Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Функциональная грамотность. Автор: Наумова Наталья Анатольевна. Работа №429860

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Внеурочная деятельность
Описание:
Создание рабочей программы
Работа:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Министерство образования Новосибирской области 

 

 Департамент образования мэрии города Новосибирска

 

 

 

МАОУ Вторая гимназия

 

 

РАССМОТРЕНО 

на заседании кафедры 
начального 
образования 

________________________  

Самусева Т.В. 

Приказ №1 от «25» августа   
2023 г. 
 

 

УТВЕРЖДЕНО 

Директор гимназии 

________________________  

Михно И.М. 

Приказ №325 от «28» 
августа   2023 г. 
 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»

 

для обучающихся 1

– 

4 классов

 

Составители программы: 

Каринг А.А., Петренко А.А., Наумова Н.А., Ковешникова О.В.,  

Калиниченко Е.А., Микина А.М., Альбрехт И.Н., Долгова Л.В., 

Иванцова О.А., Байбосынова З.Г., Самусева Т.В., Подкорытова Л.В., 

Рожкова А.К., Егорова А.Н., Волченко А.А., Владимирова С.Г. 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2023

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Программа  курса  внеурочной  деятельности  для  1-4  класса  «Функциональная  грамотность» 
разработана 

в 

соответствии 

с 

требованиями 

Федерального 

государственного 

образовательного  стандарта  начального  общего  образования,  на  основании  программы 
Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам». 

Программа  «Функциональная  грамотность»  учитывает  возрастные,  общеучебные  и 
психологические особенности младшего школьника.  

Цель программы:

 создание условий для развития функциональной грамотности. 

Задачи курса: 

1. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве. 
2. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею. 
3. Формирование умения решать творческие задачи. 
4.  Формирование  умения  работать  с  информацией  (сбор,  систематизация,  хранение, 
использование). 
5.  Развитие  способности  человека  принимать  эффективные  решения  в  разнообразных 
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и 
общества, а также возможности участия в экономической жизни. 
6. Развитие способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о 
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и 
возможности, участвовать в социальной жизни. 
7.Формирование 

и 

развитие 

коммуникативных 

умений: 

умение 

общаться 

и 

взаимодействовать  в  коллективе,  работать  в  парах,  группах,  уважать  мнение  других, 
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников 

 
Формы организации внеурочной деятельности

 

 

игры;  

 

научные опыты; 

 

работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;  

 

интеллектуальные головоломки;  

 

практические занятия;  

 

дискуссии, беседы. 

 

обучение созданию компьютерной презентации  

 

анкетирование 

 

самостоятельная работа 

Виды внеурочной деятельности: 

 

проблемно-поисковое обучение;  

 

личностно - ориентированное обучение;  

 

когнитивное обучение (проектная деятельность, решение проблем и др.);  

 

контролирующее  обучение  (тестирование,  портфолио,  конкурсы  разного  уровня, 
олимпиады и др.);  

 

информационно-коммуникационные (компьютерные программы, Интернет-ресурсы и 
т.д.);  

 

игровые технологии;  

 

здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физминутки); 

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

 

Принципиальной  задачей  предлагаемого  курса  является  развитие  познавательных 
способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний 
и умений. Работа ведётся по всем направлениям функциональной грамотности: 
 

Читательская грамотность: развитие способности понимать, использовать, оценивать тексты, 
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять 
свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

Математическая  грамотность:  проведение  математических  рассуждений,    формулировать, 
применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах 
реального мира. 

Финансовая  грамотность:  освоение  системы  знаний  и  навыков  о  том,  как  рационально 
распоряжаться своими деньгами, ориентироваться в финансовых услугах и не попадаться на 
уловки финансовых мошенников. 

Естественно-научная  грамотность:  наблюдения  и  простейшие  эксперименты,

 

развивать 

способность  занимать  активную  гражданскую  позицию  по  вопросам,  связанным  с 
естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями  

Креативное  мышление:  компонент  функциональный  грамотности,  под  которым  понимают 
умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, 
формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. 

