Методическое пособие " Музыкальный замок". Автор: Галина Николаевна Гаврищака. Работа №429893
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 7 станицы Атаманской
Методическое пособие
«Музыкальный замок»
Разработала: Гаврищака Галина Николаевна,
музыкальный руководитель
МКДОУ детский сад № 7
станица Атаманская
2023 год
Содержание
Аннотация……………………………………………………………….……...………3
Пояснительная записка………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………………………………...8
Список использованной литературы…………………………………….…………....8
Аннотация
Пособие «Музыкальная шкатулка» предназначено для музыкальных руководителей детского сада при работы с детьми от 3 до 7 лет.
Основное назначение предлагаемого пособия – формирование у детей дошкольного возраста музыкальных способностей. С помощью данного пособия музыкальный руководитель в доступной игровой форме сможет помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувства ритма, тембрового и динамического слуха, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях, развивать творческие и музыкальные способности детей различными средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества.
Пояснительная записка
Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организовывают театрализованные представления.
Одним из важных средств развития самостоятельной музыкальной деятельности являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей. Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучения и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка.
Поэтому было разработано дидактическое пособие «Музыкальная шкатулка», которое способствует формированию у детей музыкальных способностей, в игровой форме помогает им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивает у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждает к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Актуальность
В современной теории и практике дошкольного образования остро стоит проблема развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, прежде всего в связи с катастрофическим падением уровня музыкальной культуры подрастающего поколения. Причины данного явления различны, но главная, кроется в негативном влиянии на ребенка современной музыкальной среды. Ее центральной составляющей является массовая культура, низкое качество которой – бедность интонационно – тематического содержания, убогость ладовой организации и ритмической структуры – особенно пагубно из-за небывалого по объему воздействия через досуговые заведения, радио, телевидение, мобильные средства звуковоспроизведения.
Музыка оказывает благотворное развивающее и воспитательное воздействие лишь в том случае, если человек подготовлен к ее восприятию, то есть если у него развиты те свойства и качества, которые позволяют пережить и понять музыку, постичь ее художественную и эстетическую ценность. Важная роль в восприятии художественного материала принадлежит музыкальным способностям. Поэтому их формирование и развитие в настоящее время становится одним из главных условий приобщения к подлинным художественным ценностям. Следовательно, сегодня в теории и практике музыкального воспитания дошкольников развитие музыкальных способностей должно стать одним из приоритетных направлений педагогической деятельности.
Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии детей посредством активных методов обучения и воспитания дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
Исходя из вышеизложенного, актуальным в педагогической практике в современных условиях является разработка и использование музыкально-дидактических пособий, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывая у него зрительную, слуховую, двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию нового. Педагогическая ценность музыкально — дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком практически неограниченные возможности и свободу применения полученных знаний в жизненной практике.
Новизна
Цель данного пособия: музыкально-сенсорное развитие детей посредством активных методов обучения и воспитания дошкольников в определенной системе, дать дошкольникам понятия основ музыкальной грамоты, развивать у них чувство ритма, координацию движений, творческие способности, привить интерес и любовь к музыке.
Задачи:
• Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
• Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
• Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор
Основная часть
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны. Только в этом случае они становятся возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей. При этом содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение. Применение музыкально-дидактических игр дает возможность провести занятие наиболее содержательно.
Использование музыкально-дидактических игр
в процессе пения
Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду.
Песня звучит на утренниках и развлечениях и музыкальных спектаклях, сопровождает игры, танцы, она – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя, ребенок напевает свою незамысловатую мелодию.
Музыкально-дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Использование музыкально-дидактических игр
в процессе слушания музыки
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства.
Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.
Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению, запоминанию. Такая игровая форма обучения нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой.
Постепенно благодаря играм дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части.
Использование музыкально-дидактических игр
в процессе ритмических движений
На занятии отводится время разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, двигаться в соответствии музыки с музыкальным образом, динамикой музыки. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение.
Для малышей 3 лет желательно использовать в музыкально-дидактических играх игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С куклой или мишкой детям интересней выполнять движения или плясать под русскую народную мелодию. Мишка на протяжении всего занятия «наблюдает» за детьми, и это также вносит элемент занимательности.
Умению согласовывать движения с музыкой следует обучать детей с раннего возраста. Начинать лучше с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивание платочком.
Варианты работы с пособием разнообразны. Работу с пособием необходимо строить с учётом интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.
Музыкально - дидактические игры
Музыкально-д
идактическая игра «
Три медведя
» для детей
3
-
4
лет
Данная игра направлена на развитие музыкального образа и представления о регистрах.
