Проект социальной направленности "Наши деды - герои!". Автор: Батанова Оксана Андреевна. Работа №408258
Проект социальной направленности
«Наши деды – герои!»
Автор и руководитель проекта: Батанова О. А.
Проект ориентирован на учащихся начальных классов
Нижний Новгород
2023
Предисловие
…Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пускай во всем, чем жизнь полна,
Во всем, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было.
А. Твардовский
Методический паспорт проекта
Название проекта: «Наши деды – герои!»»
Автор и руководитель проекта: Батанова Оксана Андреевна, учитель начальных классов МАОУ «Школа № 78» г. Нижнего Новгорода
Участники проекта: учащиеся 2 «В», 3 «В» классов, родители, классный руководитель.
Обоснование проекта: Данный проект разработан в рамках патриотического воспитания учащихся и реализует системно-деятельностный подход в воспитательном процессе. Проект направлен на расширение знаний детей в области истории своей страны, осознания ими подвига их предков, и может быть взят за основу для организации внеурочной деятельности класса.
Сроки реализации проекта: декабрь-май 2022-2023 уч. года.
Цели проекта:
1. Углубление знаний учащихся в области истории ВОВ 1941-45 г.г., осознании роли их предков как части этой истории, понимание живой связи поколений
2. Создание условий для воспитания у учащихся чувства патриотизма, уважительного отношения к исторической памяти своего народа, к подвигам своих предков-ветеранов ВОВ, к традициям своей страны.
Задачи:
Изучение исторических сведений о своих предках, участвовавших в ВОВ.
Создание условий для воспитания у учащихся любви к Родине, уважительного отношения к памяти своих предков, ветеранах ВОВ
Организовать работу по поиску и сбору исторических материалов об участии родственников учащихся в ВОВ, о тружениках тыла.
Воспитывать у учащихся стремление знать, ценить и помнить своих предков и их заслуги перед Родиной.
Распространить информацию о результатах реализации проекта среди учащихся начальной школы и родителей в виде «Книги памяти».
Подготовить литературно-музыкальную композицию «Я помню! Я горжусь»
к
Дню Победы.
Тип проекта по ведущим классификационным признакам
По количеству учащихся: групповой проект
По продолжительности реализации: долгосрочный проект.
По приоритетной деятельности: социальный проект.
Режим работы младших школьников над проектом
Урочно-внеурочный режим работы над проектом. Реализуется на уроках окружающего мира и литературного чтения, во внеурочное время в школе и дома.
Планируемый результат (продукт) проектной деятельности
1. Повышение уровня информированности учащихся о событиях ВОВ, подвиге народа и конкретных людей.
2. Распространение исторических сведений об участниках ВОВ среди учащихся и родителей с целью сохранения памяти о них в изданной учащимися «Книге памяти»
3. Выступление перед ветеранами
Рекомендуемый для выполнения проекта учебный год (класс)
Может быть взят за основу для организации урочной и внеурочной деятельности класса в любой параллели начальной школы, а также среднего и старшего звена.
Основные этапы проектной деятельности
1.Погружение в проект
Обсуждение проблемы с учителем и сверстниками при проведении планового классного часа по теме «Подвиг на века: пусть поколения знают»: - краткий экскурс в историю событий времён ВОВ
- проблемная беседа
- проведение опроса учащихся о том, что они знают о своих предках
- обсуждение возникших идей, формирование темы проекта.
2.Организация деятельности
1. Определение типа проекта, способа и срока его реализации.
2.Проведение беседы на родительском собрании с целью привлечения их к реализации проекта, помощи детям в поиске и сборе информации.
3.Формирование групп учащихся с учётом их интересов, индивидуальных особенностей, личных симпатий и распределение заданий и обязанностей внутри группы:
Учащиеся делятся на 2 группы, распределяются задания внутри группы (получение и обработка информации, оформление, презентация).
К первой группе относятся учащиеся, у которых есть родственники-участники ВОВ. Они собирают информацию о них и оформляют её в виде книги («Книга памяти»).
Вторая группа собирает информацию о тружениках тыла, их роли в Великой Победе (для оформления Календаря победы), оформляют информационный стенд.
Каждая группа также готовит презентацию к защите своего продукта.
Для сбора информации учащиеся пользуются Интернетом, беседуют с родственниками, работают в библиотеке.
3.Осуществление деятельности
Оформление школьного информационного стенда «Труженики тыла» («Календарь победы»)
.