Глобальные  компетенции:  не  конкретные  навыки,  а  сочетание  знаний,  умений,  взглядов, 
отношений  и  ценностей,  успешно  применяемых  при  личном  или  виртуальном 
взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии 
отдельных  лиц  в  решении  глобальных  проблем  (т.е.  в  ситуациях,  требующих  от  человека 
понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь 
нынешнего и будущих поколений). 

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. 

При этом основными выступают два аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности 
задач. 

Система представленных  заданий (задач и упражнений) позволяет решить: 

Познавательный аспект 

 

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения; 

 

формирование и развитие общеучебных и навыков. 

Развивающий аспект 

 

развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, 
как  умение анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать, выделять главное, 
доказывать и опровергать; 

 

развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук); 

 

развитие двигательной сферы. 

 

Воспитывающий  аспект

 

 

воспитание  системы  нравственных  межличностных  отношений  (формирование  «Я- 
концепции») 

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА: 

1.

 

Системность: задания располагаются в определенном порядке; 

2.

 

Принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; 

3.

 

Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; 

4.

 

Увеличение объема материала; 

5.

 

Наращивание темпа выполнения заданий; 

6.

 

Смена разных видов деятельности. 

 

        Таким  образом,  достигается  основная  цель  обучения  -  расширение  зоны 
ближайшего  развития  ребенка  и  последовательный  перевод  ее  в  непосредственный 
актив, то есть в зону актуального развития. 
 

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ 

СОДЕРЖАНИЯ КУРСА 

Ценность  истины

  –  это  ценность  научного  познания  как  части  культуры  человечества, 

разума, понимания сущности бытия, мироздания.  

Ценность  человека

  как  разумного  существа,  стремящегося  к  познанию  мира  и 

самосовершенствованию.   

Ценность  труда

  и  творчества  как  естественного  условия  человеческой  деятельности  и 

жизни.  

Ценность  свободы

  как  свободы  выбора  и  предъявления  человеком  своих  мыслей  и 

поступков,  но  свободы,  естественно  ограниченной  нормами  и  правилами  поведения  в 
обществе. 

Ценность гражданственности

 – осознание человеком себя как члена общества, народа, 

представителя страны и государства. 

Ценность  патриотизма

  –  одно  из  проявлений  духовной  зрелости  человека, 

выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.  

  

5.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 

ОСВОЕНИЯ КУРСА 

Личностными  результатами

  изучения  курса      в  1-4  классе  является  формирование 

следующих умений:  

 

определять

 и 

высказывать

 под руководством педагога самые простые общие для всех 

людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). 

 

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие 

для  всех  простые  правила  поведения, 

делать  выбор

,  при  поддержке  других 

участников  группы  и  педагога,  как  поступить.

 

–  осознавать  себя  как  члена  семьи, 

общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие 
решений о семейном бюджете;  

 

овладевать  начальными  навыками  адаптации  в  мире  финансовых  отношений: 

сопоставление  доходов  и  расходов,  простые  вычисления  в  области  семейных 
финансов;  

 

осознавать личную ответственность за свои поступки; 

 

уметь  сотрудничать  со  взрослыми  и  сверстниками  в  разных  игровых  и  реальных 

ситуациях. 

 

Метапредметными результатами

  изучения  курса      в  1-4  классе  являются  формирование 

следующих универсальных учебных действий (УУД).  

Регулятивные УУД

 

определять

 и 

формулировать

 цель деятельности   с помощью учителя.  

 

проговаривать

 последовательность действий  .  

 

учиться 

высказывать

 своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией 

рабочей тетради. 

 

учиться 

работать

 по предложенному учителем плану. 

 

учиться 

отличать

 верно выполненное задание от неверного. 

 

учиться  совместно  с  учителем  и  другими  учениками 

давать

  эмоциональную 

оценку

 

деятельности товарищей. проявлять познавательную и творческую инициативу;  

 

принимать и сохранять учебную цель и задачу; 

 

планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; 

 

контролировать  и  оценивать  свои  действия,  вносить  соответствующие  коррективы  в 

их выполнение; 

 

уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; 

 

оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, 

самооценка и взаимооценка. 