Дидактические задачи: закрепить умение ассоциировать музыкальное произведение с образами животных, развивать представление о регистрах (высокий, средний, низкий).
Рекомендации: для игры необходима иллюстрация к сказке «Три медведя» (на каждого ребёнка комплект из трёх карточек: папа - Михайло Потапыч, мама - Настасья Петровна, сын Мишутка).
Ход игры: музыкальный руководитель читает детям сказку, предлагает внимательно послушать её, а затем предлагает послушать музыкальные сюжеты, характеризующие сказочные образы и определить, какой из них подойдет к каждому персонажу. В заключении можно предложить импровизировать движения под музыку, пытаясь передать образ большого, тяжёлого и неуклюжего Михайло Потапыча, чуть живее, хотя тоже неуклюжую Настасью Петровну и весёлого, живого и игривого Мишутку.
Приложение 1
Дидактическая
игра
«Каким бывает дождик» для детей 4-5 лет
Данная игра направлена на развитие музыкально-ритмического слуха у детей, умение изобразить мелодию на музыкальном инструменте
Дидактические задачи: развивать у детей музыкально-ритмический слух, упражнять в различении долгих и коротких звуков.
Рекомендации: для игры понадобятся музыкальные инструменты: колокольчики, маракасы, бубны, металлофоны.
Ход игры: Детям предлагают отгадать загадку:
Это кто такой садовник: полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы, вымыл травы и листы?
А как сумерки настали – нам по радио сказали,
Что и завтра он придёт, и польёт наш огород. (Дождик)
На доске появляется картинка с дождиком.
Затем проводится беседа о дождике весеннем, летнем, осеннем и зимнем.
Ребятам предлагают выбрать из предложенных музыкальных инструментов тот, на котором они смогут сыграть, изобразив дождик в разное время года.
Приложение 2
Дидактическая игра «
Угадай жанр музыки
» для детей
5
-
6
лет
Данная игра направлена на закрепление жанров в музыке.
Дидактические задачи: развивать музыкальную память, воображение, закреплять в игровой форме знание музыкальной терминологии, формировать устойчивый интерес к музыкально-образовательной деятельности. Рекомендации: аудиозапись небольших отрывков знакомых музыкальных произведений в разных жанрах (марш, песня, танец, опера, балет, симфония, концерт.
Ход игры: Детям предлагают отгадать загадки:
Мы шагаем как солдаты,
Значит, что звучит, ребята? - МАРШ.
Громко, тихо мы поём,
Целой группой и вдвоём,
Лишь бы было интересно.
Помогает всем нам… ПЕСНЯ.
Мы сегодня в вальсе кружим,
Ну, а завтра - с полькой дружим.
В пляску русскую пойдём!
Что за жанр мы заведём? – ТАНЕЦ.
А сейчас я предлагаю задание посложнее, так как вы назвали простые жанры, а есть и сложные.
Приложение 3
4. Дидактическая игра «Волшебный замок музыкальных инструментов» для детей 6-7 лет
Данная игра направлена на закрепление знания о музыкальных инструментах (клавишных, струнных, духовых, шумовых, ударных) и их принадлежности к тому или иному виду оркестра: народному, симфоническому.
Дидактические задачи: развивать музыкальную память, внимание, закреплять в игровой форме знание музыкальной терминологии, формировать устойчивый интерес к музыкально-образовательной деятельности.
Рекомендации: картинки с изображением музыкальных инструментов, волшебный замок
Ход игры: В волшебном замке, в каждой башне живут музыкальные инструменты. Вот только беда приключилась, все инструменты перепутались. Их нужно расселить, каждый в свою башню. Руководитель показывает башню и говорит, что здесь жили клавишные инструменты. Дети выбирают нужный инструмент, называют его, способ игры на нём и крепят в окошке.
Приложение 4
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данное пособие с набором музыкально-дидактических игр способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяет в доступной игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства. Своей главной задачей мы считаем развитие эмоциональной сферы ребенка. Именно она играет решающую роль в становлении его личности, развитии ее высоких психологических функций, регуляции поведения. Одна из центральных ролей при этом принадлежит искусству и, в частности, музыке. Благодаря уникальным ее особенностям, она способствует формированию не только эмоциональной, но и познавательной, нравственной сфер и, что особенно важно, формирует творческую личность ребенка.
Литература
Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду/ Изд. Мозаика-Синтез, М. 2008.
Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: учебное пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов. — М.: Просвещение, 1986.
Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.: Просвещение, 1982.
Тютюнникова Т. Э. Просто, легко. весело. - Музыкальный руководитель. - № 5. — 2009.