Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ ДОО. Автор: Эвелина Егорова. Работа №408268

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
конкурса профессионального мастерства педагогов дошкольных образовательных учреждений
Описание:
Здравствуйте, я студентка Вологодского педагогического колледжа, заканчиваю 4 курс. Мне нужно поучаствовать со своим дипломом в разных местах и получить за это подтверждающий документ (справка, сертификат и т.д). Скинутый вам документ не законченный. Там есть проведенная мной анкета на воспитателях. Есть теоретическая часть , в которой все рассказано про мою тему . Надеюсь вам она будет интересна в прочтении! Буду ждать обратной реакции!
Работа:

БПОУ ВО «Вологодский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ ДОО

Выпускная квалификационная работа

(дипломная работа)

по профессиональному модулю ПМ.02

Организация различных видов деятельности и общения детей

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

 

 

 

Студентки 4 курса

Егоровой Эвелины Андреевны

Научный руководитель:

к.псих.н., преподаватель

Шубина Екатерина Викторовна

 

 

 

ВОЛОГДА

2023

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы экспериментирования как средства развития познавательного интереса детей в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОО…………………………………………………………………………....6

1.1. Развитие познавательного интереса детей в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОО………………………………………………………5

1.2. Характеристика организации экспериментирования в условиях ДОО…………………………………………………………………………….14

Глава 2. Методические основы экспериментирования как средства развития познавательного интереса детей в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОО…………………………………………………………………………….

2.1. Анализ педагогического опыта по организации экспериментирования детей старшего дошкольного возраста для развития познавательного интереса в условиях ДОО……………………………………………………..…………....

2.2. Опытно практическая работа по организации экспериментирования как средства развития познавательного интереса детей в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОО……………………………………………..……....

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы и источников ……………………………………………....24

Приложение 1 «Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» (познавательный интерес)»……………………….

Приложение 2 «Диагностика»…………………………………………………..

Приложение 3 Анкета для воспитателей……………………………………..

Приложение 4 Конспект НОД «Маленькие экологи спешат на помощь»

Приложение 5 Конспект НОД «Свойства воды»…………………………..

 

 

 

 

Введение

Одной из основных задач дошкольного образования ФГОС является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В федеральном государственном стандарте говорится о «портрете» дошкольника как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности. В ФГОС ДО отмечается необходимость создания условий для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместного взаимодействия и их участников. Детский интерес является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям. Актуальность исследования заключается в том, что познавательный интерес является одним из важнейших мотивов в обучении дошкольников.

В силу особенностей возрастного периода, у детей старшего дошкольного возраста процесс экспериментирования протекает максимально продуктивно. Ведь он направлен не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с ее реализацией, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Именно поэтому одним из эффективных видов деятельности старших дошкольников является детское экспериментирование. Этот вид деятельности детей позволяет развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.

Проблемой развития познавательного интереса у дошкольников в разное время занимались ученые Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Е. А. Брежнева, А. А. Люблинская.

Познавательный интерес у дошкольников проявляется во всем: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения. Следовательно, основная задача педагогов – это так организовать образовательный процесс, чтобы на выходе из ДОУ старшие дошкольники приобрели стремление познавать природу, исследовать закономерности в окружающем мире, показывали высокий познавательный интерес.

В связи с этим, возникает необходимость разработки и внедрения таких педагогических условий, которые направлены на повышение уровня познавательного интереса детей через познавательно исследовательскую деятельность.

Исходя из актуальности приоритетного направления, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии познавательных способностей, желая создать условия для исследовательской активности дошкольников, была сформулирована тема данной работы: Экспериментирование как средство развития познавательного интереса детей в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОО.

Объектом исследования является процесс развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности организации экспериментирования как средства развития познавательного интереса у старших дошкольников в условиях ДОО.

Целью данной работы является изучение особенностей организации экспериментирования как средства развития познавательного интереса у старших дошкольников в условиях ДОО.

Исходя, из цели исследования были определены следующие задачи:

Раскрыть развитие познавательного интереса детей в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОО.

Дать характеристику организации экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.

Проанализировать педагогический опыт по организации экспериментирования детей старшего дошкольного возраста для развития познавательного интереса в условиях ДОО.

Описать опытно

практическую работу по организации экспериментирования как средства развития познавательного интереса детей в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОО

.

Методами исследования являются: изучение научно методической литературы; обобщение, синтез, сравнение, наблюдение, анализ педагогического опыта; анкетирование; опытно – практическая работа.


Глава 1. Теоретические основы экспериментирования как средства развития познавательного интереса детей в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОО

 

1.1. Развитие познавательного интереса детей в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОО

 

Вопросу развития интереса дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. В дошкольном периоде происходит интенсивное физическое, умственное и нравственное развитие ребенка. Если интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей его жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые являются основой дальнейшего приобретения системы знаний. Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка показал Л.С. Выготский. Он описал движущие мотивы – потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в деятельности [10].

Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является свойство человека познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно следственные связи, закономерности, противоречия. Познание окружающего мира сопровождает человека с момента его рождения.

Познавательный интерес направляет и развивает познавательную деятельность детей. Дошкольный возраст – благоприятный период развития познавательных процессов. Развитию познавательной сферы детей способствует организация развивающей познавательно исследовательской деятельности дошкольников. У ребенка накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки, развиваются познавательные процессы. Познавательно исследовательская деятельность дошкольника характеризуется активной преобразующей позицией ребенка как субъекта этой деятельности. Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка [21]. Познание – это совокупность процессов, приобретения знаний о явлениях и закономерностях окружающего мира [25]. Согласно ФГОС ДО программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и трактует познавательное развитие как образовательную область. То есть в целом развитие личности основано на познании.

