Разработка и проведение классного часа «Главное о кредитах» как основа финансовой грамотности для учащихся средней школы на базе МАОУ СОШ №17. Автор: Валерия Игоревна Романюк. Работа №429888
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 города Липецк
Разработка и проведение классного часа «Главное о кредитах» как основа финансовой грамотности для учащихся средней школы на базе МАОУ СОШ №17
Индивидуальный проект
Выполнила Романюк В. И. ученица 110 А класса
Научный руководитель Борисова И.И, учитель, к.п.н
Куликова Н.Г, учитель математики
г. Липецк
2022-2023
Оглавление
Глава 1. Теоретические основы финансовой грамотности 5
1.1 Характеристика основных понятий: кредит, виды кредита, кредитная ставка 5
1.2 Теоретическая модель повышения финансовой грамотности через проведение классного часа 10
Глава 2. Реализация плана для проведения классного часа в средней и старшей школе на базе учащихся МАОУ СОШ № 17. 12
2.1 Апробирование плана классного часа 12
2.2 Динамика сформировавшейся финансовой грамотности у учащихся и подведение итогов 14
Заключение 15
Литература 16
Приложение 20
Введение
Актуальность: в наше время каждый сталкивался с таким понятием как кредит и возможно задавался вопросом: что это? Для чего это нужно? Как это устроено?
Скорее всего, каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал истории от родителей или бабушек с дедушками о том, как они стояли в очереди на получение бесплатного товара, как ходили в магазин с талонами или брали в долг беспроцентно, чтобы приобрести какой-либо товар. С тех пор все изменилось. Сейчас очень часто в СМИ можно увидеть рекламу банков, которые предлагают кредиты по разным ставкам. Люди разных возрастов знают, что кредит — это возможность получить деньги от государства с обязанностью их вернуть на определенных условиях. Но в то же время большая часть населения не могут вернуть государству заимствованные средства. Подростки в наше время не достаточно осведомлены в финансовой сфере, именно поэтому в школе этому вопросу уделяется серьезное внимание. . В ходе моего проекта я буду разрабатывать сценарий для проведения классного часа, а по окончании написания работы, он будет апробирован на классном часе в 10 «А» классе.
Я считаю необходимым ознакомить подростков с такими кредитными каникулами и объяснить главные понятияпонятиями как: кредит, кредитная история, ставка рефинансирования, а также рассказать, как безопасно получить деньги в долг от государства и не попасть в неприятную ситуацию.
Таким образом, мы сформулировали проблему: Как повысить финансовую грамотность учащихся 110 «А» класса на базе МАОУ СОШ №17.
Цель: подготовить и провести классный час по теме «Главное о кредитах» с целью повышения финансовой грамотности учащихся.
Объект: процесс формирования финансовой грамотности учащихся средней школы на базе МАОУ СОШ №17.
Предмет: учащиеся средней школы (16-18 лет) на базе МАОУ СОШ №17 города Липецк
Задачи:
1) Изучить научную литературу по теме «Финансовая грамотность» и «Кредит».
2) Подготовить теоретическую модель повышения финансовой грамотности через проведение классного часа.
3) 3) Выявить динамику сформировавшейся финансовой грамотности у учащихся.Выяснить эффективность разработанного плана и подвести итоги.
Методы: анализ литературы в Интернет - источниках, систематизация и обработка полученного материала.
Гипотеза: если мы изучим научную литературу по теме «Финансовая
Грамотность» и «Кредит», подготовим теоретическую модель повышения финансовой грамотности через проведение классного часа, то уровень финансовой грамотности учащихся повысится.
Методы: анализ литературы в Интернет-источниках, систематизация и обработка полученного материала.
проведение классного часа по теме «Главное о кредитах» способствует увеличению финансовой грамотности учащихся.
Этапы работы: 1) поисково-теоретический (снтябрь 2022г. – ноябрь 2022г.) на данном этапе работы формулировалась проблема исследования, определялась гипотеза, цели и задачи исследования.
2) опытно-экспериментальный (декабрь 2022г. – сентябрь 2023г.) на данном этапе работы формировалась технология повышения финансовой грамотности учащихся, создавалась теоретическая модель классного часа, разрабатывался сценарий проведения классного часа, выявлялась его диагностика и коррекция повышения финансовой грамотности учащихся.
3) обобщающе-аналитический (октябрь 2023г. – ноябрь 2023г.) на данном этапе работы были проанализированы итоги реализации модели повышения финансовой грамотности учащихся, были сформулированы выводы исследования.
