Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Программа внеурочной деятельности ""Юные инспектора движения". Автор: Юлия Андреевна Постникова. Работа №418151

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Волонтерское движение
Описание:
Программа "Юные инспектора движения" предназначена для учащихся 4,5 классов. Цель: знать правила движения и уметь принимать их на практике.
Работа:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа

социально - гуманитарной направленности

« Светофор »

5-7 классы

на 2023-2024 учебный год

 

Программа социального направления

Рассчитана для детей 11 - 14 лет

Срок реализации - 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Постникова Ю.А., учитель

начальных классов

МБОУ «Чушевицкая средняя

школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Светофор» (далее - Программа) МБОУ «Чушевицкая средняя школа» (далее Учреждение) разработана в соответствии со статьями 2, 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.; приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; положением «О дополнительной общеразвивающей программе МБОУ «Чушевицкая средняя школа».

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Светофор» имеет социально-гуманитарную направленность.

Актуальность программы

Во всем мире одной из проблем по обеспечению безопасности человека является проблема соблюдения безопасности дорожного движения. Статистические данные свидетельствуют о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Практически каждое дорожно-транспортное происшествие совершено по вине пешеходов. В этой связи большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своего места в сфере дорожного движения. Обеспечение безопасности – одно из основных направлений работы образовательного учреждения, поэтому занимаясь по данной Программе воспитанники приобретут теоретические знания по правилам дорожного движения, экскурсии к проезжей части помогут на практике рассматривать дорожно-транспортные ситуации. Закончив данный курс, дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части, знать правила поведения на дороге и улице в целом. Программа направлена на воспитание у детей серьёзного отношения к своей жизни, ответственность за свои поступки, формирование навыков безопасного поведения в процессе дорожного движения, обучение правилам оказания первой помощи.

Новизна программы

Данная программа способствует воспитанию полноценного участника дорожного движения, формированию транспортной культуры и выработке правильных навыков и привычек поведения на проезжей части, обучению воспитанников культуре поведения на улице, которое тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Программа позволит воспитать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность, ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий.

Отличительные особенности программы

В программе предусмотрено обучение детей не только правилам дорожного движения (далее - ПДД), но и основам оказания первой медицинской помощи, владения навыками коммуникативной компетенции. Обучающихся психологически и физически готовят к принятию адекватных решений в любых ситуациях. При погружении в данную программу воспитанник способен реализовать спектр своих творческих возможностей и эмоциональных потребностей. Это нетрадиционный подход в обучении школьников правилам дорожного движения с использованием как традиционных методов, так и с применением ИКТ технологий.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 11 - 14 лет посещающих МБОУ «Чушевицкая средняя школа».

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 1 год.

 

На полное освоение программы требуется 34 часа.

Формы обучения

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор детей в объединение свободный, состав постоянный. Принимаются ребята, активно интересующиеся автомобилями, вождением велосипеда, изъявившие желание участвовать в работе по пропаганде ПДД и предупреждению дорожно-транспортного травматизма. Школьники не только обучаются сами, но и передают свои знания другим обучающимися младших классов.

Состав групп 10-15 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 34 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут. Недельная нагрузка на одну группу: 1 час.

Педагогическая целесообразность программы отражается в развитии коммуникативных умений, в обучении младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Полное обучение знаниям, умениям и навыкам безопасного поведения на дороге невозможно без выполнения обучающимися заданий с имитацией возможных ситуаций на дороге и в транспорте. В ходе работы по программе реализуется целый ряд, обучающих, развивающих и воспитательных задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся работать в команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция, ответственность и т.п.

Цель программы: расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи программы

воспитывать дисциплинированность, ответственность, устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения основанную как на

специфических требованиях дорожно-транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности;

выработать

культуру

участника

дорожного

движения,

способствовать

самоопределению и социализации

обучающихся

;

формировать

представление

о

праве

как

об

особой

форме

регулирования отношений в человеческом обществе;

организовать

досуг

учащихся,

целенаправленно

осуществлять

работу

по профилактике правонарушений, безнадзорности и наркомании.

