Обереговые куклы в современном мире. Автор: Могилевкина Ирина. Работа №416353
Творческий конкурс
Секция: культурология
Обереговые куклы в современном мире
Автор работы:
ученица 1 класса
МБОУ « Лицей № 9 им. К.Э.Циолковского» г. Калуги
Могилевкина Ирина
Научный руководитель:
Захарова Е.В.
Калуга,
май 2023 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………стр.3
Основные категории
обереговых
кукол……………………………стр.
4
Практическая часть
…………………………………………………..
стр.
7
Заключение
…………………………………………
.
………….……..
стр.
9
Использованная литература
……………………………………..…..
стр. 1
0
Приложение
Введение
Я захотела взять тему «Обереговые куклы в современном мире» потому, что данные куклы сопровождают меня всю мою жизнь. С раннего детства у меня есть кукла оберег сделанная мне мамой, потом я начала встречать их в сказках, а не далеко от бабушкиного дома есть музей кукол «Берегиня», где о них мне рассказала Римма Яковлевна Тарасова и провела «мастер класс» по изготовлению обрядовой куклы.
Приехав в школу, я стала рассказывать об увиденном своим одноклассникам, а также принесла куклу, изготовленную своими руками. Все дети очень удивились, что эту куклу я сделала сама, и она имеет какой-то смысл. Среди детей началась дискуссия. Одни дети слышали о них, а другие не представляли, о чем я говорю и как можно сделать куклу своими руками, ведь куклы продаются в магазинах.
Тогда, я поняла, что данная тема очень актуальна для моих одноклассников.
С данным вопросом я обратилась к своему учителю: Лысенковой Елене Юрьевне и попросила помощи в организации мастер класса, по изготовлению куклы. Елена Юрьевна объяснила мне, что для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Провести опрос среди одноклассников о назначении и использовании обрядовых куко
л
[
Приложение 1-4]
.
2) Выявить особенности обрядовой куклы[Приложение 5-8].
3) Изучить влияние традиционной куклы на воспитание современных детей[Приложение 9].
4) Провести занятие с одноклассниками по изготовлению обрядовых кукол на уроке технологии.
Актуальность данной работы в приобщении к народной культуре через изготовление традиционной обереговой куклы.
Именно они воспитывали ребенка, развивали его и много могли рассказать о жизни наших предков, но, к сожалению, из – за небрежного отношения к собственной культуре, и традициям многое утеряно безвозвратно. Данная работа поможет сохранить маленькую часть того интереснейшего мира, который создавали и бережно хранили наши прадеды и о котором, к сожалению, уже не помнят наши родители.
Объектом данного исследования является традиционная кукла, которая появилась еще в очень далеком прошлом. Тогда, когда людей окружало много необъяснимого, непонятного, таинственного и ужасного. Люди задавались вопросами: почему так? Кто это делает? Так появились первые боги. А чтобы защититься от напастей люди придумывали амулеты и защитников. Этими защитниками и стали тряпичные куклы, которых люди стали использовать в обрядах Богам. Обрядовые куклы – предмет данного исследования. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило… Этих кукол «отдавали» Богам (сжигали, топили и другое), без них не обходился ни один праздник.
Цель: исследовать назначение кукол и их связь с народными традициями.
Кукол изготавливали женщины из подручных материалов, а рядом с женщиной всегда находились дети, которые повторяли за мамами все действия, так обрядовая кукла получила еще одну функцию – игрушки. Ведь сделанная своими руками игрушка намного дороже и милее, чем купленная в магазине.
Практическое применение данную куклу можно использовать в игре, для создания подарка кому-либо, а так же приобщить окружающих к культуре Родины.
Основные категории обереговых кукол
И сегодня, и много веков назад куклы были рядом с ребенком. На Руси игрушка имела символическое, обереговое, мистическое значение.
Погремушками отпугивали злых духов от ребёнка. Куклы могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. На куклу не влияет время – она любима на протяжении многих веков, кукла – спутник человека. Вместе с куклой ребенок познает мир и социальную среду, а взрослый может вернуться в мир детства.
В игрушки всегда вкладывался смысл жизни: рождение, свадьба, болезнь, смерть и другие. В кукле основном всегда использовался женский образ. Куклу берегли, не бросали на улицах и не выкидывали. Невеста свою куклу клала себе в приданное. Эти обряды используются и в современном мире, но уже как шутка или шуточные церемонии. Мы вешаем кукол на свадебные машины, пеленаем полено и дарим на свадьбах, на рождение ребенку дарим погремушку, как первую игрушку. И многое другое.
