"Педагогическое сопровождение музыкально одарённых детей в разных видах музыкальной деятельности". Автор: Шилова Наталья Викторовна. Работа №418195
«Педагогическое сопровождение музыкально одарённых детей в разных видах детской музыкальной деятельности»
Н.В. Шилова музыкальный руководитель
МАДОУ детский сад «МАЯЧОК»
СП детский сад № 25
В настоящее время в системе российского образования уделяется особое внимание проблеме развития детской одаренности, начиная с периода дошкольного детства. Проблеме работы с одаренными детьми уделяется большое внимание со стороны государственной власти Российской Федерации («Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Рабочая концепция одаренности», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), так как от своевременного выявления таких детей и их полноценного развития зависит прогресс всех отраслей жизни общества. Главной задачей современного образования является раннее выявление, обучение и воспитание детей с высоким уровнем развития способностей.
Организация целенаправленного процесса педагогического сопровождения одаренных детей в условиях дошкольной образовательной организации является одной из форм реализации принципа индивидуализации образования, который является одним из приоритетных в работе с одаренными детьми.
Наиболее общее определение детской одаренности дано в «Рабочей концепции одаренности», разработанной группой отечественных ученых (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, В.Д. Шадриков и др.). В данной концепции одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Музыкальная одаренность – сложное качественное образование, включающее наряду со специальными музыкальными способностями творческую и индивидуально-личностную составляющие.
Научно-обоснованную структуру музыкальности в одном из своих последних исследований дает доктор психологических наук К.В. Тарасова. Комплекс музыкальности определяется как «многоуровневая система собственно музыкальных общих и частных способностей, ответственных за формирование художественного музыкального образа. К общим относятся те способности, которые необходимы для формирования этого образа в любом виде музыкальной деятельности; к частным – помогающие решению этой задачи лишь в отдельных ее видах».
На основании исследований К.В. Тарасова выделяла в структуре музыкальности две подструктуры:
1) Эмоциональная отзывчивость на музыку;
2) познавательные музыкальные способности:
а) сенсорные (мелодический слух, тембровый слух, динамический слух, чувство ритма);
б) общие интеллектуальные музыкальные способности (музыкальное мышление и воображение, музыкальная память).
Таким образом, структура музыкальности – основа музыкальной одаренности – включает показатели сенсорно-перцептивного уровня (ритм, слух, память) когнитивно-творческие музыкальные способности (репродуктивный и продуктивный компоненты музыкального мышления, музыкально-языковую способность). Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т. д.), образуют музыкальную одаренность. Структура музыкальной одаренности зависит от возраста, гендерных особенностей, особенностей интегральной индивидуальности человека.
Развитие музыкальной одаренности детей дошкольного возраста - это целенаправленный процесс количественных и качественных изменений параметральных характеристик музыкальной одаренности в персональном музыкально-образовательном пространстве.
Для успешного развития одаренности необходимо создание насыщенной, эмоционально богатой образовательной среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов. Именно по мотивации, ведущей к продуктивной самореализации в специально сконструированной образовательной среде, можно проводить диагностику одаренности.
Одаренность в детском возрасте может носить скрытый характер, что усложняет возможность ее раннего выявления и развития. Музыкальная одарённость, в отличие от других видов одаренности, проявляется относительно рано (по мнению Н.С. Лейтеса, между 3–5 годами). Исходя из этого, возникает необходимость своевременного оказания помощи ребенку в развитии его внутреннего потенциала. Данную проблему возможно решить через организацию целенаправленного процесса педагогического сопровождения.
В связи с выше изложенным возникает необходимость уточнить содержание понятия «педагогическое сопровождение» в соответствии со спецификой ступени дошкольного образования, выявить содержание и формы педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и специфику музыкальной деятельности, педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности мы будем рассматривать как процесс, носящий характер творческого наставничества, который будет способствовать постепенному развитию музыкальных способностей и раскрытию творческого потенциала как компонентов музыкальной одаренности.
Таким образом, опираясь на трактовку понятия педагогическое сопровождение в психолого-педагогической литературе и уточненное нами определение, мы можем сделать вывод, что целью педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности является создание благоприятных условий для развития у сопровождаемого музыкальной одарённости.
В качестве основных форм педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности мы выделили совместную деятельность ребенка со взрослыми и другими детьми и самостоятельную деятельность.
Наиболее эффективной формой педагогического сопровождения детей с признаками музыкальной одаренности является разработка и реализация групповых и индивидуальных маршрутов сопровождения.