Принципы отбора содержания:

принцип

единства

развития,

обучения

и

воспитания;

принцип

систематичности

и

последовательности;

принцип

доступности;

принцип

наглядности;

принцип

взаимодействия

и

сотрудничества;

принцип

комплексного

подхода.

Основные формы и методы

Формы занятий

Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни. Практическая часть составляет от 65% до 75% учебного времени, в основном это групповые занятия, но есть и индивидуальные. Для ее реализации используются такие формы занятий как: словесные, наглядные, работа под руководством педагога,

 

практические, тематическая, игровая, встречи с сотрудниками ГИБДД, метод поощрения. Обучение предусматривает применение проблемного раздаточного материала, использование компьютерных обучающих программ в классе информационных технологий, вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части. Экскурсии к проезжей части помогают на практике рассматривать дорожно-транспортные ситуации.

Изучаемый материал предусматривает теоретическую и практическую часть.

В теоретическую программу входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием информационных технологий.

Практическая часть состоит: обучение вождению велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части.

Данная Программа способствует: умственному развитию – обучающиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы. На занятиях у обучающихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь людям по мере необходимости. На занятиях проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам. Обучающиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, декорации и костюмы к выступлениям.

Планируемые результаты

В результате обучения по данной программе

обучающиеся должны знать:

основные

понятия

и

термины

ПДД

РФ;

основы

страховой

ответственности;

основы

первой

медицинской

помощи.

учащиеся должны уметь:

пользоваться

общественным

транспортом;

соблюдать ПДД в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда).

применять

свои

знания

правил

дорожного

движения

на

практике;

правильно

вести

себя,

оказавшись

в

экстремальной

ситуации

на

проезжей

 

части;


самостоятельно

определять

места

для

безопасного

перехода

улиц

и

дорог;

оказывать

первую

медицинскую

помощь

пострадавшим

при

дорожно

 

транспортных происшествиях.

владеть

навыками

фигурного

вождения

на

велосипеде.

Формы подведения итогов реализации программы

В процессе реализации программы проводятся разные виды контроля за результативностью усвоения материала:

текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого обучающегося;

периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде викторин и конкурсов. Планируется участие воспитанников детского объединения в городских и областных конкурсах данной направленности;

в качестве итогового контроля в конце года проводятся занятия на поиск решения ситуационных задач, тренажере по ПДД , а также итоговая игра «Безопасное колесо».

Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующей форме:

- контрольные занятия;

тесты, в ходе решения которых для которых обучающиеся показывают качество знаний правил дорожного движения, определение способов поведения на проезжей части;

 

выпуск

стенгазеты

«Светофор»,

памяток,

листовок;

участие

в

различных

соревнованиях,

в

том

числе

«Безопасное

колесо»,

открытые

мероприятия

для

родителей.

Механизм оценивания образовательных результатов

Критерии оценки результатов обучения по программе рассматриваются по двум направлениям:

«внешний результат» - проявляется в качестве участия детей в проведении профилактической работы, выступлениях агитбригад, участия в конкурсах, акциях,

фестивалях;

«внутренний результат» - отражается в положительной динамике личностного роста

обучающихся

: развитии самостоятельности и ответственности, умении применять полученные знания в практической деятельности, формировании гражданского

самосознания.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

п/п

Содержание

Теория

Практическая часть

Самостоятельная подготовка

Всего

1.

Вводное занятие

1

 

 

1

2.

Раздел I. Правила дорожного

движения

4

1

3

8

3.

Раздел ΙΙ. Основы доврачебной

медицинской помощи

3

4

3

10

 

Раздел IΙI. Дорожный этикет

2

1

1

4

4.

Раздел IV. Фигурное вождение велосипеда

3

3

4

10

 

Итоговое занятие

 

1

 

1

 

Всего:

13

10

11

34

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

(34 часа, 1 час в неделю)

Вводное занятие – 1 час

Раздел Ι. Правила дорожного движения - 8 часов

Правила дорожного движения

Теория: Правила дорожного движения и их история.