Познавательные УУД:

 

 

Ориентироваться  в  своей  системе  знаний: 

отличать

  новое  от  уже  известного  с 

помощью учителя.  

 

Делать  предварительный  отбор  источников  информации:

  ориентироваться

    в 

учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). 

 

Добывать  новые  знания:

  находить

 

ответы

  на  вопросы,  используя  учебник,  свой 

жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.  

 

Перерабатывать полученную информацию:

  делать  выводы

  в  результате    совместной  

работы всего класса. 

 

Перерабатывать  полученную  информацию: 

сравнивать

  и 

группировать

  такие 

математические  объекты,  как  числа,  числовые  выражения,  равенства,  неравенства, 
плоские геометрические фигуры. 

 

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические 

рассказы  и  задачи  на  основе  простейших  математических  моделей  (предметных, 
рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи 
с  помощью  простейших    моделей  (предметных,  рисунков,  схематических  рисунков, 
схем). 

 

Овладевать  логическими  действиями  сравнения,  обобщения,  классификации,  установления 

аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным 
понятиям. 

 

Использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование. 

 

Коммуникативные УУД

 

донести  свою  позицию  до  других:

  оформлять

  свою  мысль  в  устной  и  письменной 

речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). 

 

слушать

 и 

понимать

 речь других. 

 

читать

 и 

пересказывать

 текст.

 

– адекватно передавать информацию, выражать свои 

мысли  в  соответствии  с  поставленными  задачами  и  отображать  предметное 
содержание и условия деятельности в речи; 

 

совместно договариваться о правилах работы в группе; 

 

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 

 

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. 

 

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 

Предметными результатами

 изучения курса являются формирование следующих умений.  

 

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; 

 

выделять существенные признаки предметов; 

 

сравнивать между собой предметы, явления; 

 

обобщать, делать несложные выводы; 

 

классифицировать явления, предметы; 

 

определять последовательность событий; 

 

судить о противоположных явлениях; 

 

давать определения тем или иным понятиям; 

 

определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; 

 

выявлять функциональные отношения между понятиями; 

 

выявлять закономерности и проводить аналогии.   

 

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: 

–  способность  понимать,  использовать,  оценивать  тексты,  размышлять  о  них  и  заниматься 
чтением  для  того,  чтобы  достигать  своих  целей,  расширять  свои  знания  и  возможности, 
участвовать в социальной жизни; 
– способность различать тексты различных жанров и типов; 
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; 
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; 
–  умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с 
поставленной учебной за-дачей. 
 

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: 

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных 
контекстах; 
–  способность проводить математические рассуждения; 
–    способность  использовать  математические  понятия,  факты,  чтобы  описать,  объяснить  и 
предсказать явления;  
–    способность  понимать  роль  математики  в  мире,  высказывать  обоснованные  суждения  и 
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему 
человеку. 
 

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: 

– понимание и правильное использование экономических терминов;  
– представление о банковских картах;  
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; 
– представление о различных банковских услугах;  
– проведение элементарных финансовых расчётов. 
 

Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»: 

–  способность  осваивать  и  использовать  естественно-научные  знания  для  распознания  и 
постановки  вопросов,  для  освоения  новых  знаний,  для  объяснения  естественно-научных 
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; 
–  способность  понимать  основные  особенности  естествознания  как  формы  человеческого 
познания. 
–  владение  основными  понятиями  и  терминами  как  познавательными  средствами 
окружающей действительности; 
–  владение  умениями  выявлять  причинно-следственные,  функциональные,  и  другие  связи 
социальных объектов и процессов; 
– сформированность представлений о методах познания различных явлений и процессов; 

– владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать 
последствия принимаемых решений. 
 
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 
Обучение ведется на безотметочной основе. 
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: 
• 

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; 

• 

поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают 

положительные результаты; 
• 

результаты  выполнения  тестовых  заданий  и  заданий  из  конкурса  эрудитов,  при 

выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; 
• 

косвенным  показателем  эффективности  занятий  может  быть  повышение  качества 

успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и 
другим предметам. 
 

6. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 

            

  Система  учебных  заданий  и  задач,  направленных  на  развитие  познавательных 

процессов  у  младших  школьников  с  целью  усиления  их

 

математического  развития

включающего  в  себя  умение  наблюдать,  сравнивать,  обобщать,  находить  закономерности, 
строя    простейшие  предположения;  проверять  их,  делать  выводы,  иллюстрировать  их 
примерами.  В  рабочие  тетради  включены  специально  подобранные  нестандартные  задачи, 
направленные  на  развитие  познавательных  процессов  у  младших  школьников.  Часть 
заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, 
авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, 
часть - составлена автором пособия. 

   В  процессе  выполнения  каждого  задания  происходит  развитие  почти  всех 

познавательных  процессов,  но  каждый  раз  акцент    делается  на  каком-то  одном  из  них. 
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп: 

-

 

задания на развитие внимания; 

-

 

задания на развитие памяти; 

-

 

задания на совершенствование воображения; 

-

 

задания на развитие логического мышления. 

Задания на развитие внимания 

К  заданиям  этой  группы  относятся  различные  лабиринты  и  целый  ряд  игр, 

направленных  на  развитие  произвольного  внимания  детей,  объема  внимания,  его 
устойчивости, переключения и распределения. 

Выполнение  заданий  подобного  типа  способствует  формированию  таких  жизненно 

важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, 
оглядываясь,  а  иногда  и  возвращаясь  назад,  находить  самый  короткий  путь,  решая  двух  - 
трехходовые задачи. 
Задания, развивающие память 

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой 

и  зрительной  памяти.  Участвуя  в  играх,  школьники  учатся  пользоваться  своей  памятью  и 
применять  специальные  приемы,  облегчающие  запоминание.  В  результате  таких  занятий 
учащиеся  осмысливают  и  прочно  сохраняют  в  памяти  различные  учебные  термины  и 
определения.  Вместе  с  тем  у  детей  увеличивается  объем  зрительного  и  слухового 

запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается 
основа для рационального использования сил и времени. 
Задания на развитие и совершенствование воображения 

Развитие  воображения  построено  в  основном  на  материале,  включающем  задания 

геометрического характера; 

-

 

дорисовывание  несложных  композиций  из  геометрических  тел  или  линий,  не 

изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; 

-

 

выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; 

-

 

вычерчивание  уникурсальных  фигур  (фигур,  которые  надо  начертить,  не  отрывая 

карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); 

-

 

выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

 

-

 

выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного 

рисунка; 

-

 

деление  фигуры  на  несколько  заданных  фигур  и  построение  заданной  фигуры  из 

нескольких частей, выбираемых из множества данных; 

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. 

     Совершенствованию  воображения  способствует  работа  с  изог рафами  (слова 

записаны  буквами,  расположение  которых  напоминает  изображение  того  предмета,  о 
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). 
 Задания, развивающие мышление 

  
Приоритетным  направлением  обучения  в  начальной  школе  является  развитие 

мышления.  С  этой  целью  в  рабочих  тетрадях  приведены  задания,  которые  позволяют  на 
доступном  детям  материале  и  на  их  жизненном  опыте  строить  правильные  суждения  и 
проводить  доказательства  без  предварительного  теоретического  освоения    самих  законов  и 
правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные 
объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, 
учатся  комбинировать  и  планировать.  Предлагаются  задания,  направленные  на 
формирование  умений  работать  с  алгоритмическими  предписаниями  (шаговое  выполнение 
задания). 

 
 

 

7.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА  

                                 1 класс 

№ 

заня 

тия 

Тема занятия 

Электрон 

ные ресурсы 

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, 
памяти и мышления на начало года.  

Виталий Бианки. Лис и мышонок

.

 

 

Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. 
 

Русская народная сказка. Мороз и заяц. 

https://education

.yandex.ru/main

 

Развитие концентрации внимания. 
Логические задачи на развитие аналитических способностей. 

 

 

Владимир Сутеев. Живые грибы

 

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие 
способности рассуждать. 
 
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко. 

 

Тренировка зрительной памяти. 
Логические задачи на развитие аналитических способностей. 
 
Михаил Пляцковский. Урок дружбы. 

 

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности 
рассуждать. 
 
