за шагом. ФиС, 1986.

7.    Эстрин Я.Б., Панов В.Н. Курс дебютов. ФиС, 1982.

8.    Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества. ФиС, 1982.

9. Малая дебютная энциклопедия. ФиС, 1985.

10.М.М.Ботвинник. Аналитические и критические работы (1-4 том). ФиС, 1986.

11. М.И.Дворецкий. Искусство анализа. Прогресс, 1992.

12. Л.Портиш, Б.Шаркози. 600 окончаний. ФиС, 1979.

13. Энциклопедия шахматных окончаний. Белград,1980.

14. Александров А.а. Психодиагностика и психокоррекция/ А.А.Александров – СПб., Питер, 2008.-384с.

15. Клюева н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: популярное пособие  для родителей и педагогов.-Ярославль: Академия развития 1996.-208с.

16. Новгородцева Е.А. Формирование  доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности// Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения №6/2011-Москва ТЦ «Сфера».

17. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – Москва,: ТЦ Сфера, 2002.-201с.

18. Чеснокова Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников//Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения №9/2008.- Москва ТЦ «Сфера2.

В) Интернет-ресурсы

1.http://www.lib.sportedu.ru – научно-методический журнал «Физическая культура».

2.http://www.olimiada.dljatebja.ru – Летние и зимние олимпийские игры.

3.www.pedlib.ru– Педагогическая библиотека.

4.www.rsl.ru – Российская государственная библиотека.

5.www.fpo.asf.ru –Сайт факультета педагогического образования.

6. Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ»  http://edu-open.ru

7. Материалы сайта Министерства образования и науки РФ -  http://mon.gov.ru/

8. Федеральный портал «Российское образование»  http://edu.ru/

9. Проект ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 

 http://fgos-ovz.herzen.spb.ru//.

10. Электронные образовательные ресурсы для начального общего образования:

  http://eor-np.ru/.

11. Изучение коммуникативных навыков детей с ОВЗ
Режим доступа:  http://statref.ru/ref_jgeatyjgeqasrna./, свободный.- Загл. с экрана.

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×