ТЕМА. Некоторые понятия и термины «Правил дорожного движения»

Теория: понятия и термины «Правил дорожного движения»

ТЕМА. Участники дорожного движения.

Теория: Водитель, пешеход, пассажиры.

Практика: Обязанности пешехода, водителя, пассажиров.

ТЕМА. Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты.

Теория. Дороги и их элементы. Тротуар. Прилегающие территории. Границы перекрестков. Населенные пункты. Перекрестки.

Практика. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Пересечение проезжих частей на перекрестках.

ТЕМА. Сигналы светофора и регулировщика.

Теория. Сигналы светофора и регулировщика Практика. Сигналы светофора и регулировщика ТЕМА. Дорожные знаки.

 

Теория. Предупреждающие знаки; Знаки приоритета; Предписывающие знаки; Знаки особых предписаний; Знаки сервиса; Знаки дополнительной информации; Запрещающие знаки; Информационные знаки

Практика. Отработка знаний о дорожных знаках.

Раздел ΙΙ. Основы доврачебной медицинской помощи - 10 часов

ТЕМА. Средства оказания медицинской помощи.

Теория. Медицинская аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Правила пользования. Специальные препараты. Подручные средства для оказания ПМП.

ТЕМА. Раны. ПМП при ранениях.

Теория. Виды ран. Стерильность при обращении с раной. Асептика. Антисептика.

Практика. Правила наложения повязок (бинтовых, косыночных). Правила наложения повязок (бинтовых, косыночных).

ТЕМА. Характеристика различных видов кровотечения. Способы остановки кровотечений.

Теория. Виды кровотечений:

Капиллярное;

Венозное;

Артериальное;

Смешанное.

Практика. Способы остановки кровотечения:

Пальцевое

прижатие;

Наложение

жгута;

Наложение

давящей

повязки;

Максимальное

сгибание

конечности;

Придание

возвышенного

положения

конечности.

ТЕМА. Характеристика различных видов травм. Правила и способы оказания первой медицинской помощи.

Теория. Характеристика различных видов травм и повреждений:

Ушибы;

Вывихи;

Растяжения

Переломы.

Практика. Способы оказания первой помощи пострадавшему. Виды переломов и правила оказания помощи при них. Правила и способы транспортировки пострадавших.

ТЕМА. Ожоги. Правила оказания ПМП при ожогах.

Теория. Ожоги, степени ожогов, тяжесть и последствия ожогов. Причины ожогов.

Практика. Последовательность действий при ожогах. Правила оказания помощи при ожогах.

ТЕМА. ПМП при тепловых и солнечных ударах, обморожениях.

Теория. Признаки тепловых и солнечных ударов.

Практика. Правила оказания ПМП при тепловом, солнечном ударах.

Раздел IΙI. Раздел IΙI. Дорожный этикет - 4 часа

ТЕМА. Дорожный этикет

Теория. Транспортная культура поведения – часть общей культуры человека. Бережное отношение к транспортным средствам регулирования дорожного движения, общественному транспорту – признаки культурного человека. Правила дорожного движения – составная часть правил культурного поведения человека в общественной жизни. Маленькие дети и престарелые люди – специфические участники дорожного движения. Особенности их поведения на улице, оказание им помощи. Действия участников дорожного движения – очевидцев ДТП. Ответственность несовершеннолетних за нарушения Правил дорожного движения, совершение дорожно-транспортных происшествий, угон автотранспортных средств.

ТЕМА. Служба ГИБДД. Основные направления ее деятельности.

Теория. Служба ГИБДД, её история. Основные направления ее деятельности.

 

Практика. Встреча с сотрудниками ГИБДД.

Раздел IV. Фигурное вождение велосипеда - 10 часов

ТЕМА. Велосипед. Правила дорожного движения для велосипедистов

Теория. Велосипед. Основные узлы, части велосипеда. Проверка велосипеда перед движением. Устройства безопасности на велосипеде. Правила дорожного движения для велосипедистов.

