Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Хакасский народ. Связь с предками через сохранившийся традиции. Автор: Гайдунов Александр. Работа №394395

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Краеведение
Описание:
Данный проект разрабатывался мной осенью, при поддержки моего любимого учителя Юртаевой Еленой Викторовной. Тема проекта была выбрана совершенно случайно. Однажды, летним вечером я познакомился с таким праздником как "ТУН ПАЙРАМ" и тогда меня это зацепило. Я стал подробнее узнавать про этот праздник, а вместе с этим больше и про титульный народ своей Республики. После недели изучения материала, я понял, это то, что меня заинтересует на всю жизнь.
Работа:

Муниципальное образовательное учреждение

СШ № 18

 

 

 

 

Индивидуальный итоговый проект «Хакасский народ. Связь с предками через сохранившийся традиции»

 

 

 

 

 

Выполнил:

Ученик 9 А класса

Гайдунов Александр

Руководитель:

 

Учитель истории и обществознания

Юртаева Елена Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Шира, 2022

 

 

 

Оглавление

 

1. Введение…………………………………………………… 3-4 стр.

2. Основная часть……………………………………………...4-11 стр.

2.1. Что такое народ?................................................................... 4-5 стр.

2.2. Семейные ценности и быт хакасского народа………….. 5-7 стр.

2.3. Семья хакасов…………………………………………… …..5 стр.

2.4. Быт и занятия хакасов…………………………………..... 6-7 стр.

2.5. Праздники хакасов………………………………………7-11 стр.

2.6. Тун Пайрам………………………………………………. 8-9 стр.

2.7. Чыл Пазы……………………………………………… 9-11 стр.

3. Заключение……………………………………………….... 11 стр.

4. Литература ………………………………………………… 12 стр.

5.Приложение 1 ……………………………………………… 13 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Планируя свое интерактивное путешествие к хакасам – тюркскому народу, живущему на территории Южной Сибири, я находился в диком предвкушение мистики, консервативных тайн и какого-то шаманского волшебства. И неспроста.

Нашу Республику в России знают как археологическую Мекку, где на каждом клочке земли располагается если не археологическое и историческое открытие, то как минимум исторический диспут. Однажды, очень трудолюбивый человек, подсчитал примерное количество исторических памятников. Тогда насчитали около 30 тысяч различных памятников, среди которых курганы, развалины древних городов, указатели и т.д.

Кроме как исторического края, республика вполне может претендовать на звание «Сибирской Швейцарии» .А ведь в этом и правда. Хакасия имеет такую же необъяснимую красоту, которую невозможно передать словами. Высокие горы, которые закрывают небо. великие реки, текущие еще тысячи и тысячи лет назад. Степные луга и зеленые леса. Все эти факторы, создают красивую картину, которая запоминается на века.

На территории такой необыкновенной республики проживает титульный народ «Хакасы»

Хакасы (самоназвание — хакастар и тадарлар; устаревшее — минусинские татарыабаканские (енисейские) татарыачинские татары) — тюркский коренной народ Хакасии, наиболее распространённый в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины. В Российской Федерации насчитывается около 73 тысяч хакасов, в основном все они проживают на территории Республика Хакасии, где составляют всего 11,7 процентов от населения Хакасии. И к сожалению имеют тенденция на уменьшение численности хакасского населения

Цель: узнать какие традиции хакасского народа дошли до современности и как они сохранились

Задачи:

-- исследовать, что такое народ

-- поговорить со старожилами хакасского народа

-- познакомиться с хакасскими традициями

Методы проекта: изучение литературы, поиск и отбор информации,

наблюдение, интервьюирование.

Предмет исследования: обычаи и традиции хакасского народа

Объектом исследования является культура хакасского народа

 

 

Что такое народ?

