Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

ГБУСОН РО СРЦ Миллеровского района. Автор: Ирина Александровна Костенко. Работа №414150

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Методические разработки педагогов
Описание:
Работа с семьей — важная и сложная сторона деятельности педагога. Цель совместной педагогической работы заключается в повышении качества коррекционно- образовательного процесса по преодолению речевых нарушений у дошкольников. Она направлена на решение следующих задач: • установление единства в коррекционно- развивающем обучении и воспитании детей; • психолого- педагогическое просвещение родителей; • изучение и распространение передового опыта семейного воспитания; • ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения. Этой задаче подчинена вся работа, проводимая в дошкольном учреждении с семьей. Современные формы работы способствуют повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказываются на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.
Работа:

 

 

«Современные нетрадиционные формы работы

учителя- логопеда с родителями»

 

Работа с семьей — важная и сложная сторона деятельности педагога.

Цель совместной педагогической работы заключается в повышении качества коррекционно- образовательного процесса по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Она направлена на решение следующих задач:

• установление единства в коррекционно- развивающем обучении и воспитании детей;

психолого- педагогическое просвещение родителей;

• изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

• ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Этой задаче подчинена вся работа, проводимая в дошкольном учреждении с семьей.

Современные формы работы способствуют повышению коррекционно-логопедической компетентности родителей и значительно сказываются на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.

Вопрос поиска и осуществления новых форм взаимодействия ДОУ с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Мир постоянно усложняется, не хватает времени для «живого» общения. Поэтому педагогам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересней и важней повседневных дел. Необходимы новые, современные формы для сближения детей, родителей, педагогов.

 

Новые формы работы учителя- логопеда с родителями.

В настоящее время практикой накоплено многообразие современных (нетрадиционных) форм, но они ещё недостаточно изучены и обобщены. Новые познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит педагогов перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

Остановимся более подробно на более актуальных формах взаимодействия с родителями воспитанников. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В.Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические  ( хотя по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

 

Современные нетрадиционные формы работы

учителя- логопеда с родителями.

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик». Индивидуальные блокноты.

 

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Семинары-практикумы, тренинги, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках. Кружки, клубы.

Познавательные

Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Мини-собрания, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

 

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик», «дерево вопросов» куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. К досуговым формам относятся: праздники «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая» и др..

Познавательные формыПовышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.

Новые формы проведения родительских собраний.

Логопеды при организации работы с семьями воспитанников сталкиваются с рядом проблем:

Педагогическая пассивность родителей: непонимание родителями своей воспитательной функции; нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что они вступают социальными заказчиками.

Несформированность

у родителей педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами.

Отсутствие должного уровня психолого-педагогических знаний у родителей.

Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание – это важный элемент стратегии общения с семьей, на нем закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

Основная задача родительского собрания – поиск совместных путей решения всевозможных проблем воспитания, обучения и развития дошкольников.

Е.Н. Фоминых, И. А. Коротаева и С. В. Чиркова считают, что форма собраний может быть самой разной:

традиционное собрание. Донесение информации до родителей; вопросы родителей - ответы логопеда и воспитателя;

педагогическая мастерская;

конференция;

консилиум;

диспут;

диалог;

размышление;

дискуссия;

практикум;

тренинг;

опыт;

«круглый стол»;

вечер-встреча;

КВН, «Поле чудес», « Счастливый случай» и др.

конкурс;

праздник;

совместно с детьми;

в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

Формы проведения нетрадиционных родительских собраний :

«Педагогическая гостинная».

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы педагог ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Аукцион».

Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, формирование фонематического восприятия. Педагог дает понятие – фонематическое восприятие. Совместно с родителями он анализирует, почему так важно развивать его у ребенка, затем предлагает родителям поделиться советами, своим опытом, какие игры, приемы можно использовать для его формирования. Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки (т.е. советы продаются за фишки). Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта».

«Душевный разговор»

Такая встреча может быть рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, нарушение звукопроизношения и др.). Можно провести анкетирование по теме, обыгрывание ситуаций, демонстрацию коротких видеофильмов или видеофрагментов. Особенность такой встречи в том, что в конце общения родителям не дают конкретных рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, тема встречи «Ваш ребенок – левша». С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенность их детей, и установить какая степень леворукости у ребенка - слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того, чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью. В конце такой встречи, необходимо продумать в какой форме будет происходить рефлексия (получение обратной связи): это может быть анкетирование, обмен мнениями и впечатлениями от встречи и т.д.

