Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Урок русского языка в 7 классе "Роль причастий в тексте". Автор: Шигаева Тамара Ивановна. Работа №416356

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Конкурс профессионального мастерства: Мой лучший урок
Описание:
Урок "Роль причастий в тексте"Урок построен в рамках проектной (исследовательской) методики, раздаточный материал для учащихся связан с темой урока: «Роль причастий в тексте». Каждая группа получает дифференцированное задание: работа по художественному тексту с определением роли причастий; работа по конструированию текста с вставлением причастий и причастных оборотов и определение роли причастий; работа по картине с составлением мини – текста, включающим причастия и определения их роли в составленном тексте, что семиклассникам позволяет самостоятельно работать: искать причастия, вставлять, составлять, доказывать их роль в тексте, делать выводы. Тип урока: урок развития речи. Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы обучения: по характеру познавательной деятельности учащихся: исследовательский и поисковый (изучение проблемы, выявление роли причастия в тексте); по источнику получения знаний: словесный, наглядный, практический, сопоставительный, заключительно - обобщающий. Цель: умение определять роль причастий в тексте. Планируемые результаты: Предметные: знать и уметь находить в тексте причастия и определять их роль. Уметь ориентироваться в своей системе знаний, уметь определять роль причастий в тексте. Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснять; умение ориентироваться в целях и задачах урока. Личностные: осознание эстетической ценности языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Работа:
Урок развития речи в 7а классе на тему: Роль причастий в тексте. Учитель русского языка: Шигаева Тамара Ивановна
Цели деятельности учителя
умение находить в художественном тексте причастия и причастные обороты и определять их роль.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать и уметь находить в художественном тексте причастные обороты и определять их роль в данном тексте.
Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснять; умение ориентироваться в целях и задачах урока.
Личностные: осознание эстетической ценности языка, уважительное отношение к родному языку, к автору написанного текста, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения
Методы: по характеру познавательной деятельности учащихся: исследовательский и поисковый (изучение проблем, определение роли причастий в тексте); по источнику получения знаний: словесный, наглядный, практический, сопоставительный, заключительно - обобщающий.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Образовательные цифровые ресурсы