Грузинская сказка. Лев и заяц. 

https://education

.yandex.ru/main

 

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. 
 

Русская народная сказка. Как лиса училась летать. 

 

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие 
способности рассуждать. 
 

Евгений Пермяк. Четыре брата. 

https://education

.yandex.ru/main

 

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие  
аналитических способностей. 

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца. 

 

10 

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности 
рассуждать. 
 

Про козу, козлят и капусту.

 

 

11 

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности 
рассуждать. 
 

Про петушка и жерновцы. 

 

12 

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие  
аналитических способностей. 
 

Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки. 

 

13 

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения 
рассуждать. 
 

Про наливные яблочки. 

 

14 

Поиск  закономерностей. Логические задачи на развитие  
аналитических способностей. 
 

Про Машу и трёх медведей. 

 

15 

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. 
 

Про старика, старуху, вол-ка и лисичку. 

 

16 

Развитие логического мышления. 
Решение логических и творческо-поисковых задач. 
 

Про медведя, лису и мишкин мёд. 

https://education

.yandex.ru/main

 

17 

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие 
способности рассуждать. 
 

За покупками. 

 

18 

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие  аналитических 
способностей. 
 

Находчивый Колобок. 

 

19 

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие  аналитических 
способностей. 
 

День рождения Мухи-Цокотухи. 

 

20 

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие 
способности рассуждать. 
 

Буратино и карманные деньги. 

https://education

.yandex.ru/main

 

21 

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие  
аналитических способностей. 
 

Кот Василий продаёт молоко. 

 

22 

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности 
рассуждать. 

Лесной банк. 

 

23 

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. 
 

Как мужик и медведь прибыль делили

 

24 

Развитие логического мышления. 
 

Как мужик золото менял. 

 

25 

Тренировка концентрации  внимания. Логические задачи на развитие  
аналитических способностей. 
 

Как Иванушка хотел попить водицы. 

 

26 

Тренировка внимания Логические задачи на развитие  аналитических 
способностей. 
 

Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик. 

https://education

.yandex.ru/main

 

27 

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие 
способности рассуждать. 
 

Про репку и другие корнеплоды. 

 

28 

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие  
аналитических способностей. 
 

Плывёт, плывёт кораблик. 

https://education

.yandex.ru/main

 

29 

Поиск закономерностей. 

Про Снегурочку и превращения воды.

 

 

30 

Поиск закономерностей. 

Как делили апельсин.

 

 

31 

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.  
 

Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду. 

https://education

.yandex.ru/main

 

32 

Развитие логического мышления. 
 

 

33 

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие  логических 
способностей. 

Владимир Сутеев. Яблоко. 

 

 

Во 2 классах 

№ 

заня 

тия 

Тема занятия 

Электрон 

ные 

ресурсы 

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и 
мышления на начало года.  

Михаил Пришвин. Беличья память 

 

Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. 
 
Про беличьи запасы 

https://educ
ation.yande
x.ru/main

 

Развитие концентрации внимания. 
Логические задачи на развитие аналитических способностей. 
 
Беличьи  деньги 
 

 

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности 
рассуждать. 
 
Про белочку и погоду 

 

Тренировка зрительной памяти. 
Логические задачи на развитие аналитических способностей. 
 
И. Соколов-Микитов. В берлоге 

 

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности 
рассуждать. 
 
Медвежье потомство 

https://educ
ation.yande
x.ru/main

 

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. 
 
Повреждённые и фальшивые деньги 

 

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие 
способности рассуждать. 
 
Лесные сладкоежки 

 

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие  
аналитических способностей. 
Лев Толстой. Зайцы 
 

 

10 

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности 
рассуждать. 
 
Про зайчат и зайчиху 

 

11 

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности 
рассуждать. 
 
Банковская карта 

https://educ
ation.yande
x.ru/main

 

12 

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие  
аналитических способностей. 
 
Про Зайчишку и овощи 

 

13 

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения 
рассуждать. 
 
Николай Сладков. Весёлая игра 

 

14 

Поиск  закономерностей. Логические задачи на развитие  аналитических 
способностей. 
 
Лисьи забавы 

 

15 

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. 
 