В этнографии (от греч «этнос» - «народ» и «графо» - «пишу», «описываю»), -- науке, изучающей расселение, культуру и быт народов, под словом «народ» подразумевают общность людей, осознающих себя к какой-то определенной национальности. Конечно же, далеко не каждый может определить к какой национальности принадлежит. Допустим, у молодого человека отец алтаец, мать бурятка, а сам он родился и вырос в Красноярске и с самого детства говорит только на русском языке. Возможно, ему будет сложно определить, кто он, алтаец, бурят или все же русский, но у большинства людей серьезных проблем с самоидентичностью не наблюдаются.

Чтобы избежать путаницы с полисемией слова «народ» , ученые используют термин «этнос» (в значении «отдельный народ») и этнический (т.е. присущий данному народу). Каждому человеку свойственно любить свой народ и гордиться принадлежностью к нему.

Обычно каждый этнос говорит на своем языке. Но и в данном случае есть исключения. Как, к примеру, сербы, хорваты, и боснийцы-мусульмане говорят на одном языке – сербскохорватском; немцы и австрийцы – на немецком; испанцы, кубинцы, представители Латинской и Южной Америк – на испанском и тд. В таких случаях, обязательно существуют какие то мелки, но значительные для носителей языка различия.

Многие думают, что представителя любого народа всегда можно безошибочно определить по внешности. Это сильное заблуждение. Зато довольно точно можно определить нацию человека по его акценту, манере поведения, к примеру жестикуляции: но это признаки не физические, а языково-культурные. Наука, изучающая, в частности, внешний облик людей, называется физической антропологией.

Внешними отличительными признаками хакасского народа являются наличие низкого роста, светлой кожи, темных жестких волос и лица монголоидного типа с характерными сильно выступающим скулами, уплощенным лицом, часто низкой переносицей и сильно развитыми верхними веками.

 

Семейные ценности и быт хакасского народа

Семья тадар (хакасов)

По словам Валентины Ильиничны семья по-хакасски носила следующие названия: «сёбире» -- домочадцы, «уя» -- ячейка, и «от» -- очаг. Указанные слово характеризуют, в основном кровнородственные и патриархальные отношения. Отец всегда занимал главное и лидирующие положение в семье, а дети зависели от него. Без согласия родителей, сыновья не могли вступить в брачные отношения и принимать жизненно важные решения. В противном случае они лишались наследства.

Брачная «зрелость» наступала у хакасов рано по нынешним меркам. Средним брачным возрастом у сыновей был 20 — 30 лет, в то время как у дочерей 15-25 лет. Встречались и ранние браки, особенно среди байских семьей, когда мальчик лет 10-11 женили на взрослой девушки лет 20-25.

Отец, женив своего сына, ставил ему отдельную новую юрту с северной стороны от своей, но в пределах одной усадьба и меньшей величины . В юрте отца женатый сын с невестой не имел право жить. Остальные сыновья, женившись, также получали юрты рядом. Женатые сыновья до выделения хозяйства жили в одной усадьбе.

По хакасскому обычаю каждая новая семья должна иметь свое жилище. Поэтому понятие жениться передается словом «ибленерге», буквально – обзаводиться домом. Юрта отца называлась «большим домом», а юрты женатых сыновей «малым домом». Жилища невыделанных сыновей находись в пределах одной ограды, скот был не разделен и ходил под одним отцовским тавром, питание было совместно, а работа общая, т.е. работа совершалась сообща.

В один год делать свадьбу дочери и сына не разрешалось. Только с разрывом в один год. Если сначала женится сын, то дочери в этом году уже нельзя выйти замуж. Если же сначала вступает в брачные отношения дочь, то сына разрешалось женить в этом же году, но только при согласии всей семьи.

Но данные семейные традиции и обычая имелись в хакасских семьях до прихода русских и советской власти, которые имели свойство бороться с некоторыми проявлениями малых народов. После прихода власти Советов на хакасской земли стали использовать русские рамки возраста половозрелости, вместе с тем и возраст выхода замуж девушек и женитьбы юношей, но бывали единичные случая, когда сохранились традиции хакаской семьи.