Интернет- ресурсы: HYPER13 HYPERLINK "http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=2202.wRAGUyEtehsaHA2IPfhaUARgpMfNZDFa-KsiV7cEwUx__kkhuSo7kjGmdrr2jt0QYsahFBwaAWMneULHItwZ1_vn3wku5TQznNm8tEJJYmz44RWkNlD9BJBQWxgGE8kEZHVhYWp1cHNpcmd3a3NjeA.72b43176f816bb01655d15b6dba84bf80d0d3a82&uuid=&state=jLT9ScZ_wbo,&&cst=AiuY0DBWFJ5Hyx_fyvalFBXUmIN4lemNB8_9YSj4eAgPZPrQceqfq4gQhFMpnf1W7EsKnkczqGewRi8w7IgkfwkW4QKrPi2KtKJTAA5MUZEvB_e9x5GMgIQhd3CE00BPsjHrNZhsXyFpOcALMHcxxI3nKumhNIYuq8oOsU3-YgjcjBIMWzUB4fjLIxxV6L-21mtwNQj-YOfCBdsm0iooBwZWS1rrEPSizY35sKkwFxo0oNCCRtaIDVTxwataDWZn_oX8SvdSYnFjntAYLaNVbsOoLPIKYhHY-S30QhWegF9pgUB248tDKmiPyYtFzk2yRUA_P39WWg96S4dWq6DWp1XYaNlttW9Jb-at1NgmlbQIDNL9blMUUYimSBMGn7d5Xw86CEMgw04Fn-Uo8j6nqvw_UehEk6OqViVFEtttxayU74XTFqBKYY4IbIwR9hbuL6Sf4wPcgy-j1tru97CJRKzVvXyNDiiBac8MywVeUjPb4BkOoJ7Ma5AgOkZBY9oQTAmIAtOnluxMQ2yEPjuDGBe_23-vFZw406hA7qreYJKfNfZgK3Ab_Ldr3DtExZH7IwLw1afmXlni32rRyZWb3VEoPipWTzrIfEa4e6Bku4de_aGK-_TynEcUPgjdiPbTLu3RtRMUqc9pyZ2d9WL2YGK-WX3_kWHakQDUcEJwVA6qUxA9CcuJs_aAATENsDfkgkhQM6A2NYm0sV0pMuBgL6Kl3uCu_MXS92JA5q9No6ywErOQhKToOB4koyd0AqifPX3LOPDa-9JSYJKyRpeBZrTTNcA0FnG7IhG1HKB3La3sdF8GWnZAYaevSslxkN69PRP7gQkQ6xQ0bhdRglSPyS9pxWGFDqQ7vy3EcSO8AYeS4TrmkQN2WTQe8sdkNjeftT9DfGYIY8mWvpSON_rZMdkE_oDuLQkOIe4gZ0wzK1M167zJd4gYMwQQleYPhlBw9O29moyYxxSml4lD4FufQ35hMvNKYl_OxjUUzMTHql0ipe0IurFvg_yGGJc-bldkBL5FrKnmmURjCbVwPUtYjA,,&data=UlNrNmk5WktYejY4cHFySjRXSWhXQldMLU1wM2Jmc09nb0xiTjEtTWxLc0J2VEtudEJRUHNhYVctVWxFS0VmWFZacHpSSU15WElhZV91ekRTbEZfemtoaFJTSzVBRWFiWHEwazBQbDlMb3FZV0JoWXRGX2pjenBNbU5WeVdFdk40a0JTcjk2VFNiUnZxcHlFaG1yOUQxUHdBeFJVLXFHSTFNOEdxXy1LY2F5SU5YOHZGbUE4VEEsLA,,&sign=21ff9dcc1a2b438b1d2f2d09040122bb&keyno=0&b64e=2&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kpfmwSlf_6ZUYZ2BPbpFQPboQj7RaO9gR3NlsxrHXUtKLZtEdHu8_r4BNN3FxV-4c_PdY2GGMBn0zbc2IeypmTK-30lhkJt0da3-ul6NLnc8CXLgTFWDTtsabrftvLJRLvqvDsrnxzvlpNRLxzrCKhU4RkXh2HfFvnsRctMymNXHRWoEn79Jju-sv3s36Up8yeRM1wndtb1ihg-2IS9vVViT_oC4cSsykPuEAxugbOIY5n6pJD7vDRlBqsRe4GJvQmnup5FsKmQ-kiPgQN4SXcIZetcRdbxHOZFRqpli9tqSq7s65VGqycA_YLFa31aSVSMtGshUfCvHrazy91Z02n830JEFinpQnm7M1rgQdgjuY,&l10n=ru&cts=1645698" \t "_blank" multiurok.rublog/saity-dlia-publikatsii-i http://www.uroki.net/ https://www.uchportal.ru/Оборудование
Компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Наглядно – демонстрационный материал
Мультимедийная презентация по теме урока.
Основные понятия и термины
Причастие, причастный оборот, метафоричность, образность, краткость, мелодичность…
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
Обучающие и развиваю-
щие компо-
ненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемая деятельность учащихся
Формы организа-ции совзаимодействия
Формируемые умения (универсальные учебные действия)
Кон-
троль резуль-
татов учеб-
ной деятель-ности
1
2
3
4
5
6
7
1.Моти-
вация (самоо-
пределе-
ние к учебной деятель-
ности)
Определе-
ние состава групп до начала урока.
Подготовка учащихся к эмоциональ-ному, психологическому усвоению изучаемого материала.
Перед началом урока учащиеся вытягивают бумажные дубовые листочки, каждый лист имеет определённый цвет, распределяются по группам по цвету листьев. (образуется 3 группы).
1 слайд
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня у ребят урок уж очень важный.
2 слайд
- Посмотрите на фотографию (на фотографии художник разукрашивает кисточкой луг одуванчиков, но разукрашено всего треть луга).
- Примените фотографию для нас, учеников, для нашего урока. О чём она говорит?
