Открытый урок "Мелодия - душа музыки". Автор: Никитина Лариса Николаевна. Работа №418604
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ
Ф.И.О. участника: Никитина Л.Н.
Тема урока: «Мелодия – душа музыки».
Класс: 2класс
Цель урока: Создание условий по формированию представлений выявления роли мелодии в музыке.
Задачи урока:
Дидактические:
Формирование представлений о понятии «мелодия»
Формирование умения слушать и анализировать музыкальные произведения чрез средства музыкальной выразительности
Формирование
эмоционального
отношения к музыке в процессе ее исполнения
Развивающие:
Р
азвивать
музыкальные способности (музыкальную память, эмоциональный отклик на музыку)
Р
азвивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений.
Развивать умения выделять главные мысли в тексте
с помощью схемы
.
Воспитательные:
Воспитывать музыкально-художественный вкус и образное восприятие музыки;
Воспитывать
культуру слушания музыкальных произведение
Влияние
межпредметной
связи музыки с изобразительным искусством
Подпись методиста/учителя: _____________________________
Этап фрагмента урока
Образовательная задача этапа урока
Методы и приемы работы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)
Дидактические средства,
интерактивное оборудование
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)
Личностные
Организационно-мотивационный
Настроить обучающихся на активную и продуктивную работу на уроке.
Словесный: беседа.
Музыкальное приветствие.
Организует вход в класс под музыку (Л. Бетховен «К Элизе)
Организует музыкальное приветствие.
Здравствуйте ученики…
- Ребята улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.
Входят в класс под музыку.
Приветствуют учителя.
Здравствуйте учитель…
Приветствуют друг друга.
Ф
Презентация.
Повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
Постановка учебной задачи
Актуализировать изученный материал, необходимый для «открытия» нового знания и выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Создать проблемную ситуацию, вызывающую познавательное затруднение у обучающихся. Выяснить место и причину затруднения. Сформулировать тему, цель и план урока (продумать алгоритм действий).
Словесный: беседа
Организует подведение к теме урока.
- Ребята, сегодняшний наш урок не совсем обычный.
- Поразмышляйте, а почему я так сказала?
- Потому что мы с вами сегодня узнаем много нового и интересного.
- Чтобы узнать ключевое слово нашей темы урока, я предлагаю вам разгадать ребус?
- Какое слово у вас получилось?
- Так чему будет посвящён сегодняшний урок?
- А вы знаете что такое мелодия?
- Это проблемный вопрос нашего урока, на который мы с вами ответим.
(на слайде портрет П. И. Чайковского)
- Вы знаете, кто изображён на слайде?
- А, что вы знаете о П. И. Чайковском?
- Верно, и начать урок мне бы хотелось со слов этого композитора «Мелодия – душа музыки».
- Как вы понимаете данное высказывание?
Организует постановку темы и целеполагания.
- Это высказывание и будет являться темой урока “Мелодия – душа музыки”.
-Как вы думаете, почему Чайковский так ласково называет мелодию – «душа музыки»?
- Именно с мелодией связываем то, что кажется нам прекрасным в окружающем мире, ритм присутствует везде, а мелодия принадлежит музыке.
- Давайте определим цель исходя из темы урока?
- узнать какую роль играет мелодия в музыке
Давайте наметим план урока с помощью слов помощников:
Узнать, что такое мелодия
Научиться определять характер мелодии при помощи прослушивания произведений
Проверить свои знания и умения по данному материалу
- Данный план у вас представлен в маршрутных листах, которые лежат у вас на столах.
- Мелодия.
- Мелодии.
Высказывают мнения.
- П. И. Чайковский.
- П. И. Чайковский– знаменитый русский композитор, дирижер. Один из величайших композиторов мира, автор более 80 музыкальных произведений. Балет Чайковского «Лебединое озеро».
- Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. В мелодию вкладывается душа.
Высказывают мнение.
Определяют тему урока, цель и планируют свою деятельность на урок.
Ф
РУУД-принимать и сохранять учебную задачу;
Учебное действие
«Открыть» и зафиксировать совместно с учащимися новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание).
Убедиться в преодолении ранее возникшего затруднения.
Формировать умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) через выполнение типовых заданий.
Словесный: беседа
Практический: работа со словарём; работа со схемой
Организует работу с понятием «мелодия».
- Какой у нас первый пункт плана?
- А где мы можем посмотреть определение этого понятия?
- Посмотрите, у вас на партах лежит страничка из толкового словаря С. И. Ожегова с понятием «мелодия». (приложение 1)
- Прочитайте его.
- Кто мне сможет повторить, что же такое мелодия?
- Мелодия - благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство, напев.
- Скажите, почему слова «мелодия» и «пение» так близки друг к другу?
- Мы выполнили 1 пункт плана? Отметьте его в маршрутных листах.
- Какой у нас 2 пункт плана?
- Я вам прочитаю текст о мелодии, потом я задам вопрос.
(Читает текст на стр. 28)
- Что вы можете сказать о мелодии, какая она бывает по характеру?
- Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Эдварда Грига. Он в своей музыке, в мелодии отразил свою любовь к родному краю.