Необходимость разработки индивидуальных маршрутов связана с необходимостью учета способностей, возможностей и индивидуальных образовательных потребностей ребенка с признаками музыкальной одаренности. Особую значимость приобретает возможность адаптировать содержание, формы и методы обучения под индивидуальные возможности и интересы ребенка с признаками музыкальной одаренности. Интерес ребенка может проявляться в предпочтении одного вида музыкальной деятельности другим. Так, у ребенка признаки музыкальной одаренности наиболее ярко могут проявляться в игре на детских музыкальных инструментах или в музыкально-ритмической деятельности. Соответственно, ребенок охотнее занимается тем видом деятельности, в котором он наиболее успешен. В этом случае задача педагога – спроектировать индивидуальный образовательный маршрут таким образом, чтобы обеспечить развитие всех компонентов музыкальной одаренности через предпочитаемый вид деятельности. Также индивидуальный образовательный маршрут может быть спроектирован с учетом имеющихся трудностей и направлен на их преодоление.
При проектировании индивидуального образовательного маршрута задача педагога заключается в интеграции форм и методов взаимодействия с ребенком: сопровождение индивидуальных видов деятельности; подготовка ребенка к участию в конкурсах и соревнованиях по интересам; педагогическая поддержка реализации возможностей и способностей детей в кружках, в которых они участвуют; совместно с детьми и их родителями – проектирование и наполнение личного портфолио самореализации ребенка; составление психолого-педагогической характеристики ребенка, поскольку маршрут его индивидуальной образовательной траектории разработан с учетом зоны ближайшего развития личности, индивидуальных характеристик, интересов и способностей.
Структура индивидуального образовательного маршрута может включать следующие компоненты:
информационный (сведения о ребенке);
целевой (определение задач индивидуальной поддержки);
содержательный (выбор содержания программного материала);
технологический (определение используемых педагогических технологий с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
диагностический (определение системы индивидуальной диагностической поддержки);
результативный (формулирование ожидаемых результатов).
Групповые маршруты сопровождения представляют собой маршрут взаимодействия с группой детей, направленный на развития компонентов музыкальной одаренности через разные виды музыкальной деятельности. Групповые маршруты сопровождения проектировались на основе разработанной программы «Юные таланты», направленной на развитие музыкальной одаренности в разных видах музыкальной деятельности. Каждый модуль программы направлен на развитие одарённости в одном из видов музыкальной деятельности (I модуль – «Пение», II модуль – «Музыкально-ритмические движения», III модуль – «Игра на детских музыкальных инструментах»). Особенностью программы является возможность варьирования ее содержания в зависимости от образовательных потребностей и уровня развития музыкальных способностей детей. Кроме того, она содержит методику обучения, направленную на развитие способности к эмоционально- выразительному, осмысленному восприятию музыки. Программа реализуется через групповые занятия в различных формах (музыкальные гостиные, концерты, музыкальные викторины и т.д.), которые связаны с использованием информационно-коммуникативных технологий. Групповые музыкальные занятия имеют ряд преимуществ для развития музыкальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста, так как позволяют учитывать уровень развития музыкальных и творческих способностей, интересы, склонности и индивидуальные потребности детей в выборе музыкального репертуара. Отсутствие ограничений по времени на предпочитаемые виды музыкальной деятельности позволяет поддерживать познавательный интерес у детей, углублять и расширять знания в интересующей области. Развитию творческих проявлений в музыкальной деятельности способствует имеющаяся возможность больше времени уделять творческим заданиям и музыкальным импровизациям.
С целью выявления музыкально одарённых детей провожу с родителями индивидуальные встречи-беседы, организую с родителями и педагогами анкетирование на выявление склонностей и интересов детей по методике "Карта одаренности" Хаана и Каффа, анкетирование "Как распознать одаренность" по методике Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч; диагностику общей одарённости по А.Савенкову; делаю анализ полученных результатов.
Для выявления детей с признаками музыкальной одаренности используется метод педагогического наблюдения, которое осуществлятся в непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и режимных моментах, с целью фиксирования частоты использования музыки детьми, что является одним из признаков музыкальной одарённости.
Выявление музыкально одарённых детей проводится по методике О.А. Сафоновой, в которой конкретизированы и более четко выделены показатели каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями детей, а также присутствует оптимальный уровень развития музыкальных способностей, предполагающий проявление самостоятельности и инициативы при выполнении задания. Ведущий диагностический метод исследователя - это наблюдение в ходе выполнения индивидуальных заданий детьми.
