Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

«Влияние книг на жизнь человека» . Автор: Панкратова Алёна. Работа №395916

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Мой авторский проект
Описание:
Тема проекта актуальна в связи с тем, что Интернет вытесняет книги из нашей жизни.Цель : выяснить, какую роль книга играет в жизни человека, , а также привлечь внимание школьников к чтению .
Работа:

МОУ «Лицей № 47 им. К. В. Благодарова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема

«Влияние книг на жизнь человека»

 

 

 

 

Работу выполнила

ученица 9 «А» класса

МОУ «Лицей № 47 им. К. В. Благодарова

Панкратова Алёна

Руководитель: Григоржевская Т. Н.,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саратов, 2023

 

 

Содержание

 

I. Введение.

1.Актуальность проблемы

2.Цель проекта

3.Гипотеза

4.Задачи проекта

II. Основная часть.

1. История появления книг в жизни человека.

2. История возникновения книг на Руси.

3. Роль книги и чтения в жизни в жизни человека.

III. Практическая часть.

Читательская культура

учащихся моей школы

.

а) интервью;

б) тестирование;

2. Пути решения проблемы сохранения влияния книги на духовную жизнь молодежи.

IV Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Фрэнсис Бэкон.

 

Введение

Книги – это источник знаний и мудрости. Они появились еще в глубокой древности. Это бесценный дар, которым мы владеем, благодаря нашим предшественникам. Каждая книга – это новое открытие! Читая, мы путешествием по разным историческим эпохам, анализируем настоящее и заглядываем в будущее. В 20 веке моя страна считалась самой читающей в мире. В Интернете я нашла информацию о международном сравнительном исследовании 1950 года, которое показало, что житель Советского Союза тратит на чтение примерно 11 часов в неделю — вдвое больше, чем житель США, Англии и Франции. Но сегодня Интернет заметно вытеснил книги из жизни молодого человека. Я решила разобраться, почему это происходит. Что читают мои сверстники? И что влияет на культуру их чтения?

Я уверена, что нужно обязательно читать книги. Это отличный способ получить настоящее удовольствие, а также путь к самосовершенствованию. Чтение развивает память, дает новые знания и идеи, наполняет мозг полезными мыслями. Книги помогают нам учиться, расширять кругозор, становиться умнее и опытнее, получать ответы на многие наши вопросы. У каждого человека должны быть любимые книги.

Актуальность

Эта тема актуальна в связи с тем, что Интернет вытесняет книги из нашей жизни.

Книга способствует обогащению словарного запаса;

является помощником в формировании взгляда на мир;

учит отличать добро от зла.

Цель проекта: выяснить, какую роль книга играет в жизни человека, какое место она занимает среди прочих увлечений, а также привлечь внимание к чтению школьников.

Гипотеза: книга может играть важную роль в жизни человека, может быть прекрасным другом и советчиком и формировать жизненные ценности, важные навыки и умения человека.

Задачи:

Определить, какой путь прошла книга в своей эволюции.

Выяснить, какие великие люди участвовали в создании книги.

Проанализировать роль книги и чтения в жизни.

Исследовать читательскую культуру моих одноклассников.

Основная часть

История появления книг в жизни человека

История книги многогранна и увлекательна. О происхождении книг частично говорит само их название. Латинское слово «liber» (книга) означает «лыко», то есть снятую с дерева кору, а английское «book» идет от названия дерева бука, так как не севере Европы для письма использовались деревянные дощечки из древесной коры. Писали на них и в средневековом Новгороде, только новгородцы для письма использовали кору березы. Отсюда и пошло название «берестяная грамота». При раскопках старинного Новгорода археологами была найдена большая берестяная библиотека.

Но самые древние книги появились в первых развитых цивилизациях: Вавилоне, древнем Египте, Ассирии. Первые книги писались на глиняных табличках и на папирусных свитках.

Многие просвещенные правители прошлого создавали великие библиотеки. Самой грандиозной была великая Александрийская библиотека, созданная по приказу египетского царя Птолемея. В момент своего расцвета она хранила более 800 тыс. папирусных книг.

На смену папирусу пришел пергамент, который делали из кожи зверей. Но такие «книги» были громоздкими, а сам материал был очень дорогой. Бумага появилась в 10 веке в Китае. Легкий материал, достаточно дешевый, сохраняется долго, тонкий. В России в это время появились первые рукописные издания на бумаге. В основном писали их при монастырях. Бумага быстро распространилась по миру, в связи с чем начали придумывать способы книгопечатания. Самый первый станок, позволяющий делать на бумаге оттиски букв, придумал немец Иоганн Гуттенберг. Его считают отцом книгопечатания.

