Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Рахманинов . "Прелюдии". Автор: Гаврилюк Ольга Александровна. Работа №412926

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Музыка
Описание:
Работа посвящена фортепианному творчеству великого русского композитора С. В . Рахманинова. А именно -"Прелюдиям". В работе уделено внимание разбору двух наиболее популярных Прелюдий- соль минор и до диез минор. Может быть существенной подспорьем при изучении данной темы начинающим педагогам.
Работа:

Департамент культуры Приморского края

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств»

Дальнереченского городского округа

Отделение теории музыки

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока:

С.В. Рахманинов «Прелюдии»

 

Методическая работа

преподавателя

теоретических дисциплин

Гаврилюк О. А.

 

 

 

 

 

 

Дальнереченск

2023 год

Содержание.

 

1. Введение………………………………………………………………………….3 2. Основная часть…………………………………………………………………..5

2.1 Фортепианное творчество Рахманинова………….........................................7

2.2 Прелюдия соль минор ……………………………………………………….9

2.3 Прелюдия до диез минор...................................................................................10

3. Заключение.…………………………………………………………………….. 16

4. Список литературы……………………………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Введение.

Курс музыкальной литературы является одним из важных и интересных предметов в системе музыкальной подготовки учащихся. Это предмет, наряду со специальностью и сольфеджио изучают на протяжении всего периода обучения, начиная с 4 класса. Музыкальная литература продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушания музыки». Общая цель курса состоит в приобщении учащихся к сокровищнице наследия мировой музыкальной литературы. Если говорить конкретнее - это расширение музыкального кругозора, привитие интереса и любви к музыке, развитие художественного вкуса, развитие активного, осознанного восприятия музыкального произведения.

Для решения задач музыкально-эстетического воспитания курс «музыкальной литературы» ставит своей практической целью развития у учащихся разносторонних музыкальных навыков и прежде всего умение разбирать музыкальные произведения:

- слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи

- ориентироваться в нотном тексте сочинений

- запоминать и узнавать на слух основные темы прослушанной музыки

- грамотно излагать впечатления и мысли о музыке

- рассказывать о пройденных произведениях их содержании выразительных средствах, свободно пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией.

Формирование слухового внимания осуществляется непроизвольно. Управление этим процессом – необходимая, но сложная задача для преподавателя.

По своей природе музыкальная литература имеет синтетический характер. Особенностью предмета являются разносторонние связи с другими дисциплинами. На занятиях музыкальной литературы происходит углубление и совершенствование знаний, полученных при изучении сольфеджио и специальных предметов. Так, например, на уроках одновременно происходит закрепление навыков:

- слухового анализа

- анализа по нотам

3

- умение на практике применять исполнительские навыки.

Они связаны в первую очередь с воспитанием единства слухового, эмоционального восприятия и логического мышления.

Предмет музыкальная литература направлен по большей части на эстетическое воспитание: научить слушать, воспринимать и понимать музыку.

По своему содержанию этот предмет чем-то напоминает курс литературы в общеообразовательной школе: только вместо писателей – композиторы, вместо стихотворений и прозы – лучшие музыкальные произведения классики и современности. Знания, которые даются на уроках музыкальной литературы расширяют кругозор учащихся в направлениях собственно музыки, отечественной и зарубежной истории, художественной литературы, театра и живописи.

В последние годы самые существенные изменения программы коснулись русской музыке ХХ века, помимо традиционных композиторов Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна создатели программы включили изучение творчества композиторов рубежа ХХ века – А. Лядова, В. Калинникова, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Стравинского, а так же творчество композиторов второй половины 20 века – А.Шнитке, С Губайдулиной, Г. Свиридова. В данной методической предлагается разработка урока 4 го года обучения по теме: «Прелюдии» Рахманинова.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Познакомить учащихся с Прелюдиями Рахманинова.

(на примере Прелюдий соль минор и до-диез минор)

Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, объяснение, беседа)

- наглядный (показ, демонстрация, наблюдение)

- практический (работа с нотным текстом)

Оборудование: фрагменты видеозаписи, нотный материал, наглядный материал, проверочный текст на усвоение материала.

 

 

 

4

Основная часть.

Преп: «Добрый день, ребята. На предыдущем занятии мы с вами познакомились с биографией композитора, которого смело можно назвать - «русским гением». В этом году весь музыкальный мир отмечает 150-летний юбилей со дня его рождения. Назовите, пожалуйста, имя этого великого музыканта

Уч-ся: «Это - Сергей Васильевич Рахманинов!»