Сбор и изучение материала
2) Систематизация собранного материала
3) Разработка классного час
4) Проведение классного часа
5) Подведение итогов
Глава 1. Теоретические основы финансовой грамотности
1.1 Характеристика основных понятий: финансовая грамотность, кредиткредит, виды кредита, кредитная ставка
Рассмотрим понятие финансовой грамотности. По мнению Цуркан Т.С., «финансовая грамотность» - это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни [128]. Кузина О.Е. рассматривает понятие финансовой грамотности как «совокупность знаний и навыков в области финансов, которые должны применятся в повседневной жизни и приносить положительные финансовые результаты» [23]. Финансовая грамотность включает в себя и знания и практические навыки, и установки людей в области личных финансов. Моисеева Д.В. считает, что финансовая грамотность – это понимание ключевых финансовых понятий, знания о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, умение их использовать и принимать решения для реализации жизненных целей и обеспечения собственного благополучия, а также понимание последствий своих действий [39]. Все эти определения связывает слово «знания», это дает нам возможность понять, что финансовая грамотность достаточно серьезная наука. При ее внимательном изучении человек становится финансово грамотным, появляется мышление, которое способствует достижению успеха в финансовой сфере.
В рамках исследования PISA (2012, 2015 и 2018 годов) были разработаны задания, оценивающие финансовую грамотность подростков. Оценочные задания PISA представлены в нестандартной формулировке, которая отличается от типичных учебных заданий. В каждой задаче описывается определенная жизненная ситуация, в которой присутствуют конкретные люди, решающие личную проблему. Таким образом все подобные задачи формируют область оценки, которая включает: 1) содержание; 2) познавательные умения; 3) контексты. Данные подходы были впервые реализованы в исследовании PISA - 2012 и сохранились в последующих циклах (PISA - 2015 и PISA - 2018). Например:
Мистер Дэвис берет кредит, чтобы купить машину для своей семьи. Процентная ставка по кредиту фиксированная. Каждый месяц мистер Дэвис будет выплачивать кредит. Также необходимо учитывать расходы на эксплуатацию автомобиля - на бензин, ремонт и техническое обслуживание. Некоторые расходы увеличатся, если семья будет чаще использовать автомобиль, но другие траты останутся прежними. Покажите, что произойдет, если семья будет чаще использовать автомобиль? [5] .
В тестах исследования использовались задания разных типов, в том числе задания, предполагающие выбор одного из четырех предложенных ответов. Другую часть представляли задания, основанные на определении верности суждений, относящихся к финансовым продуктам и финансовым решениям. И группа заданий, предполагающие самостоятельное произведение простого финансового расчета [1]. Например:
3 декабря были произведены следующие операции. На счет Миссис Ситизен была зачислена заработная плата в размере 575 зедов. Миссис Ситизен перевела 130 зедов на счет своего сына. Других операций Миссис Ситизен 3 декабря не совершала. Каков теперь остаток средств на банковском счете по состоянию на 3 декабря? [5]
Исследование PISA в области финансовой грамотности ставит задачу диагностики уровня сформированности способности школьников получать, понимать и оценивать информацию, требуемую для принятия решения в области финансов с учетом их возможных финансовых последствий.
Средний балл уровня финансовой грамотности российских учащихся
вычисляется по международной 1000- балльной шкале финансовой грамотности, которая была сформирована по результатам исследования 2012 года и остается устойчивой в наше время. В 2018 году средний балл российских учащихся составил 495 баллов (9 место в мире), что ниже, чем в 2015 году (512 баллов, 4 место в мире). Одной из причин снижения уровня финансовой грамотности учащихся PISA выделяют: снижение уровня читательской грамотности. [1].
Средний балл для каждой страны показывает, какие задания наиболее вероятно мог выполнить средний ученик данной страны. По результатам проведенных исследований PISA в 2018 году (представлены на рис.1) важно отметить, что среди учащихся продемонстрировавших самые высокие уровни финансовой грамотности, больше девушек, чем юношей. [1;Рис. 1]
Рисунок 1. Доли мальчиков и девочек с разными уровнями финансовой грамотности в России и в Московской области (%), PISA-2018 [4]
Теперь представим себе ситуацию, что копить н желаемую вещь, о которой вы долго мечтали, нет ни терпения, ни времени, и вы решили подумать над получением кредита, но, к сожалению, вы не разбираетесь в кредитовании. По мнению Солодкова В. «кредит» - это предоставление банком денег во временное пользование на условиях платности, срочности, возвратности, обеспеченности и дифференцируемости [6]. Громов Р.М. считает, что кредит — это товар продаваемый за специфическую цену — ссудный процент и на специфических условиях — на срок, с возвратом [10]. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что кредит — это уникальная возможность получить средства от банка или товар, с определенными условиями.
Как правило кредиты в современном мире выдаются банками и микро финансовыми организациями. Банк — это автономное, независимое, коммерческое предприятие, продуктом которого является, прежде всего, формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управления имуществом. Деятельность банка носит производительный характер [7]. Микро финансовые организации - это организации, которые выдают займы на небольшие суммы за счет собственных средств [8]. В последнее время таких организаций становится все больше. Получить «кредит» в такой организации очень быстро и удобно, в отличие от получения кредита в банке. Для его оформления достаточно иметь при себе паспорт, что довольно удобно. Основное отличие МФО (микро финансовые организации) от банков заключается в том, что МФО кредитует малые предприятия и частных лиц в то время как банки кредитуют крупные компании, так же ключевым отличием является размер кредитов, предлагаемых МФО: они гораздо меньше тех, которые предлагают банки. Например, все МФО России, работающие онлайн дают средний займ около 47 000 рублей, в то время как средний размер займа в банке более чем в 10 раз больше – 470 000 рублей [8]. Для получения кредита в банке потребуется большой пакет документов. Приведем пример на основе данных с сайта «Банки.ру»:
1) Справка о доходе по форме 2-НДФЛ или по форме банка, подписанная руководителем организации и заверенная печатью. Как правило, в данной справке должен быть отражен доход за текущий/прошедший год, чаще всего не менее чем за шесть последних месяцев.