Практика. Техническое обслуживание велосипеда. Знаки для велосипедистов. Движение и маневрирование на площадке. Техника преодоления трассы с поворотами различного радиуса и направления. Способы и техника обгона на трассе. Ознакомление с последовательностью проезда трассы по разметке. Прохождение велоэстафеты «Трасса». Техника и тактика старта, обгона и финиширования.

Итоговое занятие – 1 час

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-

гуманитарной направленности «Светофор»

1

Начало учебного года

01 сентября

2

Продолжительность учебного

периода за год обучения

34 учебных недели

3

Продолжительность учебной

недели

5 дней

4

Периодичность учебных

занятий за год обучения

1 раз в неделю

5

Количество занятий за учебный

год

34 занятия

6

Количество часов

34 часа

7

Окончание учебного года

31 мая

8

Период реализации программы

01.09.202231.05.2023

 

 

Календарн ые месяцы

Содержание

Цели и

задачи

Методы и приёмы

Наглядность

Формы подведения итогов

(контроль)

С Е Н Т Я Б Р Ь

1.Вводное

занятие. Техника безопасного поведения на занятиях кружка

«Безопасное колесо». История возникновения правил дорожного движения.

Основные понятия и термины.

Инструктаж по т/б

Беседа, объяснение

Правила техники

безопасности, правила

безопасности дорожного

движения, правила

поведения в кружке.

 

 

Раздел I. Правила дорожного движения- 8 часов

 

1.Наш город и его транспорт. Как

 

Практическ ое занятие

Презентация

 

 

 

рождаются опасные ситуации

на дорогах

 

 

 

 

 

2.Транспортные средства. Виды транспортных

средств.

 

Игровые ситуации

Наглядные пособия

 

 

 

 

 

О К Т Я Б Р Ь

3.Средства организации и регулирования

дорожного движения, светофоры

автомобильные,

железнодорожные

, пешеходные.

Научить основным правилам дорожного движения

Объяснение

, беседа

ПДД

 

 

4.Дороги и их

элементы.

 

Беседа

Наглядные

пособия

 

 

5.Обеспечение безопасности

движения на дорогах. Группы дорожных знаков

 

Рассказ, объяснение

Наглядные пособия

 

Презентации

 

 

Н О Я Б Р Ь

 

Д Е К А Б Р Ь

6.Предупреждаю

щие знаки, знаки приоритета

 

Объяснение

, беседа

 

 

 

7.Предписывающ ие знаки, знаки особых

предписаний

 

Объяснение

, беседа, практическ ое задание

 

 

 

8.Знаки сервиса, знаки

дополнительной информации, запрещающие знаки,

информационные знаки

 

 

 

 

 

 

Раздел ΙΙ. Основы доврачебной медицинской помощи 10 часов

 

1. Медицинская

аптечка. Асептика и антисептик

Обучить способам оказания самопомощ и и первой медицинско й помощи

Рассказ, беседа

Мед. аптечка

 

 

Я Н В А Р Ь

2. Средства оказания первой

медицинской помощи.

 

 

 

 

 

3.Характеристика различных видов кровотечения.

Способы остановки

 

Рассказ, объяснение

 

 

 

4.Характеристика

различных видов травм.

 

Объяснение, беседа

Наглядные пособия

 

 

5.Правила и способы оказания первой

медицинской помощи.

 

Рассказ, объяснение

 

 

Ф Е В Р А Л Ь

6, 7.Правила наложения повязок, способы транспортировки

пострадавших

 

 

 

 

 

8,9. Ожоги. Правила

оказания ПМП при ожогах.

 

Объяснение, беседа

 

 

 

10.Тепловой и солнечный удары. Правила оказания ПМП при

тепловом, солнечном ударах

 

Объяснение, беседа

 

 

М А Р Т

Раздел IΙI. Дорожный этикет - 4 часа

 

1.Дорожный

этикет

Воспитыват ь культуру поведения на дороге и в транспорте

Беседа

Презентация

 

 

2.Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение Правил дорожного

движения

 

Беседа, игровые ситуации

Видеоматериа лы

 

 

3. Где можно и где

нельзя играть.