Сущность познания следующая: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира).

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию: вовлечение ребенка в различные виды деятельности; использование дидактических игр; применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста включает развитие памяти, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации, и наглядно образного мышления. Память носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное и преднамеренное запоминание. На этапе дошкольного возраста особое значение имеет развитие восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном детстве внимание, память, мышление приобретают опосредованный характер и становятся высшими психическими функциями [5, 6].

Познавательное развитие детей дошкольного возраста проходит несколько стадий: Любопытство. Любознательность. Развитие познавательного интереса. Развитие познавательной активности.

На первой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с необычностью самого предмета.

Этап представляет собой ценное состояние личности, характеризующееся стремлением ребенка покинуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого, на этой стадии проявляются сильные эмоции радости познания.

Третья стадия основана на развитии познавательного интереса. Познавательный интерес – это направленность личности на окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как активность и избирательность, желание познать предметы и явления окружающего мира и происходит на положительном эмоциональном фоне [24]. Стадия характеризуется повышенной устойчивостью внимания на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

На четвертой стадии основой развития служит целостный акт познавательной деятельности. Источником является развитие познавательной активности.

Познавательная активность как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Познавательная активность – стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира.

Все стадии познавательного развития не существуют изолированно друг от друга. На практике они представляют собой сложные сочетания и взаимосвязи и характеризуют познавательное развитие как эволюционный процесс.

Согласно позиции Д.Б. Эльконина, ребёнок дошкольного возраста посредством ведущего типа деятельности усваивает смысл человеческой деятельности [27]. В дошкольном возрасте формируется мотивационно потребностная сфера ребёнка. Он в этом возрасте ищет ответы на вопросы, ради чего следует чтолибо делать, совершать, учить. Поиск ответов на эти вопросы – одна из ценностей данного возраста. Познание ребёнка в значительно большей степени, чем познание взрослого, аффективно, событийно и индивидуально.

У дошкольников 5 6 лет познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем его мире, в себе самом и регулируют его деятельность [16].

Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при поддержке детской инициативы и возможности выбора материалов. Ребёнок прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, если чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться и задаёт вопросы.

При этом познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы:

– познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление);

– информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

– отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Следует сказать, что изменения у ребенка происходят только в том случае, если обнаруживается противоречие «между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения».

Однако, для того чтобы у ребенка возникли противоречия, деятельность должна получить определенный интеллектуальноэмоциональный отклик и желательно, чтобы эмоции были положительны. Поскольку, именно положительные эмоции являются мощным стимулом любой деятельности.

И здесь для ребенка рассматриваемого возраста нужен взрослый человек, педагог. Инициатива взрослого, побуждающего ребенка к деятельности, не всегда воспринимается детьми как обязательная к действию. Становится очевидным, что взаимодействие ребенка и взрослого, как субъектно объектные отношения должно быть психологически комфортным для обеих сторон.

Следовательно, инициатива взрослого должна быть тщательно продумана, должным образом организована. Именно взрослый должен продемонстрировать возникающие противоречия, направить ребенка по пути достижения цели деятельности, но при этом оставаться лишь наставником, а не активным участником. Только в этом случае будет, на наш взгляд, формироваться новое личностное качество ребенка.

Таким образом, инициатива взрослого, побуждающего ребенка к деятельности, должна представлять собой целенаправленную, специально проектируемую и организуемую деятельность, поскольку результаты ребенка изначально запланированы взрослым.

Следует заметить, что развитие интересов происходит более успешно, если воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям. У каждого из поступивших в детский сад уже есть зачатки каких то интересов, возникших под влиянием семейного воспитания или окружающей среды. Наблюдая за деятельностью детей, воспитатель видит, чем они чаще всего занимаются, во что играют; доводят ли начатое дело до конца или при первом затруднении бросают; ктото из них увлечен чемто особо или выбор занятий случаен; все ли с одинаковой тщательностью выполняют поручения или чемуто отдают предпочтение [2].

Анализ результатов детской деятельности, как в зеркале, отражает своеобразие интересов каждого воспитанника. Наблюдения за взаимоотношениями детей позволяют выявить, как они группируются, что и какие дела их объединяют; о чем они говорят и спорят между собой, каковы их суждения, о чем и в какой степени они осведомлены и т. п. Вопросы детей – показатель того, чем заняты их мысли, что волнует их, каковы их интересы. По вопросам можно судить каков запас знаний, положительна ли направленность их интересов. Педагог не выпускает из поля зрения не только тех детей, которые подолгу не могут сосредоточиться на определенной деятельности, но и таких, которые заняты, но их занятость отражает ограниченность и неустойчивость интересов.

В настоящее время существуют современные педагогические технологии, которые представляют собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ребенка на позицию субъекта.

Отметим, что использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения и развития интереса дошкольников. Рассмотрим современные педагогические технологии, направленные на развитие интереса дошкольников [15].

Технология детского экспериментирования. Предполагает под собой такую наблюдения, эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кемто знания в готовом виде.

Технология проектной деятельности. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей через включение детей в сферу межличностного взаимодействия.

