ПРОЕКТНО-ТЕМАТИЧЕКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ "ПРАЗДНИКИ НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ".. Автор: Солонина Анна Вениаминовна. Работа №408201
ПРОЕКТНО-ТЕМАТИЧЕКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
"ПРАЗДНИКИ НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ".
В.В. Щеголькова, А.В. Солонина
МБДОУ "Детский сад п. Аэропорт"
Проектно-тематическая деятельность - это один из наиболее эффективных методов обучения и развития детей дошкольного возраста. Она основана на организации деятельности детей в рамках определенной темы или проекта, который является интегрированным и многоаспектным. Такой подход позволяет детям освоить новые знания, научиться работать в команде и проявлять креативность.
На наш взгляд, одной из самых интересных и доступных тем для организации проектно-тематической деятельности в детском саду является праздники народного календаря. Воспитание детей на традициях и ценностях национальной российской культуры является важной задачей современного образования. Привитие уважения к истории и культуре родной страны, понимание национальных и культурных традиций является необходимым компонентом формирования идентичности каждого ребенка. Одним из способов воспитания детей на традициях и ценностях российской культуры является использование образцов устного народного творчества.
Устное народное творчество - это народные песни, былины, сказки, загадки, пословицы и поговорки, которые служат не только источником информации о жизни и культуре народа, но и инструментом воспитания молодого поколения. Русские народные песни, сказки, частушки, заклички являются неотъемлемой частью российской культуры, они передают ценности и традиции нашего народа и помогают детям понять и уважить национальное наследие. В результате использования образцов устного народного творчества в воспитания детей на традициях и ценностях национальной российской культуры, дети получают не только новые знания, но и развивают свои творческие способности, учатся работать в команде, общаться и проявлять свои навыки и таланты. В результате дети становятся более самостоятельными, уверенными и уважительными к истории и культуре своей родины.
Целью нашего проекта является:
"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с народным праздниками".
Задачи:
1.Познакомить детей с содержанием народных календарных праздников.
2.Познакомить с тем, что раньше жизнь людей была тесно связана с природой.
3. Расширять знания о народной культуре, обрядах, обычаях.
4. Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну и народ.
5. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.
Ожидаемые результаты:
Устойчивый интерес и знания к культуре русского народа.
Вид проекта: информационно - творческий, групповой.
Возраст детей: от 3 до 7 лет.
Участники проекта: дети, родители, педагоги
Срок реализации проекта: один год
В традиционной культуре каждое время года обладает своими особенностями и праздниками, которые отражают черты и образ жизни того времени года. Организация деятельности детей с учетом народных праздников позволяет погрузиться в мир старинных обрядов и обычаев, расширить свой кругозор и познакомиться с культурным наследием родной страны.
Для проведения проекта на тему "Праздники народного календаря" был разработан план основных праздников по временам года :
Осень - "Осенины"
Зима - "Святки","Колядки";
Весна - "Масленица","Веснянка";"Пасха"
Лето - "Иван Купала","Яблочный Спас", "Медовый Спас"
По проекту с детьми используем следующие методы работы:
1.Наглядные: демонстрация мультимедийных презентаций, иллюстраций;
2.Практические: каждый праздник сопровождается тематической выставкой, творческими заданиями;
3.Игровые: музыкальные, народные, театрализованные игры;
4.Словесные: чтение художественной литературы, заучивание наизусть песен, стихов, частушек, пословиц, поговорок, народных примет, попевок.
Кроме того, проводятся мастер-классы по изготовлению поделок, игрушек, которые отражают обряды и традиции народных праздников. Например, зимой дети делают "Рождественскую звезду","Рождественский венок". Весной, делают жаворонков из бумаги, пластилина, ткани, а на "Пасху" - яйца-крашенки, пасхальные корзины и пасхальных зайцев. Летом рисуют русалок, делают объёмные аппликации берёзок. Осенью создают картины из семян, зёрен, листьев.
Совместные выступления детей с родителями являются неотъемлемой частью наших народных праздников.
В результате проведения проекта на тему "Праздники народного календаря" дети обретают новые знания о традициях и обычаях своей страны, узнают о народных ремеслах, научаются работать в команде и проявляют свою креативность. Кроме того, такая деятельность способствует сближению родителей с детьми, развитию речи, мелкой моторики и познавательной активности детей.
Список используемой литературы:
1.Знакомство детей с русским народным творчеством. Л.С.Куприна, Т.А. Бударина, СПб "Детство -пресс",2004 г.
2. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста "Ладушки",Каплунова И., Новоскольцева И.СПб., Изд- во "Композитор",1999г.
3. Русские народные праздники в детском саду. М.Ю. Картушина. Творческий центр "Сфера", М. 2007 г.
4. Интернет - ресурсы