Проведение классного часа по подготовке презентации проекта «Наши деды – герои!» («Календарь победы», «Книга памяти»)
Оформление и издание «Книги памяти», оформление классного информационного стенда. Подготовка к презентации книги, осуществление самоконтроля и корректировка деятельности.
4.Презентация
Представление и защита продукта проекта в виде оформления школьного «Календаря победы» и издания и распространения «Книги памяти» среди учащихся начальной школы. На этапе рефлексии проводится обобщение и подведение итогов проделанной работы, анализ динамики изменений ценностных установок у учащихся. Проводится оценка качества выполнения продукта, изучается возможность использования результатов проекта в дальнейшей деятельности.
5. Выступление учащихся (Литературно-музыкальная композиция по подготовленному сценарию (см. Приложение 1))
Показатели:
Основным критерием результативности деятельности в процессе осуществления проекта будет выступать критерий сформированности у школьников чувства патриотизма и гордости за своих предков, осознания их неоценимого вклада в Великую Победу.
Основными показателями такого критерия будут служить:
- Активизация познавательной деятельности учащихся.
- Информированность о подвиге своих предков, гордость за них.
Предполагаемые методы регистрации показателей: наблюдение и анкетирование учащихся и родителей на разных этапах реализации проекта, анализ результатов.
Устойчивость проекта
Учитывая актуальность направления, данный проект может быть продолжен и расширен, «Книга памяти» может периодически дополняться и переиздаваться. Данный проект может быть использован или взят за основу классными руководителями любого класса для организации урочной и внеурочной деятельности.
Приложение 1. Сценарий литературно-музыкальной композиции
Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Зеленее рощи и леса.
В реках здесь стремительные воды
Голубеют, словно бирюза.
Здесь, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза.
*Победа! Славный сорок пятый!
Но мы оглянемся назад:
Из тех военных лет солдаты
Сегодня с нами говорят.
Танец «А закаты алые, алые, алые…»
Поколению, вступившему в жизнь.
Тем, кто не знает, что такое война посвящается.
Чтобы помнили… Чтобы поняли…
Звучит песня «Непрошенная война» На сцену выходят участники со свечами в руках.
Гори, свеча, гори, не затухай,
Не проходящей болью будь.
Пусть в пламени твоем встают,
Чей оборвался путь.
Гори, свеча, не затухай,
Не дай нахлынуть тьме.
Не дай живым забыть всех тех,
Погибших на войне!
Войны начинаются внезапно.
Ходит по границе тишина.
А потом обвал. И сразу пятна.
Красные. И – вот она – война.
Песня «Прощание славянки»
Солдатские письма, солдатские письма,
Желанные вести с треклятой войны…
Солдатские письма, солдатские письма,
О, как же вас ждали с чужой стороны!
Смотрели с надеждой в глаза почтальонке –
Не горькую весть принесла ли в избу?
И вдруг, увидав серый штамп похоронки,
Дрожащей рукой утирали слезу…
В одном доме – радость, в другом доме – горе…
Здесь – выжил, но ранен, там – геройски погиб.
И реки страданий, а горечи – море…
И ждать, вот уж, кажется, больше нет сил.
Солдатские письма, солдатские письма,
Читали всем миром по тысячу раз…
В них боль и надежда, стремление к жизни,
Проклятья врагу, боль и ярость подчас…
Солдатские письма – треугольники жизни,
Посланники верной солдатской любви…
Салютов победных весенние брызги –
Вечная память погибшим в войне!
Звучит песня «Фронтовые письма»
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновение
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания.
И вновь – весна…
И солнце светит ясно.
Вот детский смех послышался вдали.
Но кто сказал, что вы напрасно?
Но кто сказал, что зря боролись вы?
Кто так сказал, не знал, наверно, горя.
И не видал он материнских слез.
Не видел он могил и после боя
Не видел тех, кто это перенес.
Салют весне! И позади все беды,
И залпы пушек стихли уж давно.
Мы живы, чтобы праздновать победу
И вспоминать войну лишь как кино.
Хоть не герои мы, как наши деды,
Пускай не присягали на крови…
Мы – поколение, достойное победы
Для веры, для надежды и любви!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
песня «Солдаты войны»
Приложение 2. Фоторепортаж по итогам реализации проекта
Оформление классного стенда и школьного «Календаря Победы»
Презентация «Книги памяти»