Технология исследовательской деятельности. Предполагает формирование у дошкольников основных ключевых компетенции, способностей к исследовательскому типу мышления. Например, коллекционирование (камней, ракушек, гербарий и т.п.).

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач). Предполагает развитие творческого навыка, дает возможность ребенку развивать гибкость, подвижность мышление, думать на творческими задачками.

Информационнокоммуникационные технологии. Предполагает внедрение в обучающий, познавательный процесс современных информационных технологий (компьютер, мультимедийное оборудование, планшет, ноутбук и др.). Значительно облегчает для воспитателя подготовку визуального, звукового, материалов, оформление групповых отчетов. Способствуют развитию познавательного, технического, художественного интересов.

Личностноориентированная технология. Предполагает развитие в развивающем пространстве взаимодействий.

Игровая технология. Строится как целостное, интересное ребенку, занимательное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Технология интегрированного занятия. Предполагает соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.

То есть в ФГОС ДО формирования стремления ребенка к познанию, предпосылок к учебной деятельности в различных видах деятельности является ведущим принципом дошкольного образования. И далее в требованиях к реализации образовательной программы по областям обращают наше внимание на обязательность поддержки детской инициативы, предоставление возможности выбора, создание комфортной эмоциональной обстановки на основе взаимодействия. ФГОС ДО также определяет целевые ориентиры дошкольного возраста, среди которых овладение основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности; начальные умения принимать самостоятельные решения, опираясь на собственные знания.

Таким образом, были рассмотрены понятия познавательный интерес, познание, познавательное развитие детей дошкольного возраста, и в целом особенности детей дошкольного возраста. Также было выяснено, что у дошкольников 5 6 лет познавательное развитие является достаточно сложным комплексным феноменом, включающим развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображения). При этом познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми компонентами познавательной сферы. Инициатива педагога сводится к побуждению ребенка к целенаправленной, организуемой деятельности, поскольку результаты ребенка изначально запланированы взрослым. Отметим, что педагоги в настоящее время в своей деятельности широко используют современные педагогические технологии, открывающие новые возможности воспитания, обучения и развития интереса дошкольников.

 

1.2. Характеристика организации экспериментирования в условиях ДОО

 

Как мы уже рассматривали в предыдущей главе, экспериментирование является элементом современных педагогических технологий.

Экспериментирование в детском саду это деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. В соответствии с требованиями ФГОС воспитателям рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, которые провоцируют познавательную активность воспитанников.

В 1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование [23].

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Технология детского экспериментирования вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще нагляднодейственное и наглядно образное мышление, поэтому экспериментирование соответствует этим возрастным особенностям. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов. Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом. Деятельностный подход объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.

Отметим, что задачами педагога ДОО в процессе осуществления экспериментирования являются следующие:

1.Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем.

2. Обучать детей проверять возможные решения экспериментальным путем.

3. Передавать детям навыки делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их.

4. Обучать детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения.

5. Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности.

6. Помогать детям овладевать умениями фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.

Поэтому технология детского экспериментирования – это также и способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.

При этом он базируется на следующих основных принципах реализации:

Принцип деятельности от простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. Вначале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.

Принцип систематичности. Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.

Принцип безопасности. Эксперимент должен отвечать условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними. Безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результатов. Показ только существенных сторон явления или процесса.

Принцип повторности способствует отчетливой видимости изучаемого явления, дает возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Принцип наглядности: схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.

Принцип самостоятельности. Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.

Принцип научности. Подкрепление всех проводимых экспериментов, направленных на развитие интеллектуальных способностей – научное обоснование и практическое апробирование методики.

Принцип сотрудничества. Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (на равных, как партнеров), создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Принцип «Не навреди!» Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку.

Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

Физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

Природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинноследственными связями, действующими в мире;

Социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;

Познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

Лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, то есть экспериментирует со словами;

Личностный: узнает свои личностные возможности;

Волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

Поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуаций.

Таким образом такой самостоятельной деятельности в целом способствует развитию личностных характеристик детей, способствует их физическому и познавательному развитию, развитию коммуникативных навыков.

Рассмотрим этапы экспериментирования в ДОО [9]:

Осознание того, что хочешь узнать – это первый этап, на котором, воспитатель вместе с детьми ставят перед собой цели. Далее следует формулирование задач исследования. На третьем этапе происходит продумывание методики эксперимента, где воспитатель совместно с детьми продумывает разные варианты осуществления поставленных задач. Перед выполнением основных этапов экспериментирования происходит ознакомление с инструкциями и критическими замечаниями. На пятом этапе происходит прогнозирование результатов, на котором воспитатель вместе с детьми предполагают какой может быть результат эксперимента. Самым главным этапом является выполнение самой работы, где осуществляется реализация поставленных целей и задач. Так же не стоит забывать об этапе, где воспитатель напоминает детям о соблюдение правил безопасности. На восьмом этапе экспериментирования участники наблюдают за результатами. После окончания экспериментирования происходят этапы фиксирование результатов и анализ полученных данных. Словесный отчет об увиденном, является одиннадцатым этапом работы, в ходе которого все участники экспериментирования подводят словесные итоги. Завершающим этапом является формулирование вывода, где отражается все выше перечисленные этапы экспериментирования.

