Влияние интернет-сленга на речевую культуру подростков. Автор: Русанова Любовь. Работа №409994
ФЕСТИВАЛЬ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ - 2022
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Верх-Коен»
Искитимского района
Секция - Филология, предмет - Русский язык
Тип проекта - Исследовательский
ПРОЕКТ
Влияние интернет-сленга на речевую культуру подростков
Выполнили: учащиеся 7 класса
Куприянов Сергей, Журба Варвара,
Коробейников Фёдор
Руководитель: Русанова Л.В.
2022
Оглавление:
1. Введение ………………………………………………………… стр. 3-4
2. Основная часть …………………………………………………… стр. 5-9
3. Заключение ………………………………………………………. стр. 10
4. Список используемой литературы ……………………………… стр. 11
5. Приложение …………………………………………………………
1. Введение
На сегодняшний день, Интернет – это колоссальный источник информации для всех современных интернет-пользователей. Быстрота и доступность связи между пользователями позволили использовать Интернет не только как инструмент познания, но и как средство для общения и развлечения. В современном мире Интернет почти полностью заменил нам почту, телефон и другие средства общения.
А виртуальная коммуникация, которая возникла благодаря быстрому развитию сети, породила особый язык виртуального общения. Многочисленные социальные сети, открытые форумы и личные страницы стали основными способами общения молодежи. Кто хоть раз «заходил» в Интернет, не мог не заметить, что там русский язык, порой, совсем не похож на литературный. Очень часто встречаются непонятные слова, появляются смайлы, искажается орфография, пунктуация. Таким языком пользуются сотни тысяч молодых людей в России уже довольно давно. За эти годы выработался особый язык - сленг, так называемый язык Интернет-общения, на котором пользователи общаются между собой. И он с каждым днём все активнее проникает в нашу повседневную жизнь.
Актуальность работы заключается в том, что орфографические ошибки, допускаемые учащимися при виртуальном общении в социальных сетях, становятся привычными и являются причиной снижения грамотности. Тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками.
Объект исследования: культура речи учащихся 6-11 классов.
Предмет исследования: правильность написания слов, в которых чаще всего нарушаются орфографические нормы.
Данное исследование проводилось с помощью словарей (орфографический, толковый, этимологический), научно-популярной литературы, Интернета и других источников.
Цель: создать дидактический материал «Правильное написание слов» для учащихся школы для повышения уровня знаний орфографических норм литературного языка.
Задачи:
1. изучить орфографические нормы современного русского языка;
2. на основе анализа литературы, интернет-сайтов и тест-опросов выявить слова, в которых наиболее часто нарушаются орфографические нормы;
3. определить пути повышения культуры речи;
4. провести мероприятия, направленные на изучение орфографических норм литературного языка;
5. создать памятки, буклеты, календарь «Правильное написание слов».
Гипотеза: уровень культуры речи обучающихся повысится, если активно включать их в изучение норм литературного языка, прививать навык пользования орфографическим словарём.
Методы исследования: изучение научной литературы, наблюдение, описательный, обобщение, анализ анкетирования, наблюдение за речевым поведением окружающих.
Практическая значимость работы состоит в том, что при создании дидактического материала учащиеся учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных источников. А главное - запоминают правильное написание слов, развивают «орфографическую зоркость». Данные навыки помогут при выполнении заданий всероссийских проверочных работ, ОГЭ и ЕГЭ по учебным предметам, а также на уроках.
2. Основная часть
2.1 Характерные черты сленга и их виды.
Эмоциональные слова и выражения. Сюда относятся, прежде всего, такие лексемы, как блин, елы – палы, используемые в сленге только в качестве эмоциональных восклицаний; эмотивы типа корка, обсад, крутняк, улет, чума и пр.
Слова и выражения с эмоциональным значением. Эти эмоциональные единицы характеризуются тем, что, функционируя в речи, они не только выражают эмоциональное состояние говорящего, но и называют переживаемую им эмоцию. Сюда, прежде всего, относятся глаголы типа: балдеть, кайфовать, тащиться, торчать, опухнуть.