2) Выписка с зарплатной карты.
3) Заверенная копия трудовой книжки либо иные документы, подтверждающие трудоустройство. К примеру, выписка из трудовой книжки или справка от работодателя, содержащая сведения о занимаемой должности и стаже работы, или копия трудового договора с последнего места работы. Все документы должны быть постранично заверены. Стаж на текущем месте работы должен составлять в среднем не менее шести месяцев, а общий - не менее года.
4) Водительское удостоверение.
5) Документы на автомобиль - ПТС или свидетельство о регистрации транспортного средства.
6) Заграничный паспорт co штампами паспортного контроля, подтверждающими факт поездки за рубеж в течение последних полугода.
7) Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН).
8) Страховое свидетельство Государственного пенсионного фонда
(СНИЛС).
9) Полис обязательного медицинского страхования.
10) Диплом о высшем или среднем профессиональном образовании.
В некоторых случаях могут понадобиться:
• военный билет (для лиц призывного возраста, до 27 лет), при отсутствии такового - приписное свидетельство или иные документы, которые могут подтвердить наличие у заемщика отсрочки от прохождения службы в армии;
• копия свидетельства о заключении/расторжении брака;
• копия свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество.
Если заемщик ведет деятельность как индивидуальный предприниматель, то ему потребуется предоставить в банк следующие дополнительные документы:
• копия налоговой декларации по упрощенной системе налогообложения или налоговой декларации по форме 3-НДФЛ;
• подлинник и нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве ИП;
• выписки из обслуживающих банков по расчетным счетам ИП. [11]
Сейчас почти в любом уголке города можно получить «микро кредит». Если для вас важна скорость принятия решения о выдаче банком кредита с минимальными требованиями по предоставленным документам (паспорт), тогда вам подойдет экспресс-кредит [6]. Опасность таких займов заключается в том, что такие кредиты всегда выдаются под очень высокий процент, а возврат средств от недобросовестных заемщиков не всегда осуществляется законным путем. Юзович Л.И. считает, что в кредите участвуют две стороны: кредитор (банк, выдающий кредит) и заемщик (человек, получающий кредит) [9].
По мнению Солодкова В., в первую очередь нужно определиться, на какие нужды вы планируете взять кредит в банке или другой организации.
Очень важно заранее определится с суммой кредита и на какие цели вы желаете оформить кредит. Существует несколько видов кредитования: на обучение (образовательный кредит), покупка бытовой, аудиотехники или видеотехники (потребительский кредит), движимое имущество или жилой недвижимости (ипотека и автокредит). Лучше всего своевременно изучить информацию о процентных ставках в кредитном отделе банков города. Но также это можно сделать самостоятельно, на сайте любого банка можно рассчитать сумму, которую вы должны будете вернуть банку.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что для повышения финансовой грамотности учащихся необходимо предоставить высококачественную информацию для каждого нуждающегося в ней потребителя. Не менее вероятно, что школьники в дальнейшем могут так же безоговорочно воздействовать на национальную и мировую экономику.
Первые купеческие кредитные организации появились в Пскове в 1665 году. В годы правления Екатерины II большое внимание уделялось дальнейшему развитию и созданию новых кредитных учреждений, в то же время началось формирование рынка. В 1754 году по инициативе П. И. Шувалова был учреждён первый заёмный банк, он состоял из двух самостоятельных банков — Дворянского и Купеческого (Коммерческого). Помещики через эти банки, по сути, брали в долг государственные деньги, но возвращать их не спешили.
В 1763 году для управления Воспитательным домом в Москве (а затем и в Санкт-Петербурге) — благотворительным учреждением для сирот и подкидышей — был создан Опекунский совет, который распоряжался огромными ресурсами из пожертвований. В 1771 году князь Пётр Иванович Репнин попросил у Совета взаймы 50 000 рублей под залог своего имения. Просьба была удовлетворена, за ней последовали аналогичные, и вскоре эта практика была легализована манифестом 1772 года: при Опекунских советах в Москве и Санкт-Петербурге были организованы ссудные и сохранные казны. Они выдавали ссуды под залог имений, домов, драгоценностей, а также принимали вклады. [4]
Представим себе ситуацию, что копить на желаемую вещь, о которой вы долго мечтали, нет ни терпения, ни времени, и вы решили подумать над получением кредита, но к сожалению, вы не разбираетесь в кредитовании. Кредит – это предоставление банком денег во временное пользование на условиях платности, срочности, возвратности, обеспеченности и дифференцируемости. [2]
Так же существуют микрофинансовые организации – это организации, которые выдают займы на небольшие суммы за счет собственных средств. [5]
В последнее время таких организаций становится все больше. Сейчас почти в любом уголке города можно получить «микрокредит». Для его оформления достаточно иметь при себе паспорт. Опасность таких займов заключается в том, что такие кредиты всегда выдаются под очень высокий процент, а возврат средств от недобросовестных заемщиков не всегда осуществляется законным путем.