Организация работы по экспериментированию требует от педагога определённых знаний относительно специфики проведения данного вида деятельности в зависимости от возрастных особенностей дошкольников

Так, в старшем дошкольном возрасте можно выделить следующие особенности экспериментирования:

повышения уровня самостоятельности и инициативы в совершении действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств;

усложнение содержательной части экспериментирования, а соответственно введение длительных экспериментов;

расширение возможности по фиксированию результатов (шире применяются разнообразные графические формы);

изменение структуры экспериментальной деятельности.

Наиболее благоприятным периодом для формирования самостоятельности является старший дошкольный возраст. Дети 5–7 лет проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; способны выбирать себе род занятий и участников совместной деятельности; пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способны к волевым усилиям и принятию собственных решений.

Признаками самостоятельности являются: выполнение своими силами умственных и физических действий; инициативность; осознание цели и содержания деятельности; стремление в различных ситуациях действовать самому; творческий и исследовательский аспект деятельности; выполнение работы без помощи, без непосредственного участия педагога.

Для развития детской самостоятельности в экспериментальной деятельности педагог создает необходимые условия:

правильно организованная деятельность, в рамках которой педагог побуждает и мотивирует ребёнка к самостоятельной деятельности, учит ставить цель, определять результат и планировать предстоящую работу;

педагог предоставляет дошкольникам возможность самостоятельно проводить умственные и мыслительные операции: сравнивать, делать выводы, анализировать;

усложняется содержание самостоятельной работы, постепенно происходит переход от репродуктивных к творческим способам деятельности;

создаются условия, в которых ребенок чувствует себя уверенно и стремится к проявлению инициативы (создание ситуации успеха, формирование установки на положительный результат, положительная оценка деятельности ребенка).

Таким образом, работа педагога продолжает способствовать и далее развитию детской самостоятельности, в том числе через такую деятельность как экспериментирование.

Рассмотрим, как метод экспериментирования можно реализовать практически. Обучение детей экспериментированию необходимо начинать с насыщения развивающей среды [17]:на соответствующих возрастных этапах развивающая предметная среда должна создавать условия для формирования ведущих видов деятельности и одновременно учитывать особенности других видов. Предметная среда должна соответствовать возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития. Предметная среда должна включать не только уже известные ребенку объекты, но и те, которые побуждают его к последующей деятельности. Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применить свои знания.

Правила при выборе темы экспериментирования: тема должна быть интересна ребенку, увлекать его, должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам (ребенок должен получить новые знания, умения, навыки), должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Экспериментирование связано со всей детской деятельностью:

Игры, занятия, прием пищи, прогулка, сон;

На прогулке наблюдения за погодой, птицами, насекомыми, опыты с песком, снегом, льдом;

Во время приема пищи – молоко теплое, белое…; хлеб черный; булка белая, мягкая; сухари хрустят, а в бульоне становятся мягкими…

Рисование зарисовка опытов и наблюдений;

Ручной труд поделки из природного материала.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков, также устойчивой мотивации содержание образовательных занятий включаются в режимные моменты (дидактические игры вопрос ответ, на которых дети могут самостоятельно ответить на вопросы: Как? Зачем? Почему, что стимулирует их познавательную активность).

При организации экспериментирования с детьми соблюдаются определённые правила: учить детей действовать самостоятельно и независимо, не делать за них то, что они могут сделать. Не сдерживать инициативу детей. Дать возможность ребёнку сделать вывод самому. Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями. Учить анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности опыты.

Опыт – то наблюдение исследуемого явления в точно контролируемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздать его каждый раз при повторении этих условий. [22] .

Эксперимент разновидность практического действия, предпринимаемого с целью познания окружающего мира. Он позволяет в контролируемых и управляемых условиях исследовать разные явления и свойства объектов [26].

Эксперимент – научная работа, проводящаяся впервые. Необходимость ее заключается в том, чтобы найти обоснованное подтверждение гипотезе. Опыт же осуществляется для того, чтобы подтвердить, что заранее определенный результат достижим.

Их можно проводить как во время организованной деятельности, так и самостоятельно.

Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:

Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, есть воздух вокруг нас или нет).

С целью большей наглядности следует брать два объекта: один опытный, другой контрольный (например, одни посевы поливать, другие нет).

Обязательное руководство опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.

Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.

В целом дети с удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, снегом. Например, проделав опыты с деревом и металлом, с пластмассой и камушками дети узнают, что дерево легче, чем метал, пластмасса легче, чем камень, потому что не тонет в воде. Проводя опыты с воздушным шариком убеждаются, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдают, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, как в свободной самостоятельной, так и в совместной деятельности.

Таким образом, как было определено выше, для детского возраста одним из видов деятельности является экспериментирование. Дети любят экспериментировать и это объясняется тем, что им присуще наглядно действенное и нагляднообразное мышление. Технология детского экспериментирования является способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника таким образом, что педагог создает необходимые условия для развития детской самостоятельности. Ведущим направлением в детском экспериментировании можно выделить опыты, при этом их можно проводить как во время организованной деятельности, так и самостоятельно. Результатом такой деятельности является формирование у детей суждений, умозаключений, как в свободной самостоятельной, так и в совместной деятельности. И в целом экспериментирование способствует росту самостоятельности и инициативности детей.

Таким образом было выяснено, что познавательное развитие дошкольников 5 7 лет предполагает работу педагогов со всеми компонентами познавательной сферы. Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте характеризуется повышенной устойчивостью внимания на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. При этом педагог направляет ребенка к запланированной, целенаправленной, организуемой деятельности. Педагоги в настоящее время в своей деятельности используют современные педагогические технологии, открывающие новые возможности воспитания, обучения и развития интереса дошкольников.