«Игровое моделирование»

Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др. Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.

«Читательская конференция».

За две недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«Семинар – практикум».

На собрании могут выступать логопед, воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«Мастер – класс».

Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что педагоги, родители могут провести маленький урок, т.е. поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области.

Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».

«Ток – шоу».

Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. Родители сами определяют пути решения проблемы. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила.

«Вечера вопросов и ответов».

Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие вопросы. В ходе обсуждения вопросов со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

Методы активизации родителей:

На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей:

«Мозговой штурм».

Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.

«Реверсионная мозговая атака, или Разнос».

Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.

«Список прилагательных и определений».

Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.

«Коллективная запись».

Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».

«Запись на листах».

При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.

«Эвристические вопросы».

К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения.

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так?

Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.

«Мини-эксперимент».

Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Важно помнить, что какую бы форму работы вы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное - не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества.

Родительские тренинги.

Очень важными в коррекционной работе с детьми-логопатами являются систематизация и непрерывность, постоянное закрепление полученных знаний и навыков на логопедических занятиях. И в этом случае родители - не сторонние наблюдатели, а активные помощники логопеда. Родители вполне могут стать для своих детей «домашними логопедами» при наличии соответствующего обучения их методам игровой терапии в коррекции речевых нарушений и развития речи.

Тем не менее, как показывает опыт работы, родители не всегда умеют создавать необходимые условия для постоянной тренировки речи ребенка. Вследствие этого дети нередко теряют речевые навыки, приобретённые во время пребывания в дошкольном учреждении.

Это побуждает логопедов искать такие формы работы с родителями, в результате которых они смогли бы в дальнейшем создать условия для постоянной тренировки речи своего ребенка. Поэтому совместная работа логопеда с родителями становится необходимой и неотъемлемой частью коррекционного процесса.

Взаимодействие с родителями детей, осуществляется в разных формах, среди них особым успехом пользуются тренинги.

Тренинг – это интенсивное обучение, направленное на развитие определённых навыков. Главное его отличие от других форм работы – в том, что на тренинге каждому участнику становятся доступны не только опыт и знания педагога, ведущего эти занятия, но и знания и опыт других участников. Представления родителей о речевой проблеме своего ребенка, о путях выхода из нее многократно расширяются. Часто само присутствие в группе уже способствует снятию остроты проблемы. Родители, посетившие тренинг, убеждаются в том, что не только их ребенок имеет нарушения речи. Они видят, что с аналогичными трудностями сталкиваются родители многих семей. А это значит, что никакой катастрофы во всем этом нет и речевые проблемы можно решить.

Тренинг – это одна из форм обучения и передачи информации, а именно: групповое занятие по заранее заявленной теме, на котором участники заняты решением общей проблемы.

Тренинг является активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к речевому нарушению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

Участники тренинга получают теоретические знания и участвуют в упражнениях, дающих им возможность применить полученные знания к конкретной ситуации с их детьми.

От родительского собрания или индивидуальной консультации тренинг отличается тем, что материал не только «начитывается», но и прорабатывается, закрепляется в сознании родителей. Достигается это за счет, работы ведущего с мотивацией участников, стимулируя их интерес и побуждая желание сделать услышанное частью своего личного опыта.

Важно соблюдать законы диалога, не нарушая прав родителей на обратную связь с ведущим, а также следить за временем и завершить занятие в установленное время.

Правила поведения в тренинговой группе оговариваются логопедом в начале занятия:

единая форма обращения друг к другу (равные права каждого члена группы);

персонификация высказываний (выражение своего мнения и своей позиции);

уважение к

говорящему

(каждый имеет возможность высказаться);

конфиденциальность всего происходящего (сохранение анонимности).

Методы тренинга:

инструкция:

тема тренинга, описание проблемы, способы ее преодоления или исправления;

практика:

новый навык

должен быть отработан

родителями так, чтобы он мог быть использован дома;

ответная реакция

:

дать информацию родителям о том, как участники тренинга могут использовать данный навык в домашних условиях:

перенесение:

перенесение или обобщение родителями полученного навыка в работе с детьми в обычную жизнь.

На каждом тренинге отрабатывается один практический навык (например, логопедический массаж) и все четыре метода должны быть использованы, чтобы сделать обучение родителей эффективным. Инструкция должна быть краткой, а практика и ответная реакция являются более важными частями тренинга.