Учащиеся хором произносят стихотворение и садятся на рабочие места. Демонстрируют готовность к уроку.
Учащиеся (примерно) дают пояснительные ответы по фотографии. Приходят к выводу: художник только треть разукрасил луг с одуванчиками, наверное, это материал, который нам уже известен. А вот недокрашенное поле – это материал, который на уроке нам придётся изучить.
Фронтальная
Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности, имеют желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющие.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия.
Коммуника-
тивные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Устные ответы учащихся
2. Актуали-зация и пробное учебное действие
Воспроизве-
дение ранее изученного материала, установле-
ние преемствен-
ных прежних знаний и новых знаний и применение в новых ситуациях.
3 слайд
- Обратите внимание на предложения. Прочитайте их. Выполните задание и составьте предложение.
1.Из предложения У подножия скал брала своё начало небольшая река.(выпишите подлежащее)
2. Усыпанная снегом ель тихо засыпала. (определение)
3.Лунным отблеском светилось небо.(определение)
4. Солнечным светом наполнилась поляна. (дополнение)
5. Яркая радуга рябила в глазах.(сказуемое)
6. В ночной тишине раздался хруст. (определение, обстоятельство)
Слайд 4.
- Зачитайте составленное предложение и выполните синтаксический разбор.
Река, усыпанная лунным светом, рябила в ночной тишине.
- Почему причастный оборот вы выделили запятыми?
Слайд 5.
- Знаки препинания при причастном обороте.
Слайд 6.
Повторение части речи, изученной ранее - причастие.
1.Учащиеся читают предложения, выписывают из него слова по заданию, составляют предложение
Река, усыпанная лунным светом, рябила в ночной тишине.
2.Выполняют синтаксический разбор предложения.
Индивиду-альная
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; Познавательные: осознают познавательную задачу, выполняют учебно – познавательные действия.
Регулятивные: планируют самостоятельно необходимые действия.
Коммуника-
тивные: слушают, задают вопросы, Отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Выпол-
нение задания
Устные ответы.
3. Выявление места и причины затруднения.
Взаимопро-
верка составлен-
ного предложе-
ния, выполне-
ние синтакси-
ческого разбора.
Просмотр мультиме
дийной презента-
ции.
Организует и сопровождает деятельность учащихся.
Констатирует правильность работы.
Слайд 7.
- Обратите внимание на слайд.
Перед вами предложение: Шапки снега придают природе пышность, а плывущие белыми барашками облака – воздушность.
Найдите причастия в тексте (причастный оборот: плывущие белыми барашками).
- Подумайте, какую роль играет данный причастный оборот? - Что придаёт метафора данному предложению?
Слайд 8. Роль причастия и причастного оборота в тексте (работа над слайдом).
1. Выполняют задания и отвечают на вопросы.
2.Поиск скрытой загадки (метафора) (плывущие белыми барашками облака)
4. Ответ на вопрос:
- Метафора – скрытое сравнение. Облака сравниваются с белыми барашками, которые плывут по небу.
- метафора даёт образность, раскрывает красоту природы.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Личностные: имеют желания осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Познавательные:устанавливают причинно – следственные связи и делают выводы.
Регулятивные:
осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации.
Учащиеся строят логическое рассуждение с доказа
тельст
вом, приме
няя ранее изученные знания..
4. Целепо-
лагание.
Определе
ние понятий роль причастий в тексте
Усвоение способов учебной и умственной деятель
ности.
- Определите тему урока.
Слайд 9.
- Цель урока: определение (чего?) причастий в тексте.
Задачи: (на доске)
Научиться определять (что?) причастия в текстах.
Уметь объяснить (что?)
Слайд 10. Цель урока: определение роли причастия в тексте.
Задачи: (на доске)
Научиться определять роль причастия в текстах;
Уметь объяснить роль причастий в тексте.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Отвечают на вопросы.
Фронтальная.
Личностные: осознают свои возможности в учении.
Познавательные:устанавливают необходимую информацию.
Регулятивные:
осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникатив
ные: строят небольшие монологические высказывания.
Вопро
сы для уточне
ния инфор
мации.