Экспериментирование является одним из видов деятельности дошкольника и методом организации познания детей старшего дошкольного возраста. При этом, являясь одним из применяемых педагогами методов обучения, экспериментирование предполагает деятельностный подход к организации познания, что в дошкольном возрасте направляет ребенка к самостоятельной познавательной деятельности. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности опыты. Их можно проводить как во время организованной деятельности, так и самостоятельно

 

Глава 2. Методические основы экспериментирования как средства развития познавательного интереса детей в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОО

 

2.1. Анализ педагогического опыта по организации экспериментирования детей старшего дошкольного возраста для развития познавательного интереса в условиях ДОО

Познавательный интерес приобретает большую силу в старшем дошкольном возрасте, так как у ребёнка в этом возрасте имеется уже достаточно большой жизненный опыт, определенное количество знаний для того, чтобы понимать то, что объясняет взрослый и находить самостоятельно какие-либо связи в окружающем его мире.

В начале года воспитатель всегда на своей группе проводит начальную диагностику. Целью данного диагностического исследования являлось выявление уровня познавательного интереса старших дошкольников. Результаты вписываются в таблицу, где уровень знаний записывается буквами: В – высокий, С – средний, Н – низкий. В конце подсчитываются дети с высоким, средним и низким уровнями и выводится все в проценты. Так воспитателю легче понять, на что нужно уделить особое внимание, а что нужно закрепить.

Согласно полученным данным, высокий уровень развития познавательного интереса характерен для шести старших дошкольников, что составляет 30% от количества всех детей. Средний уровень развития познавательного интереса характерен для девяти старших дошкольников, что составляет 45%. Для пяти старших дошкольников 25% свойственен низкий уровень развития познавательного интереса. Всего 20 детей было вовлечено в диагностику.

В мае проводится повторная диагностика, для того, чтоб посмотреть насколько улучшились результаты детей. Мы проводили диагностику в г.Вологда, МАДОУ Детский сад №100 «Вербушка». В диагностике приняли участие 20 старших дошкольников.

В ходе реализации проводились занятия с экспериментальной группой детей два раза в неделю, которые длились по 20 мин и включали в себя, помимо введения, познавательной части и рефлексии, экспериментально-исследовательскую деятельность и физкультурные минутки (занятия проводились на протяжении 4-х недель)

Подсчитав все баллы, были выявлены новые результаты, такие как: высокий уровень развития познавательного интереса характерен для двенадцати старших дошкольников, что составляет 60% от количества всех детей. Средний уровень развития познавательного интереса характерен для семи старших дошкольников, что составляет 35%. Для одного старшего дошкольника 5% свойственен низкий уровень развития познавательного интереса. Можно заметить, что знания детей сильно улучшились и возросли. Низкий балл есть, а значит можно сделать вывод о том, что у ребенка плохо усваивает материал, который дается на занятиях. Есть пути решения: проводить с ребенком индивидуальную работу используя дидактические игры. Необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов, развитию конструктивных навыков, а также использовать в работе деятельность больше экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения (Приложение 2).

Наиболее успешным путем ознакомления детей с окружающим миром является экспериментирование. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента: дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата; в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

С целью изучения педагогического опыта воспитателей по организации экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в ДОО, были проведены анкетирования. В анкетировании приняло участие 17 воспитателей старших и подготовительных групп «Детский сад № 100 «Вербушка» города Вологды.

Проанализировав ответы респондентов, мы получили следующие результаты.

На вопрос №1: «Как часто вы организуете экспериментирование в группе с детьми?» (ежедневно, раз в неделю, 2-3 раза в неделю, 1-2 раза в месяц, другое). Ни один из воспитателей не выбрал вариант ответа «ежедневно», 12 воспитателей выбрали вариант ответа «раз в неделю», 4 воспитателей выбрали вариант ответа «1-2 раза в месяц» и один из воспитателей выбрал вариант «другое» - «организую часто. Включаю простейшие экспериментирования в образовательную деятельность».

Таким образом, данные результаты показывают: большинство воспитателей организуют экспериментирование раз в неделю. Меньшее количество ответило, что не используют экспериментирование ежедневно. Только один респондент выбрал вариант ответа другое, отметив там, что использует часто экспериментирование.

На вопрос №2: «Какие условия созданы для организации детского экспериментирования в Вашей группе?». Почти все респонденты выбрали одни и те же варианты ответов, такие как: «есть уголок для экспериментирования», «наличие разных материалов для экспериментирования», «Наличие наглядных схем экспериментов» и «фиксация результатов» таких респондентов 7 человек. Следующие респонденты выбрали такие же варианты ответов, но не в таком количестве сразу, таких 10 респондентов.

Это говорить о том, что в среднем у воспитателей созданы одни и те же условия организации детского экспериментирования.

На вопрос №3: «Какая на Ваш взгляд форма экспериментирования детей старшего возраста более эффективная?» 16 респондентов выбрали вариант ответа «Совместная деятельность педагога с детьми» и 1 респондент выбрал все два варианта ответа: «Совместная деятельность педагога с детьми» и «Самостоятельная деятельность детей».

Таким образом, данные результата показывают, что все респонденты считают самую эффективную форму экспериментирования детей старшего возраста - «Совместная деятельность педагога с детьми».