На первом (базовом) тренинговом занятии логопед знакомит родителей друг с другом, рассказывает в какой форме, будут проходить тренинги. Особый акцент делается на перенесение полученного опыта в домашние условия, на стремления к сотрудничеству с детьми. Можно заранее предложить родителям подумать о самопрезентации .

Логопед приглашает родителей занять места , расположенные по кругу, обращается к ним со вступительным словом об особенностях работы тренинговых групп, групповых правилах и ритуалов. Помимо традиционных правил можно использовать различные упражнения.

Упражнение 1. «Самопрезентация». Раздаются карточки и карандаши для оформления «визиток». Через 5-7 минут необходимо предъявить свою «визитку», коротко рассказать о себе, о своих ожиданиях и опасениях, связанных с тренингом.

Упражнение 2. Игра-разминка. Логопед выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, у кого сын. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Игра способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.

Упражнение 3. «Ребенок в нас». Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты был(а)….». В ответ каждый может согласиться или не согласиться с данной ему характеристикой. Это упражнение помогает участникам лучше познакомиться, способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей работы.

Упражнение 4. «Родительские установки». Родители закрывают глаза, делают несколько глубоких вдохов и медленных плавных вдохов и на фоне расслабленного состояния вспоминают свое детство, свою семью. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, поступки? Как бы они закончили предложение: «Дети плохо себя ведут, потому что….», «Непослушный ребенок – это…», «Родители должны…»? После выхода из состояния расслабления, участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие» и «мешающие», неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.

Благодаря базовому тренингу расширяется контакт между родителями – участниками встречи, создается атмосфера эмоциональной комфортности для последующих занятий, родители обмениваются опытом семейного воспитания.

На этом занятии родители упражняются в навыках слушания ведущего и других участников, учатся сообщать о своем понимании заданий. Обучение происходит в процессе ролевого тренинга, когда один из родителей играет ребенка, а другой – самого себя. Также родители получают всю нужную информацию по проведению самостоятельных занятий с ребенком в домашних условиях.

Тренинговые занятия, как и другая форма работы с родителями, требует привыкания, адаптации участников к новым процедурам, способам работы, организации пространства.

К традиционным нормам тренингового занятия могут относиться:

работа в кругу;

правила «одного микрофона» и «поднятой руки»;

введение записей в специальные тетради;

принятие мнения каждого сидящего в кругу;

право на собственное мнение и его аргументирование.

Структура тренингового занятия.

Первый вариант:

ритуал приветствия;

разминка;

постановка проблемы (тема и цель тренинга);

обсуждение и повторение домашнего задания;

практическое изучение нового навыка (введение в ролевую игру);

домашнее задание;

ритуал прощания.

Ритуалы приветствия, прощания - это рамки занятия, граница. Выполняют функцию замка, отпирающего дверь в тренинговую ситуацию (настройка) и затем запирающего ее. Ритуалы – это способ создания и поддержания общности участников. Ритуалы по возможности должны быть выработаны самой группой родителей на первом тренинге и в дальнейшем исполняться на каждом занятии.

Разминка – это средство воздействия на эмоциональное состояние родителей, уровень их активности, выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями в случае, если ведущий видит необходимость изменить эмоциональное состояние участников. Разминочные упражнения необходимо подбирать с учетом актуального состояния родителей и задач предстоящей деятельности.

Постановка проблемы. Курс тренинговых занятий для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями, имеет различные темы, которые определяются с помощью анкетирования, «почтового ящика», «дерева вопросов». Наиболее актуальные темы: «Развитие слухового внимания», «Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков», «Дыхательная гимнастика», «Правильное звукопроизношение», «Подготовка к обучению грамоте».

Обсуждение и повторение домашнего задания. Родители рассказывают о выполнении домашнего задания с детьми дома: что происходило на занятии с ребенком, которое они провели; о чувствах, которые они испытали; что получилось, какие проблемы возникли.

Если есть видеозапись занятия, можно посмотреть ее и провести беседу о просмотренном материале. Вопросы для родителей: « А как вы проводили занятие?», « Что, на ваш взгляд, вам не удалось?», «Понравилось ли вашим детям занятие», «Какие чувства у вас возникли?», « Помог ли приобретённый на тренинге опыт?» и др.

Практическое изучение нового навыка. Наиболее эффективный путь обучения родителей на тренингах - ролевая игра. Ролевые игры – это экспериментирование в группе. Важно выбрать небольшую сценку, дать четкие инструкции об отрабатываемом навыке. В процессе тренинга ролевая игра может меняться и повторяться несколько раз.