Если обрядовая кукла имела такое важное значение, как же она появилась у детей? Когда приходило время, бабушки открывали свои сундуки и показывали свои «сокровища» - разноцветных кукол, лоскутки, нитки. И начинала учить внучку старинному ремеслу, рассказывая сказки и придания связанные с той или иной куклой.
Кукла была не только игрушкой, через нее можно было увидеть, какая рукодельница ее хозяйка. Кукол всегда возили с собой в коробе, украшали, шили им одежду, одежду украшали обильно вышивкой. Девочек в древние времена отдавали рано замуж в 14 лет, и она все еще играла в доме мужа, с появлением детей – куклы переходили ее детям.
Первую куклу ребенок получал еще в колыбели, она висела над кроваткой и охраняла малыша от сглаза.
Следующей куклой малыша была Стригушка – кукла сделанная мамой из пучка травы на сенокосе. (Чаще всего, она была сделана из лечебных трав) За время игры ребенок полюбил куклу и нес домой, там она сохранялась, а во время болезни малыша клалась к нему в постель.
Была кукла, которая делалась только из вещей матери и считалась мощным оберегом для ребенка.
Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети. Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной.
Многие куклы являются символами, отражают суть, основу праздника.
Свадебная кукла «Неразлучники». Сама конструкция и цвет имеют символическое значение. Схематично представлены мужчина и женщина, имеющие одну общую руку, следовательно, их нельзя разъединить. Это является символом крепости семейного союза.
У куклы "пеленашки" своя символика. Раньше говорили: «Ой, какойкукленок!» подразумевая куклу. Отсюда повелось со временем так называть малыша.
Масленица – первая закличка Весны или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» – обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы.
Троица - является одним из красивейших праздников наших предков. На этот праздник девочки изготавливали кукол, наряжали в тряпочки и лоскутки, соломенную куклу изготовленную из высушенной травы “кукушкины слёзки”. Девочки хоронили её, обязательно закапывали. Этот обряд назывался “не быть кукушкой” – не бросать своих деток.
А ещё наступает осень и холода не за горами. В преддверии этого хозяйка делала зимних лихоманок. Зимних лиходеек 12, каждая имеет свое имя и связана с определенной болезнью (злым духом), сжигали их весной на кострах.
Куколки «День и Ночь» оберегают смену дня и ночи, порядок в мире.
Колокольчик - кукла добрых вестей.
Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.
Столбушки. Среди русских крестьянских девочек была распространена игра «в свадьбу». Для этой игры девочки делали куколок - столбушек. Дети старались скопировать не только основные действа свадебных обрядов, совершавшихся на их глазах, но и костюмы персонажей.
Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
Обереговые куклы не имеют прорисовки лица.
Тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.
В создании куклы не использовалась игла.
Практическая часть
Выполняя, данную работу, мы смогли провести анкетирование и сделать выводы, воспроизвести и усовершенствовать свои возможности в области проектной деятельности; разработать и выполнить творческий проект; нашли образ куклы, которая будет подходящей нам по возрасту и проста в выполнении; нашли и принесли в школу материалы для выполнения работы, уделили урок технологии для выполнения работы; выполнили работу аккуратно и красиво. Мои одноклассники выполнили работу самостоятельно. Я думаю, что она выполнена довольно аккуратно. Мы с одноклассниками не оцениваем свою работу слишком высоко, так как она не полностью идеальна, в ней есть и мелкие недостатки. Но мы подошли к своей работе очень профессионально.
Самое важное - что я помогла современным детям «прикоснуться к национальным традициям». Я считаю, что традиции нашей страны должны передаваться от поколения к поколению, иначе они могут исчезнуть бесследно!
Заключение
Итак, можно сказать, что цель, поставленная мною в начале работы выполнена полностью. Я исследовала историю создания обереговой куклы, получила много интересной и познавательной информации и научилась изготавливать ее.
Я считаю, что народная традиционная кукла является прекрасным дополнением к современным игрушкам. Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем игрушка из магазина.
Использованная литература
1.Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;
2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;
3.Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции/ Науч. ред. Н.И.Решетников; сост. И.В.Онучина. – Каргополь, 2004;
4.Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками.- ООО Белый город, 2010.