Слова с эмоциональным компонентом значения. Данные эмотивы имеют определенное значение и эмоциональный компонент, передающий эмоциональное отношение говорящего к слушающему. Так в речи школьников имеются жаргонизмы: училка, классуха. Употребление этих выражений не имеет функции оценки называемых людей (училка – это не "плохая учительница", а просто учительница), но наглядно демонстрирует намерение говорящего снизить общественный статус этих людей в глазах слушающего и в своих и тем самым повысить собственный.
Эмоциональные речения. По своей форме они сходны с побудительными конструкциями, имеющими "значение волеизъявления, адресованного собеседнику». Но в отличие от этих конструкций, эмоциональные речения отнюдь не предлагают немедленного исполнения адресатом воли говорящего, тем более что с логической точки зрения, это было бы абсурдно.
2.2 Происхождение школьного сленга
Решив покопаться в происхождении школьного сленга, мы довольно быстро убедились, что об этом написано очень мало. Подростковый сленг, по-видимому, был всегда, но о словаре подростков далекого и даже не очень далекого прошлого сведений сохранилось очень мало. Ведь сленг - это фольклор и, следовательно, письменно специально не фиксировался. Поэтому, рассказывая о сленге прошлого, приходится опираться на художественную литературу, мемуары и устные воспоминания. О школьном сленге до XIX века мы вообще ничего не знаем.
Разве что отдельные слова. Например, «свистульки» - так еще с петровских времен называли розги для школяров. Подростковый сленг начала XIX века тоже практически неизвестен. На каком сленге говорили лицеисты времен Пушкина? И был ли тогда сленг распространен или все ограничивалось прозвищами и кличками педагогов и лицеистов?
Мы этого уже никогда не узнаем. Думается, сленг не мог широко употребляться среди детей из аристократических семей: они легко могли выбрать наиболее удобное слово из тех иностранных языков, на которых они свободно говорили. Настоящий сленг появился, наверное, лишь тогда, когда в школу пришли дети разночинцев. А это чаще всего были церковно-приходские школы, бурса, семинарии.
В описании семинарии в повести Гоголя «Вий» уже встречаются некоторые сленговые выражения: « отправляться на кондиции» - заниматься репетиторством, «пробовать крупного гороху» - быть наказанным. Но особенно много таких выражений содержится в «Очерках бурсы» Н.Помяловского. Приведем лишь несколько примеров: «Отправлять за ворота» - исключать из училища; «майские» - розги; «титулка» - аттестат; «гляделы» - глаза; «лупетка» - лицо. [5]
2.3 Проведение эксперимента
На этом этапе провели социологическое исследование среди обучающихся 6-11 классов нашей школы. Пришли к выводу, что в нашей школе сленг тоже употребим. Анкета состояла из нескольких вопросов.
Первый вопрос звучал так: «Как часто вы используете сленг?»
73% опрошенных ответили, что они часто используют интернет сленг; 20% редко, а 7% вообще не используют сленг в своем лексиконе. (Рис. 1)
Второй вопрос: «Ваше отношение к сленгу?» (Рис. 2)
Положительный ответ дали 43%учеников; негативное отношение испытывают 17%, 40% учащихся вообще заявили, что им все равно.
Третий вопрос: «Соблюдаете ли вы правила русского языка при общении в сети?»
55% подростков ответили, что не всегда пишут правильно слова; 35% соблюдают правила; и всего 10% не задумываются об ошибках при написании слов. (Рис. 3)
Четвертый вопрос: «Почему в наше время, сленг очень популярен?»