Игра всегда должна заканчиваться положительно.

Преимущества ролевой игры:

действуя, люди учатся быстрее

, чем во время обсуждения;

опыт, приобретённый в игре, немедленно влияет на действия человека;

если

желаемый результат не достигается

, участник игры может попробовать снова проиграть другое поведение;

Может помочь выяснить, какое поведение приведет к наилучшему эффекту;

Организатор может сразу увидеть, что идет хорошо, а что можно улучшить, а участвующий может попробовать проиграть ситуацию еще раз;

В ролевой игре учится не только участвующий, но и наблюдатель.

Логопед обучает родителей навыкам ролевой игры и показывает, как реагировать на то, что происходит на игровых занятиях, помогает развивать умение интерпретировать то, что они наблюдают в ходе отработки полученного навыка на тренинге с ребенком дома.

На первом (базовом) занятии логопед знакомит родителей друг с другом, с целями и задачами, рассказывает в какой форме, будет проходить тренинг. Особый акцент делается на перенесение полученного опыта в домашние условия, на стремление к сотрудничеству с детьми.

После «инсценирования» предложенной ситуации родителям предлагается поделиться своими мыслями и чувствами. Завершается работа поиском и ролевым проигрыванием новых, более эффективных способов реагирования в заданных условиях.

Домашнее задание. Логопед предлагает родителям провести дома со своим ребенком занятие, используя полученные знания и отработанные на тренинге навыки.

В конце тренинга проводится ритуал прощания.

Второй вариант тренинга:

Более сложный вариант, предполагающий большие требования к профессионализму логопеда и условиям работы группы родителей. Он позволяет организовать каждую встречу, как некий тематически, организационно и эмоционально целостный «фрагмент жизни». Структура встречи в данном случае следующая:

Разминка

(лучше тематическая). Выполняет функцию запуска темы. После разминки озвучивается тема тренинга.

Постановка проблемы.

Озвучивается в ходе выполнения упражнения или небольшой ролевой игры. Игра должна показать участникам, над чем им необходимо работать в плане отработки нового навыка, например, на что обратить внимание при проведении дома дыхательной гимнастики.

Теоретическая часть.

Введение понятий, правил, технологий. Информация дается дозированно, в очень простой и понятной форме. Это та информация, которая помогает родителям формировать навыки и в дальнейшем перенести их в домашние условия.

Отработка

навыков

в серии упражнений.

Упражнения должны быть короткими, конкретными (на отработку разных сторон, какого-то определенного навыка) например, проведение артикуляционной гимнастики.

Обобщение полученных навыков в «большой» ролевой игре

. Игра выступает средством проверки эффективности всего, что происходило ранее на занятии.

Обратная связь

(обмен чувствами, анализ происшедшего, ответы на вопрос логопеда).

Домашнее задание.

Каждая форма работы дает положительный результат в работе логопеда, а самый главный результат - это достижения и успехи детей; это взаимопонимание с родителями и радость общения с ними.

Дневник красивой и правильной речи.

В дневнике записываются индивидуальные домашние задания по коррекции звукопроизношения. Выполнение заданий в дневнике позволяет увеличить время и частоту речевых упражнений, добиться быстрого и устойчивого результата.

На первой странице в дневнике отображается экран звукопроизношения, который показывает количество нарушенных звуков у ребенка и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков. Это обозначается буквами: «П»- звук требует постановки; выполняем артикуляционные упражнения «А»- звук требует автоматизации в слогах, словах; «Д»- звуки нуждаются в дифференциации; «С»- необходимо следить за правильностью произношения этого звука в самостоятельной речи. Таким образом, с помощью экрана родители могут наглядно увидеть, какой звук ещё не поставлен, какой автоматизируется, а какой введён в речь.

Также в дневнике дается описание артикуляционных упражнений, которые с ребенком можно выполнять дома перед зеркалом. Домашние задания предварительно отрабатываются индивидуально на занятии с логопедом, а на следующих проверяются. Если ребенок еще не в совершенстве выполняет то или иное задание, то оно задается еще раз.

Родители выполняют записанное задание до тех пор, пока в тетради не появляется оценка (наклейка). Задание считается усвоенным тогда, когда ребенок по требованию логопеда может легко без предварительной подготовки и поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук, назвать картинки, повторить предложения, стихи и т.д.

