Педагогический познавательно-творческий проект "Театральное лукошко". Автор: Зверева Ольга Владимировна педагог-психолог Тарутина Ирина Леонидовна заведующий. Работа №411090
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №38 «Совёнок»
г.Балаково Саратовская область
«Театр-это волшебный край,
в котором ребёнок радуется, играя,
а в игре он познаёт мир!»
С.И.Мерзлякова
Пояснительная записка
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)
И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Актуальность проекта
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная деятельность. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.
Проблема.
недостаточное внимание родителей и детей к театру;
мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
недостаточно театральных костюмов и масок в группе.
застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.
Новизна.
Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
Цель проекта: приобщение детей и родителей к театральной культуре. Совместная театральная постановка детей и взрослых.
Задачи проекта:
1.Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2.Учить детей различным средствам импровизации.
3.Формировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
4.Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
5.Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.
Реализация названных задач требует учёта основных принципов организации театрализованной игры.
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов
согласованна
с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Интеграция: социально - коммуникативное развитие, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое развитие.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели группы, педагог-психолог, учитель-логопед, родители воспитанников.
Тип проекта: информационно-творческий, познавательно-игровой.
Вид проекта: краткосрочный.
Сроки и место реализации: с 13.03.2023 г. по 17.03.2023 г.
Ожидаемые результаты:
1. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей
театральной культуры. Увлечённое использование театрального центра
детьми в группе в самостоятельной деятельности.
2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей через совместную театрализованную деятельность.
3. Фотоотчет, презентация проекта.
Формы работы с детьми:
Беседа о театре и театральной студии;
Чтение художественной литературы;
Игровые упражнения;
Подвижные игры с элементами драматизации;
Дыхательная гимнастика;
Театрализованные игры
, сюжетно-ролевые, дидактические игры;
Воображаемые путешествия;
Проведение спектаклей;
Организация развивающих и творческих игровых занятий;
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);
- драматизация детских литературных произведений;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения по дикции, ритмике;
- театрализованные игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы, театральные этюды.
Развивающая среда включает в себя:
• Различные виды театров;
• Реквизит, декорации для разыгрывания этюдов, сценок и спектаклей;
• Костюмы для игр – драматизаций;
• Детская художественная литература и др.
Формы работы с родителями:
1. Совместное изготовление пособий для организации
предметной среды.
2. Консультирование родителей по ведущим вопросам.
1-й этап - Предварительная работа
- Изучение методической литературы.
- Приобретение дидактического материала для организации предметной
среды.
2 этап - Основная работа
- Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.
Материально-технические ресурсы:
с
казки, иллюстрации;
а
удио, видеоматериалы;
м
ультимедийная техника;
к
остюмы для театрализованной деятельности;
а
трибуты для разных видов театров.
План реализации проекта:
Подготовительный этап
1) Выпуск информационного стенда «Играем в театре дома».
2) Выпуск буклетов, консультаций для родителей о роли театрализованной деятельности в развитии детей.
3). Определение цели и задач проекта. Разработка проекта.
Срок - февраль, ответственные – воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.
Результат: проект «Театральное лукошко».
4). Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального центра, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
Основной этап:
Проведение мероприятий, запланированных в проекте «Театральное лукошко»
Раздел программы
Формы и методы работы
Социально - коммуникативное развитие
Беседа «Какой спектакль мы смотрели»;
игры на развитие эмоциональной отзывчивости («Назови ласково», «Скажи комплимент», «Придумай загадку»);
игры на развитие коммуникативных навыков общения;
психогимнастика;
игры на выражение различных эмоций: «Гадкий утёнок», «Разъярённая медведица», «Пожар», «Любопытный», «Карабас – Барабас», «Плакса», «Злюка» и т. д.
Сюжетно-ролевые игры «Мы идём в театр», «Театральное кафе», «Семья в театре».
Занятие «Мир театра»
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: А. Барто «В театре», «На школьном утреннике», «Квартет», С. Маршак «В театре для детей», В. Берестов «В кукольном театре».
Чтение и рассказывание русских народных сказок.
Дидактические игры «Угадай сказку», «Скажи как лиса (медведь)», «Назови героев сказки» и т.д.