Организует работу с биографией Э. Грига.
- Сначала давайте познакомимся с фактами биографии Эдварда Грига.
- Вы сейчас будете работать в группах. Я вам буду читать текст, а вы заполнять схему. (приложение 2)
- Давайте проверим.
Организует прослушивание музыкального произведения.
- Давайте обратимся к учебнику на стр. 29.
- С какой целью я обратилась к этой картине?
- Сольвейг – простая, добрая девушка, которая любит Пер Гюнта.. Вслушайтесь в ее имя – Сольвейг, на название какой птички оно похоже? (соловей). Ее голос так же чист и прекрасен, как голос соловья. Ее печальная песня несется вдаль по горным вершинам, по ущельям горных рек.
- А почему художник изобразил дом?
- А теперь давайте послушаем «Песню Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт».
- Давайте с вами примем позу слушателя и подумаем какой характер мелодии? (играет фрагмент из произведения)
- Из предложенного списка выберете какая эта мелодия по характеру? (грустная – забавная, плавная – отрывистая, тоскливая – танцевальная, печальная – энергичная, спокойная – праздничная).
- В качестве физминутки при повторном прослушивании я попрошу вас показать мелодическую линию с помощью движения руки.
- Мы выполнили 2 пункт плана? Отметьте в маршрутных листах.
- узнать, что такое мелодия
- В учебнике, в словаре.
Высказывают мнение.
- Само понятие «мелодия» с греч. обозначает «пение», чаще всего мелодией в произведении или песне называют то, что можно напеть, так как она выразительна и легко запоминающая.
- Плавная, спокойная, протяжная, грустная.
Выполняют групповую работу.
Проверяют по эталону.
- Художника тоже вдохновило это произведение.
Высказывают мнение.
- Именно в этом доме жила Сольвейг, и ждала Пер Гюнта целых 40 лет.
- Страдание, печаль, волнение
-Плавная и грустная.
- Да
И
Ф
Г
Самопроверка
КУУД – формулировать собственное мнение и позицию
Восприятие музыкального произведения, определение
основного настроения и характера.
Действие контроля и самоконтроля
Проверить умение применять новый способ действия (алгоритм, правило, понятие, знание) – самостоятельная работа обучающихся с самопроверкой по эталону.
Словесный: беседа.
- Задумайтесь, чем же объясняется воздействие мелодии на человека?
- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах на оценку. Я буду включать вам мелодию, а вы должны из предложенного списка выбрать 1 подходящий характер мелодии и приклеить к соответствующей цифре.
Собираю листочки.
Высказывают своё мнение.
Ф
Г
Взаимопроверка
Формирование представления о роли мелодии в музыке.
Действие оценки и самооценки
Осуществить оценивание достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке
Словесный: беседа
Подводит итог урока.
- Ребята, у вас на столах лежат квадраты разных цветов, выберите цвет, который вам больше нравится и покажите его мне
- от тех, кто держит красный квадрат, мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня?
От тех, кто держит синий квадрат, мне бы хотелось услышать, что нового интересного они сегодня узнали?
От тех, кто держит жёлтый квадрат, мне бы хотелось услышать, с каким произведением вы познакомились?
От тех, кто держит зелёный квадрат, мне бы хотелось услышать, какое у вас настроение после нашего занятия?
Наш урок закончен. Досвидания!
Выходят под музыку.
- Узнать роль мелодии в музыке
- «Песня Сольвейг»
Ф
РУУД-формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность.
Приложение 1
МЕЛОДИЯ – в переводе с греческого языка обозначает «пение», «напев».
Приложение 2
Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года. Известный норвежский композитор и дирижер, популяризирующий народную культуру своей страны, приверженец романтизма.
Происхождение и образование
Эдвард Григ родился в городе Берген в состоятельной семье. Дед и отец композитора, а также мать были отличными музыкантами; самого Грига впервые посадили за инструмент в 4 года. Первый из музыкантов, кому Григ сыграл на фортепиано пару собственных композиций, был Оле Булл. В 12 лет будущий «гений норвежского романса» написал свое первое произведение, а после завершения учебы в школе поступил в Лейпцигскую консерваторию.
Начало творческого пути
В 1863 году Григ вернулся в родной город, талант в Бергене было сложно развивать, и он уехал жить и работать в Копенгаген.
В это время музыкант активно работал и выпустил множество различных музыкальных произведений, в том числе и на сюжеты сказок Г. Х. Андерсена.
Работа в Осло
В 1866 году из-за семейных проблем Григ вместе с невестой переезжает в Осло.
В 1871 году он основал в Осло Филармоническое общество, которое существует до сих пор.
Последние годы жизни
В 1883 году Григу диагностировали туберкулез. Смерть была неожиданной, по всей Норвегии был объявлен траур.
Приложение 3.
Маршрутный лист
Узнать, что такое мелодия
Научиться определять характер мелодии при помощи прослушивания произведений
Проверить свои знания и умения по данному материалу
1
грустная
забавная
торжественная
2
отрывистая
плавная
скачкообразная
3
тревожная
энергичная
нежная
4
весёлая
праздничная
спокойная