 

История возникновения книг на Руси

В Древней Руси книга почиталась как величайшая ценность, собрание всемирной премудрости. В "Повести временных лет", написанной преподобным Нестором в XI веке, содержатся следующие замечательные слова об учении книжном: "Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это - реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания".

Происхождение славянской письменности связано с деятельностью Кирилла и Мефодия. В 863 году святые братья разработали для славян азбуку и перевели на славянский язык ряд богослужебных книг. На Русь книги пришли вместе с официальным принятием христианства в 988 году. Число сохранившихся рукописных книг XI-XVII вв. насчитывает десятки тысяч. В то время книги создавались путем переписывания.

Первые русские рукописные книги, написанные в XI веке, свидетельствуют о том, что в это время на Руси была чрезвычайно развита деятельность книгописных мастерских и работали в них очень искусные писцы и художники.

К книгам, в которых излагалось христианское вероучение, русские люди относились особенно благоговейно. Недаром в одном из древнерусских произведений - "Изборнике Святослава 1076 года" - так говорится об исключительной пользе чтения книг: "Ни корабля без гвоздей не сделать, ни праведника - без чтения книг, и как у пленников на уме родители их, так у праведника - чтение книг. Воину красота - оружие, а кораблю - паруса, так и праведнику - чтение книг".

Одним из великих книголюбцев был сын равноапостольного князя Владимира Ярослав Мудрый, который "читал и днем, и ночью". Ярослав ревностно относился к книжному просвещению. Он учредил в Новгороде училища для обучения грамоте детей важнейших граждан и священников, а также его стараниями было основано древнейшее собрание книг при Новгородском Софийском соборе.

С распространением грамотности, развитием просвещения связано и изобретение книгопечатания. Царь Иван Грозный понимал бесценную роль книги в процессе становления государства. Он поспособствовал основанию первой типографии в Москве. Для работы над первым печатным изданием были привлечены самые образованные люди того времени. Целью молодого царя было объединение большого количества православных народов на одной территории и в одно государство. Нужно было повсеместное церковное и светское просвещение, следовательно, священство и просветители нуждались в качественном печатном издании. Первая точно датированная русская печатная книга - "Апостол" - выпущена 1 марта 1564 года диаконом Иваном Федоровым и его помощником Петром Тимофеевым Мстиславцем.

В 80-е годы XVI века возникает крупное книгопечатное предприятие - Московский Печатный двор.

 

 

 

 

Роль книги и чтения в жизни в жизни человека

Книги — это кладезь полезных советов, народной мудрости и жизненного опыта, поэтому они могут научить очень многому. Книга может научить, как поступить в трудной ситуации, дать совет или утешить в тяжёлую минуту, напомнить о чём-то важном или, напротив, развеселить, поднять настроение.

При отказе от книг и чтения прервутся связи между людьми, утратится механизм передачи знаний, и человечество остановится в своем развитии. Книги воспитывают нравственность, формируют личность, без них невозможно вырастить гуманного и сочувствующего другим человека.

Зачем нужно читать книги?

Во-первых, это отличный способ получить настоящее удовольствие, а также сделать шаг на пути к самосовершенствованию. Чтение дает новые знания и идеи, наполняет мозг полезными мыслями.

Во-вторых, благодаря чтению, улучшается мышление. Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.

Во-третьих, человек, регулярно читающий книги, тренирует память. Читающий человек запоминает больше информации, он быстрее находит закономерность между предметами и событиями. Кроме того, у него более развитый интеллект, улучшается способность излагать мысли на бумаге.

Люди читают книги, чтобы развивать творческие способности.

Таким образом, наше мышление формируется несколькими факторами: воспитанием, личным опытом, общественным мнением по тем или иным вопросам. Мощное воздействие на него оказывают и книги. «Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, — сейчас же чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, — как будто бы освежился купаньем в чистом источнике», писал Артур Шопенгауэр. Книги помогают посмотреть на мир с другой стороны, пересмотреть приоритеты, ценности, поставить новые цели.

Поэтому нужно вырабатывать привычку регулярного чтения.