В первую очередь вам нужно определится, для каких целей вы планируете взять кредит в банке. Существует несколько видов кредитования: на обучение (образовательный кредит), покупка бытовой, аудиотехники или видеотехники (потребительский кредит), движимое имущество или жилой недвижимости (ипотека). Если для вас важна скорость принятия решения о выдаче банком кредита с минимальными требованиями по предоставленным документам (паспорт), тогда вам подойдет экспресс-кредит, однако тут нужно быть очень осторожным, ведь такие кредиты обычно очень дорогие. [2]
В кредите участвуют две стороны: кредитор (банк, выдающий кредит) и заемщик (человек, получающий кредит). [1]
Рассмотрим понятие финансовой грамотности: достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. [3]
Очень важно обязательно определится с суммой кредита и лучше всего заранее изучить информацию о процентных ставках в кредитном отделе банков вашего города. Но так же это можно сделать самостоятельно, на сайте любого банка можно рассчитать сумму, которую вы должны будете вернуть банку. Процентная ставка - сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчёте на определённый период (месяц, квартал, год). [6]
1.2 Теоретическая модель повышения финансовой грамотности через проведение классного часа
Исследование по вопросу повышения уровня финансовой грамотности школьников требует построения теоретической модели классного часа по теме: «Главное о кредитах». Для этого нам необходимо определить социальный заказ: «к концу обучения в средней школе учащиеся должны владеть уровнем полной компетентности».
Цели занятия:
1) Формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
2) Формирование грамотного отношения к экономическому процессу кредитования через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
3) Повышение уровня финансовой грамотности учащихся.
Задачи занятия:
1) Освоить систему знаний о финансовых процессах современного общества и инструментах управления личными финансами.
2) Овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.
3) Сформировать опыт применения знаний о кредитовании для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами в будущем.
4) Воспитать ответственность за экономические решения.
Содержательный блок: во время проведения классного часа участники получили необходимую информацию о финансовой грамотности, о кредите, видах кредита, научились рассчитывать итоговую сумму кредита.
Внеурочное занятие содержало в себе теорию, подобранную для занятия, интерактивный «квест», небольшие диагностические работы, направленные на определение уровня финансовой грамотности, так же в ходе урока были показаны презентационные материалы, соответствующие теме урока.
Диагностический блок: участникам классного часа было предложено прохождение «квестов» на определение уровня финансовой грамотности в начале урока и в заключении, для выявления изменения уровня финансовой грамотности учащихся. Задания были подобраны для учеников разных возрастов. Учащиеся проанализировали полученную информацию в ходе классного часа и справились с поставленными задачами в заключении урока.
Результативный блок: значительное повышение уровня финансовой грамотности учащихся, выполнение поставленных задач занятия, достижения поставленных целей занятия.
Продолжительность теоретической части: 30 минут
Продолжительность интерактивной части: 10 минутВнеурочное занятие для учащихся средней школы по теме
«Главное о кредитах»
Продолжительность теоретической части: 30 минут
Продолжительность интерактивной части: 10 минут
Рекомендуемая форма занятия: лекция. Занятие предполагает использование интерактивных и презентационных материалов, включает анализ полученной информации.
Комплект материалов:
-сценарий
-интерактивные материалы
-презентационные материалы
Структура занятия:
Часть 1. Мотивационная
Актуализация и систематизация имеющихся у обучающихся знаний о кредитовании.
Часть 2. Основное содержание занятия
Раскрытие основной темы занятия по основным направлениям кредитования.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов занятия. Прохождение обучающимися интерактивного квеста по теме классного часа.
Сценарий занятия по теме «Главное о кредитах»
Педагог (ведущий). Ребята, многие из вас хотя бы раз в жизни слышали слово кредит, возможно, даже интересовались этим понятием, но все ли вы знаете о кредитах? На сегодняшнем занятии, я вам расскажу главные особенности кредитной политики.
Для начала, нужно понять, что такое кредит - это предоставление банком денег во временное пользование на условиях платности, срочности, возвратности, обеспеченности и дифференцируемости. Как вы уже поняли, кредит – возможность получить любую сумму в банке, но с рядом нескольких условий. (Слайд 1)
Для начала можем рассмотреть ситуацию: Настя хочет приобрести себе новый смартфон IPhone 13, стоимость которого составляет 75 000 рублей, но у девушки нет таких средств, какой кредит подойдет Насте?
Потребительский; 2) Образовательный; 3) Ипотечный
Ответ: потребительский
Таким образом мы подошли к основным видам кредита (Слайд 2):
на обучение (образовательный кредит)
покупка бытовой, аудиотехники или видеотехники (потребительский кредит)
движимое имущество или жилой недвижимости (ипотека)
микрокредит (микрозайм)
Рекомендуемая форма занятия: лекция. Занятие предполагает использование интерактивных и презентационных материалов, включает анализ полученной информации.