На вопрос №4: «Какие методы и приемы чаще используются при организации экспериментирования детей старшего дошкольного возраста?». Респонденты отмечали по несколько методов от 1 до 5. Большее количество ответов было за вариант «игровой метод» 12 респондентов, меньшее количество ответов было за «метод проектов» 8 респондентов, и прочие методы.

Таким образом, можно заметить, что воспитатели используют разные методы, в зависимости от тематики экспериментирования и хода работы.

На вопрос №5: «В какое время дня у Вас чаще проходит экспериментирование?» 17 респондентов отметили, что проводят утром экспериментирование, но так же были отмечены совместно с ответом «утро» такие варианты как, «день» и «вечер».

Таким образом, по результатам можно отметить, что воспитателям удобнее проводить экспериментирование в утренние часы.

На вопрос №6: «С чем Ваши дети любят проводить эксперименты?». Респонденты выделили основные материалы такие как: вода, магниты, бумага.

Таким образом, можно заметить с каким материалом воспитатели чаще работают с детьми.

На вопрос №7: «Планируя экспериментирование, Вы чаще всего включаете:…». Все респонденты отметили вариант «в организованную образовательную деятельность», а так же несколько респондентов отметили совместно с этим варрантом ответа такие ответы как: «режимные моменты», «прогулка».

Таким образом, педагоги включают экспериментирование в разные режимные моменты.

На вопрос №8: «Поддерживаете ли Вы интерес детей к спонтанному экспериментированию?» 16 респондентов однозначно отметили вариант ответа «да», 1 респондент отметил вариант ответа «редко».

Таким образом, можно отметить, что воспитатели стараются всегда поддержать своих воспитанников в их идеях и поддержать их в этом.

На вопрос №9: «Как вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию?» респонденты в основном отметили такие варианты ответов как «проявляю заинтересованность, расспрашиваю», «оказываю эмоциональную поддержку», «сотрудничаю, т.е включаюсь в деятельность». Один из респондентов отметил вариант «другое» - «создаю проблемную ситуацию».

Таким образом, можно заметить, что воспитатели поддерживают своих воспитанников, помогают развивать детские идеи, что хорошо для детей.

На вопрос №10: «Какие задачи Вы решаете в ходе организации экспериментирования с детьми?». Из всех перечисленных задач, были отмечены в основном такие варианты ответов как: «развивать интеллектуальные и исследовательские способности детей, их фантазии», «сформировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира». Самое малое количество отмеченного варианта ответа получил: «сформировывать знания о планете Земля как общем доме для всех людей» - отметили 2 респондента.

Таким образом, можно заметить, что в ходе экспериментирования, воспитатели стараются решать разнообразные задачи совместно со своими воспитанниками.

На вопрос №11: «Оцените уровень умений экспериментирования у большинства детей вашей группы», все респонденты отметили средний уровень умений экспериментирования.

Таким образом, можно понять, что в группе дается достаточно знаний для кругозора детей. Воспитанники находятся на среднем уровне.

На вопрос №12: «Ваш опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста?», на вариант ответа «до 5 лет» отметили 5 респондентов, на вариант ответа «5-10 лет» отметили 10 респондентов, на вариант ответа «10-20 лет» отметили 2 респондентов.

Таким образом, можно увидеть уровень работы воспитателей на старшем дошкольном возрасте. Воспитатели с разным стажем работы, могут делится своими опытами в работе и своими разработками.

На вопрос №13: «Ваша квалификационная категория?», на вариант ответа «первая квалификационная категория», ответили 9 респондентов, на вариант ответа «высшая квалификационная категория», ответили 5 респондента, на вариант ответа «без категории», ответили 3 респондента.

Таким образом, можно увидеть уровень образования воспитателей, работающих в детском саду.

На вопрос №14: «На какой группе вы работаете воспитателем?», на вариант ответа «старшая», ответили 10 человек, на вариант ответа «подготовительная», ответили 7 человек.

По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что воспитатели пользуются экспериментированием. Прослеживается положительная динамика по развитию познавательного интереса у детей, это обусловлено использованием разного подхода, суть которого заключается в организации совестной деятельности детей и педагога, где знания не преподносятся готовыми, а вырабатываются вместе с детьми с помощью экспериментирования.

 

2.2. Опытно – практическая работа по организации экспериментирования как средства развития познавательного интереса детей в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОО

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и источников

Приказ

Минобрнауки

России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). – Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/ (дата обращения 10.10.2022).

Афонькина

,

Ю.

А., Борисова

,

О.

Е., Белотелова

,

Т.

Э. Познавательная деятельность дошкольников 5

6 лет в игровом взаимодействии

//

Ю. А.

Афонькина

, О. Е. Борисова, Т. Э.

Белотелова –

Волгоград

, 2017.

С

.

52

Текст

:

непосредственный.

Божович

,

Л. И. Познавательные

интересы и пути их изучения /

Л. И.

Божович

И

звестия АПН РСФСР, 1955. – С.

73.

Текст

:

электронный

URL:

http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bozhovich_lichnos

t

i

formirovanie_2008&bookhl

.

Брежнева

,

Е. А. Формирование познавательной активности у старших дошкольников //

Е. А. Брежнева,

Дош

кольное воспитание, 1998. №

2. –

С. 12.

Текст: электронный.

URL

:

https://e

koncept.ru/2016/56519.htm (дата обращения

19.10.2022

)

Васина

,

Ю.