65% утверждают, что таким образом проще выражать свои мысли; 10% считают, что им нравится; 5% не знают ответа на вопрос, а 20% думают, что это модно. (Рис. 4)
Заключительный этап анкетирования. Мы предложили ученикам написать несколько популярных слов Интернет - сленга. И вот, что получилось:
седня – сегодня эт - это
ща – сейчас хай, прив – привет
чё? – что делаешь? что говоришь? ок – хорошо
норм – нормально здаров, даров – здравствуй
ахах – смех пасибки, спс, пасиб – спасибо
супер – здорово дз, домашка – домашнее задание
плиз – пожалуйста комп – компьютер
контр, конроха – контрольная работа родаки, предки – родители
хз – не знаю няша – милая, приятная
ЛОЛ – очень громко смеяться канеш – конечно
скока – сколько угарно - смешно
глюк – неправильная работа программы бук, ноут – ноутбук
винда – Windows качать – скачивать
мутить – дружить офигеть – здорово
шняга – вещь чел – человек
валяй – говори краб – рука
базар – разговор замётано – договорились
да ну на фиг – отрицание ни фига себе – удивление
фигня – ерунда лажа – враньё
тусоваться – отдыхать облом – что-либо не получается
отстой – о любом плохом предмете, лице понтоваться – выставлять себя
пипец – плохо
Обобщив полученные результаты, мы стали внедрять различными способами в среднее и старшее звено правильное написание и употребление слов, которые выявили при анкетировании. Раздали буклеты с данными словами (Приложение 2) и советы подросткам (Приложение 3). Подарили классам календари, где тоже поместили правильное написание часто употребляемых искажённо слов (Приложение 1). Провели внеклассное мероприятие, где рассказали о негативном влиянии молодежного интернет-сленга.
Через две недели после проведенной работы мы снова провели опрос среди участников эксперимента. Результаты данной работы показали, что процент опрошенных учащихся, которые используют молодёжный сленг снизился (65 %). (Рис. 1)
Процент положительного отношения к сленгу стал меньше (37 %).
(Рис. 2)
И соблюдать правила русского языка при общении в сети повысился (40 %). (Рис. 3)
Следовательно, наша работа проведена не зря. Положительная динамика говорит о том, что нужно продолжать работу в направлении культуры речи. И тогда наша речь будет грамотной и красивой.
Заключение
Результаты проведённой работы по данной теме показали следующее.
Во-первых, общение в интернете, которое не заставляет задумываться над тем, как ты пишешь, как ты говоришь, оказывает на лексику современного подростка отрицательное влияние. Ребята привыкают к неправильной речи и начинают использовать сленговые выражения не только тогда, когда работают за компьютером, но и общаясь между собой, разговаривая с учителями и родителями, выполняя учебные задания по предметам.
Во-вторых, язык засоряется из-за использования большого количества иностранных слов, употребляющихся в речи без перевода.
В-третьих, форумы «пестрят» нецензурными выражениями.
В-четвёртых, отношение к качеству грамотности в виртуальном общении зависит от того, что для ребят первично, а что вторично: экономическая сторона или моральная, дань моде или желание выделиться.
Люди всегда повышали свой словарный запас чтением книг. Читая книги, гораздо проще разобраться с грамматикой и пунктуацией, потому что в памяти остаются словосочетания, запоминается постановка знаков препинания, образные выражения.
В современном мире все больше и больше людей употребляют такой интернет-сленг в реальной жизни. Иногда это происходит из экономии времени, иногда это просто считается «модно» и «стильно». Но при этом русский язык теряет все свое богатство, красоту и образность. Любовь к Родине выражается отношением к родному языку. Давайте уважать свою Родину, свою культуру и свой язык!
Список используемой литературы
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Совет
ская энциклопедия, 1966.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. РИПОЛ классик. 2006.-752.- (Золотая коллекция).
БЭ
С-
Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М.: Российская энциклопедия, 1988.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского я
зыка. РИПОЛ классик. 2006. (Золотая коллекция)
Елистратов В.С. Словарь русского арго. М., 2000.
Лихолитов
П. В. Компьютерный жаргон // Русская речь. — М., 1997.
№3
Интернет-ресурсы
http://encyclopaedia.bid
https://luckclub.ru/sovremennyj-yazyk-molodezhi-sovremennyj-molodezhnyj-sleng-molodezhnyj-sleng-primery-molodezhnyj-sleng-slovar-i-ih-znachenie-2021-2022