Комплект материалов:
-сценарий
-интерактивные материалы
-презентационные материалы
Структура занятия:
Часть 1. Мотивационная
Актуализация и систематизация имеющихся у обучающихся знаний о кредитовании.
Часть 2. Основное содержание занятия
Раскрытие основной темы занятия по основным направлениям кредитования.
Часть 3. Заключение
Подведение итогов занятия. Прохождение обучающимися интерактивного «квеста» по теме классного часа.
Глава 2. Реализация и апробирование плана для проведения классного часа в средней и старшей школе на базе учащихся МАОУ СОШ № 17.
2.1 Реализация и Аапробирование плана классного часа
Мы рассматриваем данный эксперимент как метод исследования, который позволяет обеспечить доказательную и научно-объективную проверку правильности проделанной работы и выдвинутой нами гипотезы (если мы изучим научную литературу по теме «Финансовая
Грамотность» и «Кредит», подготовим теоретическую модель повышения финансовой грамотности через проведение классного часа, то уровень финансовой грамотности учащихся повысится).
Исходя из общей цели проектной работы, мы сформулировали цель практической работы: подготовить и провести классный час по теме «Главное о кредитах» с целью повышения финансовой грамотности учащихся.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, чтобы вследствие успешно разработать мероприятие, направленное на повышение уровня финансовой грамотности учащихся.
Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов, для каждого из которых были определены конкретные задачи. В констатирующем эксперименте проектной работы, решающими задачами стали:
Определение экспериментальной площади и закрепление контрольной и экспериментальной группы;
Определить критерии и показатели результата;
Разработать диагностику результата.
На констатирующем этапе были использованы эмпирические методы:
Проведение
опроса
в формате анкетирования, для выявления уровня финансовой грамотности
Проведение разработанного классного часа по теме: «Главное о кредитах»
Обработка результатов (с использованием ИКТ)
Для реализации нашего проекта были выделены Были выделены экспериментальная и контрольная группы:
эЭкспериментальная и контрольная группы. Это учащиеся 9-11 классов, которые учатся в одной школе. Списки об успеваемости учеников приведены в приложении. Таким образом, мы выделили, что группы по своему составу однородны.
В экспериментальную группу вошли ученики 9а и 11а классов, в контрольную группу вошли ученики 9в и 10б классов.
: 5а, 7в, 10а
Контрольная: 5в, 7а, 10б
Критерии выбора групп: Возраст и успеваемость. Мы хотели выяснить: влияет ли возраст обучающихся и успеваемость по некоторым дисциплинам на усвоение и осмысление полученной информации.
Эксперимент мы рассматриваем как метод исследования, который позволяет обеспечить доказательную и научно-объективную проверку правильности проделанной работы. Опытно-экспериментальная работа состоит из трех этапов, для каждого из которых были определены конкретные задачи. В констатирующем эксперименте проектной работы, решающими задачами стали: 1) Определение экспериментальной площади и закрепление контрольной и экспериментальной группы; 2) определить критерии и показатели результата; 3) разработать диагностику результата.
На констатирующем этапе были использованы эмпирические методы: обработка результатов (с использованием ИКТ). На первом этапе работы, нашей задачей было выявить уровень финансовой грамотности учащихся. Для этого мы провели опрос в формате анкетирования (приложение). В анкетировании содержалось 5 вопросов, в некоторых из них по несколько вариантов правильных ответов. Один из них засчитывался как правильный. Анкета была адресована учащимся нашей школы и предоставлена им для заполнения в удобное для них время. Каждый ученик получил свой экземпляр анкеты, где вопросы были пронумерованы и четко сформулированы.
Полученные результаты позволили нам оценить уровень финансовой грамотности второклассников нашей школы.
Диаграмма с результатом 9а и 11а класса (рис.2)
По результатам анкетирования мы выяснили, что у учеников 9а и11а класса выявлен низкий уровень финансовой грамотности. Так, низкий уровень показали 65% детей, 35% средний уровень, высокий уровень не был выявлен. По результатам проведенного исследования мы разработали внеурочные мероприятия, способствующие повышению финансовой грамотности младших школьников. В связи с чем, мы перешли ко второму этапу работы.
На втором этапе работы, мы реализовали теоретическую модель классного часа по теме «Главное о кредитах» в экспериментальной группе учеников. Внеурочное мероприятие было организовано в удобное для учеников 9а и 11а классов.
2.2 Динамика сформировавшейся финансовой грамотности у учащихся и подведение итогов
После проведенного внеурочного мероприятия мы вновь провели анкетирования учащихся 9а и 11а классов и получили следующие результаты.
Повторное анкетирование учеников 9а и 11а классов (рис.3)
По результатам проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что результаты учащихся 4 класса изменились. Так, низкий уровень снизился с 65% до 50%. Средний уровень остался на прежнем уровне. А также повысился высокий уровень с 0% до 25%.