Так, при использовании дневника и помощи родителей закрепление произносительных навыков протекает более продуктивно. Фонетический дневник стимулирует родителей для своевременного и качественного выполнения домашних заданий с детьми. А наклейки в тетради вызывают желание у ребенка стремиться к лучшим результатам.

Акция.

Среди новых форм взаимодействия детского сада с семьей выделяется акция.

Акция - это ограниченная по времени (длительность до 2 недель). взаимодействие воспитанников, родителей, педагогов с целью привлечения внимания к определенной проблеме. Результат достигается с помощью ярких атрибутов специальной вывески, буклетов, плакатов, раздаточных материалов.

Акция позволяет охватить детей и родителей группы и даже всего дошкольного учреждения. Акции просты в исполнении и позволяют в течение короткого отрезка времени получить значительный по важности результат в силу того, что это групповой метод работы. Акция способна сплотить детский коллектив, помогает родителям лучше понять и принять своего ребенка, способствует сплочению семьи. Также она помогает найти подход к родителям. Это особенно актуально в настоящее время, поскольку родители загружены на работе.

Последовательность акции:

Постановка цели.

Определение задач.

Составление плана мероприятия в соответствии с темой акции.

Подготовка материала для родителей (яркая вывеска, информация для родителей, анкеты, буклеты, листовки и др.).

Проведение

работы с воспитанни

ками (

подготовка листовок, просматривание мультфильмов, разучивание стихотворений и др

.

).

Проведение совместного мероприятия с родителями

и детьми

.

Оформление фотоотчета о проведенной акции, размещение информации в сети интернет (на сайте учреждения).

Главное в акции, то, что все родители принимают участие, и никто не остается в стороне. Мероприятие затрагивает каждого: ребенка, родителя, педагога.

Акция «Солнышко настроения»

Цели акции:

укрепить детско-родительские отношения;

формировать ценностное отношение к близким людям через совместную оценку своего эмоционального состояния.

Формы и методы проведения:

беседа с детьми и родителями на тему «Наше настроение»;

стенд в виде солнышка с косичками-лучами, на концах которых прикреплены таблички с именами ребят и их родителей

(можно фото)

; атласные ленточки четырех основных цветов.

Родителям и детям, пришедшим утром в детский сад, предлагается определить, какое у них сейчас настроение, и завязать из соответствующей ленточки бантик на косичке солнышка. Красному цвету соответствует веселое, бодрое настроение, зеленому – спокойное, уравновешенное, синему – грустное, желтому – сердитое, раздраженное. Данный прием помогает родителям понять свое настроение и эмоциональное состояние ребенка.

Интернет и специализированные издания, как средства логопедического просвещения родителей.

Зачастую современным родителям бывает трудно найти время для песещения дошкольного учреждения, школы, для общения с педагогом, особенно если они не видят в этом необходимости. Задача логопеда в работе с родителями состоит не только в том, чтобы помочь осознать свою роль в процессе развития ребенка, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости совместной с логопедом ежедневной кропотливой работы по преодолению речевых нарушений у ребенка. Поэтому современный педагог наряду с традиционными формами работы с родителями должен использовать и нестандартные формы – компьютерные технологии.

Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современнх людей, они внедряются в различные сферы жизни, в том числе и в сферу образования.

Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяют сделать просветительскую работу логопеда более продуктивной и эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.

Блог –это сетовой журнал или дневник событий. Это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обуславливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают посторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).

Особенности блога, которые позволяют логопеду использовать его в практике:

публичность, которая отличает блог от простого дневника, делает материалы доступными для чтения родителями;

возможность оставлять к записям блога комментарии, которые доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, отвечая на комментарии;

наличие даты позволяет вести записи в блоге в хронологическом порядке в виде «ленты новостей», где

вверху

располагаются

более поздние, а внизу – более ранние записи, что позволяет отразить временные события, происходящие в жизни в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога).

блог специалиста выражает авторскую позицию, сохраняет стиль автора, указывает на личные материалы;

возможность размещения ссылок, фото, видео позволяет логопеду создать электронное портфолио, методическую копилку;

возможность пополнять, расширять и обогащать материал;

В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей.

Сайт - это страница или группа страниц, объединенных по смыслу, по месту расположения и имеющая единый стиль оформления. Это определенное место в интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира.

Современный логопед может широко использовать данные возможности интернета в повышении эффективности коррекционного процесса и сотрудничестве с родителями. Целесообразно на сайте размещать ознакомительную и обучающую информацию.