М.,

Кокорева

,

О.И. Развитие наглядно

образного мышления у детей старшего дошкольного возраста в ра

звивающих компьютерных играх // Ю. М. Васина, О. И.

Кокорева

.

Перспективы психологической науки и практики сборник статей Международной научно

пр

актической конференции. 2017. –

С. 544

547.

Текст: непосредственный.

Венгер

,

Л., Мухина

,

В. Развитие внимания, памяти и вообр

ажения в дошкольном возрасте // Л.

Венгер

, В. Мухина.

Дошкольное воспитание. 2011. – С. 24.

Текст: непосредственный.

Венгер

, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошколь

ного возраста / Л. А.

Венгер

Электронная библиотека Московского государственного

психолого

педагогического университета

.

Научно

исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР. – Мо

сква: Педагогика, 1986. – С. 224

– Текст: электронный. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/vrp

1986/

rpv

001.htm (дата обращения: 21.10

2022).

Власова, Е. А.

,

Гилева

,

А. В.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования /

Е. А. Власова,

А. В.

Гилева

. – Текст: непосредственный // Аллея науки. – 2018. – Т. 4. – №. 4. – С. 890

893.

Воронина

,

Л.

В.,

Утюмова

.

Е.

А. Формирование у детей дошкольного возраста алгоритмических умений //

Л. В. Воронина, Е. А.

Утюмова

.

Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. –

№ 5. –

С. 487

490.

Текст: непосредственный.

Выготский,

Л. С. Проблемы развития псих

ики / Л. С. Выготский,

Москва: Педагогика, 1983. – С. 368

– Текст: электронный. – URL: https://www.marxists.org/russkij/vygotsky/cw/

pdf/vol3.pdf (дата обращения: 27

.10.2022).].

Глазырина

,

О

.

В.

Органиазция

познавательно

исследовательской деятельности в ДОУ: содержательный и организационный аспекты //

О. В. Глазырина,

Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. –

№ 5. –

С. 516

517.

Текст: непосредственный.

Годовикова

, Д. Формирование познавательной активности / Д.

Годовикова

. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 1. – С. 54

61.

Гонина

, О. О. Формирование познавательного интереса в дошкольном возрасте / О. О.

Гонина

. – Текст: непосредственный // Вестник экспериментального образования. – 2020. – №. 1 (22). – С. 54

61.

Горбунова

,

Н.В. Интеллектуальное и познавательное развитие старших дошкольников в п

роцессе игровой деятельности // Н. В. Горбунова,

Проблемы современного педагогического образования. 2014. –

№ 43

3. – С.

3

10.

Текст: непосредственный.

Горшенина

,

Т.В. Создание развивающего образовательного пространства в ДОО посредством

современных

игровых технологий в условиях реализации ФГОС ДО //

Т.В. Горшенина,

Воспитание и обучение детей старшего возраста. 2017. – № 6. –

С. 169

170.

Текст: непосредственный.

Евсеева

,

Т.

О. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников //

Т. О. Евсеева,

Воспит

ание и обучение детей старшего

возраста. 2016. – № 5. –

С. 583

586.

Текст: непосредственный.

Клименко

,

В.В. Предметная игровая среда как условие развития ребенка в дошкольном возрасте //

В. В. Клименко,

Известия Воронежского государственного педагогического университета. –

2014. –

№ 1 (262). –

С. 162

166.

Текст: непосредственный.

Комарова, Т. С., Роль информационно

коммуникационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста / А. С. Москвина, А. Л. Третьяков. – Текст: непосредственный // Проблемы современного образования. – 2019. – №. 1. – С. 143

149.

Куликова, Т. А. Воспитание познавательных интересов и любознательности:

автореф

.

дис

. на

соиск

.

учен. степ. канд.

пед

. наук / Т. А. Куликова. – АПН СССР, НИИ дошкольного вос

питания. – Москва, 1978. – С. 21.

– Текст: электронный // Российская государственная библиотека. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007784121 (дата обращения: 17.11.2022).

Люблинская

, А. А. Детская

психология:

учебное пособие для студентов педагогических институтов / А. А.

Люблинская

. – Москва:

Просвещение, 1971. – С. 415.

Текст: непосредственный.

Микерина

,

А.С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода

ФГОС дошкольного образования // А. С.

Микерина

,

Начальная школа плюс

До

и После. –

2013. –

№ 12. –

С. 60

62.

Текст: непосредственный.

Опыт.

Словарь

психолого

педагогических понятий: справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения /

авт.

сост. Т. Г.

Каленникова

, А. Р. Борисевич. – Минск:

БГТУ, 2007

.

– С. 20.

Текст: непосредственный.

Поддьяков

, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ре

бенка: от рождения до шести лет:

новы

й взгляд на дошкольное детство

/ Н. Н.

Поддьяков

.

Санкт

Петербург:

Речь ;

Москва

: Образова

тельные проекты ; 2010. – С. 143

.

Текст: непосредственный.

Немов

, Р. С.

Познавательный интерес. Психологиче

ский словарь / Р. С.

Немов

.

Москва

:

Гуманитар

. изд. центр ВЛАДОС, 2007

.

– С.

296.

Текст: непосредственный.

Познание.

Коджаспирова

Г.

М.,

Коджаспиро

в

А. Ю. Педагогический словарь: д

ля студ.

высш

.

и

сред.

пед

. учеб. заведений.