Таблица 2 – Результаты повторного анкетирования финансовой грамотности младших школьников
Шифр ребенка
Количество правильных ответов
Уровень финансовой грамотности
Ребенок 1
8
Высокий
Ребенок 2
4
Низкий
Ребенок 3
3
Низкий
Ребенок 4
4
Низкий
Ребенок 5
8
Высокий
Ребенок 6
8
Высокий
Ребенок 7
4
Низкий
Ребенок 8
7
Средний
Ребенок 9
4
Низкий
Ребенок 10
4
Низкий
Ребенок 11
7
Средний
Ребенок 12
3
Низкий
Ребенок 13
8
Высокий
Ребенок 14
4
Низкий
Ребенок 15
5
Средний
Ребенок 16
4
Низкий
Ребенок 17
8
Высокий
Ребенок 18
6
Средний
Ребенок 19
5
Средний
Ребенок 20
4
Низкий
Таким образом, мы можем считать, что разработанное и проведенное мероприятие по повышению финансовой грамотности младших школьников, является эффективным и может быть использовано в работе учителей в МАОУ СОШ № 17 г. Липецка.
Заключение
В ходе проектной работы по разработке и проведению классного часа «Главное о кредитах» как основы финансовой грамотности для учащихся средней школы на базе МАОУ СОШ №17, которая была направлена на повышение финансовой грамотности учеников, мы подтвердили нашу гипотезу: если мы изучим научную литературу по теме «Финансовая
Грамотность» и «Кредит», подготовим теоретическую модель повышения финансовой грамотности через проведение классного часа, то уровень финансовой грамотности учащихся повысится. Для выдвижения данной гипотезы мы подобрали теоретические задачи, благодаря которым определили начальный уровень финансовой грамотности учащихся. В практической части мы рассмотрели 2 группы учеников разных возрастов и апробировали подготовленный классный час. Практическая часть была направлена на апробацию классного часа, подсчет результатов, составление статистики повышения финансовой грамотности учащихся.
В ходе моей работы над проектом, я выяснила, что уровень финансовой грамотности учащихся нашей школы действительно низок. После выполнения интерактивной части классного часа, мы обработали все результаты и оформили их в диаграммы. Благодаря проведению классного часа в выбранных группах, нам удалось повысить уровень финансовой грамотности учеников.
Таким образом, мы понимаем, что выдвинутая нами гипотеза была доказана, задачи, поставленные нами вначале работы, были выполнены.
Однако все вышесказанное доказывает, что цель проектной работы была успешно достигнута.
Литература
Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л.,
Колачев
Н.И., Баранова В.Ю., Динамика результатов оценки финансовой грамотности российских учащихся в международном исследовании PISA //
отечетсвенная
и зарубежная педагогика. 2021г. Т.2, №5 (79). С.41-59
Кузина О.Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы) /
О.Е.Кузина
// Деньги и кредит – 2012 - №1 с.68-72
Моисеева Д.В. Финансовая грамотность населения российского региона экономико-социологический анализ:
афтореф
.
дис
. ... кандидат социологических наук: 22.00.03 / Моисеева Дарья Викторовна Волгоград. 2017 - 29с.
Отчет по результатам исследования PISA – 2018 // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РОСОБРНАДЗОР // Москва 2020г.
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач PISA – 2018 // 2018г. С.82-105
Солодков
В., Белоусова В. Финансовая грамотность Материалы для обучающихся (10-11 класс, СПО) // Москва. Сетевая академия, 2019г.
Уткина Э.А. Гиндин И.Ф. Банковское дело в России. «Современные представления о сущности банка», 2017
Ю.Брехова
,
А.Алмосов
,
Д.Завьялов
Финансовая грамотность материалы для обучающихся (10-11 класс) // Министерство финансов Российской Федерации, 2018г. 344с.
Юзвович
Л.И., Князева Е.Г., Истомина Ю.В. Финансы и кредиты учебное пособие // Екатеринбург
.
Издательство Уральского университета, 2019г. 284с.
Громов, Р. М. Понятие, функции кредита и его формы / Р.
М.Громов
. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — №22 (102). — C. 377-379. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23108/ (дата обращения: 19.06.2023).
Список документов для получения потребительского кредита в банке Банки ру.URL: https://www.banki.ru/wikibank/dokumentyi_dlya_oformleniya_potrebitelskogo_kredita/ (дата обращения: 23.06.2023)
Солодков В., Белоусова В. Финансовая грамотность Материалы для обучающихся (10-11 класс, СПО) //
Москва. Сетевая академия, 2019г.
Понятие финансовой грамотности: https://www.banki.ru/wikibank/finansovaya_gramotnost/
(11.05.2023)
История появления кредитов: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кредит
(10.03.2023)
Ю.Брехова, А.Алмосов, Д.Завьялов Финансовая грамотность материалы для обучающихся (10-11 класс)
//
Министерство финансов Российской Федерации, 2018г. 344с.
Цуркан
Т. С. Особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике / Т. С.
Цуркан
. —
Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. —
№
27 (369).
— C. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83001/ (дата
обращения: 05.06.2023).