Ознакомительная информация включает материал:

о реализуемой образовательной программе;

о задачах и содержании логопедической работы на год;

о времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, собраний, тренингов, мастер-классов с указанием темы и цели;

о мероприятиях, происходящих в учреждении: днях открытых дверей, марафонах и других мероприятий, желательно с фотоотчетом.

Обучающая информация может содержаться в рубриках:

«Это важно знать» (содержит информацию о развитии речи в онтогенезе, этиологии нарушений устной и письменной речи, последствия несвоевременной коррекции и др.).

«Полезные книжки» (содержит список популярной логопедической литературы).

«

Логоигры

» или «Поиграй со мной» (содержит игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков с указанием цели, задач и оборудования).

Таким образом, при помощи сайта образовательного учреждения родители имеют возможность получать информацию о мероприятиях, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарииио деятельности специалистов.

Благодаря интернету открыт доступ к разнообразным источникам информации, таким как сайты логопедической направленности. На своей страничке логопед может размещать ссылки полезных для родителей сайтов.

Электронная почта – технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений по распределенной компьютерной сети.

Особенности электронной почты:

позволяет пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей;

напоминает обычную почтовую связь, но делает то же самое гораздо быстрее при помощи интернета;

помимо обычного текста, можно передать звуковые сообщения, изображения, документы

, видео и др.

При помощи электронной почты логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на собрания, тренинги, консультации, а также контролировать своевременное выполнение домашних заданий. Логопед может отправлять детям задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные диктанты, памятки и др.

Особенно актуальны задания, когда ребенок болен и не может посещать занятия. Обмен различными интересными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями может происходить через электронную почту. Таким образом родители становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

Специализированные издания (книги, медиапособия).

Для осуществления логопедической пропагандысреди родителей можно использовать специализированные издания, такие как медиапособия и книги логопедической направленности.

Медиатека это фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерны презинтаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.

Все вышеперечисленные аппаратные устройства и носители информации логопед может использовать в своей работе для эффективности коррекционного обучения, для знакомства родителей с вопросами логопедии и обогащения их знаний об особенностях развития и воспитания детей. Логопед может помочь родителям подобрать обучающие программы, игры для занятий в домашних условиях, что позволяет в игровой форме закрепить полученные знания.

Данные сведения доводятся до родителей в форме мультимедийной презентации или тематической выставки, на которой представляются различные медиа-объекты, упоминаются специальные логопедические порталы и сайты в интернете.

Для эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений логопед может самостоятельно записать на электронные носители видеоконсультации по различным темам, картотеки с заданиями для закрепления материала и предлагать их родителям на собраниях, консультациях.

Примерные темы видеоматериалов:

«Артикуляционная гимнастика - залог правильного звукопроизношения». О необходимости, правилах выполнения артикуляционной гимнастики.

«Автоматизация звуков». Практический видеоматериал по автоматизации звуков.

«Звукобуквенный анализ и синтез». Знакомство с терминами и алгоритм разбора.

«Пальчиковая гимнастика». Необходимость пальчиковой гимнастики, практический видеоматериал и др.

Для более тесного взаимодействия с родителями можно использовать – организацию совместной с родителями тематической выставки.

Цель выставки: вызвать интерес к логопедическим занятиям, сделать родителей участниками образовательного процесса.

Примерная тематика выставок:

«Учусь играя». Выставка обучающих компьютерных игр;

«Чтение с увлечением». Выставка книжных изданий, направленны

х на профилактику

дислексии

Родительская почта.

Все родители хотят, чтобы их детям было комфортно и интересно в детском саду, чтобы ребенок полноценно развивался и общался. Именно поэтому у родителей возникают разнообразные предложения, пожелания, замечания или вопросы. Некоторые предложения являются весьма дельными и требуют тщательного рассмотрения. Именно для этих целей используется «родительская почта».

  Родительская почта - одна из нетрадиционных форм работы, предполагает сбор и анализ информации. Позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту. Данный вид взаимодействия необходим для семей сильно занятых, которые не имеют возможности лично встретиться с логопедом, а также, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

 Задачи :

Вызвать активность, заинтересованность родителей через письменную форму общения.

Обеспечить действенную обратную связь

 

между педагогом и родителями.

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в области детск

о-

родительских отношений.