5. Включе-
ние в систему знаний и повторе
ние.
Способность получения на уроке сведений о видовых формах употребле-
ния причастий и их роли в тексте.
Слайд 11.
- Перед вами таблица с указанием различных видовых форм употребления причастий и их роли в тексте.
- Какую роль могут играть причастия в тексте?
Читают таблицу.
Отвечают на вопросы, выстраивая монологическую речь.
Фронтальная.
Личностные: понимают значение знаний по теме урока.
Познавательные:приобретают умения использовать знания материала урока в практической деятельности.
Регулятивные:
осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникатив
ные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Вопро
сы для уточнения понятий.
6. творчес-
кая практи-
ческая деятель
ность по реализа-
ции исследо-
вания.
Повторение инструкции работы в группах.
Знакомство с планом исследова-
ния.
Знакомствос с заданиями (по группам).
Составление таблицы исследования.
.
Слайд 12.
- А сейчас нам предстоит работа в группах. Повторим инструкцию.
Слайд 13.
Структура исследования:
Цель: (над чем будем работать?)
Гипотеза – предположение…..
Объект – текст, картина…
Предмет – что находим?
Задачи: что будем делать?
Что удалось обнаружить?
Какие выводы можно сделать?
Слайд 14. Текст.
Задание 1 группе: найдите причастия в тексте, определите их роль в данном тексте, используя таблицу Роль причастий в тексте. (текст в приложении)
Слайд 15. Текст с пробелами.
Задание 2 группе: вставьте причастия, подходящие по смыслу, и определите роль причастий в получившемся тексте, используя таблицу Роль причастий в тексте
Слайд 16. Текст с пробелами.
Задание 3 группе: рассмотрите репродукцию картины Александра Аверина Ах, этот сладкий запах лета, составьте мини – текст, вставляя причастия и причастные обороты, используя различные ролевые варианты причастий, используя таблицу Роль причастий в тексте
На исследовательскую работу в группах отводится 10 минут.
План выступления групп:
Слайд 13. Структура исследования:
Цель: (над чем работали?)
Гипотеза – предположение…..
Объект – текст, картина…
Предмет – что находим?
Задачи: что будем делать?
Что удалось обнаружить?
Какие выводы можно сделать?
Повторение инструкции работы в группе.
Отвечают на вопросы
Знакомство с планом исследования.
Входят в диалог с учителем.
Отвечают на вопросы.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Заполняют таблицу исследователь
ской работы (в приложении).
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
Индивидуальная
Группо
вая
Личностные: желают приобретать новые знания , умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: читают и извлекают нужную информацию.
Регулятивные:
осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникатив
ные: контролируют учебные действия, осознают правило работы над текстом, картиной с использованием причастий.
Вопро
сы для уточне
ния инфор
мации
7.Рефлек
сия учебной деятель
ности
Заключительная беседа по вопросам.
Слайд 13
Какие предположения нам пришлось утверждать?
Назовите секреты причастия.
Как найти причастия в тексте?
Какова их роль в художественном тексте?
Слайд 18
Рефлексия:
Сегодня на уроке я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
А какое предложение с причастием вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?
Слайд 19 (разукрашенный луг одуванчиков)
Посмотрите на фотографию, примените её для нашего урока. О чём она говорит?
Слайд 20
Домашнее задание: напишите сочинение
на тему: Зима… с использованием причастий и причастных оборотов (пользуясь памяткой Роль причастий в тексте). Подчеркните причастия в вашем сочинении и определите его роль.
Выставление оценок.
- Вы сегодня замечательно отработали в группах, справились с трудными заданиями.
Спасибо за урок.
Слайд 21
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.
Входят в диалог с учителем.
Примерный ответ учащихся: мы узнали на уроке, что причастия играют огромную роль в тексте…, с заданием мы справились, поэтому луг разукрашен полностью.
Высказывают собственное мнение.
Записывают домашнее задание.
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.
Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.
Познаватель
ные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.
Регулятивные:
Оценивают свою работу.
Коммуникатив
ные: строят небольшие монологические высказывания.
Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×