 

Рассказ,

беседа,

 

 

 

А П Р Е Л Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М А Й

Мостовая не для

игры.

 

игровые

ситуации

 

 

 

4. Инспектор ГИБДД в гостях у

ребят.

 

Рассказ, беседа

Презентация

 

 

Раздел IV. Фигурное вождение велосипеда – 10 часов

 

1.История велосипеда.

Значение экипировки и одежды

велосипедиста.

Научить правилам дорожного

движения и особенност ям

восприятия дорожной обстановки, фигурному вождению велосипеда

Рассказ, беседа

Презентация

 

 

2.Техника безопасности при вождении велосипеда. Проверка технического состояния велосипеда.

Разборка и сборка велосипеда.

 

Объяснение

Наглядные пособия

 

 

3.Основные части велосипеда, ихназначение, расположение.

Звуковой сигнал, роль тормозов.

 

Практическ ое задание

Велосипед

 

 

4.Обучение

медленной езды.

 

 

 

 

 

5. Вождение

слалом.

 

 

 

 

 

6,7. Езда по

квадрату.

 

 

 

 

 

8,9. Вождение по

восьмерке.

 

 

 

 

 

10. Развитие координации. Движение и маневрирование с соблюдением правил езды на

велосипеде.

 

 

 

 

 

1.Итоговые занятие

 

 

 

Игра

«Безопасн ое колесо»

 

 

Методическое обеспечение

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

Комплекты

демонстрационного

материала:

дорожные

знаки;

рисунки

и

модели

транспортных

средств;

макеты

и

фрагменты

улиц

и

перекрестков.

Плакаты:

«Безопасная

дорога

в

школу»,

«Пожарная

безопасность",

"Первая

медицинская помощь "и др.

Комплекты

раздаточного

материала:

схемы

изделий

по

темам.

Мультимедийные

презентации

по

темам.

Комплект

видеофильмов

по

ПДД.

Учебно-методические

пособия

по

ПДД.

Комплект

тестов

для

проведения

соревнований

Школьные

методические

разработки,

памятки

для

учеников,

для

родителей, сценарии праздников.

Фотоматериалы

экскурсий

Творческие

работы

обучающихся

и

родителей.

Материально-техническое обеспечение

Основное оборудование:

п/п

Оборудование

Количество

1.

Автоматизированное рабочее место педагога

1

2.

Индивидуальное рабочее место ученика

15

3.

Мультемедийное оборудование

1

4.

Спортивная площадка

1

5.

Велосипеды

1

 

Основное оснащение:

Инвентарь

по

фигурному

вождению

велосипеда

-

4

шт

Аптечка-1

шт.

Набор

моделей

автомобилей,

светофоров,

дорожных

знаков,

фигур

пешеходов для проведения занятий в игровой форме -1 шт.

Настольные

игры

по

тематике

дорожного

движения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Джихан

О.Н, Петров С.В, Старых И.Л.Безопасность «На дорогах и в общественном транспорте» Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2016.

Лобашкина

В.А, Яковлев Д.Е, Хренников Б.О, Маслов М.В. Безопасность дорожного движения: программы для системы дополнительного образования детей. – М.: Просвещение, 2016.

Материалы

газеты

«Добрая

Дорога

Детства».

Петров С.

В

,

Бубнов

В.Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие. – М.: ЭНАС, 2018.

Правила дорожного движения Российской Федерации с комментариями и иллюстрациями. – М.:

Атберг

98, 2017.

Разинина

И.Ф. Безопасность детей на дороге — забота каждого: методические рекомендации по организации в образовательных учреждениях работы с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма. – Тамбов: ТОИПКРО, 2016.

 

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составленамною в соответствии с требованиями:

1) Приказа Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по допбщеобразоват.программам";

2) Приказа Департамента образования области от 22.09.2021 №20-0009/21 (раздел 5, п.46 Правил ПФДО).

 

 

 

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×