Преп; «Да, вы правы! Помимо того, что Сергей Васильевич Рахманинов был выдающимся композитором, он так же был великолепным пианистом, который не имел себе равных, а так же блестящим дирижером, оставившим после себя огромное культурное наследие. Рахманинов создал такие выдающиеся произведения, которые своей вдохновенностью никого не могут оставить равнодушными. Роковая судьба распорядилась так, что маэстро пришлось покинуть Родину, но любовь к Отчизне, как и любовь к музыке, он пронес в сердце через всю жизнь и отразил это в своём гениальном творчестве. Ребята, вспомните, а каких жанрах сочинял свои произведения композитор?»

Уч-ся: «Он сочинял концерты, оперы, романсы, Прелюдии, Музыкальные моменты, Сюиты и т.д.»

Преп: « Да, вы правы. И сегодня мы с вами поговорим о важнейшей области - музыки Рахманинова, о его произведениях, написанных для фортепиано. Фортепианное творчество композитора представлено различными жанрами, это и «Этюды-картины», « Музыкальные моменты», Сонаты, «Прелюдии» и т.д.…

Сергей Васильевич Рахманинов несомненно, является мастером в создании фортепианной миниатюры. Удивительно, но сам Рахманинов признавался, что ему сложно сочинять миниатюрные произведения. В собственных письмах к Морозову, он писал, что именно над миниатюрами работа всегда идет очень тяжело. Ребята, а скажите, какие из фортепианных произведения относятся к миниатюре?»

Уч-ся: «Прелюдии», «Музыкальные моменты», «Ноктюрны»…»

Преп: «Да, верно! По природе дарования Рахманинов – лирик с открытой эмоциональностью. Для него было характерно сочетание двух типов глубоко лирического способа высказывания первый - патетический и взволнованный, второй - камерный, утончённый. Лирика Рахманинова выражает любовь к человеку и природе и одновременно страх перед неслыханными переменами и мятежами клокочущие биения – в этой полярности Рахманинов выступает как человек своего времени.

5

Композитор любил тишину, поэтому при исполнении фортепианных миниатюр или вариаций, при недостаточной тишине или излишнем шуме, великий композитор мог перестать играть продолжение нового сочинения. Он говорил слушателям: «Либо вы будете кашлять, либо я буду играть.»

Жанр прелюдии, получил очень широкое развитие в русской фортепианной музыке на рубеже XIX—XX веков. Всего композитор сочинил два опуса Прелюдий, 23 и 32 . Вместе они образуют законченный цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Расположение композиций в данном цикле произвольное и не имеет чёткой систематичности, как это можно наблюдать в творчестве Баха или Шопена. В основе прелюдий Рахманинова лежит почти всегда какой-нибудь один момент, одно постепенно раскрываемое душевное состояние.

Прелюдии Рахманинова чем-то похожи на «Прелюдии» К. Дебюсси. Им присущи крупные масштабы, наличие внутреннего развития, «концертность» фактуры и яркая образность музыки. Несмотря на отсутствие программных заголовков, музыка их чрезвычайно образна и часто рождает определенные картинные ассоциации. В некоторых прелюдиях Рахманинов прибегает к использованию отстоявшихся жанровых форм. Иногда на это имеются прямые указания в авторских определениях темпа и характера исполнения (Tempo di minuetto —в прелюдии d-moll; Alia marcia — в прелюдии g-moll).

Знакомство с «Прелюдиями» композитора мы как раз и начнем с Прелюдии соль минор, в исполнении выдающегося русского пианиста Дениса Мацуева. Это будет видеопросмотр. Ваша задача будет определить - в какой форме написана Прелюдия, какая по характеру, где кульминация? Перед вами лежат ноты этого произведения». (Видеопросмотр).

Уч-ся: «В Прелюдии ярко слышны 3 раздела. Музыка в первом разделе тревожная, энергичная, во 2 разделе характер меняется – она становится лирически-напевная, в 3 разделе опять возвращается энергичная, с четким ритмом музыка первого раздела, значит это реприза. Делаем вывод, что она написана в трехчастной форме. По характеру она энергичная, яркая, взволнованная».

Преп: « А что придает музыке взволнованность и беспокойство

Уч-ся: «Ритмический рисунок»

 

6

 

Преп: «Да вы правы. Что касается кульминации, где она была?»

Уч-ся: «Можно выделить 2 кульминационных момента, в 1 и в 3 части».

Преп: «Ребята, скажите, а по каким признакам мы определяем кульминацию?».

Уч-ся: «В кульминации звучат самые высокие ноты и самая громкая по динамике музыка»

Преп: « Вы услышали черты марша в музыке?»