Содержание работы:

Презентация родительской почты: на родительском собрании или встрече с родителями педагог объясняет механизм действия почты; возможно провести обучение - предложить родителям в режиме реального времени наполнить ящик, после чего ответить на заданные вопросы. Необходимо показать, что педагог готов к сотрудничеству с родителями. Также необходимо заметить, что почта – это не панацея, она не заменяет «живое» общение педагога и родителей, но является возможностью сделать это общение понятным, продуктивным и насыщенным. То есть почта - это своеобразная оперативная и адекватная обратная связь между участниками воспитательного процесса: родителями и педагогами.

Можно предложить несколько ящиков родительской почты, направленных на сбор различной информации, например: "Почта анонимных обращений родителей", "Почта родительского счастья", "Почта родительских идей, предложений" или "Почта родительского недоверия", "Адресная почта", "Родители недоумевают, почему? ", тематику почтовых ящиков можно изменять по необходимости.

Электронная газета для родителей.

Одной из интересных и эффективных форм взаимодействия с семьей воспитанников ДОУ является выпуск электронной газеты для родителей. Электронные средства взаимодействия постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

Электронная газета - это способ психолого-педагогического просвещения семьи, развития практических навыков родителей в формировании правильной речи ребенка, информирования о жизни детского сада. Газета, как форма взаимодействия с семьей, хороша тем, что здесь исчезает элемент “принуждения”, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию интересной и значимой информации. Газету можно бегло просмотреть или внимательно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка. Информация о том, какая емкая работа ведется с дошкольниками в детском саду, меняет отношение родителей к педагогам и, в общем, к работе ДОУ. Многие родители не видят того объема работы, которая ведется с их детьми. Информационные стенды, которые есть в каждой группе, родителям читать некогда, а с газетой можно познакомиться в спокойной домашней обстановке.

Цель: обеспечение единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени развития.

Задачи:

1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

2. Использование издательской деятельности, как формы взаимодействия.

3. Предоставление родителям возможности реализовать их право на участие в жизни ДОУ.

4. Нахождение новых форм взаимодействия педагогов и семьи, основанных на интеграции, сотрудничестве и доверительности.

Вывод: газета, как форма взаимодействия, является эффективным средством приобщения родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе. У родителей в результате этой деятельности появляется интерес к тому, чем живет их ребенок, появляется желание принять участие в жизни детского сада. Родители с удовольствием откликаются на обращенные к ним просьбы педагогов принять участие в различных мероприятиях.

Проектная деятельность.

Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребенка. Ребенок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познает мир, учится взаимодействовать с ним.

Проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат совместного труда, способствует эмоциональному сближению детей, педагогов, родителей в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта. Формой повышения воспитательной культуры родителей и модернизацией информационно-просветительской функции сотрудничества может считаться один из методов активного обучения – метод проектов.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.

Современные исследователи – психологи (В.П. Бедержанова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) отмечают: «Дошкольник еще не может быть субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их».

В ходе решения поставленных задач, компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, организуя беседы, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; наблюдения и экскурсии, занятия в кружках и студиях по интересам.

Совместно с родителями дети занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не мешали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества. Как правило, темой проектов становится определенный раздел образовательной программы. Но если тема проекта возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, педагоги Л.С. Киселева, Г.С. Лагода и М.Б. Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как:

- вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль взрослого);

- активизация искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с взрослым);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практический опыт).

В старшем дошкольном возрасте это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленных задач;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководство, участие на всех или отдельных этапах; консультирование, материально-техническая поддержка и др.

Семейное проектирование – шаг к повышению компетентности родителей и возможность продуктивного взаимодействия взрослых и детей.

Заключение.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В результате внедрения новых форм работы, позиция родителей меняется. Систематическое применение в работе с родителями нетрадиционных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания и обучения детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры. Большинство родителей начинают целенаправленно заниматься проблемами воспитания дошкольников.

 

Используемая литература:

 

1. А.А. Майер , О.И. Давыдова «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». Издательство «Творческий центр Сфера » осква, 2011г.

2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие/О.Л.Зверева, Т.В.Кротова. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009.

4. Дронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями, , Сфера 2002.

5. Л.С. Вакуленко.Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы / Под ред–СПб., 2012.

6. О.В. Бачина, Л.Н. Самородова. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи — М.: ТЦ Сфера, 2009.

7. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: Методическое пособие. Под ред. Л.С. Вакуленко. СПб.: «Детство- Пресс», 2011.

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Пожалуйста, подождите.
x
×