Быт и занятия тадар (хакасов)

Как и у остальных кочевых народов, хакасы занимались скотоводством. Любимые виды животных у хакасов – овцы, лошади, и крупный рогатый скот. Отсюда принятое обозначение – «Трехстадный народ».

Испокон веков хакасы вели полукочевой образ жизни: в течении календарного года перемещались между несколькими поселками – аалами. В состав аала как правило входило 10-15 юрт («иб»). Довольно часто хозяева приходились друг другу близкими и дальними родственниками. Существовали летние, осенние, зимние и весенние поселения. Но со временем хакасы стали более рациональными и стали кочевать только в периоды зимы или лета.

Когда юрты были каркасными, круглыми и мобильными. Летом их покрывали берестой, а зимой войлоком. В XIX веке архитектурные предпочтения хакасов изменились: подрожая русским, на зимниках появились многоугольные юрты-срубы. Чем богаче хакас – тем больше углов в его жилища: если простые кочевники предпочитали шести и восьмиугольные юрты, то зажиточные и родовитые – двенадцать и четырнадцатьугольные.

Вход в юрту всегда находился с востока. В центре жилища каменный очаг с триножником под казан.

Помимо скотоводства, тадары занимались собирательством. Местная тайга, очень богатая грибами, ягодами и лекарственными растениями. Многие хакасы, проживающие в таежных зонах до сих пор занимаются лесным собирательством. Со слов старожил из аала Трошкина, хакасов с самого детства учили, что всё в тайге живое и ко всему там необходимо относиться бережно, поэтому перед тем как идти в тайгу за лесными дарами необходимо задобрить лесного духа, дав ему небольшое количество пищи или арака (молочной водки).

Тесное взаимодействие с русскими побудило хакасов взять в руки мотыги. Уже к середине восемнадцатого столетия местные жители активно выращивали свойственные европейской части России культуры: рожь, овес, ячмень, пшеницу, горох, морковку, капусту, репу, чеснок и огурцы.

Впрочем, не только способность перенимать все у соседей отличает хакасов, но и огромное трудолюбие. На этот счет у хакасов есть много поговорок и пословиц:

--У выросшего скота – сыт желудок, у вырастившего детей – сыта душа

--Лентяй сидя спит, лежа работает

Исследуя традиционный быт хакасов и огородничество, были опрошены многие люди. Больше всего в исследование традиционного хакасского сельского хозяйства, помогла Марина Николаевна, огородник со стажем из Копьева. Марина Николаевна имея в своем распоряжение небольшой огород пытается соблюдать некоторые традиции огородничества древних хакасов, соблюдая все аспекты ритуального приношения богу плодородия .

Праздники хакасов

Хакасский календарь выстроен на основе солнечных и лунных циклов. С древности, для измерения года и назначения главных событий и праздников используются солнечные циклы, а для повседневных действий - лунные. Например, по лунному календарю определялось время посева, время стрижки скота, время определенных обрядов.

 

 

На новолуние свершались самые важные дела, глава рода или шаман желал всему сеоку "пусть весь народ будет здоров, пусть весь скот крепким будет!" Месяц меняет свой облик каждые 7 дней, от новолуния считали неделю. Понедельник - пазыт (тяжелый день, нельзя метить скот), Вторник - тоой кюн (похожий день), Среда - саарсых кюн (непарный день, нельзя отправляться в путь), Четверг - торт хоных (четыре ночевки), пятница - пис хоных (пять ночевок), суббота - чечиме, воскресенье - позырах (день отдыха).

 

 

Главные календарные праздники также имеют в своей основе важные даты солнечного календаря. Календарный год начинался со дня весеннего равноденствия, 22 марта, который также называют Чыл Пазы - голова года.  На день летнего солнцестояния, 22 июня (Кюн Пазы - день большого Солнца) приходится главный праздник всего года - Тун Пайрам.

 

В последние время в Хакасии идет тенденция на восстановление праздников, которые были потеряна в Советское время или же с приходом русских на земли Южной Сибири.