По результатам диагностики, наблюдений, анкет педагогов и родителей определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка использую для разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка по дальнейшему развитию его одаренности, а также являются основанием для объединения детей в группы по интересам в разных видах музыкальной деятельности.
Важно понять, что музыкальные способности ребенка - это, прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной).
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации выступает условием развития музыкальной одаренности у детей дошкольного возраста.
В результате проведенного анализа мы пришли к выводу, что в группах ДОО недостаточное количество музыкально-дидактических игр и наглядного материала; почти во всех группах у детей нет свободного доступа к музыкальным уголкам, наполнение не всегда соответствуют возрастным особенностям детей.
Для обогащения развивающей предметно-пространственной среды в группах я провела ряд консультаций для педагогов, представила перечень оборудования, музыкально-дидактических игр и оборудования для музыкальной деятельности для каждой возрастной группы, презентовала материал по использованию нетрадиционных музыкальных инструментов и нетрадиционным формам организации музыкальных зон и в каждой возрастной группе.
Совместно с воспитателями продуманы нетрадиционные формы организации центра музыкального творчества в каждой возрастной группе, обогащённых как традиционными, так и нестандартными музыкальными инструментами, графическими и дидактическими пособиями, альбомами, атрибутами для игр и танцевального творчества, элементами костюмов, материалами для экспериментирования со звуками, а также музыкально-дидактическими играми. Это, в свою очередь, позволило разнообразить развивающую предметно-пространственную среду групп играми и пособиями, направленными на развитие музыкальных способностей детей.
В целях повышения компетентности педагогов в вопросах педагогического сопровождения музыкально одарённых детей провела с педагогами консультации, среди которых «Музыкальная одарённость дошкольников», «Музыкально одарённый ребёнок или как распознать музыкальный талант» и др.
Немаловажным моментом в педагогическом сопровождении музыкально одарённых детей является взаимодействие с социальными партнёрами в вопросах художественно-эстетического развития и обогащения культурного опыта детей.
Частым гостем нашего дошкольного учреждения является камерный оркестр «Классик», выступление которого позволяет детям слышать «живое» звучание музыкальных инструментов и по-особому эмоционально реагировать на него.
Один раз в месяц дети являются гостями Музея Изобразительных искусств. Посещение музея ИЗО – «дома, где живут картины», очень важная часть совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Знакомство с произведениями мирового наследия изобразительного искусства, усвоение достижений, опыта прошлого – это та база, без которой трудно ориентироваться в мире искусства.
Посещение выставок даёт неоценимый опыт правильного поведения в местах, где «живёт» искусство и красота, в понимании значимости того, что создали художники силой своего ума и таланта за многие столетия.
Анализируя особенности педагогического сопровождения детей с признаками музыкальной одаренности, мы приходим к выводу, что данный процесс:
– обеспечивает создание оптимальных условий развития и проявления музыкальной одаренности детей дошкольного возраста;
– эффективен при использовании вариативных форм организации обучения;
– предполагает активное взаимодействие педагога и воспитанника;
– требует знание педагогом уровня развития музыкальных способностей ребенка, его личностных предпочтений и направленность интересов;
– реализуется посредством проектирования индивидуальных и групповых маршрутов сопровождения.
Литература:
1. Александрова, Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования [Электронный ресурс] / Е.А. Александрова // Режим доступа:http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html (дата обращения: 3.09.2018).
2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.С. Белкин. – М. : Изд. центр «Академия», 2000. – 192 с.
3. Иваненко, М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного раз- вития ребенка в период детства [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.07 / М.В. Иваненко. – Екатеринбург, 2005. – 208 с.
4. Казакова, Т.Г. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов [Текст] / Т.Г. Казакова // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 4. – С. 10–13.
5. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов : утверждена Приказом Президента Российской Федерации 3 апреля 2012 г. № Пр-82 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131119 (дата обращения: 8.09.2018).
7. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [Текст] / Н.С. Лейтес. – М. ; Воронеж, 1997. – 322 с.
8. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим- Бад ; редкол. М.М. Безруких [и др.]. – М. : Большая российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
9. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. №1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, со- провождения и мониторинга их дальнейшего развития» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/71251462 (дата обращения: 6.09.2018).
11. Сильченкова, С.В. Формы и направления педагогического сопровождения [Электронный ресурс] / С.В. Сильченкова // Современные научные исследования и инновации. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/ issues/2013/10/27827.