Нужно 20- 30 минут в день читать книгу. Для этого можно отводить специальное время перед сном или по пути на работу или другое удобное для вас время. С каких книг нужно начинать читать? Ответом на этот вопрос может послужить фраза: «Чтобы стать умным достаточно прочитать 10 книг, но, чтобы их найти, нужно прочитать тысячи». Главное - найти книгу для души, по своему «вкусу».

 

Практическая часть

1.Читательская культура учащихся моей школы

В ходе изучения данной темы меня заинтересовал вопрос, какие книги читают мои ровесники и другие ученики нашей школы. Я провела опрос среди

среди учащихся 4-9 классов МОУ «Лицей 47». В тестировании участвовало 65 человек, которым были заданы следующие вопросы:

Часто ли вы читаете?

17 человек ответили, что часто - 25%, 27 человек ответили редко – 43%, 10 человек - никогда -15%, в свободное время – 11 человек - 17%.

Вы предпочитаете читать электронные книги или бумажные?

25 человек ответило, что предпочитают читать бумажные книги - 38%

6 человек ответило, что предпочитают читать и те и те книги - 17%, а 34 человека ответили, что предпочитают электронные книги - 45%

Чем вы любите заниматься в свободное время?

19 человек ответили, что любят гулять – 30%, 14 человек ответили, что играют в компьютерные игры - 22%, 10 человек проводит время за чтением – 7%, 14 человек ответили, что любят смотреть телевизор – 22%, другое - 8 человек - 12%.

Какие книги вы любите читать?

Фантастикой увлекаются 24 человека - 36%, детективы и триллеры – 15 человек – 25%, романы – 5 человек – 6%, комедии – 4 человека - 5%, драмы -1 человек – 1%, приключения-10 человек – 19%, наука и образование – 3 человека – 2%, прочее – 4 человека - 6%.

 

Пути решения проблемы сохранения влияния книги на духовную жизнь молодежи

По данным экспертов, сегодня в российском обществе статус чтения явно снижается:

- увеличивается доля россиян, которые вообще не читают или читают только изредка;

- утрачиваются традиции семейного чтения;

- снижается общественный интерес к печатной прессе.

Любовь к чтению, безусловно, нужно воспитывать. Этому способствуют книжные выставки, чтение вслух в школе и дома. Каждому человеку необходимо воспитывать в себе заинтересованного читателя, любящего чтение и книгу.

Читать книги надо с удовольствием, только тогда перед читателем открывается богатый внутренний мир писателя, становятся понятными его мысли и идеи. По мнению Д. С. Лихачева, образованный человек должен неоднократно возвращаться к прочитанной книге: «Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно…»

 

 

Заключение

В ходе работы подтвердилась гипотеза, что книга играет огромную роль в жизни человека, она друг и советчик. Именно благодаря книге формируются жизненные ценности, важные навыки и умения человека. Поэтому нужно учиться читать книги, учиться этому искусству всю сознательную жизнь. Неслучайно великий русский писатель А. М. Горький писал: «Всему хорошему в жизни я обязан книгам».

В наши дни необходимо читать книги о своей стране, о подвиге нашего многонационального народа во время Великой Отечественной войны, чтобы воспитывать дух патриотизма, гордость за свою страну. Молодежь, читающая, знающая традиции, историю и культуру своей страны, это надежное будущее мой Родины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Бутенко И.А. Читатели и чтение на исходе ХХ века: Социол. аспект /И.А. Бутенко. – М.: Наука, 1997. – 140 с.

Рудишина

Т. Чтение в современном мире /

Т.Рудишина

. - Библиотека в школе, 2008, №11, с.1-2.

Самохина М.М. Кто и что сегодня читает и зачем им это нужно /

М.М.Самохина

. - Новое литературное обозрение, 2001, № 51, с.327–340.

Сметанникова

Н.Н. Роль чтения и грамотности в современном мире [электронный ресурс] / Н.Н.

Сметанникова

. – Режим доступа: http://www.yandex.ru.

Сметанникова

Н.Н. Участь чтения /

Н.Н.Сметанникова

. – Октябрь, 2005, № 3, с.140–146.

https://www.livemaster.ru/topic/2572791-kogda-na-rusi-poyavilis-pervye-knigi-i-pervaya-azbuka

https://travel-in-time.org/istoriya-izobreteniy/istoriya-knigi-ot-drevnosti-do-nashih-dney/

 

 

 

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×