Москва: изд.

центр «Академия», 2000

. –

C.

74.

Текст: непосредственный.

Эксперимент

.

Коджаспирова

Г.

М.,

Коджаспиро

в

А. Ю. Педагогический словарь: д

ля студ.

высш

.

и сред.

пе

д

. учеб. заведений.

Москва: и

зд

.

центр «Академия», 2000

. –

C.

107.

Текст: непосредственный.

Элькон

ин

, Д. Б. Детская психология / Д. Б.

Эльконин

Москва

: изд.

центр "Академия", 2008

.

С. 160

.

Текст: непосредственный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» (познавательный интерес)

Ребенок открывает мир природы.

Увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных, грибов. Умение видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище). Обнаружение признаков благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их причин (у растения сломана ветка, повреждены корни, листья опутаны паутиной).

Сравнение растений и животных по разным основаниям, отнесение их к

определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства. Установление сходства между животными,

растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т. д.) и отличия (думает, говорит и т. д.).

Представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, ее особенности (состав, качества и свойства). Особенности жизни живых существ в определенной среде обитания.

Установление последовательности сезонных изменений в природе (смена

условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых,

птиц и других животных) и в жизни людей. Понимание причин этих явлений.

Накопление представлений о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на Севере (особенности климата, особенности приспособления растений и животных к жизни в пустыне, на Севере).

Установление стадий роста и развития хорошо знакомых детям животных

и растений, яркие изменения внешнего вида и повадок детенышей животных

в процессе роста.

Развитие представлений о природных сообществах растений и животных

(лес, водоем, луг, парк), их обитателях, установление причин их совместного

существования (в лесу растет много деревьев, они создают тень, поэтому под

деревьями произрастают тенелюбивые кустарники, травы и грибы и т. д.).

Понимание разнообразных ценностей природы (эстетическая, познавательная, практическая природа как среда жизни человека).

Осознание правил поведения в природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Диагностика в начале года и в мае.

Диагностика в мае:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

60%

35%

5%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Анкетирование для воспитателей

Уважаемые воспитатели!

Приглашаем Вас принять участие в опросе. Ваши ответы помогут изучить педагогический опыт воспитателей по организации экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в ДОО.

Обратите внимание на оформление ответов. Они предполагают возможность текстового заполнения или выбор одно/ нескольких вариантов ответа. В вопросах с вариантами ответов, обведите букву варианта, наиболее соответствующего вашему мнению.

Желаем успехов!

1.Как часто вы организуете экспериментирование в группе с детьми?

ежедневно;

раз в неделю;

2-3 раза в неделю;

1-2 раза в месяц;

другое_______________________________________________________

2.Какие условия созданы для организации детского экспериментирования в Вашей группе?

есть уголок для экспериментирования;

наличие разных материалов для экспериментирования;

наличие наглядных схем экспериментов;

фиксация результатов (дневники, записи, рисунки);

не созданы условия;

другое_______________________________________________________

3.Какая на Ваш взгляд форма экспериментирования детей старшего возраста более эффективная?

Совместная деятельность педагога с детьми;

Самостоятельная деятельность детей

4.Какие методы и приемы чаще используются при организации экспериментирования детей старшего дошкольного возраста?

проблемные методы;

метод проектов;

практические методы;

игровые методы;

наглядные методы;

другое_______________________________________________________

 

 

5. В какой время дня у Вас чаще проходит экспериментирование?

Утро;

День;

Вечер;

6. С чем Ваши дети любят проводить эксперименты (возможны несколько вариантов ответов)?

С водой;

Моющими средствами;

Со звуками;

С магнитами;

С зеркалами;

С бумагой;

С тканью;

Все выше перечисленное;

Другое_______________________________________________________

7. Планируя экспериментирование, Вы чаще всего его включаете:

в организованную образовательную деятельность,

в самостоятельную деятельность;

в режимные моменты;

в прогулку;

другое_______________________________________________________

8.Поддерживаете ли Вы интерес детей к спонтанному экспериментированию?

да;

редко;

нет;

9. Как Вы поддерживаете интерес ребенка к экспериментированию?

проявляю заинтересованность, расспрашиваю;

оказываю эмоциональную поддержку;

сотрудничаю, т.е. включаюсь в деятельность;

другие методы (какие именно?) __________________________________

 

 

 

10. Какие задачи Вы решаете в ходе организации экспериментирования с детьми (может быть несколько вариантов ответов)?

дать детям начальные знания о природе;

развивать и поддерживать у детей интерес;

сформировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

развивать интеллектуальные и исследовательские способности детей, их фантазию;

развивать навыки и умения работать с экспериментальным инструментарием;

сформировать знания о планете Земля как общем доме для всех людей;

сформировать нормы и правила нравственной культуры поведения;

другое_______________________________________________________

11.Оцените уровень умений экспериментирования у большинства детей вашей группы:

В (высокий);

С (средний);

Н (низкий);

другое

12. Ваш опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста?

До 5 лет;

5-10 лет;

10-20 лет;

Более 20 лет;

13. Ваша квалификационная категория?

Первая квалификационная категория;

Высшая квалификационная категория;

Без категории

 

14.На какой группе вы работаете воспитателем?

Старшая;

Подготовительная.

 

Благодарю Вас за сотрудничество!

 

 

 

Приложение 4

Конспект НОД «Маленькие экологи спешат на помощь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Конспект НОД «Свойства воды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×