Безопасность денег на банковской карте 

 

16 

Развитие логического мышления. 
Решение логических и творческо-поисковых задач. 
 
Лисьи норы 
 

https://educ
ation.yande
x.ru/main

 

17 

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие 
способности рассуждать. 
 
Обыкновенные  кроты 

 

18 

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие  аналитических 
способностей. 
 
Про крота 

 

19 

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие  аналитических 
способностей. 
 
Про кредиты 

 

20 

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности 
рассуждать. 
 
Корень – часть растения 

https://educ
ation.yande
x.ru/main

 

21 

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие  
аналитических способностей. 
 
Эдуард Шим. Тяжкий труд 

 

22 

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности 
рассуждать. 
Про ежа 

 

23 

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. 
 
Про вклады 

 

24 

Развитие логического мышления. 
 
Занимательные особенности яблока 

https://educ
ation.yande
x.ru/main

 

25 

Тренировка концентрации  внимания. Логические задачи на развитие  
аналитических способностей. 
 
Полевой  хомяк 

 

26 

Тренировка внимания Логические задачи на развитие  аналитических 
способностей. 
 
Про полевого хомяка 

 

27 

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности 
рассуждать. 
 
Ловушки для денег 

 

28 

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие  
аналитических способностей. 
 
Про хомяка и его запасы 

 

29 

Поиск закономерностей. Про бобров 

https://educ
ation.yande
x.ru/main

 

30 

Поиск закономерностей. Бобры-строители 

 

31 

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.  
 
Такие разные деньги 

 

32 

Развитие логического мышления. 
 
Материал для плотин 

 

33 

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения 
рассуждать и анализировать. 
 
Позвоночные животные 

https://educ
ation.yande
x.ru/main

 

34 

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие  логических 
способностей. 
 
Встреча друзей 
 

 

 

В 3 классах 

 

№ 

заня 

тия 

Тема занятия 

Электрон 

ные 
ресурсы 

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и 
мышления.  

Про дождевого червяка 

 

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.  

Кальций 

https://educ
ation.yande

x.ru/main

 

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.  

Сколько весит яблоко? 

 

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.  

Хлеб всему голова 

 

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных 

 

операций.  

Про мел 

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. 
Рисование по образцу. 

Про мыло 

https://educ
ation.yande

x.ru/main

 

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных 
операций.  

История свечи 

 

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант 

 

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие 
мышления.  

Магнит 

 

10 

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант 

 

11 

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. 
Что такое бюджет? 

 

12 

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных 
операций.  

Семейный бюджет 

 

13 

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. 
Рисование  по образцу. 

 

14 

 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных 
операций.  

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата 

https://educ
ation.yande

x.ru/main

 

15 

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант 

 

16 

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания.  

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия 

 

17 

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант 

 

18 

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.  

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш. 

https://educ
ation.yande

x.ru/main

 

19 

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных 
операций. Графический диктант 

 

20 

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.  

 

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов 

21 

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных 
операций.  

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи 

 

22 

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие 
мышления. Графический диктант 

https://educ
ation.yande

x.ru/main

 

23 

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант 

 

24 

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.  

Как сэкономить семейные деньги? 

 

25 

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных 
операций. Графический диктант 

 

26 

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. 
Рисование  по образцу. 

 

27 

Тренировка внимания. Развитие мышления. Расходы и доходы бюджета 

 

28 

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие 
мышления. 

Подсчитываем семейный доход 

https://educ
ation.yande

x.ru/main

 

29 

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант 

 

30 

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.  

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы 

 

31 

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных 
операций. Графический диктант 

 

32 

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. 
Рисуем по образцу. 

 

33 

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных 
операций. 
Подчитываем сэкономленные деньги 

https://educ
ation.yande

x.ru/main

 

34 

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и 
мышления  на конец учебного года 

 

 

В 4 классах 

№ 

заня 

Тема занятия 

Электрон 

ные 
ресурсы 

тия 

1.

 

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и 
мышления. 

Старинная женская одежда

 

 

2.

 

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.  

Старинные женские головные уборы

 

 

3.