Уч-ся: «Да, размер и четкая ритмическая пульсация придает музыке маршевый характер»

Преп: «Согласно авторскому указанию, эта пьеса написана «в духе марша», то есть опирается на один из самых демократических массовых музыкальных жанров. Однако наибольшей популярностью обычно пользуются марши с яркой мелодией-песней. В маршевых же разделах рахманиновской Прелюдии отсутствует протяженная, целостная мелодия. Композитор использовал здесь в первую очередь типичный маршевый «фундамент» — опорные басовые унисоны и ответные, «подчиненные», аккорды. Это своеобразный эпиграф-афоризм уже к зрелому творчеству композитора. Жанр марша своеобразно преломлен в первой теме прелюдии, с ее причудливыми, порой даже несколько фантастическими ритмическими очертаниями. Чеканная маршевая поступь соединяется с чертами иронической скерцозности, словно мефистофельская улыбка просвечивает за крадущимися «шагами» темы, из которых потом вырастает суровый, грозно-величественный образ. При этом роль динамизирующего, непрерывно «подхлестывающего» фактора выполняет ритмический оборот, аналогичный тому, который с фатальным однообразием и неизменностью звучит в коде прелюдии d-moll. Этот оборот слышится несколько раз и в среднем эпизоде прелюдии g-moll, являясь связующим звеном, между ее тематически контрастными разделами, а потом построенная на контрастном сопоставлении сурового, грозно и неуклонно нарастающего маршевого движения с мечтательной лирически-напевной серединой. Единством эмоционального характера определяется выдержанность фактуры и непрерывность мелодического развития.

Прелюдия g-moll с маршевыми крайними частями, обрамляющими экспрессивно-лирическую певучую середину, вызывала разные толкования. Один из исследователей рахманиновского творчества находит в ней проявление «суровой энергии», «красоты воинского подвига», «могучего напора всесокрушающей на своем пути воли»». В Прелюдии есть и мужественная энергия, и воодушевленный порыв, и одновременно тревога перед чем-то неотвратимым, грозно и неумолимо надвигающимся.

8

Прелюдия op.3 №2 (до-диез минор)

 

Преп: «Одна из знаменитейших прелюдий до-диез минор была написана композитором в 1892 году. Это наиболее популярное произведение среди фортепианных миниатюр и она сразу же завоевала сердца и умы слушателей. Она входила в цикл «Пьесы-фантазии». Рахманинов пишет о том, как создавалось сочинение: «В один прекрасный день прелюдия просто пришла сама собой, и я её записал. Она явилась с такой силой, что я не мог от нее отделаться, несмотря на все мои усилия». Выступление композитора, которое знаменовалось презентацией до-диезной минорной «Прелюдии», мгновенно сделало его знаменитым. А сейчас давайте послушаем это гениальное произведение и вы мне потом расскажете о своих впечатлениях. По возможности определите форму произведения, характер». Видеопросмотр.

Преп: «Что вы можете сказать о характере произведения?»

Уч-ся: « Характер на протяжении всего произведения менялся. В целом Прелюдия носит драматический характер».

Преп: « Да, действительно! Во многом этому способствует выбор тональности. До-диез минор – это тональность, имеющая темный колорит, наполненный глубиной смыслов. Он окрашивает произведение в бархатные тона.»

Уч-ся: « В начале и в конце она звучит мощно, тяжеловесно, в спокойном темпе, в среднем разделе характер меняется, становится быстрым стремительным, как «бурлящий поток», при повторении возвращается тема первого раздела, отсюда делаем вывод, что прелюдия написана в 3 –частной форме»

Преп: «Форма Прелюдии, конечно, 3-х частная . А в какой фактуре изложен музыкальный материал в 1разделе и в репризе

Уч-ся: « В аккордовой».

Преп: «Да, действительно. Но аккордовая фактура не мешает выделить мелодию в верхнем голосе. Она обрывиста, но не резкая. Наоборот, это словно вопросы, заставляющие задуматься на тему вечности, бытия, жизни и смерти. Музыка словно поднимает философский пласт, важный для каждого человека. Невольно начинаешь задумываться над тем, кто ты в этой жизни?

Имитация колокольного звона - один из любимых приемов Рахманинова. Он используется везде, начиная от фортепианных миниатюр и заканчивая концертами. Колокольные звучности получили небывало полное

9

и разнообразное воплощение. Творчество композитора вобрало в себя основные виды русского звона – от сумрачного до праздничного, ликующего. Причины данного явления – в особой распространённости колокольных звонов в России, которые по силе воздействия на народные массы оказались наиболее значительным художественным элементом в инструментальном народном искусстве. Эта своеобразная звуковая колористическая атмосфера быта русских городов и селений с детства окружала каждого художника, оказывая влияние на его творчество.

Фактура «Прелюдии» в экспозиции расслаивается на два самостоятельных и вместе с тем, крепко спаянных плана звучания - октавные интонации темы вступления и многозвучные аккордовые пласты. Здесь как-бы мелодическая линия верхнего голоса в аккордах приподнимается над всей фактурой.