Определение процентной ставки:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Процентная_ставка
(15.05.2023)
Приложение
Классный час для учащихся средней школы по теме
«Главное о кредитах»
Часть 1. Мотивационная
Ребята, многие из вас хотя бы раз в жизни слышали слово кредит, возможно, даже интересовались данным понятием, но все ли вы знаете о кредитах? На сегодняшнем занятии, я расскажу вам главные особенности кредитной политики. Для вас не секрет, что наш урок посвящен финансовой грамотности, для того, чтобы вы понимали, что вас ожидает, хочу познакомить вас с определением финансовой грамотности. Многие ученые рассматривают данное понятие, как совокупность знаний и навыков в области финансов, которые должны применяться в повседневной жизни и приносить положительные финансовые результаты
Для того, чтобы оценить имеющиеся у вас знаний о кредите, я предлагаю вам пройти небольшой «квест»:
1) «Прогулка»
Вы вышли погулять с другом (подругой). Он (она) говорит: «Что-то жарко, давай по мороженому? Я угощаю».
А) Соглашусь, Б) Откажусь.
2) «Няня» (рекомендовано для возраста 14+)
Ваша тетя, живущая в соседнем доме, просит присмотреть один час за ее ребенком, потому что ее срочно вызвали на работу. Вы уже договорились провести время с друзьями, но ваша тетя, очень просит вас о помощи.
А) Соглашусь, Б) Откажусь
3) «Работа» (рекомендовано для возраста 14+)
Друг предлагает устроится на работу на время летних каникул. Родители не запрещают, но и не в восторге: «Лучше поучи уроки или книгу почитай».
А) Пойду, попробую заработать денег, Б) Откажусь, лучше отдохну
4) «Купюра»
Вы идете с друзьями, видите на тротуаре купюру номиналом в 100 рублей.
Возьмете?
А) Да, лишней не будет, Б) Нет, как-то неудобно.
5) «Компьтерный клуб»
В соседнем доме, открылся компьютерный клуб: промо-предложение, только 3 дня в честь открытия 100 рублей за вход, потом будет 300 рублей. Друзья собираются идти.
А) Пойду, выгодное предложение, Б) Не пойду.
6) «Пицца»
Одноклассник предлагает: «Надоели эти школьные обеды, давай по пицце купим?» Пицца стоит 50 рублей. На самом деле Вам хочется разнообразия, хоть раз в неделю можно же себе позволить.
А) Куплю пиццу, Б) Пожалуй откажусь.
7) «Долг»
Одноклассник должен был вам 100 рублей, обещал отдать через неделю.
Прошло уже более двух недель, но он ничего не говорит - наверное, забыл. Вам немного неудобно напоминать, но хотелось бы вернуть деньги.
А) Напомните ему, Б) Не будете напоминать: может все-таки сам вспомнит, а если нет - то и не жалко, сумма небольшая.
Теперь участники могут поднять руку и озвучить свой результат.
Обсуждение результата:
Каждая ситуация, в которой Вы имеете дело с деньгами, пусть с небольшими суммами, должна рассматриваться Вами как финансовая ситуация. А решение, которое Вы в ней принимаете - как финансовое решение.
Целеполагание: Ребята, какая цель нашего занятия? На какой вопрос мы должны ответить? (Ответы детей: Какие виды кредитов существуют, и что необходимо учитывать при выборе кредита?)
Часть 2. Основное содержание занятия
Давайте разберемся в понятии кредитования:
Обучающимся раздаются карточки с ключевыми словами, где написаны части определения (кредитование). Задание: составить правильное определение, а затем быстро ответить, то что получилось.
Ключевые слова: лицо (кредитор), на условнях возвратности, это форма финансовых отношений, кредитование, при которой одно лицо, в пользование некоторую сумму средств, предоставляет другому, платности и срочности.
Ответ: кредитование - это форма финансовых отношений, при которой одно лицо (кредитор) предоставляет другому в пользование некоторую сумму средств на условиях возвратности, платности и срочности.
2. Участники кредитования. В кредитовании обычно участвуют 2 стороны - кредиторы и заемщики. Давайте попробуем их определить и составить таблицу из следующего ряда понятий: микро финансовые учреждения, предприниматели, ломбарды, юридические лица, банки, физические лица
Кредитор
Заемщик
По готовности, учащиеся сдают свои работы.
Теперь давайте рассмотрим основное понятие кредита, для этого можно привести пример: вы берёте кредит на сумму 100 000 р. под 20% годовых на 6 месяцев, банк может предложить вам погашать кредит равными частями раз в месяц. Как рассчитать размер ежемесячной выплаты? Его можно рассчитать путём обратных вычислений вот в такой таблице (Слайд 4):
Определение кредита: предоставление банком денег во временное пользование на условиях платности, срочности, возвратности, обеспеченности и дифференцируемости. Простыми словами кредит - это вклад наоборот: не банк занимает у вас и платит за это процент, а вы занимаете у банка. Процентная ставка по кредиту рассчитывается банком, исходя из риска, что заемщик не вернёт деньги. Этот риск определяется тремя основными факторами:
• надёжностью конкретного заёмщика;
• общей экономической обстановкой в стране;
• сроком кредита (чем он дольше, тем выше неопределённость по первым двум пунктам).