 

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.  

Старинная мужская одежда и головные уборы

 

https://educ
ation.yande

x.ru/main

 

4.

 

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления

  

Жилище крестьянской семьи на Руси

 

 

5.

 

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных 
операций.  

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы

 

 

6.

 

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. 
Рисование по образцу  

Внутреннее убранство и предметы обихода русской из

бы 

https://educ
ation.yande

x.ru/main

 

7.

 

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных 
операций.  

История посуды на Руси

 

 

8.

 

Тренировка внимания. Развитие мышления.  

Какие деньги были раньше в России.

 

 

9.

 

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие 
мышления.  

Томат

 

https://educ
ation.yande

x.ru/main

 

10.

 

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.  

Болгарский перец

 

 

11.

 

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. 

Картофель

 

 

12.

 

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных 
операций. 
 

Баклажан. Семейство Паслёновые

 

 

13.

 

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. 

Лук

 

 

14.

 

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных 
операций. 

 Капуста

 

https://educ
ation.yande

x.ru/main

 

15.

 

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.  

Горох

 

 

16.

 

1

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания.  
Грибы

 

 

17.

 

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.  
Проектная работа

 

 

18.

 

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. 

Потребительская корзина 

 

19.

 

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных 
операций. 

Потребительская корзина

 

 

20.

 

2

Тренировка концентрации  внимания. Логические задачи на развитие  
аналитических способностей. 

Прожиточный

 

минимум.

 

 

21.

 

2

Тренировка внимания Логические задачи на развитие  аналитических 
способностей. 

Инфляция

 

https://educ
ation.yande

x.ru/main

 

22.

 

2

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие 
мышления.  

Распродажи, скидки, бонусы

 

 

23.

 

 

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие 
мышления.  

Распродажи, скидки, бонусы 

 

24.

 

2

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных 
операций.  

Благотворительность 

 

 

25.

 

2

Развитие логического мышления. 

Страхование 

 

26.

 

2

Тренировка концентрации  внимания. Логические задачи на развитие  
аналитических способностей. 

В бассейне 

 

27.

 

2

Тренировка внимания Логические задачи на развитие  аналитических 
способностей. 

Делаем ремонт

 

https://educ
ation.yande

x.ru/main

 

28.

 

2

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности 
рассуждать. 

Делаем ремонт

 

 

29.

 

2

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие  
аналитических способностей. 

Праздничный торт

 

 

30.

 

2

Поиск закономерностей.  

Обустраиваем участок

 

 

31.

 

3

Поиск закономерностей.  

Поход в кино

 

 

32.

 

3

Развитие пространственного воображения. 

Поход в кино

 

https://educ
ation.yande

x.ru/main

 

33.

 

3

Развитие пространственного воображения. 

Отправляемся в путешествие 

 

 

34.

 

3

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных 
операций.     

Составляем словарик по финансовой грамотности 

 

 

 
 

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО 

ПРОЦЕССА 

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

 

№ 

п/п 

Автор, год издания 

Название пособия 

Вид пособия 

1. 

Холодова  О.А.,.  «Юным  умникам  и  умницам:  Задания  по 
развитию  познавательных  способностей».  -  Москва:  РОСТ 
книга, 2022. – 280 с. 

Методическое 
пособие  для  1-4 
класса 

2. 

Григорьев  Д.В.  Внеурочная  деятельность  школьников  [Текст]: 
методический 

конструктор: 

пособие 

для 

учителя 

Д.В.Григорьев,  П.В.Степанов.  –  М.:  Просвещение,  2010.  –  223 
с. – (Стандарты второго поколения) 

Пособие 

для 

учителя 

3. 

Оценка  достижения  планируемых  результатов  в  начальной 
школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  
[ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – 
М.:  Просвещение,  2010.  –  215  с.  –  (Стандарты  второго 
поколения) 

Пособие 

для 

учителя 

4. 

 Функциональная 

грамотность. 

1-4 

класс. 

Программа 

внеурочной  деятельности  /  М.В.  Буряк,  С.А.  Шейкина.  –  М.: 
Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). 
 

Пособие 

для 

учителя 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×