Активно празднуются с 1982 года на республиканском уровне праздник Тун Пайрам (праздник первого айрана) и хакасский новый год Чыл Пазы. Данные праздники ежегодно проводятся в масштабных размахах в Усть-Абаканском районе, но также и местно в других различных муниципалитетах.

 

 

Тун Пайрам

Проводился в степных районах Хакасии. В конце мая-начале июня, после перекочёвки скотоводов с зимника на летник, устраивался праздник первого айрана. Перезимовавший скот поправлялся на первом зелёном корму и появлялись первые молочное продукты.

Почтенный старец вместе с собравшимися обходил их по солнцу (кунгер) девять раз, кроплением айрана на костёр, берёзки и коня благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились среди скотоводов. Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Их нельзя было проливать на землю. По обычаю, вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника, оставлять её на следующий день запрещалось.

Меткость в стрельбе из лука — качество, ценившееся в хакасском обществе и в мирное, и в военное время. Многие скотоводы были одновременно и охотниками.

Ещё один вид состязания в силе — это поднятие камня (хапчан тас). Он весил около 80 килограммов. Состязание проходило по установленным правилам: поднять камень до пояса, сделать приседание, поднять в полный рост и перекинуть его через плечо.

Проводились соревнования по национальным прыжкам. Ыстанга — одиннадцатикратный прыжок с разбега с ноги на ногу, Кылыы — одиннадцатикратный скачок на одной ноге с разбега, Куобах — одиннадцатикратный прыжок на двух ногах с разбега. Долгое время рекорд Хакасии по национальным прыжкам был 114 метров. В 1981 году победитель Сергей Шкуратов набрал в сумме 117 м 92 см. Этот рекорд Хакасии не побит до сегодняшнего дня.

 

Самое любимое развлечение — конные скачки (чарыс). Почти каждый сельский житель прекрасно разбирался в лошадях и мог отобрать наиболее пригодных в скачках коней. Эти конские ристалища имели древние устоявшиеся традиции и разработанные до мельчайших подробностей правила. Почти у каждого бая имелись свои беговые лошади (тулбары). Хозяева скакунов сами в забеге не участвовали, а садили мальчиков-подростков. Седоки держались на конях без сёдел, а для отличия на голову повязывали платок определённого цвета. Дистанции (меет) скачек бывали от одной до двадцати пяти вёрст. На скакунов ставили крупные заклады — до трёхсот рублей деньгами, до ста голов крупного рогатого скота. Выигравший пари ставил угощение всему собравшемуся народу. Айранные или кумысные праздники были характерны для многих скотоводческих народов Сибири и Центральной Азии.

 

 

 

Чыл Палзы

 

Ещё один сохранившийся праздник до наших дней это -- Хакасский Новый год Чыл Пазы отмечается 22 марта. Чыл пазы является одним из главных календарных праздников хакасского народа. Пик торжества приходится на день весеннего равноденствия. Встреча нового года весной, а не зимой, как в европейской традиции, связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живёт» и «умирает» вместе со сменой сезонов.

Осенью чаяны - духи земли, духи рек, тайги уходят на небеса, весной с первыми лучами солнца они возвращаются. Считается, что людям нужно хорошо подготовиться к их встрече. Праздник Нового года начинался с прилёта первых птиц, первого кукования кукушки и заканчивался первыми раскатами грома. Подготовка к празднику начиналась с шитья новой одежды, уборки всей территории аала и юрты. В это время нельзя допускать никаких ссор в доме, наоборот родным и близким старались дарить как можно больше внимания и душевного тепла.

В день весеннего равноденствия, рано утром, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца, затем возвращались домой, и кормили семейно-родовых духов-хранителей.

Праздновали Чыл пазы всем аалом: необходимо было зайти в каждую юрту с угощениями и обращением: «Чыл пазы чылды, чылан кибi сойылды!» - «Пришёл Новый год, снялась змеиная шкура». Гостей угощали сыром, сметаной, чаем с печеньем. Еще одна традиция праздника Чыл пазы - это разведение костров. Отношение к огню у хакасов особое. В этот день разводили три огня.