Разучивание диалогов между героями;
Придумывание сказок с новым концом;
Объединение разных сказок в одну («Салат из сказок»)
чтение сказок, стихов, отгадывание загадок, драматизация сказок.
Занятие учителя-логопеда «Путешествие в театр»
Занятие по развитию речи «Проделки Бабы Яги»
Познавательное развитие
Беседы и разговоры с детьми «История возникновения театра», «Виды театра», «Театральное здание», «Художественное оформление театра», «Путешествие в мир театра» (какие бывают театры, театральный этикет) и другие.
Дидактические игры «Громко - шёпотом», «Из какого театра куклы», «Театральное лото», «Назови одним словом», отгадывание ребусов.
Просмотр презентации «Волшебный мир театра».
Рассматривание театральных костюмов.
Рассматривание энциклопедии.
Занятие педагога-психолога «Театр Буратино приглашает»
Занятие «Путешествие по сказке»
Викторина «Что мы знаем о театре»
Физическое развитие
Подвижные игры с изображением повадок разных животных «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору», «Волк во рву», «Хитрая лиса»;
Придумывание своих движений под музыку
Художественно-эстетическое развитие
Музыкальные этюды, музыкально - ритмические движения «Покажи, а мы угадаем».
Слушание и пение разных песен;
Изготовление карточек с разными выражениями лица;
Игры на выражение различных эмоций;
Мимические этюды;
Упражнения по формированию выразительности исполнения роли;
Продуктивная деятельность:
Занятие по рисованию «Театральная маска»
Занятие по лепке «Пластилиновый театр»
Занятие по конструированию с элементами аппликации «Путешествие в страну театра»
Работа с родителями
Консультации «Играем в театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребёнка», буклет «Развитие детей в театральной деятельности»,
участие в оформлении театрализованного уголка.
Итоговое мероприятие:
1. Участие воспитанников в муниципальном конкурсе театрализованной деятельности.
2. Оформление центра театрализованной деятельности.
3. Квест-игра по театрализованной деятельности «Путешествие в мир театра»
Заключительный этап:
Фотоотчет.
Срок – 20.03.2023 г., ответственные – воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.
Результат: формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности.
Выводы:
1). Благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта укрепились взаимоотношения между детьми, педагогами и родителями. Дети стали более общительными, раскрепощенными, уверенными в себе и в своих силах, не боятся выступать перед зрителями.
2). В лице родителей мы нашли поддержку в подготовительной работе изготовлении декораций, атрибутов, костюмов, игрушек и т.д..
3). Мы смогли доказать родителям, что только в совместной деятельности можно лучше узнать своего ребенка, его темперамент, особенности характера и, конечно же, его мечты и желания, потому что при решении каких-либо вопросов создается микроклимат, в основе которого лежат доверительные, дружеские отношения между детьми и взрослыми. Создается атмосфера творчества.
Иначе говоря, проект «Театральное лукошко» позволил проявить творческую активность детей, педагогов и родителей, полностью раскрыть у каждого скрытые эмоциональные и творческие возможности.
Перспективы:
Создание картотеки театрализованных игр по всем возрастным группам.
Пополнение методической копилки сценариями и конспектами непосредственной образовательной деятельности с элементами театрализации.
Привлечение родителей для участия в праздничных утренниках, развлечениях, тематических днях и др. в качестве литературных героев.
Показ театрализованных постановок для детей детского сада и за его пределами.
Перевод организации и содержания детских праздников из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и др.
Продолжение поиска интерактивных форм работы с родителями в области художественно – эстетического развития детей.
Разработка пакета рекомендаций по включению родителей в единый воспитательный коллектив через участие в детских театрализованных праздниках.
Используемая литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
СанПиН
2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ".
Н.Ф Сорокина, Л.Г.
Миланович
«Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год.
А.В.
Щёткин
«Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
Е.В.Мигунова «Организация театральной деятельности в детском саду», Великий Новгород, 2006 год.
И.П.
Кошманская
«Театр в детском саду»,
г
. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «
Аркти
», 2007 год.
Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2004г.
Н.В.Зарецкая, З.А.
Роот
«Праздники в детском саду», Москва изд-во «Айрис-пресс», 2001 год.
«Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2014 год.
Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.