Экспозиция прелюдии почти вся выдержана в нюансе ррр; в ней ощущается огромная властная сила, как будто скованная глубокой скорбью. Рахманинов объединяет тему вступления с хоральными аккордами в едином маршевом движении».

 

 

10

Преп: «Начало среднего раздела прелюдии создает атмосферу взволнованности,     смятенности.  Музыка приобретает большой размах и драматическую напряженность, одна фраза стремительно следует за другой. Острая душевная боль слита с горячим призывом. Исполнитель должен почувствовать внутреннюю  возбужденность музыки, неуклонное стремление вперед, что неразрывно связано с развитием мелодической линии. На фоне триольных мотивов развертывается напряженное взаимодействие скорбных, стонущих и активно - устремленных интонаций темы. Мелодия сочетает в себе несколько, казалось бы, противоположных

свойств: глубину, мягкость, сердечность, теплоту тона с напряженностью, устремленностью, напористостью.

Весь средний эпизод исполняется на едином дыхании и динамическом нарастании от mF к  FFF . Музыка этого раздела наполнена бурными пассажами, искрящимися и виртуозными»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

Преп: «В повторении третьей части мы уже не услышим вопросительных интонаций, ответ был найден через контрастную середину. Финальные аккорды, Авторское указание pesante, FFF.»

12

 

 

 

 

Преп: «Ребята, а что происходит в самом конце прелюдии? Как она заканчивается?»

Уч-ся: « В конце Прелюдии музыка как будто растворяется и замирает…»

Преп: «А какими средствами композитор достигает такого эффекта?»

Уч-ся: « Динамика постепенно угасает до ррр и происходит замедление темпа».

Преп: « Да, действительно, постепенное угасание звучности приводит к ррр в заключительных аккордах и заставляет полностью погрузиться во внутренний мир.

     Прелюдия до-диез минор С.В. Рахманинова – это произведение-философия. В нем есть фундаментальность и основательность. Оно потрясает мощью и весомостью звучания. Сложные гармонические обороты лишь подчеркивают фактурность фортепианного тембра. Это произведение стало мировым символом классики XX века. Его знает каждый человек планеты вне зависимости от музыкальных вкусов. Наверно, в этом и заключается сила настоящей музыки. Она как универсальный язык способна объединять людей

13

по всему свету, позволяя почувствовать вкус жизни.

  Сегодня «Прелюдия» до-диез минор входит в число часто исполняемых композиций среди известных пианистов по всему миру. Несмотря на то, что она относится к раннему творчеству композитора, Прелюдия уже сочетает в себе характерные для стиля черты композитора: Насыщенность и красочность звучания, широта регистрового диапазона; пронзительная «колокольность», продуманная динамичность развития, монументальная кульминация».  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

Музыка С. В. Рахманинова в кино.

Преп: «Музыка Рахманинова обладает необыкновенным действием на слушателя. Многие музыковеды сравнивают ее с необъятным океаном, волны которого подкрадываются вначале незаметно, но потом нарастают и приобретают мощь и силу. Монументальность музыки покрывает с головой. Возможно, именно благодаря подобному эффекту многие режиссеры используют музыку в кино».

Произведение

Фильм

Прелюдия до-диез минор op. 3 №2

«Области тьмы» (2011)

 

«Шесть демонов Эмили Роуз» (2005)

 

«Блеск» (1996)

 

«Индийский шарф» (1963)

 

«Рай Деми» (1943)

 

«Бей по льду» (1943)

 

«День на скачках» (1937)

Прелюдии op.23

«Анна Каренина» (1997)

 

«Вечеринка окончена» (2015)

 

«Доктор Живаго» (1965)

 

«4014» (2014)

Прелюдии op.32

«Мелкие мошенники» (2000)

 

«Голос из камня» (2017)

 

 

 

 

 

15

Заключение.

Преп: « На формирование фортепианного стиля Рахманинова большое влияние оказала фортепианная музыка Листа, Шопена, а так же воздействие могучего пианизма Антона Рубинштейна. Характерными чертами стиля Рахманинова стали мелодичность, виртуозность, лиризм, «колокольность» и величавая эпика.

Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем— Русским национальным стилем. Он обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Композитор впервые вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.   

Прелюдии, С. В. Рахманинова выражающие объективные, так и чисто субъективные образы прочно вошли в золотой фонд не только русской классической, но и мировой музыки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

Список литературы.

 

Аверьянова О. И. Отечественная музыкальная литература ХХ века: Учебное пособие для ДМШ: Четвертый год обучения предмета. –М.:

Музыка. – 256

с.

 

Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе.

-М.: Музыка, 1982

. - с

 

Мир музыки. Энциклопедия- М.;

Астрель

: АСТ, 2008.

– 230

4. Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыка ХХ века. Четвертый год обучения.- Ростов н Д: Феникс, 2003. – 240 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×