 

Ритуал почитания огня

Хакасы благодарили Огонь, который неустанно берёг людей всю зиму, даруя тепло и пищу, охраняя от стужи и злобы. Обходили первый костёр по ходу солнца, окропляли молоком небеса и бросали кусочки мяса в огонь. Так проходил обряд благодарения Огня.

Ритуал очищения души

Люди обращаются к верховным Богам за благословлением, но для этого нужно предварительно очиститься от зла в жилищах и в душах своих. Все неприятности, грехи и болезни люди завязывают узлом на чёрные чалама - лента чёрного цвета, а затем бросают во второй костёр, который называется Очистительным.

Ритуал почитания природы

На третьем костре готовят блюда из лучшего свежего мяса и молока. Положено было ходить друг к другу в гости, чтобы отведать приготовленные специально для стола Почитания. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.

Ритуал почитания священной березы

Для хакасов священным деревом издревле была берёза - «хазын». В праздник Чыл Пазы берёзу трижды обходят по ходу солнца и привязывают ленточки-чалама белого, красного, синего цветов. Привязывая их к дереву, человек вкладывает в каждый из них пожелание самому себе, своей семье, своему роду. Ленты можно завязывать и других цветов, главное верить, что всё сбудется.

В Чыл Пазы проходят и другие обряды - дарение небесным духам лошади, чтобы они могли быстрее прийти на помощь людям. А в  мае, при первых раскатах грома, следовало, сбежав 3 раза по солнцу вокруг юрты, окропить небо и землю айраном и произнести «Элем-Салам!» - «Пусть выйдет Старый год, пусть войдёт Новый год!». Считалось, что первый весенний гром очищал окружающий мир от нечисти старого года.

 

Вывод

В последние время представители хакасского народа стали отходить от своих многовековых традиции и обычия своих предков. И данная тенденция к сожалению будет продолжаться из-за современных условий общества потребления и не принятие современной хакасской молодежи традиций своих предков. Данную тенденцию невозможно остановить, ее только можно будет замедлить, но для этого потребуются огромные старания как старожил, доживших до нашего времени, так и стараний республиканский властей. Которым необходимо будет действовать более решительно.

До современности у хакасов дошли семейные традиции, национальные праздники, ритуалы, обряды и многое другое. Все эти традиции передавались виде устного народного творчества, наказов и советов детям, которые сохраняли их и чтили многое время.

Теоретическая и практическая значимость: данный материал может быть использован на уроках истории, окружающего мира, ОДНКР, во внеклассовых мероприятиях и кружках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и средств для изучения материала

В. Я.

Бутанаев

Очерки истории Хакасии (с древнейших времен до современности) – Абакан Издательство Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова 2008 г.

Н.Н.Козьмин

Хакасы: историко-этнографический и хозяйственный очерк Минусинского края. — 

Иркутск:

Изд.

Иркут

екции

науч

. работников

Рабпроса

, 1925.

Российская семья/Хакасская семья –

Москва Издательство

Российски

государственный социальный университет 2008 г.

К.М

Патачаков

"Культура и быт хакасов" – Абакан Издательство: Хакасское книжное издательство 1958 г.

https://khakassia.travel/o-hakasii/kultura-hakasii

 

Хочется отметить людей, участвующие в создании проекта и сборе информации: Валентина Ильинична Дьяконова, Сергей Александрович Майнагашев(информация на странице).

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 «Гистограмма»

Мной было проведен опрос среди девятых(9) классов с целью узнать насколько школьники знают традиции и праздника титульного народа Республики Хакасии.

К сожалению, результаты не сильно хорошие. Это связано с закономерным уменьшением численности старожил хакасского народа, которые знали и понимали свои традиции. Также отмечается закономерность среди опрошенных, некоторые девятиклассники причислили к хакасским праздником русские традиционные праздники такие как масленица и христианский праздник пасха. Это связано с незнанием традиций, обычай и праздников.

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Пожалуйста, подождите.
x
×