Конечно, банк не знает, насколько благонадёжен каждый конкретный заёмщик. Это знают о себе только сами клиенты банка, но даже они не всегда в состоянии здраво оценить свою платёжеспособность в будущем. Вот почему банк собирает информацию о заёмщике и на её основе составляет мнение о его надёжности. Так, критериями надёжности могут быть стабильная занятость, уровень заработной платы, наличие поручителя или возможность предоставления залога. Чем надёжнее заёмщик, тем ниже будет ставка.
Конечно же существует несколько видов кредита, поэтому очень важно заранее определится с суммой кредита и на какие цели вы желаете оформить
кредит. Существует несколько видов кредитования: на обучение (образовательный кредит), покупка бытовой, аудиотехники или видеотехники (потребительский кредит), движимое имущество или жилой недвижимости (ипотека и автокредит), а также микро кредит (микрозайм). В наше время микро кредит стал очень востребован, если для вас важна скорость принятия решения о выдаче банком кредита с минимальными требованиями по предоставленным документам (паспорт), тогда вам подойдет экспресс-кредит. Но всегда помните о том, что такие кредиты всегда выдаются под очень высокий процент, а возврат средств от недобросовестных заемщиков не всегда осуществляется законным путем.
Такие микрозаймы выдаются МФО (организации, которые выдают займы на небольшие суммы за счет собственных средств).
Часть 3. Заключение
Наш урок финансовой грамотности подходит к концу, предлагаю вам подвести итоги занятия и пройти интерактивный «квест» по материалам урока.
Для закрепления пройденного материала представим 2 ситуации:
Михаил Дмитриевич хотел бы получить кредит в размере 550 000 руб. на обучение своей дочери Ирины в медицинском ВУЗе. Кредит Михаил Дмитриевич предполагает привлечь на 6 лет. Какой вид кредита следует предпочесть Михаилу Дмитриевичу?
Ответ: образовательный (на обучение).
Анастасия Юрьевна хотела бы получить кредит на приобретение нового автомобиля. Стоимость машины - 3200 000 руб. Собственных накоплений Анастасия Юрьевна не имеет. Для получения кредита Анастасия Юрьевна заказала в бухгалтерии своей фирмы справку о доходах. Кредит Анастасия Юрьевна предполагает привлечь на 4 года.
Какой
вид
кредита
следует
предпочесть Анастасии Юрьевне?
Ответ: автокредит.
На этом наш урок подошел к концу, надеюсь, что вас заинтересовала сфера финансов и в дальнейшем вы захотите активно развиваться в данном направлении. Так же хочу напомнить вам, что не значит, что нужно все время себе во всем отказывать. Совершать мелкие траты можно, но делать это с пониманием того, что каждая такая трата чуточку отдаляет Вас от достижения крупной цели. Спасибо всем за уделенное время, хорошего дня!
Анкетирование для выявления уровня финансовой грамотности на первом этапе работы.
ФИ. № класса
1
Знакомы ли вы с понятием «финансовая грамотность»?
2
Ваш пол
3
Ваш возраст
4
В каком возрасте вы получили первые карманные деньги?
5
На что потратили/отложили?
Вопрос 1. Необходимо ли, на Ваш взгляд, в условиях рыночной экономики разбираться в вопросах финансовой грамотности?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Вопрос 2. Финансовая грамотность населения включает в себя:
Способность вести учет доходов и расходов на уровне
семьи (
бюджет семьи)
Планировать свое финансовое будущее
Создавать
сбережения, используя
финансовые инструменты
Грамотно распоряжаться денежными ресурсами
Использовать финансовые предложения для инвестирования в них личного капитала
Владеть информацией о финансовых махинациях и финансовых рисках
Все
вышеперечисленное
Затрудняюсь ответить
Вопрос 3. Повышаете ли Вы уровень своей финансовой грамотности? Каким образом?
Не хватает времени
Да, узнаю новое от друзей знакомых и из СМИ
Да, я слежу за уровнем своей финансовой грамотности, читаю специализированную литературу, посещаю
вебинары
, пользуюсь услугами независимых финансовых консультантов
У меня низкий уровень дохода
Я и так все знаю
Затрудняюсь ответить
Вопрос 4. Основная задача человека в вопросе личных финансов:
Максимально широко использовать потребительские кредиты
Уметь рассчитывать эффективную ставку по кредиту
Сводить доходы с расходами
Вовремя отдавать долги
Как можно позднее выйти на пенсию
Постепенно трансформировать свой человеческий капитал в финансовый капитал
Хранить личные сбережения в различных валютах
Уметь оценивать эффективность бизнес-планов
Все
вышеперечисленное
Затрудняюсь ответить
Вопрос 5. Продолжите фразу. «Финансовое благополучие для меня начинается с… :
Покупки нового автомобиля престижной марки
Покупки большого загородного дома
Покупки дорогих ювелирных украшений и одежды популярных брендов
Регулярного посещения ресторанов
Отождествлением себя средним слоем населения
Отождествлением себя высшим слоем населения
Все вышеперечисленное
Затрудняюсь ответить
Приложение